Автор: Баранова Елена Владимировна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МОАУ ДО ЦРТДЮ "Лабиринт"
Населённый пункт: г. Киров, Кировская область
Наименование материала: статья
Тема: "Из опыта работы организации профориентационной работы с учащимися 9 - 10 классов в учреждениях дополнительного образования детей"
Раздел: дополнительное образование
Из опыта организации профориентационной работы с учащимися
9- 10-х классов в учреждениях дополнительного образования детей
Е. В. Баранова, преподаватель дополнительного образования
МОАУ ДО ЦРТДЮ «Лабиринт»
Новая сфера хозяйствования, формирующаяся в условиях перехода эконо-
мики к рынку, несомненно, нуждается в специалистах, обладающих глубокими
и обширными познаниями в различных областях.
Одной из наиболее актуальных проблем современного общества является
проблема выбора профессии, которая обеспечивала бы профессиональный рост
и материальный достаток человека. Однако зачастую она решается под влияни-
ем настроения, давления родителей и общественного мнения. Выбирая профес-
сию надо учитывать не только уровень заработной платы, легкость в трудо-
устройстве и место в иерархии профессий, но и личные способности, задатки,
интерес к будущей профессии и тип нервной системы.
Каждый год готовиться большое количество специалистов различной
направленности. Многие молодые люди получают образование, принимая во
внимание только внешнюю привлекательность и престижность профессии, за-
ранее не оценив свои силы и возможности. Получив образование и выйдя на
рынок труда, многие из них не могут себя реализовать.
В связи с этим необходима планомерная работа по формированию осо-
знанных профессиональных планов старшеклассников. Существенную помощь
в формировании и коррекции профессиональных планов школьников могут
оказать учреждения дополнительного образования детей, являющиеся неотъем-
лемой части единого образовательного пространства. Возможности системы
дополнительного образования очень широки, дополнительное образование -
открытая и гибкая система, не ограниченная явными временными рамками.
Рассмотрим опыт организации профориентационной работы со школьни-
ками 9-10-х классов, сложившийся в Центре предпринимательства (далее –
предпринимательский Центр), который является структурным подразделением
МОАУ ДО ЦРТДЮ «Лабиринт»
Целью, обучения является система действенной профориентации учащих-
ся, способствующей формированию у учащихся профессионального самоопре-
деления в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными осо-
бенностями каждой личности и с учетом социокультурной и экономической си-
туации.
Исходя из этого, и построен образовательный процесс. Обучение на
основной ступени рассчитано на один год обучения 9 или 10 класс, разработан
и внедрен также пропедевтический курс для школьников 8-х классов, который
является вводным в основной курс обучения.
Программа обучения рассчитан на 1 год, включает в себя 2 курса – «По-
знай себя» и «Мой выбор». Занятия проводятся последовательно, учащиеся
проходят оба курса, каждый курс дополняет и углубляет знания учащихся по
вопросам профориентации. Занятия проводятся один раз в неделю в количестве
36 часов по каждому курсу. Первый курс направлен на освоение общих вопро-
сов при выборе своей будущей профессии, второй курс – направлен на выбор
профессии с точки зрения психологических аспектов.
Большое внимание уделяется изучению психологии личности, психоло-
гии управления; рассматриваются правила выбора профессии, основные требо-
вания, предъявляемые профессией к человеку. Предусмотрен существенный
блок психодиагностики, сопровождающийся индивидуальными консультация-
ми с учащимися.
Профессиональному самоопределению учащихся, приобретению навыков
общения в неформальной обстановке, повышению самооценки способствует
работа, направленная на выходы и встречи, деятельность которых дополняет
образовательную программу. Основная ее цель - проведение систематической
профориентационной работы, повышение интереса к миру профессий, к вы-
бранной специальности.
Работа осуществляется через:
o
Тематические встречи с представителями ряда профессий: работ-
никами торговли, рекламных специалистов, молодых предпринимателей и др.
o
Экскурсии: посещение ОАО «Бараночно - кондитерский комбина-
та», Главпочтамта, радиостанции «Мария», городской налоговой инспекции и
др. предприятий и организаций города с целью знакомства с рынком товаров и
услуг г. Кирова, существующими на рынке труда профессиями.
o
Посещение тематических выставок: «Фирменный знак и стиль»,
«Мир информационных технологий» и пр., позволяющих расширить социаль-
ный кругозор учащихся.
o
Компьютерное профдиагностирование, которое помогает опреде-
лить, коммуникативные особенности, интеллектуальные, а также профессио-
нально значимые качества личности, сделать предварительную оценку профес-
сиональной пригодности.
o
Практические семинары с участием пригашенных специалистов,
которые помогают определить предрасположенность человека к управленче-
ской деятельности и дают возможность определить будущему выпускнику зада-
чи которые ставит перед ним экономическая ситуация в стране.
o
Встречи с представителями высших и средних учебных заведений
города, знакомство с факультетами и предоставляемыми ими образовательны-
ми услугами (Лесопромышленный колледж, Авиационный колледж, Вят ГУ
КГМА и др.).
Участие в неформальных встречах открывает большие возможности для
социальных проб учащихся.
На наш взгляд, выстроенный подобным образом образовательный про-
цесс, является эффективным для развития личностных качеств подростка, для
осознанного формирования его профессионального выбора.