Напоминание

ОЗВОНЧЕНИЕ ГЛУХИХ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ В ПРЕДДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ


Автор: Попкова Юлия Павловна
Должность: студент
Учебное заведение: Владимирский государственный университет им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых
Населённый пункт: город Вдадимир
Наименование материала: СТАТЬЯ
Тема: ОЗВОНЧЕНИЕ ГЛУХИХ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ В ПРЕДДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Раздел: начальное образование





Назад




ОЗВОНЧЕНИЕ ГЛУХИХ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ В

ПРЕДДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Попкова Юлия Павловна

бакалавр

Владимирский государственный университет имени Александра

Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых

Общими приемами для всех случаев являются следующие :

1.Логопед произносит данный звук , а ребенок кистью руки касается его

гортани и ощущает дрожание голосовых связок ( для восприятия вибрации

голосовых связок следует к гортани прикладывать тыльную сторону кисти руки,

так как тактильно-вибрационная чувствительность лучше всего передается через

кости , а в этой части много косточек и они близко расположены к коже). Далее

ребенок сам произносит этот звук ,держа одновременно одну руку на своей

гортани , а другую на гортани логопеда .В результате этого приема нередко

получается звонкий звук .Кроме вибрации используется и движение всей гортани в

целом.

2.Одним из эффективных приемов является употребление «голубиного

голоса » (воркование голубя ). Он издается гортанью при закрытом рте ( но не в

нос ). Когда ребенок усвоит его предлагаем «гулить» перед озвончаемым

согласным звуком и «с разбега » , без паузы, произносит его. Особенно хорошо

пользоваться этим приемом при озвончении взрывных согласных звуков (Б,Д).

3.Последовательно и протяжно произносятся гласные звуки , каждый

сначала шепотом , а затем громко. После этого непосредственно переходим к

аналогичному произношению нужного согласного звука.

Пример озвончения звука «З»:

Шепотом – А Шепотом -И

Громко –А Громко - И

Шепотом -Э Шепотом - С

Громко – Э Громко – З

Ребенок незаметно для себя по аналогии с гласными в силу

образовавшегося стереотипа произносит произносит и согласные ,т.е. «З»

произносит звонко .Важно , чтобы смежные артикуляции гласного и согласного

были сходны (И-С, О-Ш, У-В, А-К).

Для озвончения взрывных согласных звуки на одном выдохе произносятся

отрывисто :

Шепотом- А,А,А,А. Шепотом – Э,Э,Э,Э.

Громко – А,А,А,А. Громко –Э,Э,Э,Э.

Шепотом – О,О,О,О. Шепотом – Т,Т,Т,Т.

Громко – О,О,О,О. Громко – Д,Д,Д,Д.

Сначала озвончаем фрикативные звуки , а затем взрывные.

4.Фрикативные звуки иногда легко озвончить таким способом : согласный

произносим шепотом ,а затем не прерываясь подается голос под указание логопеда

:Ф,П,Т,С,Ш,К.

В,Б,Д,З,Ж,Г.

5.Иногда озвончение достигается использованием таблички ,на которой

глухие звуки сопоставляются с соответствующими звонкими. Ребенок , зная или

вновь усвоив звонкость наиболее легкого для него согласного одной

вертикальной пары , глядя на таблицу , нередко по аналогии произносит и

остальной ряд звуков.

Следует обратить внимание на озвончение согласных звуков в случаях

«недостаточно развитой » звонкости. Для этого сопоставляются глухие и звонкие

и таким образом устанавливается коренное различие между ними. Для усиления

голосового компонента ребенку предлагается закрыть руками уши или заткнуть

ушные каналы пальцами и произносить В или З,Ж. Затем используя контроль

рукой вибрации гортани и деле на паронимах объясняется смысловое значение ,

различие звонких и глухих звуков. Эти приемы , конечно , полезны и в случае

полного отсутствия звонкости.

Во всех упражнениях по озвончению согласных « голосовой фон » следует

производить с мягким голосоначалом. В трудных случаях во время произношения

полезно слегка « потряхивать» гортань пальцами. Так как звонкие согласные

имеют более низкий тон , чем глухие , то при озвочении надо упражнять на низком

тоне. Высокий же тон способствует оглушению . Полученный звонкий звук

произносится с гласными ( перед и между гласными ), между гласными и

звонкими согласными ( в первую очередь – М,Н,Р ), учитывая действие

регрессивной ассимиляции. Например : ( для Д)

да,до….,ада,адо…..,адма….,адна..,адра,адза,аджа,

….,дом,один,адмирал,джунгли,бездна….

Озвончение звука В.

1.В – губной звук ,здесь уже происходит одновременно работа голосовых

связок и губ.

2.Губы смыкаются настолько неплотно ,чтобы через них мог проходить

беспрерывный значительной силы голосовыдыхательный ток. Образуется особый

гудящий звук, а губы при этом колеблются вибраторной дрожью ( ощущение

легкого щекотания ), для контроля которой ребенок прикасается кончиками

пальцев то к губам логопеда, то к своим.

3.При выполнении упражнения рот периодически широко раскрывается и

получаются слогоподобные звуки : ва-ва-ва.Чтобы вызвать вибрацию голосовых

связок и контролировать ее, как в этом , так и в последующих случаях , полезно

прикладывать руку ребенка к гортани логопеда во время произношения звуков –

ребенок ощущает ее дрожание и проделывает то же на себе.

4.По слуху , подражая логопеду произносятся разные сочетания с

гласными : ва-во-ву;ава-аво-аву.

5.Перед зеркалом делается установка звука В , то предварительно

проделывается такой прием : на выдохе произносим попеременно губно-губное и

губно-зубное В :в в в в в в .

6.Затем включаем новый звук в речь по общей схеме , при этом на первых

порах следует остановиться на дифференцировке звуков В –A : ва-фа ,вагон-фагот,

влага-флаги и т.п.

Озвончение звука З.

1.Установив органы артикуляции на звук С, ребенок произносит на фоне

непрерывного голосового звучания (ы) на одном длительном выдохе многократное

выдвижение языка вперед , слегка касаясь им краев верхних и нижних резцов , но

так , чтобы воздух мог проходить через межзубное пространство .Здесь

необходимо очень тщательно следить , чтобы звучание неопределенного гласного

типа Ы ни в коем случае не прерывалось.

2.Затем предлагается проделать то же , но с максимальной силой выдоха ,

чтобы кончик языка вибрировал мелкой дрожью. В результате этого приема

слышится : ЭЗЭЗЭЗЭЗЭЗ. При этом Ы произносится протяжно , а З – кратко ,

чтобы на нем не прерывался голос. Звучание проверяется касанием руки к гортани.

3.Когда получится вполне звонкое З , то по слуху проделывается ряд

комбинаций с гласными так , чтобы З находился между гласными ,многократно и

на одном выдохе : АЗЫ-АЗЫ-АЗЫ -АЗА- АЗУ и т.д..

4.Произносим сочетания : ЗА ,ЗО , ЗУ….; то же многократно и на одном

выдохе :ЗА-ЗА-ЗА-ЗА .Полезно здесь применять сочетание ударных с

безударными слогами , то есть делать ударение то на первом ,то на втором слоге.

Это способствует четкости и легкости произношения.

5.Сочетание З с гласными и соседними звонкими согласными :

ЗМА…,ЗВА…,ЗНА…,ИЗБА,УЗДА,ЕЗДА…

6.Производится дифференциация З и С :ЗА-СА,СА-ЗА,ЗУБ-СУП…;далее

обычным путем включаем в речь.

Озвончение звука Ж.

При наличии звонкого З , во время произнесения этого звука кончик языка

постепенно и осторожно , но не теряя своего дрожания ,поднимается вверх ,

приближается к установке звука Ж и в этом положении закрепляется

последующими упражнениями. Этим приемом создаются условия сначала для

диффузного звука , мало отличающегося от звука З , а затем , пользуясь слухом ,

достигается дифференцировка звука Ж от З.

Озвончение звука Б

Упражнения для звука Б могут иметь Три физиологических

момента ,каждый из которых оказывается более выгодным от индивидуальности

ребенка.

Первая система упражнений исходит от артикуляторных движений ,

типичных для Б.

Вторая – от губно-губного В .

Третья – от губно-губного носового М.

При неудаче первого подхода пользуемся вторым и третьим. Часто эти

подходы комбинируются.

1.Исходным моментом является артикуляция звука Б.

- предлагается «голубиный голос »затягивать при артикуляторной установке

звука Б и осторожно, без взрыва произносить его ( получается нечеткое , близкое к

В звучание ), а затем постепенно переходить к взрывному Б, произнося его с

гласными звуками А,О,У,Э.

-издают «голубиный голос» , а затем сжатым воздухом энергично

разрывают плотно сомкнутые губы с произнесением А – получится БА.

-таким же образом произносим БА,БО,БУ,БЫ,БЕ.

-для закрепления эти звукосочетания произносятся с движением

«дровокола».

-далее произносим различные сочетания :БА-БО-БУ,АБА,ИЗБА,БАБА без

предварительного «голубиного голоса».

-успешно применяются и следующие приемы : ребенок с раскрытым ртом

плотно прижимается к тыльной стороне кисти руки , а затем сильно надувая щеки

и издавая неопределенный гласный звук , быстро отрывает руку ото рта с

одновременным выкрикиванием звука А и получается сочетание БА – подобное

выстрелу. Когда звонкость звука достаточно выявиться ,постепенно уменьшаем

напряженность щек и выдоха , по кА не дойдут до нормального Б , после чего

обычным путем включаем его в речь , предварительно прочно отдифференцировав

его от П известными уже способами :ПА-БА, БО-ПО,ПАПА-БАБА,ПАЛКА-

БАЛКА……

2.Исходным моментом является артикуляция губно-губного звука В.

-на полном выдохе произносится губно-губное В с постепенным переходом

в конце выдоха на звук Б .При В губы сближены , а при Б плотно

смыкаются :ВВВВ-БА…Если этот прием не дает быстрого результата , то в момент

взрыва губы сжимаются пальцами и ребенку предлагается воспроизводить звук В и

в момент взрыва получается не В , диффузный Б.Можно использовать еще один

прием – во время произнесения губно-губного В указательным пальцем быстро

двигаем между губами вверх-вниз , то размыкая , то смыкая губы .Если в момент

смыкания произнести гласный звук А , то получится слог БА. Постепенно

замедляя движение пальца переходим к четкому произнесению слогов :БА-БЭ-БУ

и т.д..Далее звук закрепляется повторением.

-чередование сочетаний с губно-губным В и Б :ВА-БА.ВО-

БО…,ВАБА,БАВА,ВУБУ,БОВУ и т.д..

-чередование слов с губно-губным В и Б : Ваня в бане ,Ваня –баня,вор-

бор,барка-варка……

-сочетание Б с разными гласными.

-сочетание Б гласными и согласными в словах : изба,жбан…

-включение Б в речь.

3.Исходным моментом является звук М.

-на фоне протяжного произнесения звука М ( мычание ) произносится

быстрое Б , с предварительным надуванием щек, с прорывом плотно сжатых губ :

МММБА (при этом в момент губного взрыва нос зажимается пальцами )

-сочетание БА отделяется от МММ небольшой паузой :ММММ-БА.

-произносим путем подражания БА,БА,БА.

-дальнейшая работа проводится обычным путем.

В этой методике мы исходим из общих артикуляционных моментов

биомеханики звуков М и Б.Надувая щеки и плотно смыкая губы , мы достигаем

резкого раскрытия рта и губ , сильного возбуждения работы неба- оно поднимается

вверх и закрывает проход в нос , в результате чего воздух прорывается через

ротовую полость и сомкнутые губы наружу. Получается звук Б.

Озвончение звука Д.

После озвончения предыдущего ряда согласных звуков озвончение

последующих согласных достигается сравнительно легко. У ребенка уже

выработался условный рефлекс для работы голосовых связок , т.е. определенный

раздражитель ( установка произносить звонко ) сразу вызывает сочетательную

работу голосовых связок с данной артикуляционной установкой. Но если первые

попытки произнести звонкое подражательное Д неудачны , то приходится

прибегнуть к специальным упражнениям.

1.Ребенок подражательно произносит :БАБАБАДАДАДА; далее БАДА-

БАДА-ДА-ДА-ДА. Если в результате иррадиации голосовых связок звук Д не

произносится звонко, то переходим к другим приемам.

2.Звук Б , который должен быть усвоен твердо и должен произносится с

резким отчеканенным взрывом. Затем просим ребенка просунуть язык между

губами и в этом положении произносить : БА-БА-БА…Впечатление слуховое

подкрепляется зрительным ( занятие проходит перед зеркалом ) и осязательным

( ощупываем вибрацию гортани ).Получится звук Б имеющий уже некоторый

оттенок в сторону Д. Следующий этап упражнения заключается в том, что верхняя

и нижняя губы отодвигаются пальцами от языка так, что артикуляции

производится только языком ,просунутым между зубами- из межгубного

получается межзубное Д.Здесь надо следить за тем , чтобы при отстранении губ не

получился повторный звук – вместо взрывного- нередкое явление, для устранения

которого нужно возвратится к произнесению Б и межгубного Д , с особенным

утрированным отчеканиванием взрыва. Когда межзубное Д достигнуто с

достаточной четкостью , тогда отодвигаем язык сначала просто назад за зубы , а

затем вверх , к альвеолам , и тогда проделываем все упражнения по закреплению

звука.

Озвончение звука Г.

Самым трудным в отношении озвончения является звук Г. Исходя из южно

-русского фрикативного Г( обозначим егоГ*). Этот звук обычно сразу усваивается

детьми.Опять –таки на фоне гласного призвука Э (Ы) повторно произносится

фрикативный Г*.Далее в этом упражнении спинка языка поднимается все выше и

выше к небу , так что в конце концов получается :ЭГ*КГ*Э,ЭГ*ГГ*Э…Ускоряя

темп упражнения , легко добиться того , что мгновенный К меду звуками Г*Г*

начинает звучать как Г. Получатся :Э Г*Г Г*Э,Э Г* Г Г* Э.Затем ударение

переносим на последний слог. После этого упражнение принимает

форму :ЭГЭ,ЭГЭ.Далее происходит постепенная замена звука Э другим гласным :

ЭГЫ,ЭГА,ИГЫ….Далее обычной методикой дифференцируем Г от К и включаем

звук Г в речь.



В раздел образования