Напоминание

Проблема психических состояний детей старшего дошкольного возраста и музыкотерапия как фактор их оптимизаций.


Автор: Никишова Екатерина Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Ясли- сад №264"
Населённый пункт: Донецк
Наименование материала: статья
Тема: Проблема психических состояний детей старшего дошкольного возраста и музыкотерапия как фактор их оптимизаций.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Никишова Екатерина Сергеевна

Проблема психических состояний детей старшего дошкольного возраста и

музыкотерапия как фактор их оптимизаций.

Статья посвящена изучению психических состояний детей старшего дошкольного

возраста и исследования возможности их оптимизации средствами музыкального воздействия.

анализу специфических нарушений письма у детей младшего школьного возраста. в ходе

изучения данной проблемы подобраны методы исследования психических состояний детей

старшего

дошкольного

возраста

и

средства

музыкального

воздействия

оказывающие

положительное

воздействие

на

психическое

состояние

детей

дошкольного

возраста.

Практическая значимость исследования заключается в разработке коррекционно-развивающей

программы, направленной

на оптимизацию психического состояния детей старшего

дошкольного возраста средствами музыкального воздействия. Программу могут использовать

педагоги - психологи дошкольных образовательных учреждений, в работе с детьми с

нарушениями психического состояния.

Ключевые слова: Психические состояния, старший дошкольный возраст, музыкальное

воспитание, средства музыкального воздействия, музыкотерапия.

На сегодняшний день проблема психических состояний личности психические

состояния остаётся недостаточно изученной. Определения психического состояния в научной

литературе (Левитов Н.Д., Рубинштейн С.Л., Мясищев В.Н., Сосновникова Ю.Е.) прямо или

косвенно

подчеркивают

сложность,

многокомпонентность,

многоуровневость состояний

человека. Эти особенности психических состояний делают их труднодоступным объектом для

психологического изучения и объясняют существующие сложности в разработке и построении

общепсихологической теории. Эффективность любой деятельности человека зависит не только

от уровня развития необходимых качеств, умений и навыков, но и от его психического

состояния. Состояние может препятствовать или способствовать раскрытию потенциальных

возможностей человека и выполнению деятельности. Психическое состояние обусловливает не

только продуктивность труда, познания и общения, но также определяет адекватность

поведения в той или иной ситуации. Благодаря возможности входить в разные состояния

человек адаптируется к изменяющимся условиям внешней среды и различным ситуациям

жизнедеятельности.

Психические состояния — категория психических явлений, до настоящего времени во

многом недостаточно изучена — как в отношении их теоретических основ, так и в прикладном,

практическом плане. Немногочисленные исследования психических состояний в психологии

привели к выделению и описанию его видов, пониманию структурной организации и функций

состояния, созданию методов диагностики и регуляции.

Одним из актуальных вопросов изучения психического состояния, является проблема

изучения в возрастном аспекте – их место и роль в развитии и формировании личности

человека, влиянии на ведущий тип деятельности на определенном возрастном этапе. В этом

контексте вопросы определения перечня психических состояний детей дошкольного возраста,

их структуры и динамических особенностей, а также коррекционной работы психических

состояний дошкольников являются остро актуальными.

В связи с этим целью нашего исследования является исследование и использование

музыки как средства оптимизации

психических состояний детей старшего дошкольного

возраста.

Объект исследования: психические состояния детей старшего дошкольного возраста.

Предмет

исследования:

оптимизация

психических

состояний

детей

старшего

дошкольного возраста средствами музыкального воздействия.

Теоретико-методологической основой исследования стали теории эмоций (У. Джемс,

К. Ланге, К. Изард, В. Вунд, З. Фрейд и др.); теория деятельностного опосредования развития

психики ребенка (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Л.И. Божович, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев

и др.); результаты теоретических и практических исследований и научные взгляды на проблему

психологического анализа эмоциональных явлений и нарушений эмоционального развития в

детском возрасте (Г.М. Бреслав, В.К. Вилюнас, А.Д. Кошелева, В.В. Лебединский, А.В. Сухарев

и др.); основные положения теории психических состояний (В.А. Ганзен, Л.Г Дикая, Э.И.

Киршбаум, Н.Д. Левитов, А.Б Леонова, А.Г. Маклаков, А.О. Прохоров, В.А. Семиченко, В.Н.

Юрченко) работы по музыкальной психологии (А. Готсдинер, И.М. Догель, В.А. Вяткин, В.И.

Петрушин, Л.П. Новицкая, А.А. Бочкарев, Г.М. Ципин, Е.В. Тарарина и др.) использование

музыки в учебно-воспитательной деятельности (А.Н. Андриевский, И.В. Волженцева, Н.В.

Вязовец, Г.Ш. Габдреева, Л.В. Костюхина, Т.Н. Метельницкая)[7].

В

дошкольном

детстве

важное

место

отводится

музыкальному

воспитанию.

Музыкальное воспитание можно понимать в широком или в более узком смысле.

В

широком

смысле

музыкальное

воспитание

это

формирование

духовных

потребностей человека, его нравственных представлений, интеллекта, развития идейно-

эмоционального восприятия и эстетической оценки жизненных явлений. В таком понимании –

это воспитание Человека[1].

В более узком смысле музыкальное воспитание – это развитие способности к

восприятию музыки. Оно осуществляется в различных формах музыкальной деятельности,

которые ставят своей целью развитие музыкальных способностей человека, воспитание

эмоциональной отзывчивости к музыке, понимание и глубокое переживание его содержания.

Музыкотерапия — это особая форма работы с детьми с использованием музыки в любом

виде (записи на магнитофоне, прослушивание пластинок, игра на музыкальных инструментах,

пение и др.). Музыкотерапия дает возможность активизировать ребенка, преодолевать

неблагоприятные установки и отношения, улучшать эмоциональное состояние. Музыкотерапия

помогает наладить отношения между педагогом и ребёнком, между сверстниками, развивает

чувство внутреннего контроля, открывает новые способности, повышает самооценку.

Издревле музыкотерапия используется медиками в лечении больных, так как музыка

обладает мощным воздействием на человека, особенно классические мелодии.

Сегодня

современные

ученые

выделяют

музыкальные

произведения,

которые

положительно влияют на эмоциональное состояние ребёнка.

Так, например:

- для уменьшения чувства тревоги и неуверенности рекомендуют слушать музыку Ф.

Шопена: «Мазурки», «Прелюдии», «Экспромты»; а также «Вальсы» И.Штрауса; «Мелодию» А.

Рубинштейна;

- для уменьшения раздражительности – «Лунную сонату» Л.Бетховена, «Грезы»

Р.Шумана, музыку А.Вивальди и В.А.Моцарта;

- для общего успокоения – «Колыбельные» И. Брамса, «Аве Мария» Ф.Шуберта;

«Баркаролла», «Сентиментальный вальс» П.И.Чайковского.

Отдельно нужно рассказать о прослушивании музыки В.А.Моцарта. «Эффект Моцарта»

был открыт в конце ХХ в. Эффект же заключается в том, что прослушивание произведений

Моцарта очень положительно сказывается на развитии интеллекта ребенка. Дети, слушающие

Моцарта в нежном возрасте, становятся умнее [1].

Исходя из цели и гипотезы исследования, были поставлены следующие задачи:

- сформировать валидную выборку с целью исследования психического состояния детей

старшего дошкольного возраста.

- выделить критерии, разработать психодиагностический инструментарий;

- провести эмпирическое исследование особенностей психического состояния детей

старшего дошкольного возраста;

- разработать и внедрить программу оптимизации психических состояний детей

старшего дошкольного возраста средствами музыкального воздействия;

-

проверить

эффективность

применения

программы

оптимизации

психических

состояний детей старшего дошкольного возраста средствами музыкального воздействия.

Этапы экспериментального исследования.

I этап – констатирующий эксперимент: сбор данных, фиксация и анализ психического

состояния детей старшего дошкольного возраста: степень позитивного и негативного

психического состояния,

отношения детей к близким для них людям и к событиям,

происходящим в их повседневной жизни, психоэмоционального состояния, уровня нейротизма,

частоты пульса, систолического и диастолического артериального давления крови.

II этап – формирующий эксперимент: распределение экспериментальной и контрольной

групп;

разработка

и

внедрение

коррекционно-развивающей

программы

оптимизации

психического состояния детей старшего дошкольного возраста средствами музыкального

воздействия.

III

этап – контрольный эксперимент: повторный сбор данных с целью изучения

эффективности

использования

коррекционно-развивающей

программы

оптимизации

психического состояния детей старшего дошкольного возраста.

Учитывая вышесказанное, для проведения исследования и реализации поставленных

задач,

нами

были

определены

следующие

экспериментальные

выборки:

на

этапе

констатирующего эксперимента, используя статометрический метод отбора, выборку составило

– 40 детей старшего дошкольного возраста (средний возраст 5,5 - 6,5 лет), воспитанников

МБДОУ "Ясли - сад комбинированного типа №264 города Донецка"из них 22 девочки и 18

мальчиков и их родители -40 человек.

Для разрешения исследовательской проблемы нами были использованы следующие

методы и методики:

теоретические

– анализ научной литературы, сопоставление и обобщение научно-

исследовательских работ по изучаемой проблеме, теоретическое моделирование, обобщение;

эмпирические

– наблюдение, беседа,

которые использованы для более глубокого,

целостного изучения

психического состояния детей старшего дошкольного возраста и

возможности его оптимизации средствами музыкального воздействия, тестирование и

анкетирование применялось с использованием методик:

-

методика

«Паровозик»

для

выявления

степени

позитивного

и

негативного

психического состояния.

Методика позволяет определить особенности эмоционального

состояния ребёнка: нормальное или пониженное настроение, состояния тревоги, страха,

удовлетворительную или низкую адаптацию в новой или привычной, социальной среде

(выявление тревожности у дошкольников)[2];

- методика «Волшебная страна чувств» для выявления отношения детей к близким для

них людям и к событиям, происходящим в их повседневной жизни. Методика исследует

психоэмоциональное состояние ребенка[4];

- опросник для родителей «Признаки психического напряжения и невротических

тенденций у детей» для выявления уровня нейротизма[3].

- методика измерения артериального давления и пульса для выявления объективных

показателей функциональных состояний испытуемых с помощью автоматического измерителя

VB 322.

Экспериментальные – констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.

1. Констатирующий эксперимент направлен на изучение психического состояния детей

старшего

дошкольного

возраста.

Констатирующий

эксперимент

проводится

в

начале

исследования.

2. Формирующий эксперимент– оптимизация психического состояния детей старшего

дошкольного возраста средствами музыкального воздействия в ходе проведения коррекционно-

развивающей программы.

3. Контрольный эксперимент – повторное измерение психического состояния группы

испытуемых и сравнение с состоянием до начала формирующего эксперимента, подтверждение

или опровержение гипотезы.

статистические (количественный, качественный) – для математической и логической

обработки полученных данных (критерий корреляции Пирсона) с целью установления

взаимосвязи между психическими и функциональными состояний дошкольников, (t критерий

Стьюдента) для определения достоверности качественных и количественных изменений после

воздействия программы оптимизации психических состояний детей старшего дошкольного

возраста.

Научная новизна заключается в том, что в ходе исследования были предложены и

проверены на практике коррекционные мероприятия по оптимизации психического состояния

детей дошкольного возраста средствами музыкального воздействия.

Практическая значимость

исследования заключается в разработке коррекционно-

развивающей программы, направленной

на оптимизацию психического состояния детей

старшего дошкольного возраста средствами музыкального воздействия. Программу могут

использовать педагоги - психологи дошкольных образовательных учреждений, в работе с

детьми с нарушениями психического состояния.

Список использованных источников

1.

Березинская Е. И.

Воспитание

музыкой

//Справочник

старшего

воспитателя

дошкольного учреждения / Е. И. Березинская. - 2007. - № 5. - с.38 - 45

2. Вартанян Г.А. Эмоции и поведение / Г. А. Вартанян, Е. С. Петров. Л., 1989.

3.

Диагностика

психических

состояний

детей

дошкольного

возраста:

Учебно-

методическое пособие. //Сост. С. В.

Велиева. СПб: Речь, 2005.

4.

Зинкевич-Евстигнеева Т. Д.

Практикум

по

сказкотерапии

/

Т. Д. Зинкевич-

Евстигнеева. – Спб.: ООО «Речь». 2000.

5. Мухина В. С. Детская психология / В. С. Мухина.- М.: Просвещение, 1985. - 271 с.

6. Никифоров Г. С. (ред.) Диагностика здоровья / Г. С. Никифоров.// Психологический

практикум СПб.: Речь, 2007. — 950 с.

7. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб.

заведений. - 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 336 с.



В раздел образования