Автор: Выхрыстюк Галина Сергеевна
Должность: учитель- логопед
Учебное заведение: МБДОУ №3 "Ласточка"
Населённый пункт: г. Тихорецк
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Речевые игры на тему "Зима"
Раздел: дошкольное образование
Речевые игры на тему «Зима»
* Выясните, знает ли ваш ребенок, какое время года наступило.
Задайте ребенку вопросы о зиме и объясните, что отвечать на них нужно
полными предложениями. Например:
- Какое сейчас время года?
- Сейчас зима.
- Почему ты так думаешь? Постарайся перечислять все приметы зимы.
- На улице мороз, земля покрыта снегом, снег лежит на ветках деревьев и на
крышах домов, водоемы подо льдом. Люди надели теплую зимнюю одежду.
Дети катаются на лыжах, санках и коньках, лепят снеговиков и играют в
снежки. Прилетели снегири.
* Предложите ребенку вспомнить названия зимних месяцев и их
последовательность.
* Уточните у ребенка значение слов «гололёд», «снегопад», «метель»,
«вьюга».
* Помогите ребенку подобрать как можно больше прилагательных к
каждому существительному.
Зима (какая?) – холодная, морозная, снежная, долгая, затяжная…
Снег (какой?) – белый, мягкий, чистый, легкий, пушистый, холодный.
Снежинки (какие?) – белые, легкие, узорные, красивые, холодные, хрупкие.
Сосулька (какая?) – твердая, гладкая, холодная, острая, блестящая.
Лед (какой?) – гладкий, блестящий, холодный, твердый.
Погода (какая?) – …
*
Помогите ребенку подобрать глаголы к существительным.
Снежинки зимой (что делают?) …
Лед на солнце (что делает?) …
Мороз (что делает?) …
Метель (что делает?) …
*
Предложите ребенку поиграть в игру «Назови ласково».
Снег — снежок. Лед — …
Зима — … Мороз — …
Метель — … Солнце — …
*
Игра «Из чего — какой?» поможет поупражнять ребенка в образование
качественных прилагательных.
Горка из снега (какая?) — снежная.
Дорожка изо льда (какая?) — …
Погода с морозом (какая?) — …
* Поупражняйте ребенка в подборе антонимов, предложив поиграть ему в игру
«Скажи наоборот».
Летом дни жаркие, а зимой — холодные.
Летом небо светлое, а зимой — …
Летом день длинный, а зимой — …
Летом солнце светит ярко, а зимой — …
Весной лед на реке тонкий, а зимой — …
Снег мягкий, а лед… — …
Одни сосульки длинные, а другие — …
* Попросите ребенка пересказать рассказ «Зима».
Солнце светит, но не греет. Идет снег. Метут метели. Ночь стала длинной, а
день коротким. Деревья стоят голые, только сосны да ели остались зелеными.
Реки покрылись льдом. Люди надели шубы, меховые шапки, теплые сапоги,
варежки. Наступила холодная и суровая зима.
*
Поиграйте с ребенком в игру «Четвертый лишний» на развитие
логического мышления.
Коньки, скакалка, лыжи, санки.
Ворона, голубь, воробей, ласточка.
Лиса, волк, медведь, жираф.
* Предложите ребенку поиграть в пальчиковую гимнастику «Снежок».
(Развитие координации речи с движением, развитие воображения)
Раз, два, три, четыре, (загибать пальчики, начиная с большого пальца)
Мы с тобой снежок слепили, («лепят», меняя положение ладоней)
Круглый, крепкий, очень гладкий (показать круг, сжимая ладони вместе,
гладить одной ладонью другую)
И совсем, совсем не сладкий (грозить пальчиком)
Раз — подбросим, два — поймаем (Выполнять соответствующие
Три — уроним, и… сломаем словам действия)