Автор: Бригадина Алена Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: структурное подразделение "Детский сад № 58 "Сказка" МБОУ "Усть-Вельская СШ № 23"
Населённый пункт: Архангельская область, Вельский район, Горка Муравьевская
Наименование материала: Опыт работы
Тема: Воспитание патриотических чувств у дошкольников
Раздел: дошкольное образование
А.Ю. Бригадина,
воспитатель структурного подразделения
«Детский сад № 58 «Сказка
МБОУ «Усть - Вельская СШ №23»
д. Горка Муравьевская, Вельский район
Воспитание патриотических чувств у дошкольников
через ознакомление с окружающей социальной средой.
Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не
может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным
местам, и гордость за свой народ и ощущение своей неразрывности со всем
окружающим, и желание сохранять, приумножать богатства своей страны.
Патриотизм
проявляется
не
только
в
сложных,
тяжелых
жизненных
ситуациях, но и в каждодневной трудовой и духовной жизни народа.
Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и быта человека,
находящегося в рамках конкретной среды. Люди с момента рождения
инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде,
природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Поэтому базой
формирования
патриотизма
являются
глубинные
чувства
любви
и
привязанности
к
своей
культуре
и
своему
народу,
к
своей
земле,
воспринимаемым в качестве родной, естественной и привычной среды
обитания человека. Задумываясь об истоках патриотических чувств, мы всегда
обращаемся к впечатлениям детства: это и дерево под окном, и родные
напевы, и поразившие нас когда-то факты и события. Все начинается с
детства.
И.Эренбург, говоря о патриотизме, отмечал, что в суждениях о широкой
реке не следует забывать о ручьях: они создают реку. И для того, чтобы
патриотизм был крепким, непоколебимым, нужно, чтобы он исходил из любви
к своей маленькой родине – к родной деревне, городу, краю.
Суть патриотического воспитания в детском саду состоит в том, чтобы
посеять и взрастить в детской душе семена любви к родному дому и семье, к
истории и культуре страны. Наследование нравственных и этических
ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это и есть самый
естественный, а потому и верный способ патриотического воспитания,
воспитание чувства любви к Отечеству.
Нами были определены направления работы:
1.
Мой дом – моя семья.
2.
Знакомство с народным творчеством.
3.
Защитники Отечества.
Патриотическое воспитание
Мой дом – моя
семья
В своей работе мы рассматриваем патриотическое воспитание только по
трем направлениям, но хотелось бы, чтобы родители не забывали, что мы
(воспитатели и родители) первыми знакомим детей с Родиной, с окружающей
действительностью.
Пути
воспитания
патриотизма
могут
быть
разнообразными, главное – зародить в ребенке это великое чувство – быть
гражданином своей страны
Принципы нашей работы – через малое к большому, через простое к
сложному.
Любовь маленького ребенка к Родине начинается с отношения к самым
близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему родному
дому, улице, на которой он живет, к детскому саду, деревне.
Включение семьи в процесс ознакомления дошкольников с социальным
окружением создает благоприятные условия для воспитания нравственных
чувств. Свою работу мы проводим при тесном взаимодействии с семьей.
Родители не только помощники, а равноправные участники формирования
детской личности.
Работу по патриотическому воспитанию мы начали во II младшей группе.
Мой дом – моя семья.
Задачи.
1.
Дать понятие «семья»: члены семьи любят, заботятся, помогают
друг другу.
2.
Дать знания, что Родина начинается с родного дома, улицы,
деревни.
3.
Воспитывать любовь к родной деревне, желание видеть ее
красивой.
Семья – первый коллектив ребенка, и в нем он должен чувствовать себя
равноправным членом.
Во II младшей группе провели занятия: «Моя семья», «Петушок и его
семья», «Мой дом, моя семья», «Наша дружная семейка». Цель этих занятий –
закрепить умение определять наименования родственных отношений
между
близкими членами семьи, показать, что члены семьи любят друг друга, мамы и
папы заботятся о своих детях.
На родительском собрании «С чего начинается Родина» рассказали о
патриотическом воспитании дошкольников, дали задание родителям –
изготовление модели семьи в форме ромашки.
На занятии «Кто где живет» использовали эскизы домов, в которых живут
дети – это было также домашнее задание родителей. Содержание занятия –
вызвать желание у детей поделиться своими мыслями, чувствами о своей
семье, своем доме.
Защитники
Отечества
Народное
творчество
В средней группе познакомились с понятием «улица». Экскурсии по
улицам деревни, рассматривание домов, в которых живут дети нашей группы.
Использование эскизов домов в оформлении развивающей среды группы.
В старшем возрасте начали работу с консультации для родителей
«Гражданин Отечества». Объяснили родителям, что дети должны как можно
раньше увидеть гражданское лицо своих родителей, осознать их как
тружеников, вносящих свой вклад в общее дело. С этой целью дали задание
родителям рассказать ребенку о своей работе и ее значении, о своих наградах.
Провели итоговое занятие «Интересные люди» в форме телепередачи, где дети
рассказывали о своих родителях, их профессии.
Познакомили детей с понятием «деревня», объектами: детский сад,
школа, магазин, амбулатория, почта, дом культуры. Оформили фотоальбом
«Моя деревня». В итоге создали план-схему нашей деревни, который
использовали и на занятиях, и в игре.
Народное творчество
Это
неисчерпаемый
источник
патриотического
воспитания
дошкольников. Народная мудрость, заключенная в сказках, потешках,
загадках на протяжении многих веков воспитывала в детях гордость за талант
простого народа, интерес к меткому выразительному слову, любовь к родному
языку. Большой интерес вызывает у детей народные игрушки, предметы
декоративного прикладного искусства.
Задачи.
1.
Воспитывать интерес и любовь к народному искусству, гордость за
талант русского народа.
2.
Развивать
творческие
способности,
желание
участвовать
в
общественных мероприятиях.
3.
Познакомить с односельчанами – народными умельцами.
По этому направлению работу начали со II младшей группы и проводили
ее совместно с родителями, домом культуры, библиотекой, школой.
Малышей познакомили с народной игрушкой (погремушка, матрешка,
свистулька). Цель: знать название народных игрушек, уметь играть с ними.
Организовали совместную деятельность детей, родителей, воспитателей,
музыкального руководителя для изготовления музыкальной игрушки.
Оформили уголок «ряженья». Родители сшили сарафаны, кокошники,
картузы.
В средней и старшей группе эта работа была продолжена при
ознакомлении с дымковскими, каргопольскими игрушками. Цель: уметь
называть характерные особенности народных игрушек: яркая, расписная.
Понимать, зачем народные мастера делали игрушки.
Знакомство с русским народным творчеством шло через театральную
деятельность. Для родителей провели консультацию «Как рассказывать
сказки». Такие сказки как «Колобок», «Теремок», «Репка», «Заюшкина
избушка», «Кот и лиса», «Кот, козел и баран» волнуют, удивляют ребенка,
заставляют его плакать и смеяться, показывают ему, что народ считает самым
важным богатством трудолюбие, дружбу, взаимопомощь. Сказки передают из
поколения к поколению нравственные ценности. Слушая сказку, ребенок
начинает любить то, что любит его народ и ненавидеть то, что ненавидит
народ. «Это первые и блестящие попытки русской народной педагогики -
писал К.Д.Ушинский, - и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии
состязаться в этом случае с педагогическим гением народа».
Составили план работы по театральной деятельности, ознакомили с ним
родителей. Родители шили костюмы, помогали в оформлении. Они были не
только зрителями, но и костюмерами, и художниками-оформителями, и
артистами.
Дети с удовольствием участвовали в народных гуляниях, проводимых в
детском саду: «Масленица», «Русская березка».
В старшей группе по этому направлению было посещение музея,
театральные встречи (школа – детский сад), участие в выставке «От скуки
на все руки», «Мой край родной»
Защитники Отечества
Задачи.
1.
Дать представление о защитниках Отечества.
2.
Формирование активного положительного отношения к защитникам
нашей Родины, стремление быть похожими на них.
3.
Воспитывать уважение и гордость к людям, защищавшим нашу
Родину.
Знакомя дошкольников с защитниками Отечества, я хотела зародить в них
чувства гордости и любви, уважения к защитникам Родины, на основе ярких
впечатлений,
конкретных
исторических
фактов,
доступных
детям
и
вызывающим эмоциональные переживания.
Как нужно готовиться к тому, чтобы стать защитником Родины? На эту
тему проводила беседы, занятия, спортивные развлечения. Традиционный
праздник «Папа, мама, я – спортивная семья» дает возможность пройти
испытания на силу, ловкость и смелость. Л.Ф.Островская подчеркивает, что в
воспитании важную роль играет сила родительского примера. «Родители
воспитывают своих детей собственной воспитанностью, - пишет она. – Каждая
минута соприкосновения с ребенком должна обогащать его ум, формировать
его личность».
23 февраля и 9 мая в детском саду проходит парад войск. Человек в
военной форме пользуется уважением, окружен ореолом героизма и славы.
Малыши участвовали в «параде войск» детского сада, знакомились с
воинами различных войск (бывшими выпускниками детского сада). Родители
изготовили атрибуты к игре «Пароход».
Дети средней группы разучивали стихи, песни и выступали перед
ветеранами. Однажды в группу принес Паша с папой коробочку с наградами
своих дедушки и бабушки и рассказали детям, за что они получили награды.
После этого я провела с детьми занятие «За что давали ордена», а с
родителями беседу «Боевая слава нашего народа». Награды – это не игрушка,
а семейная реликвия и относиться к ним надо бережно и уважительно.
В старшей группе шла подготовка к 60-летию Победы. 60 лет Победы –
это событие не могло пройти незамеченным ни для одного человека.
К 60-летию Победы было проведено:
1.
«Малые Беломорские игры»
2.
«Богатырские забавы»
3.
Оформлена Галерея славы
4.
Концерт «С поздравлениями к ветеранам»
5.
Возложение цветов к стеле
6.
Конкурс чтецов «Победа! Какое крылатое слово!»
7.
Выставка рисунков, выполненных в семье «Поклонимся Великим
тем годам»
8.
«Папа, мама, я – спортивная семья»
Родители сейчас молодые, события Великой Отечественной войны от них
очень далеки. Часто приходится слышать противоречивые мысли о войне.
Поэтому нам хотелось выяснить отношения родителей к событиям 1941 –
1945 г.г. Нами был подготовлен и проведен опрос: «С точки зрения
современности 9 Мая – это день памяти, или праздник Победы, или день
поминовения?» Мнения родителей были противоречивыми. Родителям были
предложены вопросы для беседы с детьми.
ИТОГ
1. Мой дом – моя семья
Совместная деятельность детей и родителей сблизила их. Символично то,
что в театрализованном представлении приняли участие опять же несколько
поколений.
Заботу о членах своей семьи можно проследить в рассказах детей,
например,
- Когда я вырасту, я буду мамой.
- Мои мама и папа будут старые, и жить будут со мной вместе, а я буду
ухаживать за ними.
- Дом построю большой, и жить буду с семьей. Детей будет много
(сколько будет, столько и надо), больше лучше, потому что они будут
помогать мне.
Дети
знают
дом,
улицу,
деревню,
используя
план-схем.у
легко
ориентируются на ней, находят свой дом и другие объекты деревни. Дети -
активные участники субботников по уборке территории детского сада и своей
улицы, посадке цветов и деревьев.
Анкета «Семья глазами ребенка».
Результат. На вопрос «Часто ли
родители разговаривают с тобой?» 50% детей ответили «да», а 50% - «нет».
Для себя мы сделали вывод – родители недостаточно общаются с детьми,
поэтому в дальнейшем мы планируем продолжить работу по этой проблеме.
2. Народное творчество
Дети узнали, что и в нашей деревне живет много замечательных
творческих людей. Участие дошкольников в общественных мероприятиях: в
выставках, в концерте – дали возможность проявить свои творческие
способности, почувствовать полезность своей деятельности и лучше понять
события
общественной
жизни.
Все
это
способствует
формированию
нравственных чувств.
3. Защитники Отечества
В традицию детского сада вошли:
1.
поздравления ветеранов в Доме культуры,
2.
посещение
участников
ВОВ
накануне
Дня
Победы
с
поздравлениями.
Дети стремятся быть похожими на защитников Отечества, это сильные,
смелые и мужественные люди.
Как показали наблюдения и рассказы детей, у них сформировано желание
быть защитниками Отечества.
Исходя из вышесказанного, мы приняли решение продолжать работу по
патриотическому воспитанию, искать новые формы работы с родителями,
привлекая их к сотрудничеству.
Список литературы
1.
Блинова Г.М. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в процессе
реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта / Г.М.
Блинова,
Е.Ф.
Горохова,
А.М.
Блинова
//Детство
как
антропологический,
культурологический, психолого-педагогический феномен: материалы IV междунар.
науч. конф. в рамках проекта "А.З.Б.У.К.А. детства". (Самара, 15 июня 2018 г.) –
Самара, 2018. - С. 220-224.
2.
Кубышкина
Н.Д.
Патриотическое
воспитание
дошкольников
посредством
художественной литературы / Н.Д. Кубышкина, Н.Л. Будякова, Л.И. Скарга //
Молодой ученый. - 2018. - № 22 (208). - С. 332-334.
3.
Фоменко И.А. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в процессе
знакомства с родным городом / И.А. Фоменко, М.В. Ракитянская - Научный
альманах. - 2018. - № 9-1 (47). - С. 146-150
4.
Чижова И.И. Патриотическое воспитание дошкольников посредством приобщения к
истокам национальной культуры / И.И. Чижова // Перспективные направления
дошкольного образования: опыт, проблемы, пути развития: материалы всерос. науч.-
практ. конф. (Чебоксары, 06 августа 2018 г.) / гл. ред. М.П. Нечаев. - Чебоксары,
2018.