Напоминание

"Применение методов гуманистической педагогики при знакомстве с новой терминологией на уроках обществознания".


Авторы: Кулакова Лариса Викторовна, Лариса Викторовна Кулакова
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 12"
Населённый пункт: город Байкальск, Иркутская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Применение методов гуманистической педагогики при знакомстве с новой терминологией на уроках обществознания".
Раздел: среднее образование





Назад




План-конспект мастер класса

«Применение методов гуманистической педагогики при знакомстве с новой

терминологией на уроках обществознания».

Тема урока. «Социальная мобильность».

8 класс.

Автор разработки: Кулакова Л.В., учитель истории и обществознания МБОУ

«СОШ № 12» города Байкальска

Давайте вспомним основные методы и установки гуманистического

воспитания:

· воспитание доверием, заботой и уважением;

· воспитание ответственностью;

· воспитание творчеством;

· воспитание через здравомыслие,

· воспитание через обучение этическому исследованию и процедурам

принятия нравственных, гражданских, правовых и экологических решений;

· воспитание посредством обучения решению экзистенциальных

(жизнесмысловых) проблем, а также методам прояснения, конституирования

(установления) и творчества смыслов.

Первые три метода позволяют осуществить воспитание через чувства, вторые

три – через разум.

Общее во всех этих методах состоит в том, что педагог побуждает ребенка

самому пережить эти чувства и состояния – доверия, ответственности,

творчества, жизненных (этических и прочих) дилемм и коллизий, различных

смысловых ситуаций. Мы не можем этому научить, психологически и

морально ощущая себя «над» ребенком, но должны вместе с ним попытаться

пережить эти состояния. Поэтому самое главное на уроках — создание

атмосферы делового сотрудничества. Сотрудничества, в котором нет еще

готовых ответов и важен совместный поиск решения задач.

0

Важно максимально задействовать в процессе деятельности опыт и

интересы учащихся. Учитель должен всегда помнить, что только

эмоционально значимый материал может побудить ученика искать в нем

какие-то свои смыслы. Лишь воздействуя на эмоции учеников, можно

помочь им достигнуть цели.

Говоря

на

языке

обществознания,

сегодня

мы

живём

в

информационном (постиндустриальном) обществе, которое очень быстро

меняется. А значит, изменяются привычные слова, появляются новые

понятия. Каким образом помочь ребёнку (малочитающему ученику) войти в

мир научных терминов, как к себе в дом? Значит надо создать условия, при

которых эти слова не были бы страшными, чтобы они были близки и

понятны ребёнку.

Поэтому я поставила перед собой цель - разработать приёмы и

способы работы с терминологией.

- Уважаемые коллеги, приглашаю вас к участию в мастер-классе по теме:

«Применение методов гуманистической педагогики при знакомстве с новой

терминологией на уроках обществознания». Буду вам признательна за

активное участие, отклики и пожелания.

Приглашаю на урок обществознания в 8 класс «Социальная мобильность».

Слайд №1.

1. Этап. Вызов.

- Вы любите сказки? Вы знаете сказки?

Читаю сказку. Тексты сказки лежат на столах. Приложение № 1.

Слайд №2. На экране содержание сказки.

Главная героиня этой сказки принадлежала к социальной группе обедневших

дворян, что говорит о её невысоком

приписанном (прирождённом)

1

социальном статусе. Но, несмотря на своё происхождение, выполняла

тяжёлую, грязную работу в качестве прислуги, была плохо одета и не имела,

никаких прав. В конце сказки она совершила восходящую вертикальную

мобильность и приобрела высочайший из достигаемых статусов. Для этого

был использован социальный лифт – «удачный брак». Но какой – то период

времени ей будет сложно привыкать к новой жизни, т. к. она будет

маргиналом.

- Кто узнал сказку? Саму героиню? По каким словам?

- Да. Это Золушка. Слайд № 3.

2 этап. Осмысление.

- Как определили? Какие слова, факты из сказки позволили это сделать?

Учащиеся называют……

- Здесь есть незнакомые для вас слова?

- А теперь поработайте с текстом. Выделите (подчеркните) новые термины,

непонятные для вас.

Работа с текстом (в паре, в группе)

- Назовите эти термины.

Учащиеся называют. Фиксируем на доске.

Слайд №4, № 5.

1. социальная группа

2. приписанный (прирождённый) статус

3. восходящая вертикальная мобильность

4. достигаемый статус

5. социальный лифт

2

6. маргинал

- Все эти термины относятся к теме социальная мобильность. Попробуйте,

опираясь на содержание предложенной сказки, самостоятельно объяснить и

записать смысл этих слов. Можно не все. Сколько получится.

Работа с понятиями в паре на опорных листах (подсказках)

Приложение № 2.

- Кто хотел бы поделиться тем, что получилось?

Проговариваем полученные результаты, дописываем, что не получилось….

Слайды № 6, № 7, № 8, № 9.

Работа с понятийным аппаратом (устно, совместно с учителем)

(С теми словами, которые вызвали затруднение). Разбираем, проговариваем,

записываем (фиксируем)

Приёмы:

конструирование

понятия,

допиши

термин,

ассоциативные

картинки, звуки, движения.

3 этап. Рефлексия.

- Я вам показываю сказку, назовите все возможные термины, которые

применимы к ней.

Слайд № 10. «Сказка о рыбаке и рыбке»

Учащиеся называют: социальная группа, приписанный статус, восходящая

вертикальная

мобильность,

нисходящая

вертикальная

мобильность,

достигаемый статус, маргинал.

Молодцы!!!

3

Слайд № 11. Сказка «Гадкий утёнок»

Учащиеся называют: приписанный статус, социальная группа, маргинал,

вертикальная мобильность.

-Вы все замечательно поработали. Молодцы!

- Меня порадовало, что вы хорошо знаете сказки, а главное мы с вами

разобрали 12 новых терминов, вы их поняли и запомнили.

Слайд № 12.

Домашнее задание (учащиеся самостоятельно выбирают уровень задания,

который смогут выполнить дома)

1**. Напишите свою сказку, используя новую терминологию.

2. Приведите пример сказки, и какие термины, изученные на уроке, можно

применить в этой сказке.

4

Приложение № 1

Фрагмент сказки (слайд № 2 )

Главная героиня этой сказки принадлежала к социальной группе обедневших

дворян, что говорит о её невысоком приписанном (прирождённом)

социальном статусе. Но, несмотря на своё происхождение, выполняла

тяжёлую, грязную работу в качестве прислуги, была плохо одета и не имела,

никаких прав. В конце сказки она совершила восходящую вертикальную

мобильность и приобрела высочайший из достигаемых статусов. Для этого

был использован социальный лифт – «удачный брак». Но какой – то период

времени ей будет сложно привыкать к новой жизни, т. к. она будет

маргиналом.

5

Приложение №2 Опорная схема урока.

«Социальная мобильность».

1.

Социальная группа

- устойчивая совокупность_______________

_____________________________________________________________

_______________________________________________________

2.

Социальный статус

- ______________________________________

________________________________________________________

Социальный статус

Приписанный(прирождённый) достигаемый

?______________________ ? _____________________

3.

Социальная мобильность

– изменение

положения______________

____________________________________________________________

Виды социальной мобильности

вертикальная горизонтальная

? __________________

? _____________________

? восходящая _________________________________________________

? нисходящая ________________________________________________

Социальные лифты

- пути (каналы) по которым________________

__________________________________________________________________

_________________________________________________________________

Примеры:

6

Маргинал -

______________________________________________________

7



В раздел образования