Напоминание

Использование современных образовательных технологий, как один из способов эффективного формирования УУД в условиях реализации ФГОС основного общего образования на уроках географии.


Автор: Тимошенко Лариса Яковлевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ "Лицей №6"Парус"
Населённый пункт: г.Дзержинский, Московской области
Наименование материала: статья
Тема: Использование современных образовательных технологий, как один из способов эффективного формирования УУД в условиях реализации ФГОС основного общего образования на уроках географии.
Раздел: полное образование





Назад




Муниципальное образовательное учреждение

«ЛИЦЕЙ №6 «ПАРУС»

Р

ОССИЯ

, 140093, М

ОСКОВСКАЯ

ОБЛАСТЬ

,

Г

. Д

ЗЕРЖИНСКИЙ

,

УЛ

. Л

ЕСНАЯ

, 3.

ТЕЛ

. 550-01-06

Использование современных образовательных технологий, как

один из способов эффективного формирования УУД в условиях

реализации ФГОС основного общего образования на уроках

географии.

Учитель географии: Тимошенко Л.Я.

Г. Дзержинский

ФГОС нового поколения на всех ступенях образования выдвигает в качестве

приоритетного личностно - ориентированный, системно - деятельностный

подход в обучении, что позволяет развивать у ученика умение учиться в

процессе его собственной деятельности, направленной на открытие новых

знаний.

Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего

формированием универсальных учебных действий (УУД). Овладение

универсальными учебными действиями создаёт возможности

самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и

компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться.

Осмысление этих аспектов позволит учащимся ответить на принципиальные

вопросы: знаю зачем, знаю что, знаю как

Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи

знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие

способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать

пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения.

Универсальные учебные действия делят на четыре основных блока:

1. личностные - позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с

реальными жизненными целями и ситуациями;

2. регулятивные - обеспечивают возможность управления познавательной и

учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования,

контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения знаний;

3. познавательные - включают действия исследования, поиска, отбора и

структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого

содержания;

4. коммуникативные - обеспечивают возможности сотрудничества: умение

слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно

выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно

контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести

дискуссию, правильно выражать свои мысли.

Формирование этих действий происходит в процессе обучения учащихся как

на уроке так и во внеурочное время с помощью различных образовательных

технологий. Я приведу примеры применения некоторых образовательных

технологий для формирования УУД в курсе «Географии России» 8 класса

Изучение «География России» в большей степени способствует

формированию личностных УУД. Применяя технологию критического

мышления, с первого урока обучающиеся получают новую информацию о

своей стране - её размерах, границах о русских путешественниках

открывающих и изучающих труднодоступные территории нашей страны.

Знакомятся с многоликостью населения нашей страны, с красивейшими

местами, узнают о природных явлениях, процессах. В результате чего

происходит систематизация новых и старых знаний. Ученик получает

возможность задуматься о природе изучаемого, как отдельных объектов, так

и всей страны, происходит осознание географического пространства России.

Развивается чувство патриотизма, любовь к своей стране уважение к

культуре, традициям, национальным особенностям.

Личностные

действия формируются при выполнении заданий, в которых ученик должен

отразить личное видение проблемы или раскрыть своё отношение к

изучаемому материалу. Они направлены на осознание, исследование и

принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в

нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в

отношении мира. Например, можно предложить задания на подготовку

презентации о своём народе, составить ( при желании родословную своей

семьи с указанием национальности её членов).

Познавательные учебные действия формируются благодаря технологии

проблемного обучения, когда ученики отвечают на вопросы «почему»,

например: «Почему в умеренном климатическом поясе выпадает разное

количество осадков?» , «Почему Уральские горы и Алтай сформировались в

одно практически время, а по высоте очень сильно отличаются?» и на такие

вопросы ребята отвечают на каждом уроке.

Информационно-коммуникативные технологии позволяют сделать урок

географии наглядным, что очень необходимо для более полного, глубокого

восприятия материала. Создание самими учениками презентаций к уроку

способствуют развитию не только познавательных, но и личностных

действий.

Создание исследовательских проектов в урочное и внеурочное время

способствует развитию всех учебных действий и познавательных, и

регулятивных, и коммуникативных, и личностных. При выполнении любой

творческой работы ученик получает положительные эмоции, ощущает себя в

качестве первооткрывателя, исследователя. Например, проект «Путешествие

по рекам России». Ученикам интересно и важно выдвинуть свои

предположения, версии, гипотезы, обсудить их в классе. Главной целью

учителя является создание условий для развития творческой личности, её

самоопределения и самореализации. Например, обобщающий урок по теме

«Внутренние воды России» Ученикам предлагается стать сотрудниками

туристической фирмы, они составляют рекламные ролики, для совершения

туристами путешествия по рекам России. Для географии, где ведущую роль

играет познавательная деятельность, основные виды учебной деятельности

ученика на уроке включают умения классифицировать, сравнивать, вести

наблюдения за объектами, процессами и явлениями, давать определение

понятиям, моделировать, делать выводы, устанавливать причинно -

следственные связи.. . Особое значение в географии принадлежит

картографическому методу, он дает возможность визуализировать

географическую информацию карт и атласов...

На всех этапах своих уроков я предусматриваю чередование видов

деятельности, что улучшает эмоциональный настрой и повышает

работоспособность учащихся, позволяет снизить утомляемость, а это в свою

очередь способствует сохранению и укреплению их здоровья.

Физкультминутки, упражнения для глаз - элементы Здоровьесберегающей

технологии способствуют улучшению познавательной деятельности.

Регулятивные учебные действия

формируются на первых этапах урока,

когда перед учащимися ставится проблема, в виде стихотворения, картины,

для определении темы, цели и задачи урока. Ребята самостоятельно

прогнозируют и планируют работу на уроке. Часто провожу уроки, когда

ребята сами выставляют себе оценки. В листах учёта выставляется оценка за

работу на каждом этапе урока. Критерии оценки прописаны в каждой графе

оценочного листа. Чаще всего такая работа проходит на обобщающих

уроках. Когда вопросы на проверочной работе помещены на слайды, то и

проверка осуществляется сразу же: по слайду обсуждаются вопросы вслух и,

в зависимости от количества правильных ответов, ученики сами себе

выставляют оценки.

Для формирования коммуникативных действий можно предложить

ученикам задания, выполнение которых должно обеспечить возможность

сотрудничества учеников (работа в группах или парах). Например:

сдача минизачёта, проверка усвоения терминов по изучаемой теме, проверка

знания географических названий островов, морей, заливов, рек и т.д.. В этом

случае, ученики, сидящие за одной партой, отвечают на вопросы друг друга,

комментируют и оценивают ответы, ставят друг другу оценку, оспаривают,

при необходимости, оценку партнёра. Подобные задания развивают: умение

слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять

совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать

действия друг друга и уметь договариваться.

Освоение новых знаний можно проводить в ходе групповой работы,

особенно, если он не очень трудный и основные понятия по данной теме уже

знакомы ученикам. Например, изучение природных зон России. В каждой

группе выбирается капитан, который распределяет работу среди членов

команды. Затем обсуждается, собранный отдельными ребятами, формируется

характеристика природной зоны и выбирается ученик, который будет

выступать с ней перед классом. В ходе такой работы, формируется у всех

членов группы ответственность друг перед другом, за собранный материал.

Более слабые ученики учатся у других работать, повышается их мотивация

учиться. Такой урок проходит с применением проблемной,

исследовательской, проектной технологии.

Игровая технология на уроке обобщения изученного материала в форме

«Географический бой», КВН, способствуют формированию и личностных и

познавательных и коммуникативных учебных действий. Использование игр в

обучении географии решает множество задач. Они развивают

познавательный интерес к предмету, активизируют учебную деятельность

учащихся на уроках, способствуют становлению творческой личности

ученика, так как многие из игр часто предполагают проблемный характер

обучения, ибо есть исходный вопрос, на который надо дать ответ, а пути

решения не ясны. Многие из игр дают возможности для взаимообучения, так

как предполагают групповые формы работы и совещательный процесс.

Интеллектуально развитые дети занимают лидирующее положение, обучая

отстающих в командной игре. Возможность совещаться, обсуждать

проблемы позволяет также удовлетворять потребность подростков в

общении. Включение в структуру урока игровых моментов может быть

использовано для снятия усталости и для развития личностной свободы и

раскованности ребят, особенно слабых и неуверенных в себе. Игры

оказывают сильное эмоциональное воздействие на учащихся, формируют

многие умения и навыки: прежде всего коммуникативные, умение работать в

группе, принимать решения, брать ответственность на себя. Они развивают

организаторские способности, воспитывают чувство сопереживания,

стимулируют взаимовыручку в решении трудных проблем. Таким образом,

использование в учебном процессе игровых методов позволяет решать целый

комплекс педагогических задач.

И так, формирование универсальных учебных действий возможно на

уроках географии при использовании различных современных

педагогических технологий, самое главное, чтобы они соответствовали теме

урока, способствовали развитию способностей обучающихся и формировали

глубокие знания.



В раздел образования