Автор: Марина Игоревна Вайсброт
Должность: педагог -психолог
Учебное заведение: КГБОУ "Красноярская школа № 8"
Населённый пункт: г. Красноярск
Наименование материала: статья
Тема: Социальная адаптация детей с умственной отсталостью интеллектуальными нарушениями.
Раздел: среднее профессиональное
Социальная адаптация детей с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
Педагог-психолог М.И. Вайсброт
Проблема социальной адаптации детей с умственной отсталостью,
подготовка их к самостоятельной жизни всегда актуальна.
Воспитательные и социальные цели обучения, развитие адаптивных
навыков, являются важнейшими в содержании образования детей с тяжелой
степенью умственной отсталости.
Согласно Закону «Об образовании» № 273- ФЗ, статья 5, каждый
ребенок
имеет
право
получить
образование.
Это
право
с
особой
ответственностью реализует школа.
В исследованиях Г.М. Дульнева, Ж.И. Шиф, В.Г. Петровой доказано,
что по мере взросления у детей с интеллектуальными нарушениями в
процессе обучения и воспитания происходят изменения в психическом
развитии.
Они
приобретают
большую
самостоятельность,
у
них
формируются
коммуникативные
умения
и
навыки,
развивается
интеллектуальная
деятельность,
они
становятся
более
социально
адаптированными.
Психическое развитие всех детей: и ребят с нормой, и умственно
отсталых школьников подчинено общим законам развития, протекает под
воздействием одинаковых факторов окружающей среды,
Разница в том, что дети с нарушением интеллекта, в силу особенностей
развития
не
способны
самостоятельно
адаптироваться
в
социуме
и
включиться в трудовую жизнь.
Для детей с особенностями в развитии есть сеть учреждений системы
здравоохранения, образования, социального обеспечения, предназначение
которых помочь овладению необходимыми для интеграции в общество
трудовыми и социальными навыками.
Особенности познавательной деятельности школьников с нарушением
интеллекта затрудняют их социальную адаптацию. Таким детям необходимо
регулярно
напоминать
правила
поведения
в
различных
жизненных
ситуациях, у них затруднено формирование умений и навыков, необходимых
в обычной жизни, они часто приступают к выполнению задания, не
анализируя условия, не подбирая средства для достижения цели, не составляя
плана. Дети с нарушением интеллекта относятся к получаемым результатам
недостаточно критически, не соотносят их с требованиями задачи и не
обращают внимания на содержание и реальную значимость результатов, не
подвергают должному сравнению и сопоставлению с имеющимся образцом,
моделью.
В школе, в процессе коррекционной и воспитательной работы,
возможна социализация обучающихся с интеллектуальными нарушениями:
адаптация их к социальной среде, к меняющемуся социальному окружению.
На первый план выступают следующие задачи обучения:
-
формирование
социального
поведения;
коммуникативных
умений:
установление и расширение социальных контактов, соблюдение правил
приличия, умение правильно общаться, обращаться к окружающим за
помощью;
- формирование и развитие коммуникативной функции речи;
- развитие навыков самообслуживания;
- соблюдение правил личной гигиены;
- включение обучающихся в домашний, хозяйственный труд;
- эмоциональное развитие, положительное отношение к себе и окружающим;
- развитие умения занять себя в свободное время;
-
развитие
умения
участвовать
в
совместной
игровой
и
досуговой
деятельности;
- укрепление и охрана здоровья; физическое развитие ребенка.
Практика показывает, что становясь взрослым, не каждый ребенок с
интеллектуальными нарушениями может интегрироваться в социум. Однако
любой человек, в том числе с нарушениями в развитии, может при создании
соответствующих условий развиваться, обслуживать себя самостоятельно,
обеспечивать себя материально и приносить пользу обществу. Задача семьи и
школы - подготовить детей с нарушением интеллекта к самостоятельной
жизни. В школе на предметах общеобразовательного цикла, педагоги
приближают
учебный
процесс
к
реальным,
жизненным
условиям,
моделируют жизненные и производственные ситуации, включают их в
процесс активной практической деятельности.
Особенности социализации детей, имеющих разные виды нарушений в
развитии:
физические
и
психические,
на
концептуальном
уровне
представлены в работах Л.С. Выготского. По мнению Л.С. Выготского,
одним из важнейших факторов развития и в онтогенезе, и в дизонтогенезе
является общение. Способность детей с интеллектуальными нарушениями к
овладению коммуникативными,
трудовыми и социальными навыками
является главным критерием их обучаемости.
Приобретая
навыки
самообслуживания,
ребята
расширяют
представления об окружающем мире, у них развивается речь, сенсорные
восприятия, совершенствуются тонкая моторика и зрительно-моторная
координация, совершенствуются умения соблюдать последовательность
действий, ориентируясь на образец, выполнять словесную инструкцию.
Воспитание и обучение детей с интеллектуальными нарушениями требует от
окружающих людей (педагогов, воспитателей, родителей, специалистов),
педагогического
такта,
профессионализма,
терпения,
настойчивости,
изобретательности.
Тесное взаимодействие семьи и школы в вопросах обучения и
воспитания поможет особенным
детям приобрести независимость и
самостоятельность в жизни.
Следует отметить, что большая часть детей с особенностями в
интеллектуальном
развитии,
при
правильном
воспитании,
способны
адекватно относится к окружающему их миру, самостоятельно жить и даже
работать.
ЛИТЕРАТУРА
1. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного
развития детей / С.Д. Забрамная. – М.: Просвещение, 1995.
2. Маллер А.Р. Цикото Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжелой
интеллектуальной недостаточностью. М., 2003.
3. Маллер А.Р. Цикото Г.В. Обучение, воспитание и трудовая подготовка
детей с глубокими нарушениями интеллекта. М., 1988.
4. Набойкина Е.Л. Сказки и игры с «особым» ребенком / Е.Л. Набойкина. –
СПб.: Речь, 2006.
5. Шипицына Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. СПб., 2002.
6. Психологическое и социальное сопровождение больных детей и детей-
инвалидов: Учебное пособие / [под ред. С.М. Безух, С.С. Лебедевой]. – Спб.:
Речь, 2007.