Автор: Колесникова Елена Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКУЗ МО "Фрязинский специализированный дом ребенка
Населённый пункт: Фрязино, Московская область
Наименование материала: Семинар для воспитателей
Тема: "Формы организации трудовой деятельности детей раннего возраста"
Раздел: дошкольное образование
Выбор той или иной формы организации трудовой
деятельности
детей зависит прежде всего от:
1) возрастных и психофизиологических
возможностей детей;
2) уровня трудового опыта детей;
3) конкретных воспитательных задач, которые
ставит воспитатель, организовывающий трудовую
деятельность;
4) содержания труда.
ТРУДОВОЕ ПОРУЧЕНИЕ
- возложение на ребенка конкретного
задания, которое он должен выполнить один или с кем-либо из своих
сверстников. Поручить - значит обязать ребенка выполнить какую-то работу,
связанную как с самообслуживанием, так и с трудом для коллектива.
Особенности: они всегда исходят от взрослого, в них заключена четкая
направленность на получение результата, конкретно определена задача; это
наиболее простая форма организации трудовой деятельности детей раннего
возраста; особое воспитательное значение имеют в работе с детьми младшего
дошкольного возраста, дают возможность воспитателю разграничить игру и
труд; в них заключается элемент требования, с помощью которого малыш
приучается действовать целенаправленно, осознавать, что он выполняет
задание взрослого; помогает воспитателю осуществлять контроль за
правильностью работы, наличием трудовых умений и навыков, отношением
ребенка к порученному делу, умением доводить работу до конца,
предоставляют широкие возможности для индивидуальной работы с детьми,
дают возможность воспитателям повседневно, систематически приобщать
детей к посильному труду, создают в группе деловую атмосферу. Поручения
многообразны по трудности (простые, сложные), характеру выполнения
(индивидуальные или совместные), времени исполнения (кратковременные,
эпизодические, длительные).
Содержание: поручения малышам(2-3 г), носят преимущественно
индивидуальный характер: по просьбе воспитателя поставить в шкаф
забытую обувь, поднять оброненную вещь, положить на место, помочь
Формы
организаци
и трудовой
деятельност
и детей
дошкольног
о возраста
вынести на участок игрушки, собрать их перед уходом с прогулки, раздать
карандаши для рисования, смести с лавочки песок и т. д.;
Детям постарше (3-4 года), дают поручения: полить комнатные растения,
правильно расставить по местам мягкие игрушки, помыть мыльницы и
поставить на место, раздать доски для занятия лепкой, подмести веранду,
поправить одежду в шкафах, закрыть их, вытереть полочку от пыли и др.
Детей старше 5 лет, воспитатель привлекает к выполнению самых
разнообразных поручений, не входящих в обязанности дежурных, особое
место занимают поручения - задания, результат которых отсрочен во времени
(посеять, посадить, постирать кукольное белье, принести из дома открытку,
картинку определенного содержания и др.), даются поручения
общественного характера (помочь младшим детям из группы, сотрудникам
группы,)
ДЕЖУРСТВА
- такая форма организации труда детей, в которой дежурные
всегда выполняют работу, имеющую общественную значимость,
необходимую для коллектива.
Особенности: это более сложная по сравнению с поручениями форма
организации труда детей, требующая большей самостоятельности; дежурные
ставятся в условия обязательности выполнения дела, не могут отказаться от
него, заняться в это время другой, более интересной для него работой или
переключиться на игру; дают возможность формировать у детей желание
потрудиться ради других, проявлять заботливое отношение к своим
товарищам, к животным и растениям, воспитывать умение помогать
взрослому, замечать, в чем необходима помощь.
В практике работы группы используется несколько видов дежурств:
дежурства по подготовке к занятиям.
дежурства по уборке игрового и спортивного инвентаря на площадке (на
прогулке).
КОЛЛЕКТИВНЫЙ ТРУД
- общая трудовая деятельность, объединяющая
сразу всех детей группы (уборка групповой комнаты или участка, разбивка
огорода, цветника, сбор овощей или фруктов, оформление зала или
групповой комнаты к празднику).
Условия:
I. Объединять всех детей можно только после того, как они приобретут
необходимый опыт работы в небольшом коллективе.
2. Организуя коллективный труд детей всей группы, целесообразно делить их
на несколько звеньев (до 4-х), каждому из которых предлагается какое-либо
общее задание.
3. Содержание общей работы включаются только те виды труда, навыками
которых дети владеют достаточно хорошо,
4. Трудом должны быть охвачены все дети.
Способы объединения детей в труде:
Труд рядом - используется, начиная с малышей (3г); в работе каждый
независим, это дает возможность ребенку действовать в индивидуальном
темпе, а воспитателю - учесть его возможности, установить контакт с
каждым ребенком; успешно решаются задачи формирования необходимых
навыков, устойчивого внимания к делу, умение доводить его до конца;
Общий труд - один из видов собственно коллективного труда, в котором дети
объединяются общим заданием и обобщением результатов работы всех
участников.
Впервые может быть организован в 3-4 года и имеет место во всех видах
труда, организуется как общее поручение, дает возможность ребенку
почувствовать себя членом коллектива, осознать полезность своего труда,
убедиться в отношении коллектива к нему как члену детского общества;
значимость каждого отдельного результата и связь его с другими выступает
только после окончания самого процесса деятельности;
Совместный труд, его особенностями являются:
1) наличие ряда последовательных этапов (каждый ребенок выполняет не все
задание целиком, а какую-либо часть, многократно повторяет одни и те же
действия и всякий раз передает результат своего труда следующему
участнику, который продолжает работу дальше; при этом дети оказываются в
зависимости друг от друга);
2) неодновременное включение детей в процесс деятельности;
3) каждая из предложенных операций имеет некоторую законченность;
представляет большие возможности для формирования положительных
взаимоотношений между участниками.
ГКУЗ МО «Фрязинский специализированный дом ребенка»
Формы организации
трудовой деятельности
детей раннего возраста
Воспитатель
:
Колесникова
Е
.
Н
.
Фрязино 2022г.