Автор: Соколова Арина Алексеевна
Должность: студент
Учебное заведение: Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых
Населённый пункт: г.Владимир
Наименование материала: статья
Тема: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ И КОРРЕКЦИИ ДИСЛЕКСИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Раздел: начальное образование
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО
ПРОФИЛАКТИКЕ И КОРРЕКЦИИ ДИСЛЕКСИИ У МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ
Дислексия: понятие и причины возникновения
ДИСЛЕКСИЯ
-
нарушение
развития
ребенка,
проявляющееся
в
избирательном
поражении его способности научиться читать и писать. Данное заболевание встречается
сравнительно редко, причем наблюдается чаще у мальчиков, чем у девочек, однако может
повлечь за собой значительные трудности, связанные с обучением такого ребенка.
Проявляется проблема с детства и при должной коррекции может нивелироваться до
уровня, который позволяет комфортно жить и эффективно обучаться. Но если не уделить
ей внимания в раннем возрасте, она остается и во взрослом, доставляя немало неудобств.
Одновременно с этим важно понимать, что дислексия не определяет сама по себе
развитие ребенка – он может эффективно воспринимать информацию благодаря другим
каналам, например, хорошо понимать на слух.
Понять, что такое дислексия обычным людям не просто. Отличие дислексиков от
обычных людей в том, что обычные люди мыслят словами, а дислексики — образами.
Поэтому, когда страдающий дислексией ребенок сталкивается с словесным описанием
предмета или явления, он испытывает трудности. Особенно трудно такому ребенку
воспринимать слова, значения которых он не знает, то есть не имеет в памяти образа,
такими словами могут быть, в частности, предлоги: "через", "над", "под".
Стойкое нарушение чтения называется дислексией, письма - дисграфией. Нередко оба
вида расстройства наблюдаются у одного и того же ребенка, при этом признаков
отставания в умственном развитии у него никто не находит.
Дислексия встречается у мальчиков в 3-4 раза чаще, чем у девочек. Около 5-8 процентов
школьников страдают дислексией. Существует генетическая предрасположенность к
наличию этого изъяна, так как это расстройство наблюдается у нескольких членов в
отдельных семьях. Нарушение чтения чаще становится очевидным ко 2-му классу.
Иногда дислексия со временем компенсируется, но в ряде случаев остается и в более
старшем возрасте.
Одними из самых достоверных методов исследования дислексии являются методы
нейровизуализации, такие как МРТ (магниторезонансная томография), ПЭТ (позитронно-
эмиссионная томография) и т.п. С помощью них ученым удалось доказать, что
отклонения вызывают нейробиологические причины. Так, у людей с дислексией менее
активна зона задней части левой средней височной извилины. Кроме того, у них
наблюдаются отличия от нормы в структуре мозговой ткани – в зоне задней части
средней височной извилины слева имеются участки пониженной плотности.
Вместе с этими нейробиологическими факторами, продуцирующими развитие дислексии,
специалисты выделяют и другие:
●
Преобладание активности правого полушария головного мозга
●
Нарушение равновесия между полушариями головного мозга
●
Черепно-мозговые травмы
●
Тяжелые инфекции, такие как менингит
●
Нарушения родовой деятельности: преждевременная отслойка плаценты,
асфиксия плода
●
Осложнения при беременности, связанные с инфекциями (корь, герпес,
краснуха) или употреблением токсичных веществ (наркотики, алкоголь, курение).
Нередкими являются случаи семейных дислексий. Дети из таких семей часто страдают
от данного нарушения. Ученые считают, что дислексия происходит из-за врожденных
аномалий развития ЦНС. Существует мнение, что это связано с нарушениями в
областях головного мозга левого полушария, которые отвечают за моторику речи и
воспроизведение речи. Если же имеются нарушения в правом полушарии, то у
человека возникают проблемы с распознаванием слов.
Не менее важными считаются и социальные факторы, например, чрезмерные обучающие
нагрузки или педагогическая запущенность, неблагополучное окружение, дефицит
общения, синдром изоляции, выражающийся в полной потере речи и параличе (с
одновременным сохранением чувствительности и сознания). Наравне с причинами, не
менее разнообразны и проявления (симптомы) дислексии.
Виды дислексии
Несмотря на то, что дислексия имеет ряд определенных признаков, далеко не
все люди с этой особенностью имеют одинаковые признаки. Более углубленный
(профессиональный)
подход
разделяет
шесть
основных
видов
дислексии,
рассмотренных ниже.
●
Фонематическая
(акустическая)
дислексия
–
наиболее
распространенная
проблема, которая часто встречается у учеников младших классов. При такой
проблеме ребята переставляют слоги, искажают структуру слова – например,
вместо «кот» читают «ток». Она связана с тем, что функция фонематической
системы недоразвита. Фонетическая система – это такая система фонем языка, в
которой
каждая
единица
характеризуется
определенной
совокупностью
смыслоразличительных признаков.
У детей с фонетической дислексией могут быть недоразвиты функции
фонематического
восприятия
языка.
Фонематическую
дислексию
можно
разделить на формы, которые рассмотрены ниже:
-Нарушение чтения, которое связано с недоразвитием фонематического
восприятия
(дифференциации
фонем).
Такая
форма
нарушения
обычно
проявляется
в
трудностях
запоминания
букв,
замене
звуков,
сходных
акустически и артикуляторно (З – С, Д – Т, Ж – Ш).
-Нарушение чтения, обусловленное недоразвитием функции фонематического
анализа. При второй форме наблюдаются следующие ошибки: побуквенное
чтение либо искажения структуры слова (звуко-слоговой).
Последнее проявляется в следующем:
1)пропуск согласных (кошка — «коша»),
2)вставка гласных между согласными (лодка — «лодака»),
3)пропуск, перестановка слогов (собака — «сока», «басока»).
●
Аграмматическая дислексия предполагает ошибки в составлении конструкций,
например, человек может неправильно использовать окончания, падежи,
времена («белая стол», «я быть голодный»).
Причина аграмматической
дислексии – недоразвитие грамматического строя речи. Как следствие – частые
очевидные ошибки в построении предложений (даже самых простых).
Признаки аграмматической дислексии следующие:
-неправильные падежные окончания («из-за дверью», «над стол»),
-неправильное согласование касательно рода, числа, падежа существительного
и прилагательного («конфета сладкий», «птица красивое»),
-изменение окончаний глаголов в прошедшем времени («автобус проехала»,
«ваза разбилось»).
●
Семантическая дислексия проявляется в том, что каждое слово, которое читает
человек, он понимает, но в отдельности от всего текста. А собрать слова в
предложения либо в другие, еще более сложные конструкции, он не может –
поэтому невозможно уловить смысл того, что было прочитано. По этой причине
дислексия у взрослых и детей не позволяет получать достаточное количество
информации из книг.
●
Мнестическая дислексия- это проблема на уровне отдельных букв и звуков,
которые
не
позволяют
усвоить
или
понять
все
слово
целиком.
При
мнестической дислексии нарушена связь между звуками и буквами, которые эти
звуки обозначают. Ребёнку с мнестической дислексией трудно усвоить буквы.
Ему трудно повторить в заданной последовательности ряд из трёх – пяти звуков
или слов. Если же это ему удаётся, то он обязательно нарушает порядок
следования звуков, сокращает количество, пропускают звуки.
●
Оптическая дислексия связана с наличием отклонений, происходящих на
зрительном
уровне.
Например,
дислексик
видит
слово
задом
наперед
(зеркально) или же не может удержать взгляд на той строчке, которую читает –
глаза постоянно скользят по странице, не позволяя придерживаться нужной
последовательности чтения.
Оптическая дислексия проявляется вследствие
нерасчленённости зрительного восприятия форм, с недифференцированностью
представлений о сходных формах, с недоразвитием оптико-пространственного
восприятия. Плюс к этому при оптической дислексии наблюдаются проблемы
зрительного гнозиса, зрительного анализа и синтеза. Зеркальное чтение,
«перепрыгивание» через строчки напечатанного текста, путание букв (П – Н, Ц
– Щ) – самый распространённые симптомы оптической дислексии. Однако
ребёнок с оптической дислексией заменяет не только буквы, которые
отличаются дополнительными элементами (Л — Д),но и те, которые имеют
схожие элементы, но по-разному расположенные в пространстве (Т — Г, Ь —
Р).
●
Тактильная дислексия характерна для людей, которые не видят и используют
для чтения азбуку Брайля. При этом отклонении буквы, определяемые на
ощупь, либо воспринимаются неправильно (их путают с похожими), либо
«ускользают» – человек не может удержаться на нужной строчке. Симптомы
тактильной дислексии у слепых людей проявляются в том, что происходит
смешение тактильно сходных букв, состоящих из одинакового количества точек
или отличающихся всего лишь одной точкой. Помимо тактильной дислексии у
людей с такой особенностью есть нарушения схемы тела, временной
организации, задержки в развитии речи.
Список используемой литературы:
1. Алтухова, Т.А. Анализ состояния обучения чтению учащихся детей с О.Н.Р. / Т.А.
Алтухова //Дефектология. – 2012 г. – №.5. – 435 с.
2. Выготский, Л.С. Мышление и речь. Психологические исследования / Л.С. Выготский
– М.: Лабиринт, 2006. –230 с.
3. Выготский, Л.С. Основы дефектологии / Л.С. Выготский – СПб.: «Лань», 2003. – 150
с.
4. Глухов, В.П. Психолингвистика. Теория речевой деятельности / В.П. Глухов, В. А
Ковшиков – М.: Просвещение, 2013. – 489 с.
5. Гринченко, И.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе:
учебно-метод. пособие / И.С. Гринченко – М.: ЦГЛ, 2002. -280 с.
6. Гуцу, Е.Г. Индивидуальные варианты психологической готовности детей к
обучению / Е.Г. Гуцу // Начальная школа. – 2004. – № 2. – С. 11-14.
7. Кацнельсон, С. Д. Категории языка и мышления: из научного наследия
/ С.Д. Кацнельсон – М.: Языки славянской культуры, 2011. – 259 с.
8. Лурия, А. Р. Очерки психофизиологии письма / А.Р. Лурия. – М.:Просвещение, 2012.
– С. 58-66.