Напоминание

Социальная адаптация детей с умственной отсталостью интеллектуальными нарушениями.


Автор: Марина Игоревна Вайсброт
Должность: педагог -психолог
Учебное заведение: КГБОУ "Красноярская школа № 8"
Населённый пункт: г. Красноярск
Наименование материала: статья
Тема: Социальная адаптация детей с умственной отсталостью интеллектуальными нарушениями.
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Социальная адаптация детей с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями).

Педагог-психолог М.И. Вайсброт

Проблема социальной адаптации детей с умственной отсталостью,

подготовка их к самостоятельной жизни всегда актуальна.

Воспитательные и социальные цели обучения, развитие адаптивных

навыков, являются важнейшими в содержании образования детей с тяжелой

степенью умственной отсталости.

Согласно Закону «Об образовании» № 273- ФЗ, статья 5, каждый

ребенок

имеет

право

получить

образование.

Это

право

с

особой

ответственностью реализует школа.

В исследованиях Г.М. Дульнева, Ж.И. Шиф, В.Г. Петровой доказано,

что по мере взросления у детей с интеллектуальными нарушениями в

процессе обучения и воспитания происходят изменения в психическом

развитии.

Они

приобретают

большую

самостоятельность,

у

них

формируются

коммуникативные

умения

и

навыки,

развивается

интеллектуальная

деятельность,

они

становятся

более

социально

адаптированными.

Психическое развитие всех детей: и ребят с нормой, и умственно

отсталых школьников подчинено общим законам развития, протекает под

воздействием одинаковых факторов окружающей среды,

Разница в том, что дети с нарушением интеллекта, в силу особенностей

развития

не

способны

самостоятельно

адаптироваться

в

социуме

и

включиться в трудовую жизнь.

Для детей с особенностями в развитии есть сеть учреждений системы

здравоохранения, образования, социального обеспечения, предназначение

которых помочь овладению необходимыми для интеграции в общество

трудовыми и социальными навыками.

Особенности познавательной деятельности школьников с нарушением

интеллекта затрудняют их социальную адаптацию. Таким детям необходимо

регулярно

напоминать

правила

поведения

в

различных

жизненных

ситуациях, у них затруднено формирование умений и навыков, необходимых

в обычной жизни, они часто приступают к выполнению задания, не

анализируя условия, не подбирая средства для достижения цели, не составляя

плана. Дети с нарушением интеллекта относятся к получаемым результатам

недостаточно критически, не соотносят их с требованиями задачи и не

обращают внимания на содержание и реальную значимость результатов, не

подвергают должному сравнению и сопоставлению с имеющимся образцом,

моделью.

В школе, в процессе коррекционной и воспитательной работы,

возможна социализация обучающихся с интеллектуальными нарушениями:

адаптация их к социальной среде, к меняющемуся социальному окружению.

На первый план выступают следующие задачи обучения:

-

формирование

социального

поведения;

коммуникативных

умений:

установление и расширение социальных контактов, соблюдение правил

приличия, умение правильно общаться, обращаться к окружающим за

помощью;

- формирование и развитие коммуникативной функции речи;

- развитие навыков самообслуживания;

- соблюдение правил личной гигиены;

- включение обучающихся в домашний, хозяйственный труд;

- эмоциональное развитие, положительное отношение к себе и окружающим;

- развитие умения занять себя в свободное время;

-

развитие

умения

участвовать

в

совместной

игровой

и

досуговой

деятельности;

- укрепление и охрана здоровья; физическое развитие ребенка.

Практика показывает, что становясь взрослым, не каждый ребенок с

интеллектуальными нарушениями может интегрироваться в социум. Однако

любой человек, в том числе с нарушениями в развитии, может при создании

соответствующих условий развиваться, обслуживать себя самостоятельно,

обеспечивать себя материально и приносить пользу обществу. Задача семьи и

школы - подготовить детей с нарушением интеллекта к самостоятельной

жизни. В школе на предметах общеобразовательного цикла, педагоги

приближают

учебный

процесс

к

реальным,

жизненным

условиям,

моделируют жизненные и производственные ситуации, включают их в

процесс активной практической деятельности.

Особенности социализации детей, имеющих разные виды нарушений в

развитии:

физические

и

психические,

на

концептуальном

уровне

представлены в работах Л.С. Выготского. По мнению Л.С. Выготского,

одним из важнейших факторов развития и в онтогенезе, и в дизонтогенезе

является общение. Способность детей с интеллектуальными нарушениями к

овладению коммуникативными,

трудовыми и социальными навыками

является главным критерием их обучаемости.

Приобретая

навыки

самообслуживания,

ребята

расширяют

представления об окружающем мире, у них развивается речь, сенсорные

восприятия, совершенствуются тонкая моторика и зрительно-моторная

координация, совершенствуются умения соблюдать последовательность

действий, ориентируясь на образец, выполнять словесную инструкцию.

Воспитание и обучение детей с интеллектуальными нарушениями требует от

окружающих людей (педагогов, воспитателей, родителей, специалистов),

педагогического

такта,

профессионализма,

терпения,

настойчивости,

изобретательности.

Тесное взаимодействие семьи и школы в вопросах обучения и

воспитания поможет особенным

детям приобрести независимость и

самостоятельность в жизни.

Следует отметить, что большая часть детей с особенностями в

интеллектуальном

развитии,

при

правильном

воспитании,

способны

адекватно относится к окружающему их миру, самостоятельно жить и даже

работать.

ЛИТЕРАТУРА

1. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного

развития детей / С.Д. Забрамная. – М.: Просвещение, 1995.

2. Маллер А.Р. Цикото Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжелой

интеллектуальной недостаточностью. М., 2003.

3. Маллер А.Р. Цикото Г.В. Обучение, воспитание и трудовая подготовка

детей с глубокими нарушениями интеллекта. М., 1988.

4. Набойкина Е.Л. Сказки и игры с «особым» ребенком / Е.Л. Набойкина. –

СПб.: Речь, 2006.

5. Шипицына Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. СПб., 2002.

6. Психологическое и социальное сопровождение больных детей и детей-

инвалидов: Учебное пособие / [под ред. С.М. Безух, С.С. Лебедевой]. – Спб.:

Речь, 2007.



В раздел образования