Напоминание

"Формы организации трудовой деятельности детей раннего возраста"


Автор: Колесникова Елена Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКУЗ МО "Фрязинский специализированный дом ребенка
Населённый пункт: Фрязино, Московская область
Наименование материала: Семинар для воспитателей
Тема: "Формы организации трудовой деятельности детей раннего возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Выбор той или иной формы организации трудовой

деятельности

детей зависит прежде всего от:

1) возрастных и психофизиологических

возможностей детей;

2) уровня трудового опыта детей;

3) конкретных воспитательных задач, которые

ставит воспитатель, организовывающий трудовую

деятельность;

4) содержания труда.

ТРУДОВОЕ ПОРУЧЕНИЕ

- возложение на ребенка конкретного

задания, которое он должен выполнить один или с кем-либо из своих

сверстников. Поручить - значит обязать ребенка выполнить какую-то работу,

связанную как с самообслуживанием, так и с трудом для коллектива.

Особенности: они всегда исходят от взрослого, в них заключена четкая

направленность на получение результата, конкретно определена задача; это

наиболее простая форма организации трудовой деятельности детей раннего

возраста; особое воспитательное значение имеют в работе с детьми младшего

дошкольного возраста, дают возможность воспитателю разграничить игру и

труд; в них заключается элемент требования, с помощью которого малыш

приучается действовать целенаправленно, осознавать, что он выполняет

задание взрослого; помогает воспитателю осуществлять контроль за

правильностью работы, наличием трудовых умений и навыков, отношением

ребенка к порученному делу, умением доводить работу до конца,

предоставляют широкие возможности для индивидуальной работы с детьми,

дают возможность воспитателям повседневно, систематически приобщать

детей к посильному труду, создают в группе деловую атмосферу. Поручения

многообразны по трудности (простые, сложные), характеру выполнения

(индивидуальные или совместные), времени исполнения (кратковременные,

эпизодические, длительные).

Содержание: поручения малышам(2-3 г), носят преимущественно

индивидуальный характер: по просьбе воспитателя поставить в шкаф

забытую обувь, поднять оброненную вещь, положить на место, помочь

Формы

организаци

и трудовой

деятельност

и детей

дошкольног

о возраста

вынести на участок игрушки, собрать их перед уходом с прогулки, раздать

карандаши для рисования, смести с лавочки песок и т. д.;

Детям постарше (3-4 года), дают поручения: полить комнатные растения,

правильно расставить по местам мягкие игрушки, помыть мыльницы и

поставить на место, раздать доски для занятия лепкой, подмести веранду,

поправить одежду в шкафах, закрыть их, вытереть полочку от пыли и др.

Детей старше 5 лет, воспитатель привлекает к выполнению самых

разнообразных поручений, не входящих в обязанности дежурных, особое

место занимают поручения - задания, результат которых отсрочен во времени

(посеять, посадить, постирать кукольное белье, принести из дома открытку,

картинку определенного содержания и др.), даются поручения

общественного характера (помочь младшим детям из группы, сотрудникам

группы,)

ДЕЖУРСТВА

- такая форма организации труда детей, в которой дежурные

всегда выполняют работу, имеющую общественную значимость,

необходимую для коллектива.

Особенности: это более сложная по сравнению с поручениями форма

организации труда детей, требующая большей самостоятельности; дежурные

ставятся в условия обязательности выполнения дела, не могут отказаться от

него, заняться в это время другой, более интересной для него работой или

переключиться на игру; дают возможность формировать у детей желание

потрудиться ради других, проявлять заботливое отношение к своим

товарищам, к животным и растениям, воспитывать умение помогать

взрослому, замечать, в чем необходима помощь.

В практике работы группы используется несколько видов дежурств:

дежурства по подготовке к занятиям.

дежурства по уборке игрового и спортивного инвентаря на площадке (на

прогулке).

КОЛЛЕКТИВНЫЙ ТРУД

- общая трудовая деятельность, объединяющая

сразу всех детей группы (уборка групповой комнаты или участка, разбивка

огорода, цветника, сбор овощей или фруктов, оформление зала или

групповой комнаты к празднику).

Условия:

I. Объединять всех детей можно только после того, как они приобретут

необходимый опыт работы в небольшом коллективе.

2. Организуя коллективный труд детей всей группы, целесообразно делить их

на несколько звеньев (до 4-х), каждому из которых предлагается какое-либо

общее задание.

3. Содержание общей работы включаются только те виды труда, навыками

которых дети владеют достаточно хорошо,

4. Трудом должны быть охвачены все дети.

Способы объединения детей в труде:

Труд рядом - используется, начиная с малышей (3г); в работе каждый

независим, это дает возможность ребенку действовать в индивидуальном

темпе, а воспитателю - учесть его возможности, установить контакт с

каждым ребенком; успешно решаются задачи формирования необходимых

навыков, устойчивого внимания к делу, умение доводить его до конца;

Общий труд - один из видов собственно коллективного труда, в котором дети

объединяются общим заданием и обобщением результатов работы всех

участников.

Впервые может быть организован в 3-4 года и имеет место во всех видах

труда, организуется как общее поручение, дает возможность ребенку

почувствовать себя членом коллектива, осознать полезность своего труда,

убедиться в отношении коллектива к нему как члену детского общества;

значимость каждого отдельного результата и связь его с другими выступает

только после окончания самого процесса деятельности;

Совместный труд, его особенностями являются:

1) наличие ряда последовательных этапов (каждый ребенок выполняет не все

задание целиком, а какую-либо часть, многократно повторяет одни и те же

действия и всякий раз передает результат своего труда следующему

участнику, который продолжает работу дальше; при этом дети оказываются в

зависимости друг от друга);

2) неодновременное включение детей в процесс деятельности;

3) каждая из предложенных операций имеет некоторую законченность;

представляет большие возможности для формирования положительных

взаимоотношений между участниками.

ГКУЗ МО «Фрязинский специализированный дом ребенка»

Формы организации

трудовой деятельности

детей раннего возраста

Воспитатель

:

Колесникова

Е

.

Н

.

Фрязино 2022г.



В раздел образования