Автор: Хатаева Зоя Валерьевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МАУДО ЦДО
Населённый пункт: Республика Северная Осетия - Алания
Наименование материала: конференция
Тема: Проблема психологической готовности к обучению в школе в психолого-педагогической литературе
Раздел: дошкольное образование
Хатаева Зоя Валерьевна
Педагог-психолог МАУДО ЦДО г. Владикавказа
Проблема психологической готовности к обучению в школе в
психолого-педагогической литературе
Психологическая готовность к школе выражается в отношении
ребенка с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми. Ребенок,
научился сопереживать, успешно адаптируется в коллективе и имеет
возможность к успешной самореализации [21, с. 63]. Психологическая
готовность воспитанников детского сада играет важную роль для
успешного перехода к самостоятельной школьной жизни. В последнее
время задача подготовки детей к школе занимает одно из важных мест в
развитии психологической науки. На сегодняшний день практически
общепризнано,
что
готовность
к
школьному
обучению
–
многокомплексное
образование,
которое
требует
комплексных
психологических исследований [10, с. 54]. В работах Е.Е. Кравцовой при
характеристике психологической готовности детей к школе основной
упор делается на роль общения в развитии ребенка. Выделяются три
сферы – отношение к взрослому, к сверстнику и к самому себе, уровень
развития,
которых
определяет
степень
готовности
к
школе
и
определенным
образом
соотносится
с
основными
структурными
компонентами учебной деятельности [12, с. 48].
В современной психологии не существует единого и четкого
определения понятия «готовности», или «школьной зрелости».
Понятие школьной зрелости, А. Анастази трактует как «овладение
умениями,
знаниями,
способностями,
мотивацией
и
другими
необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программы
поведенческими характеристиками» [3, с. 41].
Более емко определяет школьную зрелость И. Шванцара, считая ее
достижением такой степени в развитии, когда ребенок «становится
1
способным принимать участие в школьном обучении». В качестве
компонентов готовности к обучению в школе И. Шванцара выделяет
умственный, социальный и эмоциональный компоненты.
Еще в 60-е годы Л. И. Божович указывала, что готовность к
обучению в школе складывается из определенного уровня развития
мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к
произвольной
регуляции
своей
познавательной
деятельности
и
к
социальной позиции школьника. Аналогичные взгляды развивал А. В.
Запорожец, отмечая, что готовность к обучению в школе «представляет
собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской личности,
включая особенности ее мотивации, уровня развития познавательной,
аналитико-синтетической
деятельности,
степень
сформированности
механизмов волевой регуляции действий и т.д.». [9, с. 41].
В
структуре
психологической
готовности
принято
выделять
следующие
компоненты:
личностная,
интеллектуальная,
волевая,
социально – коммуникативная и мотивационная готовности (по данным
Л. А. Венгер, А. Л. Венгер, В. В. Холмовской, Я. Я. Коломинского, Е. А.
Пашко и др.).
Личностная готовность включает развитие у детей готовности к
новой социальной позиции школьника, который имеет свои права и
обязанности. Она выражается в отношении ребёнка к школе, к самому
себе, учителям. Готовым ребёнок к школе считается, если ребёнка школа
привлекает не внешней стороной, а получать новые знания. Ребенку,
который собирается в школу необходимо управлять своим поведением.
Следовательно, дети должны обладать мотивацией к обучению, также
предполагает высокий уровень развития эмоциональной сферы ребенка.
Внутреннею позицию школьника можно считать сформированной, если в
сознании ребёнка уже сформировалось представление о школе и
приобрело чёткие черты. Это значит, что ребенок психологически
перешел на новую возрастную ступень в своём развитии [12, с. 18].
2
Такая основательная направленность ребенка на школу, как на
собственное
учебное
заведение
–
важнейшее
условие
удачного
вступление его в школьно-учебную действительность, т.е. принятие им
соответствующих школьных требований и полноценного включения в
учебный процесс. Для ребенка, поступающего в школу важно отношение
к учебному процессу, и немаловажно уважительное отношение к учителю
и самому себе.
Интеллектуальная готовность предполагает, что у ребёнка должен
быть развит кругозор, и запас существенных знаний, всё связанно с
развитием мыслительных процессов [10, с. 21]. Ребенок должен обладать
хотя
бы
минимальным
элементами
теоретического
отношения
к
изучаемому материалу, общими формами мышления и основными
логическими
операциями,
смысловым
запоминанием.
Но
всё
же
мышление ребёнка остаётся образным и опирается на реальные события.
Так же интеллектуальная готовность предполагает у детей формирование
начальных
умений.
Если,
обобщая,
можно
сказать,
что развитие
интеллектуальной готовности к школьному обучению предполагает:
1)
разграниченное восприятие;
2)
аналитическое мышление (способность постигать основные
признаки
и
связь
между
явлениями,
способность
воспроизводить
образец);
3)
разумный подход к действительности;
4)
логическое запоминание;
5)
интерес к учению, процессу получения знаний путём своих
усилий;
6)
овладение на слух разговорной речью и способность к её
применению;
7)
развитие мелкой моторики рук и зрительно-двигательных
координаций.
3
Волевая готовность. Определяя личностную готовность ребенка к
школе, необходимо выявить специфику развития произвольной сферы.
Произвольность
поведения
ребенка
проявляется
при
выполнении
конкретных правил, задаваемых учителем при работе по образцу. Уже в
дошкольном
возрасте
ребенок
оказывается
перед
необходимостью
преодоления возникающих трудностей и подчинения своих действий
поставленной цели. [24, с. 19].
Социально-психологическая
(коммуникативная)
готовность
к
школьному обучению включает в себя формирование у детей качеств,
благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителем.
Ребенок приходит в школу, класс, в которых дети заняты общим делом и
ему необходимо обладать достаточно гибкими способами установления
взаимоотношений с другими детьми, необходимы умения войти в детское
общество,
действовать
совместно
с
другими,
умение
уступать
и
защищаться, Таким образом, данный компонент предполагает развитие у
детей потребности в общении с другими, умении подчиняться интересам
и обычаям детской группы, развивающиеся способности справляться с
ролью школь- ника в ситуации школьного обучения[14, с. 31].
Под физической готовностью подразумевается общее физическое
развитие: состояние зрения, слуха, моторики нормальный рост, вес, объем
груди, мышечный тонус, пропорции тела, кожный покров и показатели,
соответствующие нормам физического развития мальчиков и девочек 6-7-
летнего возраста, а также состояние нервной системы ребенка: степень ее
возбудимости
и
уравновешенности,
силы
и
подвижности.
Общее
состояние здоровья [14, с. 21].
Под речевой готовностью понимается сформированность звуковой
стороны речи, словарного запаса, монологической речи и грамматическая
правильность. Развитие речи ребенка связано с постепенным овладением
родным языком: с развитием фонематического слуха и формированием
навыков произношения звуков родного языка, с овладением словарным
4
запасом, правилами синтаксиса и смысла речи. Активное усвоение
лексических и грамматических закономерностей начинается у детей в 1,5-
3 года и в основном заканчивается к 7 годам [10, с. 271].
Эмоционально-волевую готовность считают сформированной, если
ребенок умеет ставить цель, принимать решение, намечать план действий,
принимать усилия к его реализации, преодолевать препятствия, у него
формируется
произвольность
психологических
процессов,
которые
определяют умение регулировать свое поведение в достаточно сложных
ситуациях, связанных с напряжением, переживаниями. Основными
показателями эмоционально-волевой готовности являются определенная
степень
сформированности
произвольности
психических
процессов
(восприятия,
памяти,
внимания),
умение
преодолевать
посильные
трудности, навыки самостоятельности, достаточно быстрый темп работы,
владение
основными
правилами
поведения,
умение
правильно
реагировать на оценку выполненного задания, умение ребенка оценить
свою работу [18, с. 81].
Мотивационная готовность к школьному обучению предполагает
сформированную иерархию внутренних мотивов, главными, ведущими из
которых должны быть познавательные и социальные мотивы, считает
М.Ю. Стожарова [15 с. 82]. Под мотивационной готовностью автор
понимает желание учиться, отношение к школе и учебе как к серьезной
деятельности.
Ребенок
должен
прийти
в
школу
с
мотивацией,
обусловленной внутренними мотивами, которая неотъемлемо связана с
изменением характера, его отношения ко взрослым, на основе этих
нравственных представлений и чувств.
В раннем детстве ребенок опирается на мнение взрослых: в
дошкольном возрасте ребенок уже самостоятельно способен решать
многие свои потребности и желания. Но всё же взрослые остаются
центром притяжения, вокруг которого и находится ребёнок и строит свою
жизнь.
Это наталкивает
детей
участвовать
в
жизни
взрослых и
5
действовать по образцу. Дети хотят повторять действия взрослых,
поступки, отношения с другими людьми [14, с. 34].
Будущие ученики с социально-психологической неготовностью к
учению, имеющие детскую непринуждённость, такие дети обычно
включаются в работу только тогда, когда их лично попросит учитель, а
остальное
время
отвлекаются,
нарушают
на
уроке
дисциплину.
Существуют
различные
варианты
развития
детей
6-7
лет
с
особенностями, которые влияют на успешность в школьном обучении.
В.С. Мухина характеризует готовность к школьному обучению как
желание и осознание необходимости, учиться, которое возникает в
результате социального созревания дошкольника, появления у него
внутренних противоречий, определяющих мотивацию к деятельности
учения [10, с. 85].
К.Д. Ушинский один из первых рассматривал проблему готовности
дошкольников к обучению в школе. Он основывался на психологических
и логических основах обучения, при этом рассматривал процессы
внимания, воображения, памяти, мышления и установил, что успешность
обучения может достигается при определенных показателях развития
этих психических функций. Противопоказаниями для начала обучения
К.Д. Ушинским были названы слабость внимания, отрывистость и
бессвязность речи, плохой «выговор слов» [1, с. 64].
В результате теоретического исследования можно сказать, что к 6-7
годам активно расширяется объем знаний ребенка, а в связи с этим
меняется и характер его умственной деятельности, которая опирается на
понимании, на активном анализе и обобщении. С развитием мышления
анализ становится все более подробным, а обобщение все более точным.
Дети уже способны понять связь между окружающими предметами и
явлениями, причины тех или иных событий. Наряду с наглядно-образным
мышлением
появляются
задатки
словесно-логического
мышления.
Внимание старшего дошкольника становится все менее рассеянным,
6
становится более устойчивой. Память все больше приобретает характер
не прямого запоминания. Интенсивно развивается речь ребенка, которая
характеризуется достаточным словарным запасом, которая включает в
себя речевые обороты. Но в силу возраста в умственной деятельности
главным делается стремление получать новые знания и умения, дети 5 – 6
лет часто с радостью обучаются чтению, письму и математике, если это
обучение происходит в игровой форме доступной для них. [18, с. 81].
У дошкольников происходит деятельное развитие крупной и мелкой
моторики рук. Движения ребенка становятся более точными и четкими,
ребенок в этом возрасте уже может самостоятельно работать с ножницами
и иголкой, рука ребенка практически готова к обучению письму. К концу
дошкольного
возраста
ребенок
уже
способен
к
произвольному
поведению, то есть сознательно регулировать своё поведение. Ребенок
учиться действовать, подчинятся правилам, которые вырабатывает не он
сам, а прививаются ему с детства окружающими и родителями. Таким
образом,
навыки,
которые
дошкольник
приобрёл,
выражаются
в
интеллектуальной, социальной, эмоциональной зрелости, которая и
говорит о психологической готовности к школе [10, с. 201].
Таким
образом,
готовность
к
школьному
обучению
с
психологической точки зрения это уровень психического развития
ребенка, который необходим и достаточен для того, чтобы освоить
школьную
учебную
программу
в
условиях
обучения
в
группе
сверстников. Формируется готовность постепенно и зависит от условий, в
которых происходит развитие организма. Психологическая готовность
детей старшего дошкольного возраста – это уровень психического
развития ребенка, необходимый и достаточный, для того чтобы освоить
школьную учебную программу, а также, положительное отношение к
школе на уровне эмоций и способы психологической защиты (Долгова
В.И., Овчарова Р.В. [12, с.12]).
7
В дошкольном возрасте происходит развитие таких понятий, как
мужское – женское, правильное – неправильное и т.д.; дети учатся
совместным играм и взаимодействию. В последние десятилетия, в
теоретическом плане, проблемой психологической готовности детей к
школьному
обучению
занимались
психологи,
педагоги,
педиатры,
гигиенисты. Но, как в нашей стране, так и за рубежом, однозначного и
четкого определения понятия «психологическая готовность к школе» до
сих пор нет, так же, до конца не обозначены надежные и наиболее
информативные критерии готовности к систематическому школьному
обучению.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе
для детей с детским церебральным параличом, понятие готовности к
школе имеет свои особенности. Кроме вышеперечисленных компонентов,
которые
должны
быть
сформированы
у
старшего
дошкольника,
необходимо учитывать специфические особенности, которые включает
структура дефекта данного нарушения развития.
Список использованной литературы
1.
Агеева З.А. Лекции по общей психологии. М.: Изд-во «Академия»,
2008. 470 с.
2.
Аверин В.А. Психология детей и подростков. СПб.: Изд-во
«Питер», 2008. 380 с.
3.
Батюта М.Б., Князева Т.Н. Возрастная психология. М.: Логос, 2013.
306с.
4.
Безруких М.М. Ребенок идет в школу: Учебное пособие. М.: АС-
ТА, 2010. 247с.
5.
Бессонова
О.А.
Моделирование
процессов
формирования
психологической готовности старших дошкольников к обучению в
школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. –
№ S1. С. 231– 235.
8
6.
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте /
Л.И.Божович. СПб.: Питер, 2008. 276 с.
7.
Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка //
Изучение мотивации поведения детей и подростков. М.: Изд-во МГУ,
1992. 98 с.
8.
Божович
Л.
И.
Этапы
формирования
личности.
Воронеж:
Издательство «МОДЭК», 2005. 164 с.
9.
Болотова А.К., Молчанова О.С. Психология развития и возрастная
психология. М.: ГУ ВШЭ, 2012. 528с.
10.
Бородина Г. В. Еще раз о готовности к школе // Начальная школа:
плюс до и после. 2002. № 10. С. 19-25.
11.
Борозинец Н. М. К вопросу психологической готовности к школе
детей с трудностями в обучении // Вопросы психологии. 1998. № 2. С. 56-
61. Венгер Л.А. Психологические вопросы подготовки детей к обучению
в школе. М.: Просвещение, 2012. 289 с.
12.
Воскобоева Н. А. Формирование психологической готовности к
школьному
обучению
у
детей
6-7
лет
//
Научно-методический
электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 10. С. 166–170.
13.
Венгер, А.Л. Диагностика ориентировки на систему требований в
младшем школьном возрасте // Диагностика учебной деятельности и
интеллектуального развития детей. М.: Изд-во МГУ, 2001. 96 с.
14.
Волков Б.С., Волкова Н.В. Возрастная психология: от рождения
до поступления в школу. М.: Изд-во «ВЛАДОС», 2010. 344 с.
15.
Волков Б. С., Дмитриевская Л. А. Проверка общей готовности
ребенка к школе // Начальная школа. 2000. № 12. С. 17-20.
16.
Волкова Е. Т. Готов ли ребенок к школе // Дошкольное
воспитание. 2001. № 12. С. 17-20.
17.
Вьюнова Н. И., Гайдар К. М, Темнова Л. В. Психологическая
готовность ребенка к обучению в школе. М.: Изд-во «Академический
проект», 2003. 253 с.
9
18.
Выготский Л.С. Психология ребенка.
М.: Изд-во «Речь»,
2005.360 с.
19.
Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М.: АСТ,
2008.230с.
20.
Гомзина Ю. В. Проблемы формирования психологической
готовности к школьному обучению детей 6-7 лет // Научно-методический
электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 10. С. 136–140.
21.
Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и
коррекция его неблагоприятных вариантов: Методические разработки для
школьного психолога, под ред. Слободчикова В.В. Томск: Обь, 2014. 240
с.Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М.: Директ- медиа
Паблишинг, 2008. 613 с.
22.
Дарвиш
О.Б.
Возрастная
психология.
М.:
Владосс-Пресс,
2009.264с.
23.
Дмитриевская Л. А. Проверка общей готовности ребенка к
школе// Начальная школа. 2000. № 12. С. 17-20.
24.
Долгова В.И., Гольева Г.Ю., Крыжановская Н.В. Инновационные
психолого-педагогические
технологии
в
дошкольном
образовании/монография. М.: Издательство Перо, 2015. 192 с.
25.
Долгова В. И., Журбенко С.С. Пантомимическая активность как
детерминанта телесно-психического здоровья дошкольников//Вестник
Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные
исследования. 2012. №4(24). С. 60-62.
26.
Долгова В. И., Журбенко С. С. Психолого-педагогическое
моделирование пантомимической деятельности // Вестник Орловского
государственного
университета.
Серия:
Новые
гуманитарные
исследования. 2012.№ 5 (25). С. 99-102.
10