Авторы: Кулакова Лариса Викторовна, Лариса Викторовна Кулакова
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 12"
Населённый пункт: город Байкальск, Иркутская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Применение методов гуманистической педагогики при знакомстве с новой терминологией на уроках обществознания".
Раздел: среднее образование
План-конспект мастер класса
«Применение методов гуманистической педагогики при знакомстве с новой
терминологией на уроках обществознания».
Тема урока. «Социальная мобильность».
8 класс.
Автор разработки: Кулакова Л.В., учитель истории и обществознания МБОУ
«СОШ № 12» города Байкальска
Давайте вспомним основные методы и установки гуманистического
воспитания:
· воспитание доверием, заботой и уважением;
· воспитание ответственностью;
· воспитание творчеством;
· воспитание через здравомыслие,
· воспитание через обучение этическому исследованию и процедурам
принятия нравственных, гражданских, правовых и экологических решений;
· воспитание посредством обучения решению экзистенциальных
(жизнесмысловых) проблем, а также методам прояснения, конституирования
(установления) и творчества смыслов.
Первые три метода позволяют осуществить воспитание через чувства, вторые
три – через разум.
Общее во всех этих методах состоит в том, что педагог побуждает ребенка
самому пережить эти чувства и состояния – доверия, ответственности,
творчества, жизненных (этических и прочих) дилемм и коллизий, различных
смысловых ситуаций. Мы не можем этому научить, психологически и
морально ощущая себя «над» ребенком, но должны вместе с ним попытаться
пережить эти состояния. Поэтому самое главное на уроках — создание
атмосферы делового сотрудничества. Сотрудничества, в котором нет еще
готовых ответов и важен совместный поиск решения задач.
0
Важно максимально задействовать в процессе деятельности опыт и
интересы учащихся. Учитель должен всегда помнить, что только
эмоционально значимый материал может побудить ученика искать в нем
какие-то свои смыслы. Лишь воздействуя на эмоции учеников, можно
помочь им достигнуть цели.
Говоря
на
языке
обществознания,
сегодня
мы
живём
в
информационном (постиндустриальном) обществе, которое очень быстро
меняется. А значит, изменяются привычные слова, появляются новые
понятия. Каким образом помочь ребёнку (малочитающему ученику) войти в
мир научных терминов, как к себе в дом? Значит надо создать условия, при
которых эти слова не были бы страшными, чтобы они были близки и
понятны ребёнку.
Поэтому я поставила перед собой цель - разработать приёмы и
способы работы с терминологией.
- Уважаемые коллеги, приглашаю вас к участию в мастер-классе по теме:
«Применение методов гуманистической педагогики при знакомстве с новой
терминологией на уроках обществознания». Буду вам признательна за
активное участие, отклики и пожелания.
Приглашаю на урок обществознания в 8 класс «Социальная мобильность».
Слайд №1.
1. Этап. Вызов.
- Вы любите сказки? Вы знаете сказки?
Читаю сказку. Тексты сказки лежат на столах. Приложение № 1.
Слайд №2. На экране содержание сказки.
Главная героиня этой сказки принадлежала к социальной группе обедневших
дворян, что говорит о её невысоком
приписанном (прирождённом)
1
социальном статусе. Но, несмотря на своё происхождение, выполняла
тяжёлую, грязную работу в качестве прислуги, была плохо одета и не имела,
никаких прав. В конце сказки она совершила восходящую вертикальную
мобильность и приобрела высочайший из достигаемых статусов. Для этого
был использован социальный лифт – «удачный брак». Но какой – то период
времени ей будет сложно привыкать к новой жизни, т. к. она будет
маргиналом.
- Кто узнал сказку? Саму героиню? По каким словам?
- Да. Это Золушка. Слайд № 3.
2 этап. Осмысление.
- Как определили? Какие слова, факты из сказки позволили это сделать?
Учащиеся называют……
- Здесь есть незнакомые для вас слова?
- А теперь поработайте с текстом. Выделите (подчеркните) новые термины,
непонятные для вас.
Работа с текстом (в паре, в группе)
- Назовите эти термины.
Учащиеся называют. Фиксируем на доске.
Слайд №4, № 5.
1. социальная группа
2. приписанный (прирождённый) статус
3. восходящая вертикальная мобильность
4. достигаемый статус
5. социальный лифт
2
6. маргинал
- Все эти термины относятся к теме социальная мобильность. Попробуйте,
опираясь на содержание предложенной сказки, самостоятельно объяснить и
записать смысл этих слов. Можно не все. Сколько получится.
Работа с понятиями в паре на опорных листах (подсказках)
Приложение № 2.
- Кто хотел бы поделиться тем, что получилось?
Проговариваем полученные результаты, дописываем, что не получилось….
Слайды № 6, № 7, № 8, № 9.
Работа с понятийным аппаратом (устно, совместно с учителем)
(С теми словами, которые вызвали затруднение). Разбираем, проговариваем,
записываем (фиксируем)
Приёмы:
конструирование
понятия,
допиши
термин,
ассоциативные
картинки, звуки, движения.
3 этап. Рефлексия.
- Я вам показываю сказку, назовите все возможные термины, которые
применимы к ней.
Слайд № 10. «Сказка о рыбаке и рыбке»
Учащиеся называют: социальная группа, приписанный статус, восходящая
вертикальная
мобильность,
нисходящая
вертикальная
мобильность,
достигаемый статус, маргинал.
Молодцы!!!
3
Слайд № 11. Сказка «Гадкий утёнок»
Учащиеся называют: приписанный статус, социальная группа, маргинал,
вертикальная мобильность.
-Вы все замечательно поработали. Молодцы!
- Меня порадовало, что вы хорошо знаете сказки, а главное мы с вами
разобрали 12 новых терминов, вы их поняли и запомнили.
Слайд № 12.
Домашнее задание (учащиеся самостоятельно выбирают уровень задания,
который смогут выполнить дома)
1**. Напишите свою сказку, используя новую терминологию.
2. Приведите пример сказки, и какие термины, изученные на уроке, можно
применить в этой сказке.
4
Приложение № 1
Фрагмент сказки (слайд № 2 )
Главная героиня этой сказки принадлежала к социальной группе обедневших
дворян, что говорит о её невысоком приписанном (прирождённом)
социальном статусе. Но, несмотря на своё происхождение, выполняла
тяжёлую, грязную работу в качестве прислуги, была плохо одета и не имела,
никаких прав. В конце сказки она совершила восходящую вертикальную
мобильность и приобрела высочайший из достигаемых статусов. Для этого
был использован социальный лифт – «удачный брак». Но какой – то период
времени ей будет сложно привыкать к новой жизни, т. к. она будет
маргиналом.
5
Приложение №2 Опорная схема урока.
«Социальная мобильность».
1.
Социальная группа
- устойчивая совокупность_______________
_____________________________________________________________
_______________________________________________________
2.
Социальный статус
- ______________________________________
________________________________________________________
Социальный статус
Приписанный(прирождённый) достигаемый
?______________________ ? _____________________
3.
Социальная мобильность
– изменение
положения______________
____________________________________________________________
Виды социальной мобильности
вертикальная горизонтальная
? __________________
? _____________________
? восходящая _________________________________________________
? нисходящая ________________________________________________
Социальные лифты
- пути (каналы) по которым________________
__________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Примеры:
6
Маргинал -
______________________________________________________
7