Напоминание

"Развитие представлений о сенсорных эталонах у воспитанников третьего года жизни посредством дидактических игр"


Автор: Наливина Наталья Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 34"
Населённый пункт: город Нижний Новгород, Нижегородская область
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие представлений о сенсорных эталонах у воспитанников третьего года жизни посредством дидактических игр"
Раздел: дошкольное образование





Назад




СТАТЬЯ

«Развитие представлений о сенсорных эталонах у воспитанников

третьего года жизни посредством дидактических игр»

Воспитатель МБДОУ «Детский сад № 34»

Наталья Валерьевна Наливина

г. Нижний Новгород

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование

представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,

положении в пространстве.

Ознакомление

с

этими

свойствами

составляет

основное

содержание

сенсорного восприятия в группе раннего возраста, т.к. именно они имеют

определяющее

значение

для

формирования

зрительных,

тактильных

представлений о предметах и явлениях действительности.

Правильное восприятие формы, цвета, величины, качеств и свойств

необходимо для успешного освоения всей сенсорной культуры в целом.

Выдающиеся

зарубежные

ученые

в

области

дошкольной

педагогике

(Ф.Фребель, М.Монтессори, О. Декроли), а также известные представители

отечественной

дошкольной

педагогики

и

психологии

(Т.Е.Тихеева,

А.В.Запорожец, А.П.Усова, Н.П.Сакулина и др.) справедливо считали, что

сенсорное

воспитание,

направленное

на

обеспечение

полноценного

сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного

воспитания.

Исходя

из

вышеназванного,

определила

цель

работы:

развивать

представления о сенсорных эталонах у воспитанников третьего года жизни

посредством дидактических игр.

Два раза в неделю на занятиях математического цикла планировала задачи

сенсорного

развития,

которые

были

подготовительным

переходом

формирования математических представлений младших дошкольников.

Умения,

которые

дети

приобрели

на

данных

занятиях,

обязательно

закрепляла в речи, ознакомлении с окружающим и в продуктивных видах

деятельности,

например:

«Светофор»,

«Построим

домик

из

разных

геометрических фигур», «Оденем куклу на прогулку», конструирование

«Построим башню из красных кубиков»; рисование «Солнышко», «Мы с

папой и мамой ходили гулять: большие следы - папины, маленькие – мои»,

«Бусы» (большие - красные, маленькие - зеленые), «Трава», лепка «Мышка»,

«Неваляшка».

Для достижения положительного отношения и устойчивого интереса к

занятиям, применяла различные игровые приемы, сюрпризные моменты,

куклы-игрушки.

Один из основных приемов - это обследование предметов, на основе

которого у детей формируется соотнесение его с сенсорными эталонами.

Например, тренажеры. Благодаря развивающим тренажерам, осуществляется

знакомство с сенсорными эталонами - знакомство с разнообразными

свойствами предмета (величиной (большой, маленький), формой (круг,

квадрат, треугольник), цветом); формирование умения чередовать предметы

по цвету, величине, форме; а также развитие мелкой моторики руки, развитие

наглядно-действенного,

образного

мышления,

внимания,

памяти,

воображения.

Давала занятия на группировку (например, по цвету) - это первая форма

классификации. При их выполнении ребенок не решал мыслительные задачи,

связанные

с

необходимостью

выделения

признака,

объединяющего

предметы, а выполнял задание на сенсорное восприятие.

Подбор по качественному признаку определял сформированность у ребенка

сенсорных

эталонов.

Ребенок

мог

и

не

знать

названий

основных

качественных признаков, однако практическая группировка предметов по

этим признакам ему уже доступна. Это такие игровые задания, как:

«Раскладывание однородных предметов более близких цветовых тонов на

две группы», «Найди предмет такой же формы». Затем предлагала детям

задания на группировку предметов по одному или нескольким признакам.

Например:

«Найдем

матрешкам

косыночки»,

«Собери

матрешек»,

«Чудесный мешочек».

Обучение проводила с неоднократным обращением к уже проведенным

ранее занятиям с учетом новых знаний детей, с широким варьированием

используемого дидактического материала. Например: «Карусель», «Найди и

назови».

Таким образом, дети плавно подводились к качественному выполнению

заданий.

Литература:

1.

Венгер Л.А.

Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. Для

воспитателя дет.сада.– М.: Просвещение, 1988.

2.

Ребенок третьего года жизни. Пособие для родителей и педагогов/ Под

ред. С.Н. Теплюк. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.



В раздел образования