Автор: Наливина Наталья Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 34"
Населённый пункт: город Нижний Новгород, Нижегородская область
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие представлений о сенсорных эталонах у воспитанников третьего года жизни посредством дидактических игр"
Раздел: дошкольное образование
СТАТЬЯ
«Развитие представлений о сенсорных эталонах у воспитанников
третьего года жизни посредством дидактических игр»
Воспитатель МБДОУ «Детский сад № 34»
Наталья Валерьевна Наливина
г. Нижний Новгород
Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование
представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,
положении в пространстве.
Ознакомление
с
этими
свойствами
составляет
основное
содержание
сенсорного восприятия в группе раннего возраста, т.к. именно они имеют
определяющее
значение
для
формирования
зрительных,
тактильных
представлений о предметах и явлениях действительности.
Правильное восприятие формы, цвета, величины, качеств и свойств
необходимо для успешного освоения всей сенсорной культуры в целом.
Выдающиеся
зарубежные
ученые
в
области
дошкольной
педагогике
(Ф.Фребель, М.Монтессори, О. Декроли), а также известные представители
отечественной
дошкольной
педагогики
и
психологии
(Т.Е.Тихеева,
А.В.Запорожец, А.П.Усова, Н.П.Сакулина и др.) справедливо считали, что
сенсорное
воспитание,
направленное
на
обеспечение
полноценного
сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного
воспитания.
Исходя
из
вышеназванного,
определила
цель
работы:
развивать
представления о сенсорных эталонах у воспитанников третьего года жизни
посредством дидактических игр.
Два раза в неделю на занятиях математического цикла планировала задачи
сенсорного
развития,
которые
были
подготовительным
переходом
формирования математических представлений младших дошкольников.
Умения,
которые
дети
приобрели
на
данных
занятиях,
обязательно
закрепляла в речи, ознакомлении с окружающим и в продуктивных видах
деятельности,
например:
«Светофор»,
«Построим
домик
из
разных
геометрических фигур», «Оденем куклу на прогулку», конструирование
«Построим башню из красных кубиков»; рисование «Солнышко», «Мы с
папой и мамой ходили гулять: большие следы - папины, маленькие – мои»,
«Бусы» (большие - красные, маленькие - зеленые), «Трава», лепка «Мышка»,
«Неваляшка».
Для достижения положительного отношения и устойчивого интереса к
занятиям, применяла различные игровые приемы, сюрпризные моменты,
куклы-игрушки.
Один из основных приемов - это обследование предметов, на основе
которого у детей формируется соотнесение его с сенсорными эталонами.
Например, тренажеры. Благодаря развивающим тренажерам, осуществляется
знакомство с сенсорными эталонами - знакомство с разнообразными
свойствами предмета (величиной (большой, маленький), формой (круг,
квадрат, треугольник), цветом); формирование умения чередовать предметы
по цвету, величине, форме; а также развитие мелкой моторики руки, развитие
наглядно-действенного,
образного
мышления,
внимания,
памяти,
воображения.
Давала занятия на группировку (например, по цвету) - это первая форма
классификации. При их выполнении ребенок не решал мыслительные задачи,
связанные
с
необходимостью
выделения
признака,
объединяющего
предметы, а выполнял задание на сенсорное восприятие.
Подбор по качественному признаку определял сформированность у ребенка
сенсорных
эталонов.
Ребенок
мог
и
не
знать
названий
основных
качественных признаков, однако практическая группировка предметов по
этим признакам ему уже доступна. Это такие игровые задания, как:
«Раскладывание однородных предметов более близких цветовых тонов на
две группы», «Найди предмет такой же формы». Затем предлагала детям
задания на группировку предметов по одному или нескольким признакам.
Например:
«Найдем
матрешкам
косыночки»,
«Собери
матрешек»,
«Чудесный мешочек».
Обучение проводила с неоднократным обращением к уже проведенным
ранее занятиям с учетом новых знаний детей, с широким варьированием
используемого дидактического материала. Например: «Карусель», «Найди и
назови».
Таким образом, дети плавно подводились к качественному выполнению
заданий.
Литература:
1.
Венгер Л.А.
Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. Для
воспитателя дет.сада.– М.: Просвещение, 1988.
2.
Ребенок третьего года жизни. Пособие для родителей и педагогов/ Под
ред. С.Н. Теплюк. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.