Автор: Терешина Ирина Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАОУ" Гимназия№4"
Населённый пункт: г.Норильск,Красноярский край
Наименование материала: статья
Тема: "Применение здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях в начальной школе"
Раздел: начальное образование
Аннотация. Часто у учащихся младшего школьного возраста с
нарушениями
звукопроизношения
наблюдаются
повышенный
уровень
тревожности, который колеблется в зависимости от изменения условий,
ощущение неуверенности в себе, которое приводит к тому, что дети
нуждаются в постоянном признании, похвале, высокой оценке. Для многих
характерна крайняя зависимость от мнения других. В то же время у
обучающихся
можно
наблюдать
агрессивные
реакции,
если
при
осуществлении своих стремлений они встречают препятствия. Для одних
учащихся
характерна
гипервозбудимость,
проявляющаяся
в
общем
эмоциональном и двигательном беспокойстве, в излишней двигательной
активности.
Другие,
наоборот,
обращают
на
себя
внимание
своей
заторможенностью, вялостью, пассивностью.
На успешность коррекционной логопедической работы с такими
учащимися, влияет применение здоровьесберегающих технологий. Для
повышения
интереса
учащихся
к
логопедическим
занятиям
и
психологического
конфорта,
я использую такие здоровьесберегающие
технологии , как музыкотерапию и самомассаж кистей и пальцев рук с
использованием «сухого бассейна».
Эти методы помогают достижению максимально возможных успехов в
преодолении речевых трудностей у учащихся. Они не требуя особых усилий,
оптимизируют процесс коррекции речи детей-логопатов , способствуют
оздоровлению всего организма ребёнка и предусматривающий «ситуацию
уверенности» их в своих силах.
Музыкотерапия
Цели:
Создавать положительный эмоциональный фон реабилитации (снятие
фактора тревожности, неуверенности).
Стимулировать двигательные функции.
Развивать и корректировать сенсорные процессы (ощущения, восприятия,
представления) и сенсорные способности.
Развивать дыхательный и артикуляционный аппарат.
Растормаживать речевую функцию.
Медиками установлено, что приятные эмоции, вызываемые музыкой,
повышают
тонус
коры
головного
мозга,
улучшают
обмен
веществ,
стимулируют дыхание и кровообращение. Применение музыкального звука в
лечебных
целях
способствует
активизации
резервных
возможностей
человеческого организма. Главными выразительными средствами музыки
следует признать звуки. «…Их вибрация создает особые энергетические
поля, заставляющие резонировать каждую клеточку нашего организма. Мы
поглощаем музыкальную энергию, и она нормализует ритм нашего дыхания,
пульс,
артериальное
давление,
температуру,
снимает
мышечное
напряжение…» (Р.Блаво). Положительное эмоциональное возбуждение при
звучании приятных мелодий усиливает внимание, тонизирует центральную
нервную систему (А.Р.Гуськов, С.А.Мамулов, И.Р.Тарханов).
Классическая музыка несет в себе огромный потенциал. Тем более, что
большинство классических произведений уже аранжированы и адаптированы
для малышей. Поэтому необходимо использовать эти возможности в
терапевтических
целях.
Специальные
исследования
показали,
что
наибольшим
возбуждающим
действием
обладают
музыка
Р.Вагнера,
оперетты Ж.Оффенбаха, «Болеро» М.Равеля с их нарастающим ритмом.
Улучшению настроения способствуют произведения Ф.Гайдна, Д.Россини и
большинство
произведений
В.А.Моцарта.
Сонаты
Л.
ван
Бетховена
помогают ускорить и облегчить интеллектуальную деятельность, проявить
творчество. Эти произведения оказывают наибольший эффект в работе с
вялыми, паретичными детьми.
Было замечено, что легкая спокойная музыка во время коррекционных
занятий
успокаивающе
действует
на
нервную
систему,
приводит
в
равновесие
процессы
возбуждения
и
торможения.
«Каприз
№
24»
Н.Паганини
повышает
тонус
организма,
настроение,
способствует
концентрации внимания. Уравновешиванию нервной системы способствуют
пьесы из цикла «Времена года» П.И.Чайковского, «Лунная соната» Л. ван
Бетховена.
Наиболее важным для детей являются тренировка наблюдательности и
развитие чувства ритма, темпа и времени, мыслительных способностей и
фантазии,
вербальных
и
невербальных
коммуникативных
навыков,
воспитание волевых качеств, выдержки и способности сдерживать аффекты,
развитие общей, тонкой и артикуляционной моторики.
Музыкальная ритмика широко используется на занятиях для лечения
двигательных
и
речевых
расстройств,
коррекции
недостаточного
психомоторного
развития,
чувства
ритма,
речевого
дыхания.
Она
осуществляется в форме подгрупповых занятий с ритмическими играми,
дыхательной
гимнастикой,
воспроизведением
заданного
ритма
как
в
ускоряющемся, так и в замедляющемся темпе, и даже пении.
На занятиях использую следующие приемы музыкотерапии:
–
прослушивание музыкальных произведений;
–
ритмические движения под музыку;
–
сочетание музыки с работой по развитию ручного праксиса;
–
пропевание чистоговорок под музыкальное сопровождение.
Во время музыкальных сеансов соблюдаю принципы:
–
продолжительность прослушивания должна составлять не более 10 мин
в течение всего занятия;
–
использовать только те произведения, которые нравятся абсолютно всем
детям;
–
на занятии лучше использовать одно музыкальное произведение.
Использование музыки может быть не только этапом коррекционного
воздействия, но и мягким, уютным, ненавязчивым фоном любого другого
занятия. С этой целью я использую специально созданные для детей
инструментальные композиции Р.Блаво.
Музыкотерапевтическое направление работы способствует:
–
улучшению общего эмоционального состояния детей;
–
улучшению
исполнения
качества
движений
(развиваются
выразительность,
ритмичность,
координация,
плавность,
серийная
организация движений);
–
коррекции и развитию ощущений, восприятий, представлений;
–
стимуляции речевой функции;
–
нормализации
просодической
стороны
речи
(тембр,
темп,
ритм,
выразительность интонации).
Самомассаж кистей и пальцев рук с использованием «сухого
бассейна»
У учащихся с проблемами в речевом развитии очень часто наблюдается
недостаточность
двигательной
активности,
в
том
числе
и
плохая
координация мелкой моторики пальцев рук. Учеными доказано, что
формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движения
пальцев рук достигают достаточной точности. Уровень развития речи у детей
всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких
движений пальцев рук.
Для развития мелкой моторики необходимо сочетать пальчиковую
гимнастику с самомассажем кистей и пальцев, используя для этого «сухой
бассейн».
Для
создания
«сухого
бассейна»
небольшие
глубокие
миски
(диаметром 25 см, высотой 12-15 см) заполняю на 8 см промытым и
просушенным горохом или фасолью.
Погружаясь
как
можно
глубже
в
наполнитель,
ручки
ребенка
массируются, пальцы становятся более чувствительными, а их движения –
координированными.
Самомассаж кистей и пальцев рук в «сухом бассейне» способствует:
–
нормализации мышечного тонуса;
–
стимуляции тактильных ощущений;
–
увеличению объема и амплитуды движений пальцев рук;
–
формированию произвольных, координированных движений пальцев
рук.
Самомассаж в «сухом бассейне» сопровождаю стихотворным текстом.
Горох
Опустить кисти рук в «бассейн», «помешать» горох, одновременно
сжимая и разжимая пальцы рук.
В миску насыпали горох
И пальцы запустили,
Устроив там переполох,
Чтоб пальцы не грустили.
Фасоль
На дне «бассейна» спрятать игрушки из киндер-сюрпризов. Опустить
кисти рук в «бассейн», «помешать» фасоль, затем найти и достать игрушки.
В миске не соль, совсем не соль,
А разноцветная фасоль.
На дне – игрушки для детей,
Мы их достанем без затей.
Тесто
Опустить кисти рук в «сухой бассейн» и изображать, как месят тесто.
Месим, месим тесто,
Есть в печи место.
Будут-будут из печи
Булочки и калачи.
Лодочка
Соединить
ладони
обеих
рук
«ковшиком»,
делать
скользящие
движения по поверхности «сухого бассейна».
Лодочка плывет по речке,
Оставляя на воде колечки.
Сжимать и разжимать кулачки в «сухом бассейне».
Пальцы делают зарядку,
Чтобы меньше уставать.
А потом они в тетрадке
Будут буковки писать.
Нравятся
обучающимся
занятия
с
использованием
эвритмии
(пропевание звуков в сочетании с движением). Эвритмия воздействует на
морально-психологическую и сенсорную сферу ребенка.
Используемая литература
1.
«Бачина О.В. Пальчиковая гимнастика с предметами». - М.:
«АРКТИ», 2016 г.
2.
Блаво Р «Исцеление музыкой».-СП.: «ГИПК Лениздат».: 2013 г.
3.
Коноваленко
В.В.,
Коноваленко
С.В.
«Хлоп-топ
–
2:
Нетрадиционные приемы коррекционной логопедической работы с
детьми 6-12 лет». - М.: Издательство «Гном и Д», 2016 г.
4.
Сазонова С.Н «Развитие речи младших школьников с общим
недоразвитием речи». - М.: Издательский центр «Академия», 2015 г.
5.
Фурсеева Е.П. «Нарушения речи у школьников». - Ростов-н/Д.:
«Феникс», 2017 г.