Напоминание

Театрально-игровая деятельность - как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста


Автор: Шейпакова Елена Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №3
Населённый пункт: город Ярцево, Смоленской области
Наименование материала: статья
Тема: Театрально-игровая деятельность - как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Театрально-игровая деятельность - как средство развития творческих способностей

детей дошкольного возраста

Игра – ведущий вид деятельности дошкольника. Этот постулат детской психологии

известен всем. При этом игра понятие многообразное. Какой же вид игровой деятельности

является наиболее важным для дошкольников? Наблюдая за детьми, я обратила внимание на то,

что среди многочисленных игр у детей очень популярны игры в «Театр».

Но не каждый ребенок может разыграть в лицах какое-либо литературное произведение,

передать характер персонажа. Причиной могут служить психоэмоциональное напряжение,

речевые проблемы и вследствие, страх выглядеть смешным перед зрителями. Игра-

драматизация требует от дошкольников необходимых для ее выполнения способностей,

умений, навыков.

Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые

определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Научные исследования и педагогическая практика доказывают, что начало развития

творческих способностей приходится на дошкольный возраст. В этом возрасте дети

чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир.

Мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не

задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо.

И это качество необходимо

всячески развивать.

Развитие

творческих

способностей

детей

дошкольного

возраста

средствами

театрализованной деятельности явилось целью дальнейшей работы. Исходя из поставленной

цели, определила следующие задачи в своей работе:

развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;

развивать воображение, фантазию, внимание, самостоятельность мышления;

совершенствовать

игровые

навыки

и

творческую

самостоятельность

через

театрализованные игры, развивающие творческие способности дошкольников;

обогащать и активизировать словарь;

развивать диалогическую и монологическую речь;

воспитывать гуманные чувства у детей.

Работа по данном направлении осуществлялась мною в три этапа.

I этап. Аналитико-диагностический.

II этап. Практический.

III этап. Аналитико-обобщающий.

На первом этапе, решая поставленные задачи: изучила литературу по данной теме.

За основу взяла программу «Театр – творчество – дети» (автор Н.Ф. Сорокина, Л.Г.

Миланович), в которой авторы впервые систематизировали средства и методы театрально-

игровой деятельности, а также научно обосновали поэтапное использование отдельных видов

детской творческой деятельности (песенной, танцевальной, игровой, импровизации на детских

музыкальных инструментах) в процессе театрального воплощения. Авторы данной программы

выдвинули и подтвердили гипотезу о том, что театральная деятельность как процесс развития

творческих способностей ребенка является процессуальной, т.е. важнейшим в детском

творческом театре есть процесс репетиций, процесс творческого проживания и воплощения, а

не конечный результат. Именно в процессе работы над образом происходит развитие

творческих способностей и личности ребенка. Затем, разработала авторскую дополнительную

общеобразовательную общеразвивающую программу «Учимся, играя». С целью выявления

интереса к театру провела наблюдения, беседы, опросы родителей.

На втором этапе своей работе при создании системы планирования опиралась на принцип

триединства: деятельность с детьми, взаимодействие с педагогами, сотрудничество с

родителями.

Используя «Модель развития творческих способностей дошкольников», куда вошли такие виды

деятельности, как: «Знакомство с основами театральной игры», «Знакомство с основами

ритмопластики»,

«Развитие

речи»,

«Знакомство

с

основами

театральной

культуры»,

«Самостоятельная

театральная

деятельность»,

«Праздники

и

развлечения»,

составила

перспективный план.

Совместно с детьми мы разработали правила поведения на занятиях:

говорить негромко;

ходить спокойно;

помнить, для чего мы находимся в зале;

смело показывать свои способности;

заботиться друг о друге;

помогать друг другу;

внимательно слушать друг друга (дать возможность высказаться каждому).

Занятия по театрализованной деятельности проводились два раза в неделю и включали в

себя

как

разыгрывание

сказок,

сценок,

так

и

ролевые

диалоги

по

иллюстрациям,

самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни.

Занятия проходили в двух направлениях:

Освоение детьми основ актерского мастерства в процессе выполнения упражнений творческого

характера;

Освоение детьми технических приемов, характерных для различных видов театрального

искусства.

и строились по единой схеме:

введение в тему, создание эмоционального настроения;

театрализованная деятельность (в разных формах), где педагог и каждый ребенок имеют

возможность реализовать свой творческий потенциал;

эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность

театрализованной деятельности.

Для того чтобы все дети были вовлечены в работу, использовала разнообразные приемы:

творческие задания; упражнения и этюды; выбор детьми роли по желанию; назначение на

главные роли наиболее робких, застенчивых детей; распределение ролей по карточкам (дети

берут из рук педагога любую карточку, на которой схематично изображен персонаж);

проигрывание ролей в парах.

Результатом работы стало участие детей в музыкальных спектаклях: «Коза и семеро

козлят на новый лад», «Маша и медведь», «Теремок».

Итоги наблюдений, осуществленных в процессе этой сложной, но такой важной и

интересной работы, позволили сделать выводы о позитивных результатах проведенной работы:

подавляющее число детей:

свободно владеют импровизационными умениями;

умело используют средства театральной выразительности: мимику, жест, движения и

средства интонации;

владеют

простейшими

исполнительскими

навыками

и

активно

участвуют

в

театрализованных представлениях;

с удовольствием выполняют творческие задания;

стали намного добрее, общительней, внимательней друг к другу.

Таким образом, театрально-игровая деятельность является наиболее благоприятным для

развития творческих способностей детей.



В раздел образования