Авторы: Болдыш Галина Анатольевна, Наймушина Ольга Александровна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МАДОУ "Яснополянский детский сад"
Населённый пункт: Кемеровская область-Кузбасс, Прокопьевский муниципальный округ, п. Ясная Поляна.
Наименование материала: Методическая разработка по ранней профориентации детей в дошкольном возрасте.
Тема: "Ступеньки в жизнь"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Яснополянский детский сад»
Методическая разработка по ранней профориентации
детей в дошкольном возрасте
«Ступеньки в жизнь»
Прокопьевский муниципальный округ 2022 г.
«Ступеньки в жизнь»: материалы по итогам работы проблемно – творческой группы
«Ранняя профориентация детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»,
авторы - составители, руководитель проблемно – творческой группы, Чупина Наталья
Павловна. Воспитатели: Болдыш Галина Анатольевна, Наймушина Ольга Александровна.
В методической разработке «Ступеньки в жизнь» предоставлены авторские
методические разработки, конспекты непосредственно образовательной деятельности.
Материал предназначен для всех категорий педагогических работников, а также всех
интересующихся данной проблематикой.
С О Д Е Р Ж А Н И Е
Пояснительная
записка
4
Квест – игра по ранней профориентации детей «Путешествие в мир профессий»
7
Игра – викторина для педагогов «Играем – профессию выбираем»
10
Мастер – класс для педагогов «Кем быть?»
13
Конспект НОД в подготовительной группе «Тайна пяти ключей»
21
Конспект НОД в средней группе «Какие бывают профессии»
23
Проект для младшего дошкольного возраста «Профессия полицейский»
24
Проект для младшего дошкольного возраста «Знакомство с профессией повар»
27
Список литературы
30
Пояснительная записка
В
Федеральном
государственном
образовательном
стандарте
дошкольного
образования прописано, что основная образовательная программа детского сада должна
быть направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для
его позитивной социализации.
Обновление системы дошкольного образования ставит перед современными
педагогами задачу воспитания у дошкольников предпосылок «нового человека»,
конкурентоспособной личности, успешно реализующей себя в профессиональной среде,
обладающей чертами: исследователей, изобретателей, предпринимателей, новаторов.
Вхождение ребенка в социальный мир невозможно вне освоения им первоначальных
представлений социального характера, в том числе и ознакомлением с профессиями. У
человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе.
Как правило, профориентация начинается лишь в старших классах общеобразовательных
школ. Ребенок не успевает сделать осознанный выбор, поскольку перечень предлагаемых
профессий мал, знания о них минимальны и даются эпизодически. А ведь скрытые
резервы профориентации таятся не только в начальном звене обучения, но и на этапе
дошкольного детства. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии
заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей,
а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему
самостоятельный выбор в дальнейшем. Поэтому ознакомлением с трудом взрослых
необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, когда дети через доступные формы
познания узнают о разных профессиях.
В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и
характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется
система
знаний
о
профессиях,
интересы
и
отношение
к
определенным
видам
деятельности. Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его
надо
познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего
окружения, с профессий родителей и людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают
изо дня в день. В основном эта деятельность должна носить информационный характер, а
также включать совместное обсуждение мечты и опыта ребенка, приобретенного им в
каких-то видах трудовой деятельности. Необходимо развить у воспитанников веру в свои
силы, путем поддержки их начинаний будь то в творчестве, спорте, технике и другой
деятельности. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем
лучше он будет знать, и оценивать свои возможности в более старшем возрасте.
В ходе педагогической диагностики выяснилось, что большинство воспитанников
нашего детского сада имеют ограниченные представления о разнообразии профессии
взрослых. Знакомство детей с профессиями, их социальная адаптация в обществе
напрямую зависит от грамотно организованной работы педагогов, спланированной с
учетом требований ФГОС ДО и чтобы расширить кругозор дошкольников о мире
профессий и систематизировать профориентационную работу уже на этапе дошкольного
возраста, была организована проблемно – творческая группа «Ранняя профориентация
детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО». В методической
разработке
представлен
системный
подход
педагогов
ДОО
к
вопросу
ранней
профориентации дошкольников. Актуальность ранней профориентации дошкольников
продиктована потребность педагогической практики в разработке и внедрении научно –
обоснованной
педагогической
системы,
обеспечивающей
более
полное
согласование
задач и преемственность дошкольного и общего образования в части профессиональных
ориентировок детей. Необходимость более эффективного использования возможностей
образовательного
процесса
в
ДОО
в
части
формирования
профессиональной
составляющей дошкольника
Новизна состоит в том, чтобы уже на ранних стадиях формирования социальной
сферы интересов личности ребёнка, познакомить детей дошкольного возраста с
профессиями взрослых людей и обеспечить комплексное решение задач социального –
педагогического направления по ранней профориентации детей. Таким образом, раннее
трудовое
воспитание
и
профориентация
является
одной
из
ступенек
на
пути
к
успешности во взрослой жизни.
Целью данного материала является повышение представлений о профессиональной
деятельности человека детей дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
1.
Формировать
первичные
представления
о
труде
взрослых,
его
роли
в
обществе и жизни каждого человека, через игровую деятельность.
2.
Закрепление представлений о трудовых действиях, совершаемых взрослыми,
о результатах
труда,
об
оборудовании,
через
различные
формы
работы
и
виды
деятельности.
3.
Развивать коммуникативные способности, обогащать словарный запас детей в
процессе общения.
4.
Способствовать формированию положительного отношения и уважения к
труду, к людям разных профессий.
5.
Повысить уровень компетентности родителей по ознакомлению детей
дошкольного
возраста
по
профориентации
и
создать
условия
для
взаимного
сотрудничества родителей и ДОУ.
Ожидаемые результаты работы с детьми по вопросу ранней профориентации детей
дошкольного возраста:
1.
У детей сформированы представления о труде взрослых и его роли в обществе
через игровую деятельность.
2.
Через различные формы работы и виды деятельности у детей сформируются
представления о трудовых действия совершаемых взрослыми и о результатах труда.
3.
У детей повысятся коммуникативные способности, обогатится словарный
запас.
4.
Сформируется уважительное отношение к людям разных профессий.
5.
У родителей
повысится
уровень
компетентности
по
вопросам
ранней
профориентации детей и о деятельности ДОУ.
Практическая значимость методической разработки заключается в том, что здесь
представлены материалы не только для работы с детьми разного возраста, но и мастер-
классы для педагогов с целью их погружения в тему по данному направлению.
КВЕСТ – ИГРА ПО РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР ПРОФЕССИЙ»
(для старшего и младшего дошкольного возраста)
Цель: формирование представление детей о профессиях работников дошкольного
образовательного учреждения.
Задачи:
продолжить знакомить с профессиями сотрудников детского сада;
формировать у детей представления о социальной роли труда взрослых и
значимости профессий в жизни общества (повар, врач, прачка, инструктор по физической
культуре),
доброжелательное
отношение,
уважение
к
работникам
дошкольного
учреждения;
развивать познавательный интерес, творческие способности детей;
обогащать и активизировать словарь детей по теме «Профессии»;
формировать умение ориентироваться в помещениях детского сада.
Материалы: распечатанное название «Маленькая страна», картинка детского сада,
4 конверта, 3 карта для старшего возраста, 2 карта для младшего возраста, 2-3 обруча,
конусы, музыкальное сопровождение, цветное соленое тесто, скалки, дощечки, влажные
салфетки, одноразовые тарелочки, фигурные формы для печенья, фартуки,
плакат
окулиста с изображением животных, рефлектор лобный, скальпель, зеркало и пинцет,
фонендоскоп, топор, расческа, кастрюля, отвертка, градусник, шприц, бинт, утюг, ватные
диски, йод, одноразовые тарелочки, сок лимона или лимонная кислота, пипетки, сухие
салфетки.
Ход квест - игры:
Сбор детей совместно с педагогами в музыкальном зале.
Ведущий:
Здравствуйте
ребята
и
уважаемые
гости.
Вы
сегодня
попали
в
заколдованную
страну, где круглый год звучит смех, песни и царит радость. В этой стране живут
мастера, каждый из них любит и умеет трудиться. Над домом каждого мастера висит
указатель, который помогает узнать о профессии каждого из них.
Но с недавних пор в этой стране уже не звучат песни, не слышится смех, потому что
мастера не знают, как же называется их страна. Когда-то в давние времена эта страна
имела свое название, как и все страны в мире, но со временем название забылось или
потерялось, уже никто и не помнит.
Ребята, помогите, пожалуйста, мастерам найти название их страны! Чтобы помочь
мастерам, нужно отправится
в путешествие. На вашем пути будут встречаться люди
разных профессий, настоящие мастера своего дела, которые помогут вам найти забытое
название страны.
Ориентироваться в этом городе вам поможет карта. Условные обозначения –
указатели, подскажут дорогу к дому каждого мастера. Ну что, Вы готовы? Тогда в путь. Я
Вам желаю удачи! Дети рассматривают карты, на которых указана очередность
путешествия по станциям.
Дети совместно с воспитателем отправляются по станциям. На «домиках
мастеров»: для старшего возраста висит название, для младшего возраста - картинка.
Старший возраст. За каждое выполненное задание мастер отдает листок со
слогом. В конце путешествия дети должны собрать название страны МАЛЕНЬКАЯ
СТРАНА (4 части).
Младший возраст. За каждое выполненное задание мастер отдает часть паззла.
В конце путешествия дети должны собрать фотографию нашего детского сада (3
части).
Старшие
дети
идут
по
карте,
а
младших
мастера
направляют
с
помощью
картинок подсказок (например, врач – градусник, повар – поварёшка, инструктор по
физическому развитию – мяч и скакалка).
1.
Инструктор по физическому развитию (Станция: Мастер спорта, место:
Музыкальный зал.)
Материал:
2-3 обруча, конусы, музыкальное сопровождение.
Инструктор по физическому развитию:
Зачем нужно заниматься спортом?
(Ответы детей) (чтобы быть сильным, ловким, умелым, быстрым).
Инструктор по физическому развитию: Что вы делаете на физкультуре? (Ответы
детей)
Я предлагаю вам поиграть «Эстафета с обручем», для этого вам нужно разделиться
на две-три команды. Капитану команды нужно встать внутрь обруча и оббежать конус,
затем зять второго игрока, который берется за обруч и вместе добежать до конуса, второй
игрок остается возле конуса, а капитан бежит за следующим и т.д.
- Молодцы ребята, чтобы пойти на следующую станцию разгадайте загадку:
«Хожу
в
белом
колпаке,
с
поварешкою
в
руке,
я
готовлю
на
обед
кашу,
щи
и
винегрет» Кто я? (Повар)
2.
Повар (Станция: Мастер кухни, место: гр. Радуга)
Материал: цветное соленое тесто, скалки, дощечки, влажные салфетки, одноразовые
тарелочки, фигурные формы для печенья, фартуки.
Повар:
Я вам расскажу о профессии повара-кондитера. Повар – кондитер - это
человек, который готовит, выпекает, а потом украшает пирожные, торты, печенья,
пряники. Профессия кондитера очень сложная, и в то же время очень интересная,
творческая и… вкусная. Каждый из вас, наверное, был в кафе, или покупали в магазине
вкусные пирожные и торты. Как красиво они украшены: и цветочками, и грибочками, и
различными шариками, и сердечками. Как много продается в магазинах разных видов
печенья и пряников. Это всё приготовил повар – кондитер! Теперь я хочу научить вас
делать пирожные. Пирожные мы будем лепить из цветного, соленого теста. (По мере
изготовления дети приносят поделки на отдельный столик).
Повар: Чтобы вам узнать к какому мастеру идти дальше отгадайте загадку:
Кто пропишет витамины?
Кто излечит от ангины?
На прививках ты не плачь —
Как лечиться, знает... (Врач)
3.
Врач (Станция: Мастер медицины, Место: гр. Солнышко)
Врач: Здравствуйте, ребята! Вы прибыли на станцию «Мастер медицины», на
которой мы познакомимся с медицинскими инструментами.
Предлагаю поиграть в игру:
«Какому врачу принадлежит». Старший возраст.
Материал: плакат окулиста с изображением животных, рефлектор лобный,
скальпель, зеркало и пинцет, фонендоскоп.
Врач показывает детям наборы медицинских инструментов, принадлежащих разным
врачам, дети определяют, какой инструмент какому врачу принадлежит.
Окулист (офтальмолог) – плакат окулиста с изображением животных
Лор (отоларинголог ) – воронка ушная или рефлектор лобный
Хирург – скальпель, ножницы хирургические, либо нитки и игла
Педиатр – фонендоскоп
Стоматолог – зеркало и пинцет
«Что лишнее в чемоданчике врача». Младший возраст
Материал:
плакат
окулиста
с
изображением
животных,
рефлектор
лобный,
скальпель, зеркало и пинцет, фонендоскоп, топор, расческа, кастрюля, отвертка,
градусник, шприц, бинт, утюг.
Дети выбирают инструменты, которыми пользуется врач во время осмотра пациента.
– Если вам или вашим близким нужна неотложная помощь? Что нужно сделать?
(Ответы детей)
Вызвать на дом экипаж,
Даже ночью можно.
Стоит лишь набрать "103" ,
Тут же к вам примчится,
И направит вас потом,
В нужную больницу
Следующая загадка вас направит на нужную станцию. Послушайте и догадайтесь,
что за станция:
Что за машина – просто диво!
0
После неё всё чисто, красиво…
Пятна и грязь всю она отстирала
Сама всё отжала – прополоскала.
(Стиральная машина – автомат)
4.
Машинист по стирке белья (только для старшего возраста) (станция:
Мастер чистого белья, место гр. Гномики)
Опыт «Лимон – пятновыводитель»
Материал: ватные диски, йод, одноразовые тарелочки, сок лимона или лимонная
кислота, пипетки, сухие салфетки, музыкальное сопровождение.
Машинист по стирке белья: Ребят, в химической лаборатории проводили опыты с
йодом и поставили пятно на скатерти. Чем можно удалить пятно? (ответы детей) мне
приходится иметь дело с разными пятнами, и я знаю один маленький секрет как вывести
со скатерти пятно йода. С помощью сока лимона. Как вы думаете, сок лимона может
вывести пятно? Проверим опытным путем?
Вывод: сок лимона нейтрализовал йод. Произошла химическая реакция, пятно стало
бесцветным.
Дети на последней станции открывают полученные конверты и собирают слова
(старший возраст) или картинку (младший возраст) и возвращаются в зал.
Ведущий:
Ребята, удалось вам помочь мастерам и найти забытое название страны? Ответы
детей.
Какое название у страны мастеров? (Маленькая страна). Спасибо вам, ребята, за
отличную и слаженную работу. Пора возвращаться в свои группы.
ИГРА-ВИКТОРИНА «ИГРАЕМ – ПРОФЕССИЮ ВЫБИРАЕМ»
Чупина Н.П., Болдыш ГюА, Наймушина О.А.
Наша проблемно - творческая группа работает по теме: «Ранняя профориентация
детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО».
Уважаемые коллеги, скажите, пожалуйста, какие методы работы Вы используете в
своей работе по ознакомлению детей с миром профессий?
Детство – это удивительный мир, где, будучи ребенком, можно стать мамой и папой,
пожарным и врачом, можно полететь в космос, попутешествовать по разным странам за
один день или помечтать о будущем. Мир профессий в обществе – сложная, динамичная,
постоянно развивающаяся система. Если еще несколько лет назад было достаточно
познакомить детей с трудом повара, врача, продавца, водителя и военного, то на текущем
этапе этого недостаточно.
1
Современная действительность нам диктует новые требования. В настоящее время
ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых
рассматривается как неотъемлемое условие их всестороннего, полноценного развития.
Профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех
возрастных этапах, поэтому дошкольный возраст рассматривается как подготовительный,
в котором закладываются основы для ранней профориентации.
Данное
направление
работы
осуществляется
на
протяжении
всего
периода
получения воспитанниками дошкольного образования и реализуется:
в присущих
дошкольному возрасту видах детской деятельности (игровой, изобразительной, трудовой,
музыкальной, коммуникативной, физической);
в процессе специально организованных
педагогическими работниками формах работы: педагогических ситуациях, экскурсиях,
праздниках, развлечениях и т.п. Чтобы сформировать у детей представление о том, что
такое профессии, поддерживать интерес к ним, способствовать самостоятельности
мышления и выбора, важно грамотно использовать методы и приемы ознакомления
дошкольников
с
трудом
взрослых.
Ознакомление
с
трудом
взрослых
должно
осуществляться не на уровне одной задачи, а как целостный органический процесс.
Одним из верных способов рассказать детям о той или иной профессии является игра.
Игра
–
это
самая
свободная,
естественная
форма
погружения
в
реальную
(или
воображаемую) действительность с целью её изучения, проявления собственного «Я»,
творчества, активности, самостоятельности, самореализации. Игры дают возможность
расширить и уточнить знания о профессиях, о предметах труда, о трудовых действиях,
результате труда, расширяют словарь, учат общению. Сегодня вашему вниманию мы хотим
представить викторину по теме «Играем – профессию выбираем». Для этого предлагаем
разбиться на две команды. Умение работать в команде очень актуально. Команда может
решить задачи, которые для одного человека слишком сложны и трудоемки, тем самым
можно варьировать идеи, процесс ознакомления и закрепления материала.
1. Игровая разминка.
Игра
первая:
К, Р, Ф, П.
Надо придумать профессии или специальности, начинающиеся на эти буквы. Чья
команда это сделает лучше?
1 команда: контролер, киноартист, крановщик, кочегар, киномеханик, космонавт,
кабельщик, кровельщик каменщик, кутюрье, кондитер, кондуктор.
2
команда:
разведчик,
редактор,
рыбак,
радиоведущий,
рентгенолог,
радист,
репортер.
3 команда: фрезеровщик, фотограф, фигурист, фтизиатр, фармацевт, фокусник,
фотомодель, фотокорреспондент.
4
команда:
проводник,
плотник,
пилот,
пожарный,
полицейский,
полярник,
пограничник, печник, пиротехник, повар, пекарь, портной, парашютист.
Вторая игра: «САМАЯ-САМАЯ». А теперь вы ответите на вопросы с элементами
юмора.
2
Назовите профессии:
1.
Самая зеленая (садовод, лесник, цветовод-декоратор ...)
2.
Самая сладкая (кондитер, продавец в кондитерском отделе ...)
3.
Самая денежная (банкир, профессиональные теннисисты, боксеры,
модель...)
4.
Самая волосатая (парикмахер...)
5.
Самая детская (воспитатель, педиатр, учитель...)
6.
Самая смешная (клоун, пародист...)
7.
Самая общительная (журналист, экскурсовод, тренер, учитель, массовик-
затейник...)
8.
Самая серьезная (сапер, хирург, разведчик, милиционер, политик, психолог...)
2. Игровая разминка. (слайд 16)
А теперь поиграем в «Угадай
профессию».
Желающим я раздам карточки с указанной там профессией. Задание: необходимо
изобразить профессию, указанную в карточке при помощи жестов и мимики, без слов.
Команды должны угадать, какую профессию им демонстрируют.
Прилагаемый
список
профессий
:
Плотник, контролер, доярка, полицейский, швея, врач, художник, жонглер
(клоун).
3.
Блиц-
викторина.
Вспомните профессии героев литературных произведений:
Кем был Печкин – персонаж произведения Эдуарда Николаевича Успенского
«Трое из Простоквашино»? (почтальон)
Профессия героя сказки Корнея Чуковского, который пришёл на помощь
заболевшим жителям Африки? (доктор)
Кем был старик из сказки о золотой рыбке А. С. Пушкина? (рыбак)
Профессия Джузеппе из сказки Алексея Николаевича Толстого «Золотой
ключик? (столяр)
Назовите профессию двух сестёр-злодеек и «Сказки о царе Салтане» А. С.
Пушкина? (ткачиха, повариха)
Какой профессии научились три поросёнка, когда строили свои домики?
(строитель)
Профессия старца, который давал советы царю Дадону в «Сказке о Золотом
петушке» Пушкина? (звездочёт, мудрец)
Профессия коротышки из цветочного города по имени Тюбик? (художник)
Профессия хитрецов
из сказки
Г.
Х. Андерсена
«Новое платье
короля»?
(портные)
Профессия коротышки по имени Гусля? (музыкант)
3
Кем был отец Алёнушки и двух ее сестер в сказке Сергея Тимофеевича
Аксакова «Аленький цветочек»? (купец)
Профессия
дяди
Стёпы
из
стихотворения
Сергея
Владимировича
Михалкова? (милиционер)
В кого превратила фея крысу из сказки Ш. Перро «Золушка»? (кучер)
4.
Профессиональные
качества.
Давайте настроимся на серьезную работу.
Каждая
профессия
требует
набора
определенных
качеств,
которыми
должен
обладать представитель данной профессии.
Сейчас мы выясним качества, присущие тем профессиям, которые чаще всего
выбирают. (Игроки самостоятельно анализируют и перечисляют качества заданных
профессий. Запись осуществляется на магнитной доске).
Врач: гуманность, тактичность, интуиция, ответственность, точность, собранность,
сила воли, информированность, образованность, жизнерадостность, милосердие, ум.
Учитель: любовь к детям, гуманность, образованность, терпение, находчивость,
самосовершенствование, эрудированность, интуиция, воспитанность, информированность,
коммуникабельность, милосердие.
Юрист: честность, порядочность, эрудированность, знание законов, непредвзятость,
информированность, тактичность, ответственность, собранность, коммуникабельность,
интуиция.
Экономист:
терпение, собранность, информированность, коммуникабельность,
точность,
образованность,
находчивость,
тактичность,
интуиция,
ответственность,
порядочность, умение оперировать цифрами, информацией.
Закончилось наше путешествие в мир профессий. И в конце мы бы хотели добавить,
что прежде чем начать знакомить детей с профессиями, вспомните, о чем Вы мечтали в
детстве. Хочется пожелать, чтобы каждый из Вас выбрав профессию, воспитатель
чувствовал себя и полезным людям, и по-настоящему счастливым. Спасибо за внимание!
МАСТЕР – КЛАСС ПО РАННЕЙ
ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «КЕМ
БЫТЬ?»
Чупина Н.П., Болдыш Г.А, Наймушина О.А.
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
В каком же возрасте ребенок может выбрать для себя кем стать? Обычно вопрос о
профессиональном
самоопределении
начинает
возникать
только
в
старших
классах
школы в связи с необходимостью выбрать ребенку сферу дальнейшего образования.
Однако до этого его можно готовить уже с детского сада. Дошкольное подразделение
является
первой
и
очень
важной
ступенью
в
решении
проблемы
ранней
профориентации. Как известно,
4
интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются в
детстве. Задача педагогов и родителей – не пропустить этот момент, ведь дошкольный
возраст – ответственная
и благодатная пора, когда ребёнок с радостью открывает для
себя удивительный мир окружающей действительности. Труд должен войти в жизнь
ребёнка радостно и помочь в успешном всестороннем развитии.
Тема ранней профориентации в дошкольных учреждениях на сегодняшний день
актуальна,
поскольку
формирование
активных
граждан
общества,
развитие
их
инициативы и способностей начинается еще в раннем дошкольном возрасте.
Внедрение новых интерактивных технологий в подготовке воспитанников к
адекватной
интеграции
во
взрослую
жизнь,
обусловливает
создание
новой
системы
ранней профориентации воспитанников. Дети дошкольного возраста получают знания о
профессиях из ближайшего окружения взрослых, от сверстников, из собственных
наблюдений, с помощью средств массовой информации, а также из сетевых ресурсов.
Чтобы сформировать у детей представление о том, что такое профессии,
поддерживать интерес к ним, способствовать самостоятельности мышления и выбора,
важно грамотно использовать методы и приемы ознакомления дошкольников с трудом
взрослых и должно это
осуществляться не на уровне одной задачи, а как целостный
органический процесс. Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра. И
как, если не через игру мы можем познакомить детей с миром профессий.
Игра – это самая свободная, естественная форма погружения в реальную (или
воображаемую) действительность с целью её изучения, проявления собственного «Я»,
творчества, активности, самостоятельности, самореализации. Игры дают возможность
детям расширить и уточнить представления о профессиях, о предметах труда, о трудовых
действиях и результате труда.
А теперь мы предлагаем и вам поиграть и познакомиться с миром профессий. А
играть мы с вами будем по мотивам русской народной сказки «Колобок». Для этого нам
нужно разделиться на две команды.
«Жил-был старик со старухою. Просит старик: «Испеки, старуха, колобок». — «Из
чего печь-то? Муки нет». — «Э-эх, старуха! По коробу поскреби, по сусекам помети;
авось муки и наберется».
Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела, и набралось муки
пригоршни с две. Замесила на сметане, изжарила в масле и положила на окошечко
постудить.
Колобок полежал-полежал, да вдруг и покатился — с окна на лавку, с лавки на пол,
по полу да к дверям, перепрыгнул через порог в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на
двор, со двора за ворота, дальше и дальше. Катится колобок,
катится по дороге, и
задумался … «Кем мне быть? Какую профессию выбрать?», а навстречу ему Заяц…»
Игра
«Ветеринар»
5
Оборудование: карточки с изображением различных предметов и медицинских
принадлежностей. На столе разложены карточки с различными предметами, лекарствами,
медицинскими принадлежностями,
педагогам нужно выстроить алгоритм оказания
помощи кошке, как это сделал бы ветеринар.
От зайца идут к волку
Игра
«Учитель»
«Звуковой анализ слова» технологи Фрёбеля. Даются картинки с изображением
колобка, зайца, волка, медведя, лисы. Сначала называют, что изображено на картинке,
затем составляют звуковую схему слова. В пустые квадраты расставляются буквы (звуки)
условными
обозначениями
(красный
круг
-
гласный
звук,
синий
круг
-
твердый
согласный, зеленый – мягкий согласный)
От волка идут к медведю
Игра
«Ландшафтный
дизайнер»
«Украшаем
улицу»
(песочная
терапия).
Оборудование:
набор
разноцветных
камешков, различных насадок для рисования на песке, набор деревьев, кустарников.
Педагоги подходят к контейнерам с домами и начинают на песке с помощью насадки
прорисовывать расположение дорожек и растений. Затем оформляют свою улицу с
помощью имеющегося оборудования.
От медведя идут к лисе
Игра
«Кондитерская»
Оборудование:
пластилин
(соленое
тесто),
формочки,
стеки.
Участникам
предлагается представить себя в роли кондитера и создать свое необычное пирожное,
выпечку.
Колобок походил, познакомился с разными профессиями и выбрал свой путь, и
будем надеяться, что с этого пути он не свернет. А как вы думаете, мы с вами выбрали
верный
путь?
И
чтобы
в
этом
убедится,
мы
предлагаем
вам
пройти
тест
«Дифференциально- диагностический опросник».
Тест
«Дифференциально-диагностический
опросник».
Известно несколько тысяч профессий. Как же в них сориентироваться, чтобы
совершить адекватный выбор? Для этого нужно хорошо понимать, чем они отличаются
друг от друга, выделить те ключевые признаки, по которым можно разобраться в этом
многообразии. Существуют несколько таких «осей измерения», которые позволяют
классифицировать профессии и о которых имеет смысл подумать, чтобы совершить
адекватный выбор. Прежде всего, различают несколько типов профессий в зависимости
от того, что в них является предметом труда. Основные предметы труда таковы:
другие
люди;
природа;
техника;
6
знаковые системы;
художественные образы;
сам человек.
Методика, приведенная ниже, поможет разобраться в том, к каким из этих групп
профессий ты более склонен.
Инструкция. Предположим, что после соответствующего обучения ты способен
одинаково успешно выполнять любую работу. В таблице приведен список различных
видов работы. Если бы пришлось выбирать лишь одну работу из каждой пары в этом
списке, что бы ты предпочел? Выбери один вид работы из каждой пары и запиши его
номер.
1
а
Выращивать
и
дрессировать
служебных
собак
для
поиска наркотиков.
1б
Разрабатывать
новые
модели
электронной бытовой техники.
2
а
Спасать
людей
после
аварий,
землетрясений.
2б
Заверять
документы, оформлять
доверенности и договоры.
3
а
Петь в музыкальной группе.
3б
Интенсивно
тренироваться,
совершенствоваться
и
добиваться
новых спортивных результатов.
4
а
Налаживать
работу
компьютеров,
оборудования.
4б
Рассказывать
о
товаре, убеждать
людей приобретать его.
5
а
Переводить научные тексты.
5б
Писать
рассказы, сценарии,
фельетоны.
6
а
Тренировать свой организм, чтобы
он выдерживал воздействие
больших
физических нагрузок.
6б
Разрабатывать мероприятия по
охране редких растений.
7
а
Ремонтировать
оргтехнику: компьютеры, телефоны.
7б
Исправлять
смысловые
и
стилистические
ошибки
в
подготавливаемых для печати
текстах.
8
а
Заниматься флористикой,
оформлять помещения цветами.
8б
Анализировать состояние растений
и
животных
в
загрязненных
условиях среды.
9
а
Управлять автомобилем,
автобусом, трейлером, локомотивом
поезда.
9б
Микшировать
музыку
или
корректировать
фотоснимки
с
помощью компьютера.
1
Ежедневно
тренировать
10б
Отлаживать
работу
7
0
свои
атлетические навыки в спортивном
зале, в бассейне, на стадионе, корте и
т. п.
спортивного
автомобиля и заменять механизмы
в случае неисправности.
1
1
а
Давать
людям
консультации
по
туристическим
маршрутам
других городов и
стран.
11б
Оформлять
витрины
универмагов;
заниматься оформлением концертов
и шоу.
1
2
а
Разводить
декоративных
рыб
и
ухаживать за аквариумами в офисах.
12б
Оказывать
людям
медицинскую
помощь.
1
3
а
Упорядочивать документацию
фирмы
и
подготавливать
новую (договора,
счета, ведомости, доверенности и т.
п.)
13б
Вырабатывать
навыки
красивой
походки и пластичных движений
для
профессионального
выступления на подиуме.
1
4
а
Изучать
генетику,
выводить
новые
сорта растений.
14б
Работать в фондах архивов,
находить
необходимые документы.
1
5
а
Сопровождать
людей
в
сложных
туристических
походах
в
роли инструктора.
15б
Придумывать и отрабатывать
сложные
акробатические
трюки,
спортивные номера.
1
6
а
Лечить кошек, собак, лошадей и пр.
16б
Осуществлять сборку компьютеров.
1
7
а
Искать нужных людей, проводить
подбор персонала в различные фирмы.
17б
Проводить финансовый анализ
рынка
ценных бумаг.
1
8
а
Играть на сцене, сниматься в
кино, ставить трюки.
18б
Тренировать и репетировать
красивые и точные движения перед
спортивным
выступлением.
1
9
а
Налаживать
работу
медицинского
лазера, ультразвуковой аппаратуры.
19б
Преподавать
различные
предметы
в
школе, техникуме, институте и т. д.
2
0
а
Рассчитывать
экономный
путь
транспортировки товара до
потребителя.
20б
Оформлять
иллюстрациями
сайты,
книги, журналы.
2
1
а
Осуществлять
постоянную
психологическую
и
физическую
подготовку
к
соревнованиям,
турнирам,
выступлениям.
21б
Участвовать
в
экспедициях,
посвященных изучению природных
явлений.
8
2
2
а
Строить
дома
по
планам, делать
разводку электричества в соответствии
с проектом.
22б
Работать с финансовыми законами
и кодексами.
2
3
а
Проектировать
садово-
парковые
зоны, оформлять
участки с помощью
растений.
23б
Анализировать молекулярный
состав крови.
2
4
а
Проектировать
новое производственное
оборудование, дома.
24б
Производить
архитектурно-
восстановительные
работы исторических мест.
2
5
а
Оттачивать
мастерство
выполнения спортивного
упражнения,
превозмогая
усталость и страх
25б
Разрабатывать
новые
модели
спортивных тренажеров,
велосипедов
и другое спортивное оборудование
2
6
а
Организовывать
праздники, выступать в роли тамады.
26б
Вести
концертные
программы,
объявлять
зрителям
имена выступающих
и
названия
номеров
программы.
2
7
а
Изучать
жизнь
организмов
с
помощью электронного микроскопа.
27б
Оказывать людям психологическую
Помощь, работать
на
телефоне доверия.
2
8
а
Обрабатывать, анализировать
и
обобщать социологические данные.
28б
Профессионально
работать
над
красотой своей фигуры и внешности.
2
9
а
Разрабатывать
средства
защиты
растений от вредителей и вирусов.
29б
Создавать компьютерные
программы.
3
0
а
Консультировать людей в фитнес-
зале,
в
бассейне,
на
спортивной
площадке.
30б
Тренировать
общую
выносливость
и
совершенствовать
отдельные
спортивные
или
артистические навыки.
Обработка результатов осуществляется в соответствие с таблицей. Каждый ответ,
совпадающий
с
приведенным
в
ней
ответом,
оценивается
в
один
балл
по
соответствующей шкале.
Природа
Техника
Другие
Знаковые
Художественны
Сам
9
и
емы
е
зы
век
1а
1б
2а
2б
3а
3б
4а
4б
5а
5б
6а
6б
7а
7б
8а
8б
9а
9б
10а
10б
11а
11б
12а
12б
13а
13б
14а
14б
15а
15б
16а
16б
17а
17б
18а
18б
19а
19б
20а
20б
21а
21б
22а
22б
23а
23б
24а
24б
25а
25б
26а
26б
27а
27б
28а
28б
29а
29б
30а
30б
Подсчитывается сумма баллов в отдельности по каждому из этих шести столбцов.
Эти суммы свидетельствует о склонности к работе с соответствующими предметами
труда:
9—10 баллов: ярко выраженная склонность. 7—
8 баллов: выраженная склонность.
4—6 баллов: склонность на среднем уровне. 2
—3 балла: склонность не выражена.
0—1 балл: работа с таким предметом труда активно отвергается — «что угодно,
только не это».
0
По набранной сумме баллов в каждом столбце можно судить о склонности к
профессиям разных типов. Ярко выраженная склонность или выраженная склонность
показывают, что профессии именно этого типа наиболее интересны, к ним выражено
предпочтение (впрочем, это еще не гарантирует высоких способностей именно к таким
профессиям, хотя в большинстве случаев человеку интересно как раз то, к чему он более
способен). Если результат свидетельствует о наличии склонности на среднем уровне
сразу к нескольким типам профессий, следует выбирать те из них, в которых сочетаются
разные предметы труда. Профессии же из групп, склонность к которым не выражена,
возможно, могут быть освоены, но вряд ли станут любимыми и приносящими
удовольствие.
А теперь ознакомься с тем, что же подразумевают профессии разных типов.
Предмет труда — это то, на что направлена работа; за создание, обслуживание или
преобразование чего работник получает деньги. Выделяют несколько предметов труда и
соответственно им классифицируют профессии.
1.
Природа. Такая работа направлена на объекты живой природы. Например, это
деятельность
агронома,
фермера,
кинолога
(профессионального
собаковода,
дрессировщика
собак),
ветеринара,
цветовода,
микробиолога
(специалиста
по
микроорганизмам), пчеловода или лесника. Биологические объекты сложны, изменчивы,
нестандартны,
для
успешной
работы
с
ними
важны
интуиция,
заботливость,
инициативность и самостоятельность. Обычно люди положительно относятся к живым
объектам. В частности это происходит потому, что природа ассоциируется с отдыхом. Но
чтобы сделать работу такого профиля своей профессией, одной любви к отдыху на
природе
мало,
необходимо желание постоянно и
активно взаимодействовать
с
растениями и животными.
2.
Техника. Таковы профессии, связанные с созданием, обслуживанием или
эксплуатацией технических устройств, Например, это водитель, пилот, железнодорожный
машинист, специалист по обслуживанию компьютерных сетей, инженер-технолог. К этой
же группе относится и большая часть так называемых «рабочих» профессий: токарь,
слесарь, сварщик, станочник, крановщик и т.
П. Больше всего таких специалистов
требуется в различных областях промышленности: для добычи и переработки полезных
ископаемых, в металлургии, машиностроении, строительстве, на транспорте. Для
достижения успеха в таких профессиях нужен технический склад ума, точность,
склонность к конкретным действиям, а не к абстрактным размышлениям.
3.
Другие люди. Это все те профессии, которые связаны преимущественно с
общением между людьми, с их влиянием друг на друга. Например, это врач, менеджер,
учитель, психолог, социальный работник, продавец, тренер. Для успешного овладения
такими профессиями важно желать и уметь активно взаимодействовать с людьми, любить
общаться. Профессиональная подготовка в таких профессиях включает два основных
компонента: один касается области выполнения работы (например, тренер должен очень
1
хорошо знать свой вид спорта, а продавец — специфику предлагаемых товаров), другой
— подготовки к эффективному деловому взаимодействию с людьми.
4.
Знаковые системы. В этих профессиях преобладает работа с текстами,
документами, различными базами данных, математическими выкладками и т. П. (все это
психологи называют «знаковые системы»). Примеры таких профессий: переводчик
письменного текста, программист, бухгалтер, экономист, корректор, делопроизводитель,
эксперт-аналитик.
Для
такой
работы
важны
пунктуальность,
скрупулезность,
усидчивость, аналитический
склад ума.
Должен
присутствовать
интерес
к
знаковым
системам:
текстам, таблицам, формулам, схемам, картам, разного рода условным
сигналам и т. П.
5.
Художественные образы. Деятельность таких профессионалов направлена на
создание, совершенствование с помощью разнообразных изобразительных средств
художественных
образов.
Это
сфера
живописи,
скульптуры,
архитектуры,
кинематографии, создания литературных произведений и т. Д. Можно назвать здесь такие
профессии, как художник, скульптор, писатель, литературный редактор, режиссер,
кинооператор, дизайнер, реставратор художественных произведений. Как правило,
подобные профессии подразумевают творческую работу. Для овладения ими важны
соответствующие способности, хорошее воображение, готовность действовать в новых,
необычных ситуациях, где нет шаблонных способов решения возникающих проблем.
6.
Сам
человек.
Это
профессии,
в
которых
основной
труд
сводится
к
самосовершенствованию, и деньги человек получает за демонстрацию того, что в итоге
получается. Таких профессий немного, зато их представители часто находятся на виду у
широкой публики. Например, это спортсмен, каскадер, актер кино и театра, певец,
фотомодель, цирковой артист. Для успеха в этих профессиях нужен очень высокий
природный уровень задатков и способностей в соответствующей сфере, желание и
готовность
демонстрировать
себя,
работая
«на
публику»,
а
также
тяга
к
самосовершенствованию, преодолению внешних и внутренних ограничений.
Некоторые профессии невозможно отнести к какой-то одной из этих групп, они
находятся на стыке нескольких. Взять, например, такую, как кассир-операционист в
банке. Он общается с клиентами, следит за состоянием их счетов и вносит изменения в
базу данных при поступлении и снятии денег (т. Е. взаимодействует со знаковой
системой), активно использует в работе компьютер.
Парикмахер взаимодействует с клиентами и создает модельные прически —
художественные образы. Работа секретаря (офис-менеджера, помощника директора)
включает взаимодействие с посетителями организации и ответы на телефонные звонки,
оформление документации, и выполняется с использованием компьютера. А еще он,
будучи «лицом фирмы», должен иметь презентабельную внешность и уметь представлять
себя в выигрышном свете.
2
ОРГАНИЗАЦИЯ
НЕПРЕРЫВНОЙ
НЕПОСРЕДСТВЕННО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ
ГРУППЕ ПО ТЕМЕ «ТАЙНА ПЯТИ КЛЮЧЕЙ»
Наймушина Ольга Александровна
Задачи
приоритетной
образовательной
области:
Социально-коммуникативная деятельность -
приобщение к общепринятым
нормам и правилам, развитие игровой деятельности.
Речевое развитие формирование свободного общения с взрослыми и детьми;
развитие всех компонентов устной речи (лексической стороны, грамматического строя
речи, произносительной стороны). Приобщение к общепринятым социальным нормам и
правилам через развитие сюжетной игровой деятельности (путешествие в страну
волшебных слов), овладение способами взаимодействия (обращаться с просьбой,
использовать вежливые слова), развитие всех компонентов устной речи, связной речи.
Задачи
ОО
в
интеграции
:
«художественно-эстетическое
развитие»:
формирование
способности
эмоционально
воспринимать
музыку; формирование ценностных представлений о
нравственных качествах.
«Физическое развитие»: формирование потребности в двигательной активности и
физическом совершенствовании; сохранение и укрепление физического и психического
здоровья детей.
«Познавательное развитие»: расширение кругозора детей (профессии людей и их
орудия труда).
Оборудование для педагога: Видео-загадки, проектор, 2 компьютера, игра «Пойми
меня» (профессии), картинки профессии (водитель, полицейский, врач, учитель), игра
«Ребусы» (профессии), сундук с замком, 5 ключей, карта – маршрут территории детского
сада, карта маршрут разрезанная на пять частей (фрагменты), 2 мольберта.
Оборудование для детей: карандаши, фломастеры, цветные мелки, краски, листки
чистые, стулья.
Ход непрерывной образовательной деятельности:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята, давайте поприветствуем друг друга.
Пальчиковая гимнастика
«Здравствуй,
солнце
золотое,
Здравствуй,
небо
голубое,
Здравствуй,
вольный
ветерок,
Здравствуй
маленький дубок, Мы живем
в одном краю,
Я вас всех приветствую».
3
Воспитатель: Ребята, предлагаю Вам игру «Геокешинг». Кто-то слышал о такой
игре? (если да, то попросить рассказать правила игры).
4
Воспитатель: «Геокешинг» означает - найди клад по карте. Хотите поиграть в эту
игру и найти клад? (ответы детей).
Воспитатель:
Для этого вам надо преодолеть препятствия и выполнить ряд
интересных заданий, связанных с профессиями людей. За каждое выполненное задание
вы будете получать подсказку – фрагмент карты и 1 ключ. Когда вы соберете все
фрагменты карты, и правильно их соедините, то сможете узнать место, где находится
тайник с подарком для вас. А когда вы соберёте ещё и пять ключей вы сможете, подобрав
верный ключ - открыть этот тайник. Предлагаю отправиться на поиски тайника, следуя
предложенному маршруту. (Воспитатель показывает детям карту – маршрут
игры-
путешествия, на котором отмечены станции). Впереди нас ждет несколько остановок,
на каждой из которых вам предстоит выполнить задание (совместно с детьми
воспитатель рассматривает карту-маршрут. Воспитатель обращает внимание детей,
что на карте обозначено место начала движения).
1
станция (место – группа) «Отгадай профессию по орудию труда!» детям
предлагается посмотреть на компьютер и отгадать профессию по орудию труда (вода,
стул,
кисточка, шампунь, расческа, фен, ножницы, заколки). В конце игры на экране
появляется вопрос, «Каким должен быть парикмахер?». (Ответы детей). Дети получают
фрагмент карты и ключ.
2 станция
(место – группа).
Дети должны разгадать ребусы
«Какая профессия
спрятана в картинке?» (сапожник, рыбак, пожарный, таксист, окулист, столяр). За
выполненное задание дети получают фрагмент карты и ключ.
3
станция (место – спальня).
«Загадки о профессии?» детям предлагается
просмотреть видео загадки
и дать правильный ответ.
Космонавт, врач, лесник,
носильщик, повар, капитан, фокусник. За выполненное задание дети получают
фрагмент карты и ключ.
4 станция (Место приемная). «Пойми меня» детям предлагается разделиться на две
команды. Первой команде показывается картинка с профессией и дети должны жестами
(без слов) изобразить эту профессию противоположной команде, а вторая отгадывает
профессию. (Пожарный. Парикмахер. Повар. Строитель). За выполненное задание дети
получают фрагмент карты и ключ.
5 станция (место - группа) «Нарисуй профессию». Детям предлагается разбиться по
парам, нарисовать орудие труда профессий
(Учитель, врач, полицейский, водитель).
После того как дети нарисовали им нужно рассказать, что они нарисовали и почему. За
выполненное задание дети получают фрагмент карты и ключ.
Воспитатель предлагает детям соединить все фрагменты карты, чтобы узнать, где
находится тайник. Когда дети найдут тайник им нужно подобрать ключ для дверей, где
находится тайник (дети находят игру «Ветеринар»).
5
Воспитатель обращает внимание детей на то что, по правилам игры «Геокешинг»
взамен полученного приза нужно что-то оставить. Дети предлагают, что оставить взамен.
Воспитатель: Что понравилось больше всего? Какое задание оказалось самым
трудным? Интересным? Спасибо за проделанную работу.
ОРГАНИЗАЦИЯ
НЕПРЕРЫВНОЙ
НЕПОСРЕДСТВЕННО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ПО
ТЕМЕ: «КАКИЕ БЫВАЮТ ПРОФЕССИИ»
Чупина Наталья Павловна
Задачи
приоритетной
образовательной
области:
Художественно-эстетическое
развитие:
Формировать
умение
детей
в
самостоятельной творческой деятельности (составлять предметы разной формы и
добавлять отдельные элементы).
Задачи
ОО
в
интеграции
:
«Социально-коммуникативное развитие»:
формировать умение в общении и
взаимодействии ребенка с взрослыми и сверстниками; приобщение к общепринятым
нормам и правилам (умение здороваться при встрече, прощаться при расставании);
формировать эмоциональную отзывчивость, сопереживание сказочному персонажу
(Почемучке).
«Физическое развитие»: укрепление физического здоровья детей, приобретение опыта в
двигательной деятельности (ходьбе, ловли мяча), развивать крупную и мелкую моторику
обеих рук.
«Познавательное развитие»: любознательность и познавательную мотивацию,
формировать
познавательные
действия,
становление
сознания,
формировать
воображение. Оборудование для педагога:
бумажный самолетик, мяч, аудиозапись,
дары Фребеля. Оборудование для детей: мяч, картинки профессий для подвижный игры.
Ход непрерывной образовательной деятельности:
Дети вместе с воспитателем входят в группу.
Воспитатель: Ребята к нам сегодня гости пришли. Давайте поздороваемся!
Воспитатель обращает внимание детей на бумажный самолетик, влетевший в группу.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это приземлилось?
(ответы детей)
Хотите
узнать, что внутри него (что в нем)? Давайте откроем и посмотрим. (Дети располагаются
вокруг стола, воспитатель присаживается напротив, дети внимательно слушают).
Почемучка: «Здравствуйте, меня зовут Почемучка, я уже давно наблюдаю за вами:
как вы играете, занимаетесь, узнаёте, что-то новое. Я понял, что только вы можете мне
6
помочь. В стране профессий случилась беда: злой колдун напал на нашу страну и всё там
перепутал.
Жители
Страны
профессий
очень
просят
вас
о
помощи.
Если
готовы
выполнять задания и узнавать что-то интересное, тогда срочно собирайтесь и
отправляйтесь в путь. До встречи, ребята! Ваш Почемучка!»
Воспитатель: Хотите помочь жителям Страны профессий, трудностей не боитесь?
(ответы детей)
Воспитатель: На чём можно отправиться? (ответы детей) Ребята, Перед вами
фигуры, разных цветов. Постойте из них транспорт, на котором можно добраться до этой
страны. (дети строят транспорт). Молодцы, но нам нужно выбрать только один транспорт.
Дети сидят на стульчиках, обсуждение выбранного транспорта. Какой вид
транспорта по величине, форме, его название.
Воспитатель: Ребята, злой колдун перепутал все предметы, и теперь жители страны
профессий не могут работать. Давайте проверим, что здесь лишнее и кому принадлежат
эти предметы? (на мольберте представлены картинки с изображением профессии, дети
угадывают лишний инструмент)
Физ. минутка. «Мы шофёры…….» (под запись)
Воспитатель: А сейчас я хочу предложить вам игру. Я кидаю вам мяч и говорю
предложение, если вы слышите ошибку, её исправляете и возвращаете мяч
Парикмахер варит кашу (ответы детей)
Художник поливает цветы (ответы детей)
Продавец рисует (ответы детей)
Дворник тушит пожар (ответы детей)
Врач лечит детей (ответы детей)
Повар продаёт игрушки (ответы детей)
Учитель учит детей (ответы детей)
Пожарник фотографирует (ответы детей)
Воспитатель: Ребята посмотрите здесь конверт, а в конверте картинки профессий
это, наверное, жители Страны вам положили, что бы вы посмотрели какие есть на земле
профессии и смогли себе выбрать ту, которая понравится.
Воспитатель: Где мы были? Зачем мы туда отправились? (ответы детей) Что нужно
было сделать? (ответы детей) Что было трудно? (ответы детей) Ребята, вы молодцы.
ПРОЕКТ ДЛЯ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
«ПРОФЕССИЯ
ПОЛИЦЕЙСКИЙ»
Болдыш Галина Анатольевна
Аннотация: Еще совсем недавно человека этой профессии называли милиционером.
Сегодня же именно полицейский уполномочен следить за соблюдением общественного
7
порядка, осуществлять охрану покоя, здоровья и имущества всех законопослушных
граждан. Особыми инструментами труда полицейского являются пистолет, резиновая
дубинка и наручники. Обусловлено это тем, что работа их особая, и когда нет другого
выхода, приходится применять силу.
Цель нашего проекта не только познакомить детей с историей возникновения
профессии полицейский, а так же познакомить детей с различными службами полиции.
Прививать уважительное отношение к людям данной профессии.
Паспорт проекта:
Название проекта: «Профессия полицейский».
Вид проекта: по составу участников - групповой (дети,
педагоги); по целевой
установке – информационный, творчески – практический.
Срок
проекта:
краткосрочный (неделя.).
Участники
проекта:
педагоги ДОУ, дети, родители.
Актуальность проекта:
в наше время отношение к людям данной профессии в
обществе
разное,
доходя
до
противоположных:
одни
восхищаются
смелостью
и
мужеством полицейских, вступающих в схватки с преступниками, а другие резко
отрицательно относятся к ним. Но без полицейских нормальная жизнь общества
невозможна, сразу воцарилась бы анархия и беспредел. Порядок в обществе держится не
только на культуре и интеллигентности людей, многих людей удерживает от
преступлений лишь страх перед наказанием. Наличие развитой системы полиции дает
гарантию того, что если кто-то нарушит закон, то наказание последует неотвратимо.
Проблема: недостаток представлений детей о профессии полицейский.
Цель проекта: создание условий для развития творческих способностей детей и
родителей в процессе изготовления выставки, закрепление знаний о профессии.
Задачи
проекта:
для детей:
уметь изобразить полицейского в форме на листе бумаги, а также
из
различного
материала;
познакомиться
с
историей
возникновения
профессии
полицейский; развивать
умение рассуждать, решать творческие задачи, а так же
сформировать позитивное эмоционально – ценностное отношение к данной профессии,
патриотические чувства.
для педагогов
:
оказывать детям помощь в оформлении работ, в организации
выставки; формировать интерес к художественному творчеству; развивать навыки
коммуникативного общения; развивать познавательную активность дошкольников;
познакомить с историей возникновения профессии полицейский привлекать родителей к
участию
в
проекте;
налаживать
конструктивное
взаимодействие
с
семьями
воспитанников.
для
родителей
:
способствовать
детям
в
достижении
положительных
результатов ходе реализации проекта; создать условия для взаимного сотрудничества
родителей в совместной деятельности с детьми в организации выставки
«Профессия
полицейский».
8
Интеграция
образовательных
областей:
Познавательное
развитие;
Речевое развитие;
Социально-коммуникативное
развитие;
Художественно-эстетическое
развитие;
Физическое развитие.
Этапы
реализации
проекта:
I этап. Подготовительный.
Постановка цели, задач проекта.
Создание развивающей среды.
Подбор методической и художественной литературы по теме.
Разработка мероприятий.
Подготовка оборудования.
II этап. Основной.
Работа с детьми (организация совместной деятельности с детьми, проведение
познавательной и продуктивной деятельности соответствующей тематики);
Работа с родителями (оформление выставки детских работ).
III этап. Обобщающий.
Выставки творческих работ детей
Проведение мероприятия по теме: «Профессия полицейский»
Презентовать проект.
Ожидаемые
результаты
по
проекту:
• для детей
: расширены
знания детей о возникновение профессии полицейский;
развит интерес детей к художественному творчеству; закреплены
умения
детей
изготавливать полицейского разными способами; получены эмоциональные отклики от
своей работы.
• для
педагогов
:
повышен
уровень
педагогического
мастерства;
собрана
информация
по
данной
теме,
используя
такие
направления
как:
телевидение,
энциклопедии, интернет ресурсы; оформлен проект.
• для
родителей
:
вырос
уровень
информированности
родителей
о
деятельности
ДОУ; активное участие родителей в жизни детского сада и группы.
Непрерывно образовательная деятельность
9
Образовательн
а я область
(вид
деятельности)
Н
ОД
Познавательн
ое развитие
Тема:
«Знакомство
с
появлением
профессии
полицейский»
(познакомить детей с историей возникновения профессии, когда она
появилась).
Речев
ое
развитие
Тема:
«История
хотел
бы я
стать
полицейским?» (составление
творческого рассказа).
Тема:
«Работал
ли
кто-нибудь
в
моей
семье
полицейским?» (составление описательного рассказа из
опыта детей).
Чтение стихотворения С. Маршак «Дядя Стёпа »
Просмотр презентации «Профессия полицейский»
Художественн
о- эстетическое
развитие
Тема: «Профессия полицейский» (рисование с портрета).
Тема:
«Машина
для
полицейского»
(конструирование
из
кубиков
разных размеров).
Тема «Жезл» (нетрадиционная техника аппликации).
Раскраски по проекту.
Просмотр мультиков о профессии полицейский.
Социально –
ммуникативное
развитие
Общение
на
темы:
«Откуда
появилась
в
России
профессия полицейский?», «На какие подразделения
делиться эта профессия? »,
«Зачем нужна эта профессия?», «Как опасна и сложна эта профессия».
Посещение
выступления,
где
родители
рассказывают
о
профессии
полицейский.
Участие детей в НОД « Моя полиция меня бережёт» по ПДД.
Участие в выставке самый лучший портрет «Полицейского»
Физическое
развитие
Подвижные
игры:
«Птицы и автомобиль»,
«Бегущий
светофор»,
«Островок безопасности», «Автобусы».
Пальчиковые
гимнастики:
«Семья», «Цепочка», «Профессия».
Физкультминутки:
«Дорожные знаки», «Инспектор ДПС», «Найди и
назови орудие труда».
ПРОЕКТ ДЛЯ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
«ЗНАКОМСТВО С ПРОФЕССИЕЙ ПОВАР»
Болдыш Г.А.
Паспорт проекта:
Вид проекта: групповой, игровой, комплексный.
0
Тип проекта: информационно – ориентированный.
Сроки проекта: краткосрочный (неделя).
1
Участники проекта: дети первой младшей группы, родители воспитанников,
педагоги.
Актуальность темы проекта: Дети младшего дошкольного возраста находятся у
истоков познания окружающего мира. Начиная с младшего возраста, проводится работа
по ознакомлению с окружающим миром и социальной действительностью. Именно детям
этого возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость. Чрезвычайно важно не
упустить момент для воспитания в них добрых чувств к окружающим людям и
формированию положительного отношения к труду, что является главной целью
образовательной области труд. Таким образом, формирование первичных представлений
о труде взрослых в младшей группе начинается со знакомства с трудом сотрудников
детского сада: трудом помощника воспитателя, медсестры, повара, дворника, постоянно
подчеркивая их заботу о детях. Главная задача нас, как воспитателей – вызвать у детей
чувство уважения к людям труда, желание оказать им посильную помощь, как например:
все
съедать
за
обедом,
чтобы
порадовать
повара.
В
связи
с
этим
у
нас
возникла
потребность в разработке проектной деятельности по ознакомлению детей с профессией
повар. Кроме того, в работе с родителями, мы выяснили, что дети мало играют дома в
сюжетно
–
ролевые
игры,
ввиду
сильной
занятости
родителей,
чаще
смотрят
мультфильмы
и
гуляют
на
улице, посещают дополнительные кружки. Поэтому мы
считаем важным знакомить детей использовать в игре знания, полученные в ходе
реализации данного проекта.
Этапы проекта:
1. Поисковый
Цель: дать представление детям о профессии повара.
Задачи:
1.
Познакомить с профессией повар, его трудовыми процессами, с предметами –
помощниками.
2.
Закрепить представление о столовой посуде.
3.
Прививать уважение к труду других людей.
Предполагаемые итоги реализации проекта.
1.
Пополнить представление детей о профессии повар.
2.
Понимание детьми значимости данной профессии.
3.
Умение организовать сюжетно – ролевые игры на основе имеющихся знаний.
4.
Проявление признательности и уважения к труду взрослых.
2. Аналитический.
Разработка проекта:
1.
Создать развивающую среду:
пополнить
уголок
«кухня»
-
внести
атрибуты:
фартуки,
посуду,
овощи,
фрукты.
внести дидактические и настольные игры: «Профессии»; «Варим компот»;
«Кто что делает»; «Чудесный мешочек»; «Что лишнее?»; «Овощи и фрукты», «Пирожки»,
«Ждём гостей», « Кому, что нужно для работы?».
2
пополнить библиотечку книгами Б. Заходер «Все работы хороши»; В.
Маяковский «Кем быть?»; К. Чуковский «Федорино горе».
просмотр презентации о профессии повар, видеоролик.
2.
В игровой форме провести НОД:
Социально – личностное развитие – «Знакомство с профессией повар».
Речевое развитие – «Рассматривание куклы «Правила поведение за столом».
Продуктивная деятельность (аппликация) «Укрась тарелочку».
3.
Совместная деятельность воспитателя с детьми:
экскурсия на кухню,
беседа о поваре,
рассматривание картин, иллюстраций,
чтение художественной литературы,
дидактические и настольные игры,
пальчиковые игры
разучивание стихотворений о поваре,
рассматривание формы поваров (колпак, халат)
отгадывание загадок о посуде, овощах и фруктах.
рассказы детей «Как готовит моя бабушка».
4.
Самостоятельная
деятельность
детей
рассматривание картин, иллюстраций,
раскрашивание раскрасок «Овощи – фрукты», «Посуда», «Все работы
хороши».
настольные и дидактические игры «Профессии», «Овощи – фрукты», «Варим
компот», «Кто что делает?», «Чудесный мешочек», «Что лишнее?», «Пирожки», «Ждём
гостей», «Кому, что нужно для работы?».
5.
Взаимодействие с семьёй.
совместное изготовление атрибутов для сюжетно – ролевой игры «Повар»;
пополнить уголок «кухня» посудой, овощами, фруктами;
подборка стихов о профессии повар.
3
Список литературы:
1.
Алябьева Е.А. «Поиграем в профессии. Книга 1. Занятия, игры, беседы с
детьми 5-7 лет
/
Е. А. Алябьева —
«ТЦ Сфера»,
2014 — (Библиотека воспитателя
(Сфера).
2.
Краснощекова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста /
Н.В. Краснощекова. Изд. 3-е. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008. - 251 с. - (Школа развития).
3.
Потапова Т.В. «Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет» М.: ТЦ Сфера, 2008. —
64 с. (Серия «Вместе с детьми»).
4.
Комарова Т. С. Трудовое воспитание в детском саду [Текст]: Программа и
методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет / Т. С. Комарова, Л. В.
Куцакова, Л. Ю. Павлова; ред.: Т. С. Комарова, В. В. Гербова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.:
Мозаика- Синтез, 2006. - 70 с.
5.
Шорыгина Т. А. Профессии. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров
и родителей. М.: Гном, 2013. – 96 с.