Автор: Лукьянчикова Марина Васильевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ "Нижнемамонская ООШ"
Населённый пункт: Воронежская обл Верхнемамонский район село Нижний Мамон
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Тексты для конкурса "Живая классика"
Раздел: среднее образование
Тексты для конкурса «Живая классика»
Нодар Думбадзе
Я, бабушка, Илико и Илларион
Бабушка
Справа от моего села протекает река Губазоули, слева – небольшая речушка
Лаше, кишащая крабами, бычками и босоногими мальчишками. Через Губазоули
перекинут мостик. Каждой весной взбушевавшаяся река уносит его, оставляя
только торчащие из воды черные сваи. И все же мое село самое красивое и
веселое в Гурии. Я люблю его больше всех сел на свете, потому что нигде не
может быть другого села, где жили бы я, бабушка, Илико, Илларион и моя
собака Мурада… Моя бабушка – мудрая женщина. Она постоянно твердит мне:
– Учись, негодяй, учись, а то неучем останешься!
О науке у бабушки своеобразное представление. Однажды, когда я сидел на
балконе и во весь голос твердил наизусть правила из грузинской грамматики,
бабушка спросила:
– Что это ты там зубришь, сынок?
– Лицо глагола, бабушка!
– Что? Где это слыхано – лицо у глагола! Лицо может быть только у человека!
– Это другое лицо, бабушка, совсем не то, что ты думаешь.
– Лицо на свете одно. И все.
– Ладно, – сказал я и захлопнул книгу, – отвечай тогда, что такое лицо.
– ЛИЦО – это… ЛИЦО!
– Садись, бабушка. Урока не знаешь, ставлю двойку!
– Я тебе покажу двойку, прохвост! Сию же секунду иди и привяжи козу, не то
так взгрею – своих не узнаешь!
– Хорошо, еще один вопрос задам и пойду. Сколько существует лиц?
– Лиц столько, сколько людей на свете. Но лицо дано не для того, чтобы такие
гримасы строить, болван! У одних лицо худое, у других – круглое и толстое, у
третьих – вообще не разберешь какое, размазня одна. А еще бывают лицемерные
и двуличные люди.
– Жулики тоже бывают, – сказал я.
– Правильно! Например, наш почтальон. Сдирает с конвертов марки, а потом
говорит – без марки, мол, было, давай рубль.
– А я какой, бабушка?
– Ты? Ты прохвост, шалопай, бездельник, плут, пройдоха и нехристь к тому
же!
Нет во всей Гурии женщины, которая могла бы проклинать лучше, чем моя
бабушка. Но мне не страшны ее проклятия – однажды бабушка обмолвилась:
«Уста мои проклинают, а сердце благословляет тебя…» Надо сказать, моя
бабушка весьма отрицательно относится к бездушному решению Наркомпроса,
которое обязывает учащихся ежедневно высиживать в школе полные шесть
уроков. Хотя лично я никогда не давал ей повода для этого. Свой учебный день
я, как правило, еле дотягиваю до четвертого урока. Потом уже теряю всякое
представление о времени и пространстве и голосом, несколько громче обычного,
спрашиваю соседа по парте:
– Ромули, дорогой мой, что это так долго не звонят? Звонок пропал или
сторож?
Ромули скалит зубы, а учитель, указывая на меня пальцем (я показательный
ученик!), ласково процеживает:
– Сейчас же встань и убирайся вон! И пока не приведешь родных, чтобы духу
твоего здесь не было!
Я не спрашиваю «почему?», так как знаю, что после такой дискуссии в ход
обычно пускаются мел и линейка. Я молча беру сумку и фуражку и направляюсь
к двери.
– До свидания! – говорю я Ромули.
– До скорой встречи! – говорит он мне и машет рукой.
На второй день я веду в школу бабушку, затем бабушка ведет меня домой,
потом опять я веду бабушку в школу, и снова бабушка отводит меня домой и так
далее. Можно смело сказать, что десятилетку я и бабушка заканчивали вместе.
По-моему, это единственный случай в истории человечества. Я обыкновенный
деревенский мальчик. У меня в сумке всегда фрукты, рогатка и пугач. До первых
заморозков хожу в школу босиком. У меня всего одни залатанные штаны и по
две переэкзаменовки каждый год. Из-за моей собаки Мурады, которая всегда
бегает за мной хвостом, в деревне меня называют собачником, в школе – плутом
и лентяем, а бабушка раз и навсегда окрестила прохвостом. Настоящее же мое
имя – Зурико. Когда бабушка сердита на меня, я ночую в давильне; как
помиримся – я снова перебираюсь в комнату. Днем бабушка, призывая на мою
грешную голову громы небесные, гоняется за мной с хворостиной в руке. Ночью
она моет мне ноги и, дождавшись, когда я усну, тихо целует… Как я веду себя в
школе? На этот счет существует официальный документ – «Протокол заседания
педсовета». Выглядит этот документ примерно так:
«Протокол заседания педагогического совета Н-ской средней школы от 18
марта 1940 года.
Присутствовали: все преподаватели.
Слушали: сообщение руководителя шестого класса о поведении ученика того
же класса Зураба Вашаломидзе.
Высказались:
Преподаватель физики: «В природе не существует энергии, которая могла бы
расшевелить Вашаломидзе. Мальчик этот – погруженное в жидкость тело, на
которое не действует никакая выталкивающая сила!»
Преподаватель математики: «Для меня Вашаломидзе – уравнение со ста
неизвестными. Решить такое уравнение я не в силах».
Преподаватель химии: «Никакой реакции! Сидит и выматывает мне нервы.
Это какой-то необычный лакмус: он никогда не краснеет!»
Преподаватель русского языка: «По-моему, он просто идиот».
Преподаватель географии: «Познания Вашаломидзе весьма не рельефны.
Мальчик или аномальный, или истощенный».
Преподаватель
истории: «Это
скорее
человек
каменного
века,
чем
цивилизованный
представитель
двадцатого
столетия.
Невозможно
зафиксировать момент нахождения Вашаломидзе в состоянии покоя на уроке.
Никакого прогресса. Вашаломидзе – позор для всего класса».
Школьный сторож: «Да что вы пристали к бедному ребенку? Если уж он
такой дурак, как же вы его переводите из класса в класс?»
Завуч: «Тебя не спрашивают! Твое дело – приходить вовремя и звонить!»
Преподаватель грузинского языка (мой близкий родственник): «Я вас не
понимаю! Можно подумать, что на этом Вашаломидзе свет клином сошелся!
Да кто у вас в классе лучше его? Может, директорский сынок? Круглый
пятерочник, а такого идиота я в жизни не встречал! Сидит на уроках, точно
сыч в дупле».
Преподаватель физкультуры: «А почему ты ставишь ему пятерки?»
Преподаватель грузинского языка: «Попробуй не поставь!»
Завуч: «Замолчите!.. А ты что скажешь, Вашаломидзе?»
Вашаломидзе: «Учитель грузинского языка прав».
Завуч: «Истукан! Не об этом спрашиваю! Что ты скажешь о себе?»
Вашаломидзе: «О
себе?
На
этот
раз
простите,
а
в
дальнейшем
я
исправлюсь!»
Наслушавшись подобных отзывов о собственной персоне, я усомнился было в
своей нормальности и здоровье, но счастливый случай рассеял мои подозрения.
Пришлось мне как-то целую неделю не ходить в школу – мотыжил кукурузу. А
чтобы за пропуски занятий не исключили из школы, требовалась справка о
болезни. В те времена в нашей деревне таких справок здоровым людям, к
сожалению, не выдавали. Поэтому пришлось уложить меня на один час в
постель и вызвать врача.
С утра меня морили голодом, чтобы придать моему лицу болезненную
бледность, стянули голову полотенцем, и бабушка отправилась за врачом. Через
полчаса врач осадил своего коня в нашем дворе.
– Что с тобой, парень? – спросил врач, присаживаясь ко мне на кровать.
– Умираю… – простонал я.
– Хорошо… А все же, что у тебя болит?
Признаться, такого вопроса я не ожидал и поэтому в испуге взглянул на
бабушку.
– Все болит, – сказала бабушка.
– Волосы болят?
– Болят, – простонал я.
В это время в комнату вошли соседи – Илико и Илларион. Они знали о моей
«болезни» и тут же вступили в разговор.
– Что-то в последнее время стал я замечать, ослабел наш мальчик, – сказал
Илларион.
– Точнее…
– Точнее? Аппетит у него пропал. Прошлый раз насилу заставил мальчика
съесть три тарелки лобио и один мчади. И ни куска больше!
– Да ну? – удивился врач.
– Тобой клянусь!.. Раньше, бывало, он съедал еще головку сыра, а в тот день
как заупрямится – «не хочу да не хочу!». Дома, говорит, уже обедал.
Я покачал головой и скосил глаза к переносице. Бабушка закусила нижнюю
губу и схватилась за голову.
– Чем лечите больного? – спросил врач.
– Виски натираем водкой.
– Принесите сюда эту водку!
Бабушка торопливо принесла бутылку с водкой.
– Подайте мне чайный стакан!
Подали. Врач наполнил стакан и начал:
– Положение ребенка весьма серьезное, боюсь, не протянет до утра. Нужно
немедленно везти его в больницу на операцию!
– На какую операцию?! – вскочил я с постели.
– Придется вскрыть черепную коробку…
– Только через мой труп! – вскричала бабушка. – Ишь ты, «вскрыть черепную
коробку»! Это тебе не тыква! Да что ты понимаешь в болезнях? Мальчик здоров,
как бык, а он – «в больницу»! Вставай, сынок, вставай, а то и впрямь он загонит
тебя в могилу!
– Ну, вот и отлично! Здоров, говорите? Дай бог и впредь всем вам здоровья! –
сказал с улыбкой врач и опрокинул в рот стакан.
– А закусить? – сказал Илларион и подал ему грушу.
Врач аппетитно, с хрустом откусил грушу, потрепал меня по щеке, простился
со всеми и, направляясь к выходу, сказал:
– А такого здорового мальчишки действительно во всей деревне не найдешь.
Потом он вскочил на коня, помахал рукой и ускакал…
Елена Родченкова «Дом для бабы Яги»
Васенька потерся головой о подушку и улегся поудобнее. Сон не шел. Он
где-то засиделся на лавочке возле дома, заслушался стрекотанием кузнечиков,
задумался о чем-то неизвестном и забыл про Васеньку.
Васенька нащупал под подушкой любимую книжку с толстыми картонными
листами и яркими картинками, вытащил ее и сел в кроватке.
-Бабатька, включи свет, - прошепелявил он непослушным языком.
Бабушка сонно нащупала кнопку ночника, щелкнула, перевернулась на другой
бок и тут же засопела.
Васенька открыл книжку на заветной странице, долго всматривался в картинку,
потом ойкнул и резко захлопнул страницы.
- Ой, боюсь, боюсь, - шептал он, натягивая на голову теплое, пышное одеяло.-
Ой, боюсь, боюсь…
Под одеялом было темно, одиноко и тоже страшно.
А сон устал сидеть на лавочке. Он тихонько вошел в дом и уже крался на
цыпочках к Васенькиной кроватке. Он уже хотел прилечь рядом и погладить
Васеньку по головке, но тут заохала бабушка и Васенька насторожился.
Нащупал книжку. Вообще-то книжка была добрая.
Но в этом огромном мире огромной книжки, прямо посреди нее жила
страшная-престрашная Баба Яга. Лицо у нее было зеленым, в черном раскрытом
рту торчало два длинных гнилых зуба. Фу, какая противная была Баба Яга!
По утрам бабушка отвозила Васеньку на коляске в детский сад, по дороге он
разглядывал дома.
Возле городской бани стоял старый-престарый покосившийся домик. Васенька
присматривался, есть ли у домика курьи ножки? Но избушка зимой по уши была
в сугробах, а летом зарастала пышной зеленью. Васенька видел, что никаких
ножек у избушки нет. Но он точно знал, что там живет Баба Яга.
А сегодня утром они с бабушкой увидели, что старый домик Бабы Яги кто-то
разрушил…
- А где же будет жить Баба Яга? – спросил Васенька с ужасом.
- Где-нибудь устроится, - пообещала бабушка.- Полетит, найдет что-нибудь в
городе.
–А если ее никто не пустит? Если все домики заняты?
- Она в лес полетит!- повысила голос бабушка. –Она нигде не пропадет.
Васенька погладил ладошкой Бабу Ягу по голове и прошептал:
- Ладно, не плачь. Вырасту и построю я тебе дом.
Беспомощные глазки Бабы Яги заблестели.
- Потерпи, пока я вырасту,- попросил Бабу Ягу Васенька.- А ты пока становись
доброй, поняла?
Сон осторожно потянул одеяло, и оно мягко погладило Васеньку по спинке.
А сон прилег рядышком, немного помечтал и тоже уснул.