Автор: Чолак Лариса Алексеевна
Должность: тренер-преподаватель
Учебное заведение: УДО ДЮСШ Котельничского района
Населённый пункт: Кировская область Котельничский район
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Играя, учимся плавать!
Раздел: дополнительное образование
Играя, учимся плавать (для детей от 3 до 7 лет)
Плавание является одним из эффективнейших средств укрепления здоровья и
физического развития человека. Занятия плаванием оказывают положительное влияние на
состояние центральной нервной системы, способствуют формированию уравновешенного
и сильного типа нервной деятельности. Приятные ассоциации, связанные с плаванием,
поддержкой равновесия тела в воде, благотворно сказываются на состоянии психики,
способствуют формированию положительного эмоционального фона, необходимого в
повседневной жизни.
Каждый человек должен уметь плавать. И чем раньше он научится, тем лучше. При этом
следует помнить, что оптимальным возрастом для серьезного обучения плаванию
является возраст 5 – 6 лет.
В этот момент вестибулярный аппарат ребенка полностью готов к водной невесомости. А
до этого в качестве подготовительной работы полезна организация игр и игровых
упражнений на воде.
Купание, игры в воде, плавание благотворны для всестороннего физического развития
ребенка. Работоспособность мышц у дошкольников невелика. Плавание эффективно
увеличивает их работоспособность и силу.
Методически правильно организованные занятия в воде способны стать хорошим
подспорьем в воспитании здорового, физически и умственно развитого ребенка. Методика
обучения
плаванию
опирается
на
общепедагогические
принципы
с
учетом
индивидуального подхода к ребенку: сознательность и активность, систематичность,
наглядность, доступность.
При подборе игровых упражнений в процессе обучения плаванию необходимо учитывать
этап обучения плаванию, возрастные особенности детей, уровень подготовленности
(тренированности и закаленности).
Сознательное и активное отношение детей к упражнениям и играм имеет большое
значение для достижения результатов при обучении плаванию. Поэтому, объясняя
задание, воспитатель должен стремится к тому, чтобы дети поняли, как выполнять
движение, на что при этом обратить внимание.
Однако нужно помнить, что не всем детям общение с водой доставляет удовольствие и
радость, некоторые боятся входить в воду, боятся глубины. Именно поэтому первые шаги
обучения плаванию должны быть направлены на то, чтобы помочь ребенку преодолеть
это неприятное чувство.
Важным элементом обучения плаванию детей дошкольного возраста являются игровые
упражнения. Известно, что для дошкольников ведущим видом деятельности является
игра. Посредством игры малыш получает необходимые ему знания, умения и навыки.
Все это в полной мере относится и к обучению плаванию.
Правильно организованный процесс обучения плаванию оказывает разностороннее
развивающее влияние на детей дошкольного возраста и имеет высокий образовательно-
воспитательный эффект. Увеличивается объем не только двигательных умений, но и
знания,
развиваются
физические
качества
и
умственные
способности
детей,
воспитываются нравственные и эстетические чувства, волевые качества, вырабатывается
осознанное и ответственное отношение к своим поступкам, к взаимоотношениям со
сверстниками.
Игры используются с самых первых занятий для освоения детей с водой. Плескаясь и
играя на небольшой глубине, младшие дошкольники безболезненно преодолевают
чувство неуверенности и страха, быстро адаптируются в воде, привыкают смело входить и
погружаться в нее, передвигаться уверенно и без напряжения. Игры помогают овладеть
всеми подготовительными к плаванию действиями.
В работе со старшими дошкольниками, когда дети овладевают техникой плавания, игры
используются для повторения, закрепления и совершенствования отдельных движений
спортивного способа плавания, для достижения устойчивости и гибкости навыков.
Игры и развлечения в воде способствуют воспитанию у детей смелости, решительности,
уверенности в своих силах, инициативности.
При обучении дошкольников плаванию используют самые разнообразные виды игровых
упражнений, игры с элементами соревнования, эстафеты.
Выбирая игровые упражнения и методические приемы, нужно учитывать возраст,
количество детей в группе, физическую подготовленность и степень владения каждым
навыком предлагаемых движений. Движения должны быть очень простые, доступные или
уже известные детям.
Игровые упражнения подбираются в соответствии с поставленной определенной
воспитательно-образовательной задачей и условиями проведения занятий (глубина,
оборудование места, температура воды). Чем прохладнее вода, тем короче и оживленнее
должна быть игра, тем энергичнее должны быть движения в ней. Важно, чтобы в игре
участвовали одновременно все дети, находящиеся в воде.
Нужно выбрать удобное место для руководства игрой. Преподаватель должен постоянно
наблюдать за играющими детьми и быть готовым в любой момент прийти на помощь.
Организуя игровые упражнения, рекомендуется вначале объяснить детям правила игры и
разучить ее на суше, и лишь после этого проводить занятие в воде. Если игра сложная и
проводится в первый раз, желательно, чтобы преподаватель принял в ней личное участие.
Все игровые упражнения могут быть условно разделены по возрастным группам. Их
использование во многом зависит от того, в каком возрасте будет начато обучение. В
связи с этим возможно проводить игры, предназначенные, например, для старших
дошкольников, на занятиях в младших и средней группах, но в облегченном варианте.
«Первая волна» (3-4 года)
Ходьба по кругу, держаться за бортик.
Ходьба в приседе, держаться за бортик.
«Цапля» — ходить, сгибая ноги в коленях, высоко поднимая бедро.
«Гуси идут» — ходьба, руки за спиной, наклониться вперед.
«Гуси поплыли» — то же, но в приседе.
«Краб» — ходьба боком вперед, руки на поясе.
«Рак» — ходьба спиной вперед, смотреть через правое плечо.
«Морские змеи» — ходьба, держаться друг за друга, обходить лежащие на воде
игрушки.
«Пройди через тоннель» — пройти через обруч, погружаясь в воду с головой.
«Вертолет» — ходьба с вращением туловища вокруг своей оси, руки в стороны.
«Крокодил» — ходьба на руках, вытянув ноги назад.
«Раки» — ходьба на руках, ногами вперед, голова прямо.
«Крокодил на охоте» — ходьба на руках с опусканием лица в воду, ноги прямые,
сзади.
«Гуси полетели» — легкий бег с маховыми движениями прямых рук.
Легкий бег спиной вперед.
Легкий бег по диагонали.
«Самолет летит» — легкий бег, руки в стороны.
«Догони рыбку» — бросить рыбку, бегом добежать до нее. Во время бега высоко
поднимать бедро, как при выполнении упражнения
«Цапля». Прыжки на месте, держаться за бортик.
«Лягушата веселятся» — прыжки без опоры, хлопать ладошами по воде.
«Лягушка» — прыжки на двух ногах, руки согнуть в локтях («лапки лягушки»), лицом,
спиной вперед.
«Кузнечики»И. п. — упор присев, прыжки на руках, ноги сзади, согнуты в коленях.
«Кузнечик» скачет, отталкиваясь руками от дна бассейна — сначала вперед ногами,
затем — головой.
Стоя в кругу, рассмотреть ноги, руки под водой.
Зачерпнуть воду в ладошки — умыться, полить воду на голову.
«Птички умываются» — на задержке дыхания опустить лицо в воду, повернуть
голову то в одну, то в другую сторону.
«Рыбки песенки поют» — выдохи в воду, опуская в воду только рот, затем нос, глаза.
На выдохе предложить произносить звук [у].
«Вода кипит» — выдохи в воду с опусканием лица в поду. Руки образуют круг перед
грудью — это «чайник».
Погружения в воду по шею, до уровня подбородка, носа, глаз.
«Подводная лодка» — погрузиться в воду с головой, открыв глаза в воде.
«Крокодил уходит на дно» — держась за трубу на дне, поднырнуть под воду на
задержке дыхания.
«Дельфинчики» — ныряние через обруч.
Подныривание с помощью инструктора.
«Морская звезда» — лечь на дно, руки и ноги в стороны.
«Звезда» — лежать на груди, опустив лицо в воду. И. п. — сидя на дне.
«Звезда» на спине (сделать вдох, надуть щеки, лечь на спину, поднять живот вверх).
Можно поддерживать ребенка снизу за голову.
«Лодочка» — лежание на груди, руки впереди.
Скользить с надувным кругом, не опуская лицо в воду, затем опуская лицо в воду.
«Большой — маленький фонтан» — попеременные движения ногами способом кроль
на груди, спине, стоя на руках.
«Моторная лодка» — плавать с надувным кругом, двумя пенопластовыми досками,
удерживая их руками сбоку от туловища, при помощи движений ног способом кроль
на груди, спине.
Имитировать движения руками способом брасс, стоя на месте в наклоне вперед.
Скольжение с выполнением гребковых движений руками как при плавании способом
брасс.
«Вторая волна» (4-5 лет)
«Паровозик» — ходьба с ритмичной работой согнутых рук. Локти должны быть в
воде.
«Кораблик» — ходьба со сцепленными впереди руками и опусканием лица в воду.
На выдохе петь звук [у].
«Моряки плывут» — ходьба в наклоне вперед с выполнением гребковых движений
руками.
«Вертолет» — ходьба с вращением вокруг своей оси, руки скользят по воде.
«Страус» — ходьба с опущенным в воду лицом, руки сцеплены сзади в виде «хвоста».
Ходьба с толканием лбом игрушки: лицо опущено в воду, руки сцеплены за спиной.
«Рачки» — ходьба на руках сначала головой, затем ногами вперед.
Ходьба по кругу с одновременными гребковыми движениями прямых рук сначала
лицом, затем спиной вперед.
Ходьба с попеременными круговыми движениями прямых рук сначала лицом, затем
спиной вперед.
«Самолет» — бег, руки отведены в стороны, скользят по воде.
Бег гигантскими шагами.
«Догони игрушку» — бросание игрушки, бег за ней.
Бег лицом, затем спиной вперед.
Бег «змейкой» по бассейну.
Бег по кругу с нырянием через обруч и последующим скольжением на груди.
«Кораблик» — ходьба со сцепленными за спиной руками и опусканием лица в воду.
На выдохе петь звук [у].
Прыжки лицом, затем спиной вперед.
Прыжки с одновременными маховыми движениями руками вверх — вниз.
«Смотри на пузырьки» — выдохи в воду с погружением и открыванием глаз.
Выдох продолжительный, через нос и рот.
«Укого больше пузырей?» — выдохи в воду через нос и рот.
«Бегемотики» — стоя в наклоне вперед около бортика, делать выдохи в воду, широко
открывая рот для вдоха, оставляя подбородок на воде.
«Батискаф» — выдохи в воду с погружением и открыванием глаз в воде, одну руку
поднять вверх, кисть сжать в кулак.
Выдохи в воду с произнесением звука [у].
Стоя в наклоне, руки держатся за поручень, выполнять выдохи в воду под счет:
1 — вдох;
2—3—4 — выдох.
«Аквалангисты» — стоя около бортика, погружаться в воду на задержке дыхания на 4
—8 секунд.
Погружения в воду на вдохе, а затем на выдохе.
«Посмотри на меня» — погружение в воду с открыванием глаз под водой.
«Лучший ныряльщик» — ориентирование в воде. На вдохе достать три предмета со
дна, расположенные на расстоянии 0,3—0,5 м друг от друга. Глубина — по пояс.
«Лодка у причала» — после глубокого вдоха лечь на воду, держась за поручень.
«Дельфинчики» — ныряние через обруч.
«Звезда» — лежание на груди, спине, ноги врозь, руки в стороны.
«Лодочка» — из и. п. — стоя на коленях, руки впереди — лечь на воду.
«Морская звездочка»И. п. — стоя на коленях, ноги врозь, руки в стороны. Лечь на
воду на задержке дыхания («Звезда»),
«Стрелка»И. п. — присед, руки впереди, ладонь на ладони. Сделать глубокий вдох,
сильно оттолкнуться ногами от дна, лицо опустить в воду и скользить до противопо-
ложного бортика.
«Стрелка» на груди, спине с различным положением рук: впереди, вдоль туловища, на
поясе, одна впереди, другая прижата к туловищу.
«Поплавок» — всплывать в группировке, обхватив кистями голеностопные суставы.
«Поплавок» — «Стрелка» — «Поплавок» — на груди.
«Винт» — скольжение на груди с переворачиванием на спину. Опираясь на прямые
руки, ритмично работать ногами, как при плавании способом кроль на груди (ноги
прямые, носки вытянуты, на поверхности воды появляются только пятки).
«Моторная лодка» — держась за поручень (локти вниз, подбородок — на воду),
ритмично работать прямыми ногами способом кроль.
Плавание с двумя пенопластовыми досками на груди, затем на спине при помощи
движений ног способом кроль.
Плавание с двумя пенопластовыми досками при помощи движений ног, как при
плавании способом кроль в согласовании с дыханием.
Плавание с одной пенопластовой доской при помощи движений ног, как при плавании
способом кроль, не опуская лицо в воду и в согласовании с дыханием (выдох на 4—6
ударов ногами — считать).
Плавание на спине при помощи движений ног способом кроль с доской под головой.
То же упражнение, но без доски, руки вдоль туловища.
Плавание в ластах с доской при помощи движений ног способом кроль на груди,
затем на спине.
Плавание при помощи движений рук способом брасс.
Плавание при помощи попеременных круговых движений прямых рук вперед (темп
средний).
Плавание произвольным способом: руки — брасс, ноги — кроль; кролем на груди при
задержанном дыхании; на спине при помощи движений ног способом кроль.
«Третья волна» (5-6 лет)
Ходьба в полунаклоне вперед с одновременными круговыми движениями прямых рук
вперед.
То же, но с попеременными круговыми движениями прямых рук вперед.
Ходьба спиной вперед с одновременными круговыми движениями прямых рук назад.
То же, но с попеременными круговыми движениями прямых рук назад.
Ходьба в полунаклоне вперед, руки впереди, лицо опущено в воду. Согласование
движений одной руки кролем и дыхания (поочередно то одной, то другой рукой).
Ходьба в полунаклоне вперед с выполнением гребковых движений руками способом
брасс.
Ходьба в полунаклоне вперед с выполнением гребковых движений руками способом
дельфин.
Ходьба спиной вперед с выполнением гребковых движений руками способом кроль на
спине.
Легкий бег с изменением направления по сигналу.
Легкий бег с выполнением по сигналу упражнений «Поплавок», «Звезда», «Стрелка».
Прыжки с погружением под воду, руки на поясе.
Прыжки с одновременными круговыми движениями прямых рук вперед.
И. п. — стоя в положении наклона вперед, подбородок касается воды. Движения рук
кролем, брассом, дельфином.
И. п. — стоя в положении наклона вперед, руки впереди, лицо опущено в воду.
Согласование движений одной руки кролем и дыхания (поочередно то одной, то
другой рукой).
И. п. — стоя в положении наклона вперед. Согласование движений рук брассом,
дельфином и дыхания.
«Звездочка» — лежание на груди, спине; руки и ноги широко разведены в стороны.
«Стрелка»
— скольжение на груди, спине с различным положением рук (руки
впереди, одна кисть лежит на другой, руки прижать к туловищу, одна рука впереди,
другая прижата). Результаты фиксировать игрушкой.
«Винт» — поочередное скольжение на груди, спине, руки впереди.
«Стрелка» — «Поплавок» — «Стрелка» на груди.
«Звездочка» — «Стрелка» — «Звездочка» на груди, затем на спине.
«Звездочка» — «Поплавок» — «Звездочка» на груди.
«Торпеда» — скольжение на груди, спине с различным положением рук (руки впереди,
руки прижаты к туловищу, одна рука впереди, другая прижата) в согласовании с
движениями ног кролем.
Плавание при помощи движений рук способами кроль на груди, спине, брасс,
дельфин при задержанном дыхании.
Плавание при помощи движений рук способами кроль на груди, спине, брасс,
дельфин в согласовании с дыханием.
Держась руками за поручень, опустив локти в воду, подбородок — на воду, ритмично
работать ногами кролем на груди.
Лежа на спине и держась руками снизу за поручень, ритмично работать ногами
кролем на спине.
Плавать на груди при помощи движений ног способом кроль, держась руками сначала
за верхний край доски, затем — за нижний; подбородок лежит на воде.
То же, но в ластах.
Плавание на груди с пенопластовой доской при помощи движений ног способом
кроль в согласовании с дыханием.
То же, но в ластах.
Плавание на спине при помощи движений ног способом кроль с пенопластовой
доской: под головой, удерживая ее на груди согнутыми в локтях руками (как
гармошку), около таза — выпрямленными руками, выпрямленными руками за
головой.
То же, но в ластах.
Плавание кролем на груди с пенопластовой доской при помощи движений ног и
одной руки, в согласовании с дыханием (поочередно менять руки и задерживать их
впереди).
То же, но в ластах.
Плавание при помощи движений ног способом дельфин, руки впереди или прижаты к
туловищу.
То же, но в ластах.
Плавание кролем на груди, затем на спине — при задержанном дыхании.
Плавание кролем на груди, затем на спине — в полной координации.
То же, но в ластах и с изменением темпа.
Плавание комбинированными способами (ноги — кролем, руки брассом, ноги кролем,
руки дельфином) при задержанном дыхании и в согласовании с дыханием.
То же, но в ластах.
Плавание на спине при помощи движений ног кролем и одновременных гребковых
движений прямых рук через 4, 8 ударов ногами.
И. п. — стоя в положении наклона вперед, лицо опущено в воду. Повернуть голову
(вдох), опустить лицо в воду (выдох).
И. п. — стоя в положении наклона вперед. Подбородок касается воды — вдох,
опустить лицо в воду — выдох.
«Взрывное дыхание» — выдохи в воду. Выдох выполняется после задержки дыхания
на вдохе.И. п. — стоя около бортика, нос зажать пальцами. Погружение в воду.
Обязательно выполнять глотательные движения.
Ныряние: проползать под водой, цепляясь руками за трубу (при задержанном
дыхании).
Многократные выдохи в воду.
Выдохи в воду с произнесением звуков |у], [о], (и].
«У кого больше пузырей?» — выдохи в воду.
«Четвертая волна» (6-7 лет)
Те же упражнения, что и в «Третьей волне».
Кроме этого:
Плавание кролем на груди при помощи движений ног в согласовании с дыханием,
руки прижаты к туловищу.
То же, но в ластах.
Плавание кролем на груди, затем на спине при помощи движений ног и одной руки, в
согласовании с дыханием.
То же, но в ластах.
Плавание при помощи движений ног дельфином и одной руки кролем — в ластах и
без них.
Плавание трехударным дельфином в полной координации.
То же, но в ластах.
Держась согнутыми руками за поручень, совершать имитационные движения ног
брассом.
Плавание при помощи движений ног брассом с пенопластовой доской в руках и без
нее, с различным положением рук (впереди, прижаты к туловищу).
Упражнение для согласования движений рук и ног с дыханием в плавании способом
брасс. Два движения ногами: руки при этом впереди, затем — согласованные
движения рук и ног с дыханием.
Плавание брассом при помощи движений ног, рук при задержанном дыхании.
Плавание брассом в полной координации.
Плавание под водой при помощи движений ног кролем, рук — брассом.
То же, но руки выполняют удлиненный гребок вниз до бедер.
Ныряние: проползание по трубе под водой на задержке дыхания. Для облегчения
нахождения под водой выполнять глотательные движения.
Ныряние: проползание по трубе под водой с выполнением порционных вдохов около
лежащих на дне предметов.
Прыжки с возвышенности, специально оборудованного места:
«Зайчик» — прыгать, изобразив руками «лапки» или «ушки»,
«Тигр» — прыгать, изобразив руками «лапы» и произнося звук [р]
«Слон» — прыгать, держа правой кистью кончик носа, а левую руку отведя в сторону.
«Чебурашка» — прыгать, держа согнутые в локтях руки на затылке.
«Козлик» — прыгать, изобразив руками «рожки».
«Обезьянка» — прыгать, оттянув кистями рук уши в стороны и надув щеки.
«Оловянный солдатик» — прыгать в воду, прижав руки к туловищу.
«Самолет» — прыгать, отведя прямые руки в стороны. «Колобок» — прыгать в
группировке: в приседе обхватить руками колени, прижав подбородок к груди.
«Ракета» — стартовый прыжок через обруч из положения сидя или стоя на бортике