Автор: Шейпакова Елена Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №3
Населённый пункт: город Ярцево, Смоленской области
Наименование материала: статья
Тема: Театрально-игровая деятельность - как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Театрально-игровая деятельность - как средство развития творческих способностей
детей дошкольного возраста
Игра – ведущий вид деятельности дошкольника. Этот постулат детской психологии
известен всем. При этом игра понятие многообразное. Какой же вид игровой деятельности
является наиболее важным для дошкольников? Наблюдая за детьми, я обратила внимание на то,
что среди многочисленных игр у детей очень популярны игры в «Театр».
Но не каждый ребенок может разыграть в лицах какое-либо литературное произведение,
передать характер персонажа. Причиной могут служить психоэмоциональное напряжение,
речевые проблемы и вследствие, страх выглядеть смешным перед зрителями. Игра-
драматизация требует от дошкольников необходимых для ее выполнения способностей,
умений, навыков.
Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые
определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.
Научные исследования и педагогическая практика доказывают, что начало развития
творческих способностей приходится на дошкольный возраст. В этом возрасте дети
чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир.
Мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не
задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо.
И это качество необходимо
всячески развивать.
Развитие
творческих
способностей
детей
дошкольного
возраста
средствами
театрализованной деятельности явилось целью дальнейшей работы. Исходя из поставленной
цели, определила следующие задачи в своей работе:
развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;
развивать воображение, фантазию, внимание, самостоятельность мышления;
совершенствовать
игровые
навыки
и
творческую
самостоятельность
через
театрализованные игры, развивающие творческие способности дошкольников;
обогащать и активизировать словарь;
развивать диалогическую и монологическую речь;
воспитывать гуманные чувства у детей.
Работа по данном направлении осуществлялась мною в три этапа.
I этап. Аналитико-диагностический.
II этап. Практический.
III этап. Аналитико-обобщающий.
На первом этапе, решая поставленные задачи: изучила литературу по данной теме.
За основу взяла программу «Театр – творчество – дети» (автор Н.Ф. Сорокина, Л.Г.
Миланович), в которой авторы впервые систематизировали средства и методы театрально-
игровой деятельности, а также научно обосновали поэтапное использование отдельных видов
детской творческой деятельности (песенной, танцевальной, игровой, импровизации на детских
музыкальных инструментах) в процессе театрального воплощения. Авторы данной программы
выдвинули и подтвердили гипотезу о том, что театральная деятельность как процесс развития
творческих способностей ребенка является процессуальной, т.е. важнейшим в детском
творческом театре есть процесс репетиций, процесс творческого проживания и воплощения, а
не конечный результат. Именно в процессе работы над образом происходит развитие
творческих способностей и личности ребенка. Затем, разработала авторскую дополнительную
общеобразовательную общеразвивающую программу «Учимся, играя». С целью выявления
интереса к театру провела наблюдения, беседы, опросы родителей.
На втором этапе своей работе при создании системы планирования опиралась на принцип
триединства: деятельность с детьми, взаимодействие с педагогами, сотрудничество с
родителями.
Используя «Модель развития творческих способностей дошкольников», куда вошли такие виды
деятельности, как: «Знакомство с основами театральной игры», «Знакомство с основами
ритмопластики»,
«Развитие
речи»,
«Знакомство
с
основами
театральной
культуры»,
«Самостоятельная
театральная
деятельность»,
«Праздники
и
развлечения»,
составила
перспективный план.
Совместно с детьми мы разработали правила поведения на занятиях:
говорить негромко;
ходить спокойно;
помнить, для чего мы находимся в зале;
смело показывать свои способности;
заботиться друг о друге;
помогать друг другу;
внимательно слушать друг друга (дать возможность высказаться каждому).
Занятия по театрализованной деятельности проводились два раза в неделю и включали в
себя
как
разыгрывание
сказок,
сценок,
так
и
ролевые
диалоги
по
иллюстрациям,
самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни.
Занятия проходили в двух направлениях:
Освоение детьми основ актерского мастерства в процессе выполнения упражнений творческого
характера;
Освоение детьми технических приемов, характерных для различных видов театрального
искусства.
и строились по единой схеме:
введение в тему, создание эмоционального настроения;
театрализованная деятельность (в разных формах), где педагог и каждый ребенок имеют
возможность реализовать свой творческий потенциал;
эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность
театрализованной деятельности.
Для того чтобы все дети были вовлечены в работу, использовала разнообразные приемы:
творческие задания; упражнения и этюды; выбор детьми роли по желанию; назначение на
главные роли наиболее робких, застенчивых детей; распределение ролей по карточкам (дети
берут из рук педагога любую карточку, на которой схематично изображен персонаж);
проигрывание ролей в парах.
Результатом работы стало участие детей в музыкальных спектаклях: «Коза и семеро
козлят на новый лад», «Маша и медведь», «Теремок».
Итоги наблюдений, осуществленных в процессе этой сложной, но такой важной и
интересной работы, позволили сделать выводы о позитивных результатах проведенной работы:
подавляющее число детей:
свободно владеют импровизационными умениями;
умело используют средства театральной выразительности: мимику, жест, движения и
средства интонации;
владеют
простейшими
исполнительскими
навыками
и
активно
участвуют
в
театрализованных представлениях;
с удовольствием выполняют творческие задания;
стали намного добрее, общительней, внимательней друг к другу.
Таким образом, театрально-игровая деятельность является наиболее благоприятным для
развития творческих способностей детей.