Напоминание

Воспитание патриотических чувств у дошкольников


Автор: Бригадина Алена Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: структурное подразделение "Детский сад № 58 "Сказка" МБОУ "Усть-Вельская СШ № 23"
Населённый пункт: Архангельская область, Вельский район, Горка Муравьевская
Наименование материала: Опыт работы
Тема: Воспитание патриотических чувств у дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




А.Ю. Бригадина,

воспитатель структурного подразделения

«Детский сад № 58 «Сказка

МБОУ «Усть - Вельская СШ №23»

д. Горка Муравьевская, Вельский район

Воспитание патриотических чувств у дошкольников

через ознакомление с окружающей социальной средой.

Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не

может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным

местам, и гордость за свой народ и ощущение своей неразрывности со всем

окружающим, и желание сохранять, приумножать богатства своей страны.

Патриотизм

проявляется

не

только

в

сложных,

тяжелых

жизненных

ситуациях, но и в каждодневной трудовой и духовной жизни народа.

Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и быта человека,

находящегося в рамках конкретной среды. Люди с момента рождения

инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде,

природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Поэтому базой

формирования

патриотизма

являются

глубинные

чувства

любви

и

привязанности

к

своей

культуре

и

своему

народу,

к

своей

земле,

воспринимаемым в качестве родной, естественной и привычной среды

обитания человека. Задумываясь об истоках патриотических чувств, мы всегда

обращаемся к впечатлениям детства: это и дерево под окном, и родные

напевы, и поразившие нас когда-то факты и события. Все начинается с

детства.

И.Эренбург, говоря о патриотизме, отмечал, что в суждениях о широкой

реке не следует забывать о ручьях: они создают реку. И для того, чтобы

патриотизм был крепким, непоколебимым, нужно, чтобы он исходил из любви

к своей маленькой родине – к родной деревне, городу, краю.

Суть патриотического воспитания в детском саду состоит в том, чтобы

посеять и взрастить в детской душе семена любви к родному дому и семье, к

истории и культуре страны. Наследование нравственных и этических

ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это и есть самый

естественный, а потому и верный способ патриотического воспитания,

воспитание чувства любви к Отечеству.

Нами были определены направления работы:

1.

Мой дом – моя семья.

2.

Знакомство с народным творчеством.

3.

Защитники Отечества.

Патриотическое воспитание

Мой дом – моя

семья

В своей работе мы рассматриваем патриотическое воспитание только по

трем направлениям, но хотелось бы, чтобы родители не забывали, что мы

(воспитатели и родители) первыми знакомим детей с Родиной, с окружающей

действительностью.

Пути

воспитания

патриотизма

могут

быть

разнообразными, главное – зародить в ребенке это великое чувство – быть

гражданином своей страны

Принципы нашей работы – через малое к большому, через простое к

сложному.

Любовь маленького ребенка к Родине начинается с отношения к самым

близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему родному

дому, улице, на которой он живет, к детскому саду, деревне.

Включение семьи в процесс ознакомления дошкольников с социальным

окружением создает благоприятные условия для воспитания нравственных

чувств. Свою работу мы проводим при тесном взаимодействии с семьей.

Родители не только помощники, а равноправные участники формирования

детской личности.

Работу по патриотическому воспитанию мы начали во II младшей группе.

Мой дом – моя семья.

Задачи.

1.

Дать понятие «семья»: члены семьи любят, заботятся, помогают

друг другу.

2.

Дать знания, что Родина начинается с родного дома, улицы,

деревни.

3.

Воспитывать любовь к родной деревне, желание видеть ее

красивой.

Семья – первый коллектив ребенка, и в нем он должен чувствовать себя

равноправным членом.

Во II младшей группе провели занятия: «Моя семья», «Петушок и его

семья», «Мой дом, моя семья», «Наша дружная семейка». Цель этих занятий –

закрепить умение определять наименования родственных отношений

между

близкими членами семьи, показать, что члены семьи любят друг друга, мамы и

папы заботятся о своих детях.

На родительском собрании «С чего начинается Родина» рассказали о

патриотическом воспитании дошкольников, дали задание родителям –

изготовление модели семьи в форме ромашки.

На занятии «Кто где живет» использовали эскизы домов, в которых живут

дети – это было также домашнее задание родителей. Содержание занятия –

вызвать желание у детей поделиться своими мыслями, чувствами о своей

семье, своем доме.

Защитники

Отечества

Народное

творчество

В средней группе познакомились с понятием «улица». Экскурсии по

улицам деревни, рассматривание домов, в которых живут дети нашей группы.

Использование эскизов домов в оформлении развивающей среды группы.

В старшем возрасте начали работу с консультации для родителей

«Гражданин Отечества». Объяснили родителям, что дети должны как можно

раньше увидеть гражданское лицо своих родителей, осознать их как

тружеников, вносящих свой вклад в общее дело. С этой целью дали задание

родителям рассказать ребенку о своей работе и ее значении, о своих наградах.

Провели итоговое занятие «Интересные люди» в форме телепередачи, где дети

рассказывали о своих родителях, их профессии.

Познакомили детей с понятием «деревня», объектами: детский сад,

школа, магазин, амбулатория, почта, дом культуры. Оформили фотоальбом

«Моя деревня». В итоге создали план-схему нашей деревни, который

использовали и на занятиях, и в игре.

Народное творчество

Это

неисчерпаемый

источник

патриотического

воспитания

дошкольников. Народная мудрость, заключенная в сказках, потешках,

загадках на протяжении многих веков воспитывала в детях гордость за талант

простого народа, интерес к меткому выразительному слову, любовь к родному

языку. Большой интерес вызывает у детей народные игрушки, предметы

декоративного прикладного искусства.

Задачи.

1.

Воспитывать интерес и любовь к народному искусству, гордость за

талант русского народа.

2.

Развивать

творческие

способности,

желание

участвовать

в

общественных мероприятиях.

3.

Познакомить с односельчанами – народными умельцами.

По этому направлению работу начали со II младшей группы и проводили

ее совместно с родителями, домом культуры, библиотекой, школой.

Малышей познакомили с народной игрушкой (погремушка, матрешка,

свистулька). Цель: знать название народных игрушек, уметь играть с ними.

Организовали совместную деятельность детей, родителей, воспитателей,

музыкального руководителя для изготовления музыкальной игрушки.

Оформили уголок «ряженья». Родители сшили сарафаны, кокошники,

картузы.

В средней и старшей группе эта работа была продолжена при

ознакомлении с дымковскими, каргопольскими игрушками. Цель: уметь

называть характерные особенности народных игрушек: яркая, расписная.

Понимать, зачем народные мастера делали игрушки.

Знакомство с русским народным творчеством шло через театральную

деятельность. Для родителей провели консультацию «Как рассказывать

сказки». Такие сказки как «Колобок», «Теремок», «Репка», «Заюшкина

избушка», «Кот и лиса», «Кот, козел и баран» волнуют, удивляют ребенка,

заставляют его плакать и смеяться, показывают ему, что народ считает самым

важным богатством трудолюбие, дружбу, взаимопомощь. Сказки передают из

поколения к поколению нравственные ценности. Слушая сказку, ребенок

начинает любить то, что любит его народ и ненавидеть то, что ненавидит

народ. «Это первые и блестящие попытки русской народной педагогики -

писал К.Д.Ушинский, - и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии

состязаться в этом случае с педагогическим гением народа».

Составили план работы по театральной деятельности, ознакомили с ним

родителей. Родители шили костюмы, помогали в оформлении. Они были не

только зрителями, но и костюмерами, и художниками-оформителями, и

артистами.

Дети с удовольствием участвовали в народных гуляниях, проводимых в

детском саду: «Масленица», «Русская березка».

В старшей группе по этому направлению было посещение музея,

театральные встречи (школа – детский сад), участие в выставке «От скуки

на все руки», «Мой край родной»

Защитники Отечества

Задачи.

1.

Дать представление о защитниках Отечества.

2.

Формирование активного положительного отношения к защитникам

нашей Родины, стремление быть похожими на них.

3.

Воспитывать уважение и гордость к людям, защищавшим нашу

Родину.

Знакомя дошкольников с защитниками Отечества, я хотела зародить в них

чувства гордости и любви, уважения к защитникам Родины, на основе ярких

впечатлений,

конкретных

исторических

фактов,

доступных

детям

и

вызывающим эмоциональные переживания.

Как нужно готовиться к тому, чтобы стать защитником Родины? На эту

тему проводила беседы, занятия, спортивные развлечения. Традиционный

праздник «Папа, мама, я – спортивная семья» дает возможность пройти

испытания на силу, ловкость и смелость. Л.Ф.Островская подчеркивает, что в

воспитании важную роль играет сила родительского примера. «Родители

воспитывают своих детей собственной воспитанностью, - пишет она. – Каждая

минута соприкосновения с ребенком должна обогащать его ум, формировать

его личность».

23 февраля и 9 мая в детском саду проходит парад войск. Человек в

военной форме пользуется уважением, окружен ореолом героизма и славы.

Малыши участвовали в «параде войск» детского сада, знакомились с

воинами различных войск (бывшими выпускниками детского сада). Родители

изготовили атрибуты к игре «Пароход».

Дети средней группы разучивали стихи, песни и выступали перед

ветеранами. Однажды в группу принес Паша с папой коробочку с наградами

своих дедушки и бабушки и рассказали детям, за что они получили награды.

После этого я провела с детьми занятие «За что давали ордена», а с

родителями беседу «Боевая слава нашего народа». Награды – это не игрушка,

а семейная реликвия и относиться к ним надо бережно и уважительно.

В старшей группе шла подготовка к 60-летию Победы. 60 лет Победы –

это событие не могло пройти незамеченным ни для одного человека.

К 60-летию Победы было проведено:

1.

«Малые Беломорские игры»

2.

«Богатырские забавы»

3.

Оформлена Галерея славы

4.

Концерт «С поздравлениями к ветеранам»

5.

Возложение цветов к стеле

6.

Конкурс чтецов «Победа! Какое крылатое слово!»

7.

Выставка рисунков, выполненных в семье «Поклонимся Великим

тем годам»

8.

«Папа, мама, я – спортивная семья»

Родители сейчас молодые, события Великой Отечественной войны от них

очень далеки. Часто приходится слышать противоречивые мысли о войне.

Поэтому нам хотелось выяснить отношения родителей к событиям 1941 –

1945 г.г. Нами был подготовлен и проведен опрос: «С точки зрения

современности 9 Мая – это день памяти, или праздник Победы, или день

поминовения?» Мнения родителей были противоречивыми. Родителям были

предложены вопросы для беседы с детьми.

ИТОГ

1. Мой дом – моя семья

Совместная деятельность детей и родителей сблизила их. Символично то,

что в театрализованном представлении приняли участие опять же несколько

поколений.

Заботу о членах своей семьи можно проследить в рассказах детей,

например,

- Когда я вырасту, я буду мамой.

- Мои мама и папа будут старые, и жить будут со мной вместе, а я буду

ухаживать за ними.

- Дом построю большой, и жить буду с семьей. Детей будет много

(сколько будет, столько и надо), больше лучше, потому что они будут

помогать мне.

Дети

знают

дом,

улицу,

деревню,

используя

план-схем.у

легко

ориентируются на ней, находят свой дом и другие объекты деревни. Дети -

активные участники субботников по уборке территории детского сада и своей

улицы, посадке цветов и деревьев.

Анкета «Семья глазами ребенка».

Результат. На вопрос «Часто ли

родители разговаривают с тобой?» 50% детей ответили «да», а 50% - «нет».

Для себя мы сделали вывод – родители недостаточно общаются с детьми,

поэтому в дальнейшем мы планируем продолжить работу по этой проблеме.

2. Народное творчество

Дети узнали, что и в нашей деревне живет много замечательных

творческих людей. Участие дошкольников в общественных мероприятиях: в

выставках, в концерте – дали возможность проявить свои творческие

способности, почувствовать полезность своей деятельности и лучше понять

события

общественной

жизни.

Все

это

способствует

формированию

нравственных чувств.

3. Защитники Отечества

В традицию детского сада вошли:

1.

поздравления ветеранов в Доме культуры,

2.

посещение

участников

ВОВ

накануне

Дня

Победы

с

поздравлениями.

Дети стремятся быть похожими на защитников Отечества, это сильные,

смелые и мужественные люди.

Как показали наблюдения и рассказы детей, у них сформировано желание

быть защитниками Отечества.

Исходя из вышесказанного, мы приняли решение продолжать работу по

патриотическому воспитанию, искать новые формы работы с родителями,

привлекая их к сотрудничеству.

Список литературы

1.

Блинова Г.М. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в процессе

реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта / Г.М.

Блинова,

Е.Ф.

Горохова,

А.М.

Блинова

//Детство

как

антропологический,

культурологический, психолого-педагогический феномен: материалы IV междунар.

науч. конф. в рамках проекта "А.З.Б.У.К.А. детства". (Самара, 15 июня 2018 г.) –

Самара, 2018. - С. 220-224.

2.

Кубышкина

Н.Д.

Патриотическое

воспитание

дошкольников

посредством

художественной литературы / Н.Д. Кубышкина, Н.Л. Будякова, Л.И. Скарга //

Молодой ученый. - 2018. - № 22 (208). - С. 332-334.

3.

Фоменко И.А. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в процессе

знакомства с родным городом / И.А. Фоменко, М.В. Ракитянская - Научный

альманах. - 2018. - № 9-1 (47). - С. 146-150

4.

Чижова И.И. Патриотическое воспитание дошкольников посредством приобщения к

истокам национальной культуры / И.И. Чижова // Перспективные направления

дошкольного образования: опыт, проблемы, пути развития: материалы всерос. науч.-

практ. конф. (Чебоксары, 06 августа 2018 г.) / гл. ред. М.П. Нечаев. - Чебоксары,

2018.



В раздел образования