Напоминание

"Возрастная анатомия, физиология и гигиена".


Авторы: Горьева Наталья Николаевна, Стеганцова Галина Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 962
Населённый пункт: Город Москва
Наименование материала: Статья
Тема: "Возрастная анатомия, физиология и гигиена".
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Возрастная анатомия, физиология и гигиена»

1. Периоды индивидуального развития организма. Понятие об

онтогенезе

Период

новорожденности.

Периодом

новорожденности

считают

первый месяц жизни ребенка. В первые 2–4 дня у новорожденных

наблюдаются такие явления, как потеря в весе (на 6–10 % от веса при

рождении), желтушное окрашивание. К концу первой – началу второй недели

при нормальных условиях питания и ухода за новорожденным большинство

нарушений почти полностью устраняется.

Материнское молоко в этом периоде представляет основную и

единственно полноценную пищу.

Грудной возраст. По окончании периода новорожденности у грудного

ребенка наблюдается интенсивный темп роста и развития, который ни в

каком другом возрасте не бывает столь значительным. В течение первого

года масса тела ребенка увеличивается на 200 %, а длина – на 50 %. Особенно

большие прибавки в весе и росте наблюдаются в первую половину года

(ежемесячная прибавка в весе составляет 600 г, а в росте – 2,5–3 см).

Материнское молоко в первые 4–5 мес. жизни ребенка остается

основной пищей.

Уже на первом году жизни у ребенка начинает формироваться речь.

Недифференцированные звуки – гудение – постепенно сменяются слогами. К

концу года здоровый ребенок довольно хорошо понимает речь окружающих

его взрослых, сам произносит 5–10 простых слов.

Преддошкольный, или ясельный, возраст (от года до 3 лет). В этом

возрасте темп роста и развития ребенка несколько замедляется. Прибавка

роста составляет 8–10 см, веса – 4–6 кг за год. Изменяются пропорции тела,

относительно

уменьшаются

размеры

головы:

с

1/4

длины

тела

у

новорожденного до 1/5 – у ребенка 3 лет. Наличие зубов (к концу года их

должно

быть

8),

увеличение

количества

пищеварительных

соков

и

повышение их концентрации служат основанием для перевода ребенка с

грудного вскармливания на общий стол.

У детей второго года жизни происходит интенсивный рост и

формирование опорно-двигательного аппарата. Нервная система и органы

чувств быстро развиваются, координация движений улучшается, дети

начинают самостоятельно ходить, бегать, что позволяет им шире общаться с

окружающим миром. Ребенок овладевает речью (запас слов у детей в этом

возрасте достигает 200–300, они произносят не только отдельные слова, но и

целые фразы).

Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет). Этот период отличается более

медленным темпом роста ребенка. Прибавка роста за год составляет в

среднем 5–8 см, массы тела – около 2 кг. Пропорции тела заметно меняются.

К 6–7 годам голова составляет лишь 1/6 длины тела.

Благодаря дальнейшему развитию мышечной ткани и формированию

иннервационного аппарата мышц дети способны выполнять разнообразные

физические упражнения, требующие хорошей координации движений; они

овладевают умением быстро бегать и прыгать, свободно ходить по ступеням,

играть на музыкальных инструментах, рисовать, лепить, вырезать из бумаги

различные, довольно сложные орнаменты.

В этом возрасте способность нервных клеток находиться в деятельном

состоянии повышается, процессы отрицательной индукции в коре головного

мозга несколько усиливаются, поэтому дети могут более продолжительное

время сосредоточенно заниматься какой-либо деятельностью.

Школьный возраст (от 67 до 17 лет). С 6 до 11–12 лет начинается

младший школьный возраст. В этом возрасте все органы и системы детей и

подростков продолжают развиваться. Молочные зубы полностью заменяются

постоянными, появляются остальные зубы, которых не было в дошкольном

возрасте,

идет

дальнейшее

окостенение

скелета,

происходит

рост

мускулатуры.

Благодаря усиленному в этот период интеллектуальному развитию

ребенок

становится

более

самостоятельным.

С

6–7

лет

начинается

обязательное обучение в школе.

Старший школьный возраст начинается с формирования вторичных

половых признаков и заканчивается достижением половой зрелости. Сроки

полового созревания зависят от пола и индивидуальных особенностей: у

девочек оно наступает обычно в возрасте 12–16 лет, у мальчиков несколько

позже – в 13–18 лет.

Онтогенез – это индивидуальное развитие организма, совокупность

последовательных морфологических, физиологических и биохимических

преобразований, претерпеваемых организмом, от оплодотворения до конца

жизни.

2. Обонятельный анализатор. Строение органа обоняния.

Физиологические характеристики состояний обонятельного

анализатора.

Обоняние играет важную роль в общении с внешней средой. Оно служит

для распознавания запахов, для определения газообразных пахнущих

веществ, содержащихся в воздухе.

У человека орган обоняния располагается в верхнем отделе носовой

полости.

Обонятельная

область

носа

включает

слизистую

оболочку,

покрывающую верхнюю носовую раковину и верхнюю часть перегородки

носа. Рецепторный слой слизистой оболочки представлен обонятельными

нейросенсорными

клетками,

воспринимающими

присутствие

пахучих

веществ. Под обонятельными клетками лежат поддерживакщие клетки. В

слизистой оболочке находятся обонятельные железы, секрет которых

увлажняет

поверхность

рецепторного

слоя.

Периферические

отростки

обонятельных клеток несут на себе обонятельные волоски (реснички), а

центральные формируют 15-20 обонятельных нервов.

Рис. 1 Схема строения органов обоняния

3. Классификация рецепторов нервной системы, их

физиологическая роль в организме

Координация

жизнедеятельности

организма

невозможна

без

информации, непрерывно поступающей из внешней среды. Специальные

органы или клетки, воспринимающие сигналы, называются рецепторами; сам

сигнал

при

этом

называется стимулом.

Различные

рецепторы

могут

воспринимать информацию как из внешней, так и из внутренней среды.

По внутреннему строению рецепторы бывают как простейшими,

состоящими из одной клетки, так и высокоорганизованными, состоящими из

большого количества клеток, входящих в состав специализированного органа

чувств

Рецепторы преобразуют энергию раздражителя в электрический сигнал,

который возбуждает нейроны. Механизм возбуждения рецепторов связан с

изменением проницаемости клеточной мембраны для ионов калия и натрия.

Когда раздражение достигает пороговой величины, возбуждается сенсорный

нейрон, посылающий импульс в центральную нервную систему. Можно

сказать, что рецепторы кодируют поступающую информацию в виде

электрических сигналов.

Рис. 2 Схема вкусовых зон языка человека

4. Заполните таблицу по видам соединительной ткани. Что такое

соединительная ткань?

Разновид

ность

Место расположения

Функции

Костная

кости скелета.

формирование

промежуточного

твердого

вещества,

состоящего

из

минеральных солей, и

соединительнотканны

е волокна.

Хрящева

я

Покрывает суставные поверхности

костей, содержится в ухе и глотке, в

суставных

сумках

и

межпозвоночных дисках

выполняет

механическую

функцию.

Волокнис

тая

Располагается преимущественно по

ходу кровеносных и лимфатических

сосудов, нервов, покрывает мышцы

через нее происходит

обмен веществ между

кровью

и

клетками

органов

Жировая

под кожей, в сальнике и между

внутренними

органами,

образуя

предохраняет

организм

от

потери

мягкие, упругие прокладки

тепла

Кровь

находится в красном костном мозге,

лимфатическая

ткань

в

лимфатических

узлах,

селезенке,

слизистой

оболочке

кишечника,

печени, вилочковой железе и других

органах.

транспортная,

проявлениями которой

являются

трофика,

дыхания,

защита

и

гомеостаз.

Соединительная ткань – главная опора организма человека. Она

составляет скелет, соединяет между собой различные ткани и органы,

окружает некоторые органы, защищая их от повреждения. Соединительная

ткань состоит из клеток различных типов, располагающихся обычно далеко

друг от друга; их потребности в кислороде и питательных веществах, как

правило, невелики.

5. Строение зубов и слюнных желёз. Гигиена полости рта

В ротовой полости расположены зубы и язык; в нее открываются

протоки трех пар крупных слюнных желез и многих мелких.

Зубы расположены в ячейках альвеолярных отростков верхней и

нижней челюстей. Зуб состоит из коронки, шейки и одного или нескольких

корней. Коронка - видимая часть зуба, покрыта эмалью - самой твердой

тканью организма. Шейка находится между коронкой и корнем и окружена

десной. Корень расположен в альвеолярной ячейке челюсти и покрыт

цементом - веществом, сходным по структуре с костной тканью. Внутри зуба

имеется небольшая полость, заполненная пульпой, состоящей из рыхлой

соединительной ткани, кровеносных сосудов и нервов. Твердую основу зуба

составляет дентин - разновидность костной ткани.

У человека насчитывается 32 постоянных зуба, изних8резцов, 4клы-ка,

8 малых коренных и 12 больших коренных. Резцы служат для срезания и

откусывания пищи, клыки -для разрывания, малые коренные зубы - для

раздавливания и перетирания, большие коренные зубы - для дробления и

перемалывания пищи. Для обозначения количества и порядка расположения

зубов используют зубную формулу. Зубная формула обозначает, что в

каждой половине верхней и нижней челюсти имеется по два резца, одному

клыку, два малых и три коренных зуба. У детей зубная формула иная; у них в

каждой половине челюсти имеется по два резца, одному клыку и по два

больших коренных зуба.

В ротовую полость открываются протоки трех больших парных желез -

околоушных, подчелюстных и подъязычных. В слизистой оболочке рта

расположено также большое количество мелких слюнных желез - нёбных,

язычных, щечных и др.

Слюна состоит из воды (около 99,5%), органических и неорганических

веществ и имеетщелочную реакцию. Основные ее компоненты: муцин -

слизистое белковое вещество, способствующее формированию пищевого

комка и облегчающее глотание, лизоцим (дезинфицирующее вещество), а

также ферменты амилаза и малътаза. Амилаза переваривает крахмал и

гликоген до мальтозы, которая под действием малътазы расщепляется на две

молекулы глюкозы. Ферменты слюны действуют лишь в слабощелочной

среде (рН 5,8—7,4).

Секреция слюнных желез происходит рефлекторно при раздражении

рецепторов языка и слизистой оболочки ротовой полости. Возбуждение по

чувствительным

нейронам

передается

в

центр

слюноотделения

продолговатого мозга, откуда по парасимпатическим и симпатическим

волокнам импульсы достигают слюнных желез. Слюна может выделяться не

только во время еды, но и при ощущении запаха или виде пищи. В этом

случае секреция слюны осуществляется по механизму условного рефлекса.

Таким образом, в ротовой полости происходит механическая обработка

(размельчение) пищи, смачивание ее слюной, формирование пищевого

комка, а также частичное расщепление углеводов. Из ротовой полости пища

поступает в глотку.

Зубы и уход за ними. Первые молочные зубы прорезаются у детей в

5,5–6 мес. Отсутствие зубов в 7–8 мес. или неправильный их рост (клыки

прорезаются раньше резцов) указывают на недостаток в организме ребенка

солей кальция и фосфора, витаминов и в. первую очередь витамина Д,

наличие какого-то заболевания, чаще всего рахита.

Молочные зубы, по сравнению с постоянными, отличаются большой

нежностью и хрупкостью, легко подвергаются порче, особенно у больных,

физически слабых детей. Испорченные зубы могут вызвать заболевание

соседних зубов, а также повлиять на развитие постоянных зубов, которые

еще не появились, но уже заложены в деснах. Испорченные зубы являются

также местом скопления различных микробов, в том числе и тех, которые

вызывают

ангины,

острые

респираторные

и

желудочно-кишечные

заболевания. Поэтому с раннего детства следует приучать детей беречь свои

зубы, регулярно и правильно ухаживать за полостью рта. С 3 лет дети

должны уметь после каждого приема пищи тщательно полоскать рот теплой

водой, утром и на ночь чистить зубы щеткой, соответствующей по размеру

полости их рта, со сравнительно мягкой щетиной. Для детей рекомендуются

специальные зубные пасты. Взрослые должны следить за тем, чтобы дети не

ели много конфет, сахара, других сладостей, не употребляли слишком

холодную или горячую пищу, жидкости, быстро следующие друг за другом

(после горячего второго блюда – мороженое или холодный сок), не

разгрызали зубами косточки от плодов и ягод, орехи. Не реже 2 раз в год

необходимо санировать полость рта и лечить больные зубы.

Список литературы:

1.

Возрастная анатомия, физиология и гигиена: программа курса и

планы семинарских занятий: специальность 031300 (050711) – Социальная

педагогика. ОПД.Ф.04 / Воронеж. гос. ун-т; сост. Ю.А. Гончарова. –

Воронеж: ИПЦ ВГУ, 2007. – 19 с;

2. О.-Я.Л. Бекиш. Медицинская биология. - Минск: Ураджай, 2000. -

520 с;

3.

Гистология,

цитология

и

эмбриология.

6-е

изд.

под

ред.

Ю. И. Афанасьева, С. Л. Кузнецова, H. А. Юриной. - М.: Медицина, 2004. -

768 с.



В раздел образования