Напоминание

"Из опыта работы организации профориентационной работы с учащимися 9 - 10 классов в учреждениях дополнительного образования детей"


Автор: Баранова Елена Владимировна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МОАУ ДО ЦРТДЮ "Лабиринт"
Населённый пункт: г. Киров, Кировская область
Наименование материала: статья
Тема: "Из опыта работы организации профориентационной работы с учащимися 9 - 10 классов в учреждениях дополнительного образования детей"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Из опыта организации профориентационной работы с учащимися

9- 10-х классов в учреждениях дополнительного образования детей

Е. В. Баранова, преподаватель дополнительного образования

МОАУ ДО ЦРТДЮ «Лабиринт»

Новая сфера хозяйствования, формирующаяся в условиях перехода эконо-

мики к рынку, несомненно, нуждается в специалистах, обладающих глубокими

и обширными познаниями в различных областях.

Одной из наиболее актуальных проблем современного общества является

проблема выбора профессии, которая обеспечивала бы профессиональный рост

и материальный достаток человека. Однако зачастую она решается под влияни-

ем настроения, давления родителей и общественного мнения. Выбирая профес-

сию надо учитывать не только уровень заработной платы, легкость в трудо-

устройстве и место в иерархии профессий, но и личные способности, задатки,

интерес к будущей профессии и тип нервной системы.

Каждый год готовиться большое количество специалистов различной

направленности. Многие молодые люди получают образование, принимая во

внимание только внешнюю привлекательность и престижность профессии, за-

ранее не оценив свои силы и возможности. Получив образование и выйдя на

рынок труда, многие из них не могут себя реализовать.

В связи с этим необходима планомерная работа по формированию осо-

знанных профессиональных планов старшеклассников. Существенную помощь

в формировании и коррекции профессиональных планов школьников могут

оказать учреждения дополнительного образования детей, являющиеся неотъем-

лемой части единого образовательного пространства. Возможности системы

дополнительного образования очень широки, дополнительное образование -

открытая и гибкая система, не ограниченная явными временными рамками.

Рассмотрим опыт организации профориентационной работы со школьни-

ками 9-10-х классов, сложившийся в Центре предпринимательства (далее –

предпринимательский Центр), который является структурным подразделением

МОАУ ДО ЦРТДЮ «Лабиринт»

Целью, обучения является система действенной профориентации учащих-

ся, способствующей формированию у учащихся профессионального самоопре-

деления в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными осо-

бенностями каждой личности и с учетом социокультурной и экономической си-

туации.

Исходя из этого, и построен образовательный процесс. Обучение на

основной ступени рассчитано на один год обучения 9 или 10 класс, разработан

и внедрен также пропедевтический курс для школьников 8-х классов, который

является вводным в основной курс обучения.

Программа обучения рассчитан на 1 год, включает в себя 2 курса – «По-

знай себя» и «Мой выбор». Занятия проводятся последовательно, учащиеся

проходят оба курса, каждый курс дополняет и углубляет знания учащихся по

вопросам профориентации. Занятия проводятся один раз в неделю в количестве

36 часов по каждому курсу. Первый курс направлен на освоение общих вопро-

сов при выборе своей будущей профессии, второй курс – направлен на выбор

профессии с точки зрения психологических аспектов.

Большое внимание уделяется изучению психологии личности, психоло-

гии управления; рассматриваются правила выбора профессии, основные требо-

вания, предъявляемые профессией к человеку. Предусмотрен существенный

блок психодиагностики, сопровождающийся индивидуальными консультация-

ми с учащимися.

Профессиональному самоопределению учащихся, приобретению навыков

общения в неформальной обстановке, повышению самооценки способствует

работа, направленная на выходы и встречи, деятельность которых дополняет

образовательную программу. Основная ее цель - проведение систематической

профориентационной работы, повышение интереса к миру профессий, к вы-

бранной специальности.

Работа осуществляется через:

o

Тематические встречи с представителями ряда профессий: работ-

никами торговли, рекламных специалистов, молодых предпринимателей и др.

o

Экскурсии: посещение ОАО «Бараночно - кондитерский комбина-

та», Главпочтамта, радиостанции «Мария», городской налоговой инспекции и

др. предприятий и организаций города с целью знакомства с рынком товаров и

услуг г. Кирова, существующими на рынке труда профессиями.

o

Посещение тематических выставок: «Фирменный знак и стиль»,

«Мир информационных технологий» и пр., позволяющих расширить социаль-

ный кругозор учащихся.

o

Компьютерное профдиагностирование, которое помогает опреде-

лить, коммуникативные особенности, интеллектуальные, а также профессио-

нально значимые качества личности, сделать предварительную оценку профес-

сиональной пригодности.

o

Практические семинары с участием пригашенных специалистов,

которые помогают определить предрасположенность человека к управленче-

ской деятельности и дают возможность определить будущему выпускнику зада-

чи которые ставит перед ним экономическая ситуация в стране.

o

Встречи с представителями высших и средних учебных заведений

города, знакомство с факультетами и предоставляемыми ими образовательны-

ми услугами (Лесопромышленный колледж, Авиационный колледж, Вят ГУ

КГМА и др.).

Участие в неформальных встречах открывает большие возможности для

социальных проб учащихся.

На наш взгляд, выстроенный подобным образом образовательный про-

цесс, является эффективным для развития личностных качеств подростка, для

осознанного формирования его профессионального выбора.



В раздел образования