Автор: Попкова Юлия Павловна
Должность: студент
Учебное заведение: Владимирский государственный университет им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых
Населённый пункт: город Вдадимир
Наименование материала: СТАТЬЯ
Тема: ОЗВОНЧЕНИЕ ГЛУХИХ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ В ПРЕДДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Раздел: начальное образование
ОЗВОНЧЕНИЕ ГЛУХИХ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ В
ПРЕДДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Попкова Юлия Павловна
бакалавр
Владимирский государственный университет имени Александра
Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых
Общими приемами для всех случаев являются следующие :
1.Логопед произносит данный звук , а ребенок кистью руки касается его
гортани и ощущает дрожание голосовых связок ( для восприятия вибрации
голосовых связок следует к гортани прикладывать тыльную сторону кисти руки,
так как тактильно-вибрационная чувствительность лучше всего передается через
кости , а в этой части много косточек и они близко расположены к коже). Далее
ребенок сам произносит этот звук ,держа одновременно одну руку на своей
гортани , а другую на гортани логопеда .В результате этого приема нередко
получается звонкий звук .Кроме вибрации используется и движение всей гортани в
целом.
2.Одним из эффективных приемов является употребление «голубиного
голоса » (воркование голубя ). Он издается гортанью при закрытом рте ( но не в
нос ). Когда ребенок усвоит его предлагаем «гулить» перед озвончаемым
согласным звуком и «с разбега » , без паузы, произносит его. Особенно хорошо
пользоваться этим приемом при озвончении взрывных согласных звуков (Б,Д).
3.Последовательно и протяжно произносятся гласные звуки , каждый
сначала шепотом , а затем громко. После этого непосредственно переходим к
аналогичному произношению нужного согласного звука.
Пример озвончения звука «З»:
Шепотом – А Шепотом -И
Громко –А Громко - И
Шепотом -Э Шепотом - С
Громко – Э Громко – З
Ребенок незаметно для себя по аналогии с гласными в силу
образовавшегося стереотипа произносит произносит и согласные ,т.е. «З»
произносит звонко .Важно , чтобы смежные артикуляции гласного и согласного
были сходны (И-С, О-Ш, У-В, А-К).
Для озвончения взрывных согласных звуки на одном выдохе произносятся
отрывисто :
Шепотом- А,А,А,А. Шепотом – Э,Э,Э,Э.
Громко – А,А,А,А. Громко –Э,Э,Э,Э.
Шепотом – О,О,О,О. Шепотом – Т,Т,Т,Т.
Громко – О,О,О,О. Громко – Д,Д,Д,Д.
Сначала озвончаем фрикативные звуки , а затем взрывные.
4.Фрикативные звуки иногда легко озвончить таким способом : согласный
произносим шепотом ,а затем не прерываясь подается голос под указание логопеда
:Ф,П,Т,С,Ш,К.
В,Б,Д,З,Ж,Г.
5.Иногда озвончение достигается использованием таблички ,на которой
глухие звуки сопоставляются с соответствующими звонкими. Ребенок , зная или
вновь усвоив звонкость наиболее легкого для него согласного одной
вертикальной пары , глядя на таблицу , нередко по аналогии произносит и
остальной ряд звуков.
Следует обратить внимание на озвончение согласных звуков в случаях
«недостаточно развитой » звонкости. Для этого сопоставляются глухие и звонкие
и таким образом устанавливается коренное различие между ними. Для усиления
голосового компонента ребенку предлагается закрыть руками уши или заткнуть
ушные каналы пальцами и произносить В или З,Ж. Затем используя контроль
рукой вибрации гортани и деле на паронимах объясняется смысловое значение ,
различие звонких и глухих звуков. Эти приемы , конечно , полезны и в случае
полного отсутствия звонкости.
Во всех упражнениях по озвончению согласных « голосовой фон » следует
производить с мягким голосоначалом. В трудных случаях во время произношения
полезно слегка « потряхивать» гортань пальцами. Так как звонкие согласные
имеют более низкий тон , чем глухие , то при озвочении надо упражнять на низком
тоне. Высокий же тон способствует оглушению . Полученный звонкий звук
произносится с гласными ( перед и между гласными ), между гласными и
звонкими согласными ( в первую очередь – М,Н,Р ), учитывая действие
регрессивной ассимиляции. Например : ( для Д)
да,до….,ада,адо…..,адма….,адна..,адра,адза,аджа,
….,дом,один,адмирал,джунгли,бездна….
Озвончение звука В.
1.В – губной звук ,здесь уже происходит одновременно работа голосовых
связок и губ.
2.Губы смыкаются настолько неплотно ,чтобы через них мог проходить
беспрерывный значительной силы голосовыдыхательный ток. Образуется особый
гудящий звук, а губы при этом колеблются вибраторной дрожью ( ощущение
легкого щекотания ), для контроля которой ребенок прикасается кончиками
пальцев то к губам логопеда, то к своим.
3.При выполнении упражнения рот периодически широко раскрывается и
получаются слогоподобные звуки : ва-ва-ва.Чтобы вызвать вибрацию голосовых
связок и контролировать ее, как в этом , так и в последующих случаях , полезно
прикладывать руку ребенка к гортани логопеда во время произношения звуков –
ребенок ощущает ее дрожание и проделывает то же на себе.
4.По слуху , подражая логопеду произносятся разные сочетания с
гласными : ва-во-ву;ава-аво-аву.
5.Перед зеркалом делается установка звука В , то предварительно
проделывается такой прием : на выдохе произносим попеременно губно-губное и
губно-зубное В :в в в в в в .
6.Затем включаем новый звук в речь по общей схеме , при этом на первых
порах следует остановиться на дифференцировке звуков В –A : ва-фа ,вагон-фагот,
влага-флаги и т.п.
Озвончение звука З.
1.Установив органы артикуляции на звук С, ребенок произносит на фоне
непрерывного голосового звучания (ы) на одном длительном выдохе многократное
выдвижение языка вперед , слегка касаясь им краев верхних и нижних резцов , но
так , чтобы воздух мог проходить через межзубное пространство .Здесь
необходимо очень тщательно следить , чтобы звучание неопределенного гласного
типа Ы ни в коем случае не прерывалось.
2.Затем предлагается проделать то же , но с максимальной силой выдоха ,
чтобы кончик языка вибрировал мелкой дрожью. В результате этого приема
слышится : ЭЗЭЗЭЗЭЗЭЗ. При этом Ы произносится протяжно , а З – кратко ,
чтобы на нем не прерывался голос. Звучание проверяется касанием руки к гортани.
3.Когда получится вполне звонкое З , то по слуху проделывается ряд
комбинаций с гласными так , чтобы З находился между гласными ,многократно и
на одном выдохе : АЗЫ-АЗЫ-АЗЫ -АЗА- АЗУ и т.д..
4.Произносим сочетания : ЗА ,ЗО , ЗУ….; то же многократно и на одном
выдохе :ЗА-ЗА-ЗА-ЗА .Полезно здесь применять сочетание ударных с
безударными слогами , то есть делать ударение то на первом ,то на втором слоге.
Это способствует четкости и легкости произношения.
5.Сочетание З с гласными и соседними звонкими согласными :
ЗМА…,ЗВА…,ЗНА…,ИЗБА,УЗДА,ЕЗДА…
6.Производится дифференциация З и С :ЗА-СА,СА-ЗА,ЗУБ-СУП…;далее
обычным путем включаем в речь.
Озвончение звука Ж.
При наличии звонкого З , во время произнесения этого звука кончик языка
постепенно и осторожно , но не теряя своего дрожания ,поднимается вверх ,
приближается к установке звука Ж и в этом положении закрепляется
последующими упражнениями. Этим приемом создаются условия сначала для
диффузного звука , мало отличающегося от звука З , а затем , пользуясь слухом ,
достигается дифференцировка звука Ж от З.
Озвончение звука Б
Упражнения для звука Б могут иметь Три физиологических
момента ,каждый из которых оказывается более выгодным от индивидуальности
ребенка.
Первая система упражнений исходит от артикуляторных движений ,
типичных для Б.
Вторая – от губно-губного В .
Третья – от губно-губного носового М.
При неудаче первого подхода пользуемся вторым и третьим. Часто эти
подходы комбинируются.
1.Исходным моментом является артикуляция звука Б.
- предлагается «голубиный голос »затягивать при артикуляторной установке
звука Б и осторожно, без взрыва произносить его ( получается нечеткое , близкое к
В звучание ), а затем постепенно переходить к взрывному Б, произнося его с
гласными звуками А,О,У,Э.
-издают «голубиный голос» , а затем сжатым воздухом энергично
разрывают плотно сомкнутые губы с произнесением А – получится БА.
-таким же образом произносим БА,БО,БУ,БЫ,БЕ.
-для закрепления эти звукосочетания произносятся с движением
«дровокола».
-далее произносим различные сочетания :БА-БО-БУ,АБА,ИЗБА,БАБА без
предварительного «голубиного голоса».
-успешно применяются и следующие приемы : ребенок с раскрытым ртом
плотно прижимается к тыльной стороне кисти руки , а затем сильно надувая щеки
и издавая неопределенный гласный звук , быстро отрывает руку ото рта с
одновременным выкрикиванием звука А и получается сочетание БА – подобное
выстрелу. Когда звонкость звука достаточно выявиться ,постепенно уменьшаем
напряженность щек и выдоха , по кА не дойдут до нормального Б , после чего
обычным путем включаем его в речь , предварительно прочно отдифференцировав
его от П известными уже способами :ПА-БА, БО-ПО,ПАПА-БАБА,ПАЛКА-
БАЛКА……
2.Исходным моментом является артикуляция губно-губного звука В.
-на полном выдохе произносится губно-губное В с постепенным переходом
в конце выдоха на звук Б .При В губы сближены , а при Б плотно
смыкаются :ВВВВ-БА…Если этот прием не дает быстрого результата , то в момент
взрыва губы сжимаются пальцами и ребенку предлагается воспроизводить звук В и
в момент взрыва получается не В , диффузный Б.Можно использовать еще один
прием – во время произнесения губно-губного В указательным пальцем быстро
двигаем между губами вверх-вниз , то размыкая , то смыкая губы .Если в момент
смыкания произнести гласный звук А , то получится слог БА. Постепенно
замедляя движение пальца переходим к четкому произнесению слогов :БА-БЭ-БУ
и т.д..Далее звук закрепляется повторением.
-чередование сочетаний с губно-губным В и Б :ВА-БА.ВО-
БО…,ВАБА,БАВА,ВУБУ,БОВУ и т.д..
-чередование слов с губно-губным В и Б : Ваня в бане ,Ваня –баня,вор-
бор,барка-варка……
-сочетание Б с разными гласными.
-сочетание Б гласными и согласными в словах : изба,жбан…
-включение Б в речь.
3.Исходным моментом является звук М.
-на фоне протяжного произнесения звука М ( мычание ) произносится
быстрое Б , с предварительным надуванием щек, с прорывом плотно сжатых губ :
МММБА (при этом в момент губного взрыва нос зажимается пальцами )
-сочетание БА отделяется от МММ небольшой паузой :ММММ-БА.
-произносим путем подражания БА,БА,БА.
-дальнейшая работа проводится обычным путем.
В этой методике мы исходим из общих артикуляционных моментов
биомеханики звуков М и Б.Надувая щеки и плотно смыкая губы , мы достигаем
резкого раскрытия рта и губ , сильного возбуждения работы неба- оно поднимается
вверх и закрывает проход в нос , в результате чего воздух прорывается через
ротовую полость и сомкнутые губы наружу. Получается звук Б.
Озвончение звука Д.
После озвончения предыдущего ряда согласных звуков озвончение
последующих согласных достигается сравнительно легко. У ребенка уже
выработался условный рефлекс для работы голосовых связок , т.е. определенный
раздражитель ( установка произносить звонко ) сразу вызывает сочетательную
работу голосовых связок с данной артикуляционной установкой. Но если первые
попытки произнести звонкое подражательное Д неудачны , то приходится
прибегнуть к специальным упражнениям.
1.Ребенок подражательно произносит :БАБАБАДАДАДА; далее БАДА-
БАДА-ДА-ДА-ДА. Если в результате иррадиации голосовых связок звук Д не
произносится звонко, то переходим к другим приемам.
2.Звук Б , который должен быть усвоен твердо и должен произносится с
резким отчеканенным взрывом. Затем просим ребенка просунуть язык между
губами и в этом положении произносить : БА-БА-БА…Впечатление слуховое
подкрепляется зрительным ( занятие проходит перед зеркалом ) и осязательным
( ощупываем вибрацию гортани ).Получится звук Б имеющий уже некоторый
оттенок в сторону Д. Следующий этап упражнения заключается в том, что верхняя
и нижняя губы отодвигаются пальцами от языка так, что артикуляции
производится только языком ,просунутым между зубами- из межгубного
получается межзубное Д.Здесь надо следить за тем , чтобы при отстранении губ не
получился повторный звук – вместо взрывного- нередкое явление, для устранения
которого нужно возвратится к произнесению Б и межгубного Д , с особенным
утрированным отчеканиванием взрыва. Когда межзубное Д достигнуто с
достаточной четкостью , тогда отодвигаем язык сначала просто назад за зубы , а
затем вверх , к альвеолам , и тогда проделываем все упражнения по закреплению
звука.
Озвончение звука Г.
Самым трудным в отношении озвончения является звук Г. Исходя из южно
-русского фрикативного Г( обозначим егоГ*). Этот звук обычно сразу усваивается
детьми.Опять –таки на фоне гласного призвука Э (Ы) повторно произносится
фрикативный Г*.Далее в этом упражнении спинка языка поднимается все выше и
выше к небу , так что в конце концов получается :ЭГ*КГ*Э,ЭГ*ГГ*Э…Ускоряя
темп упражнения , легко добиться того , что мгновенный К меду звуками Г*Г*
начинает звучать как Г. Получатся :Э Г*Г Г*Э,Э Г* Г Г* Э.Затем ударение
переносим на последний слог. После этого упражнение принимает
форму :ЭГЭ,ЭГЭ.Далее происходит постепенная замена звука Э другим гласным :
ЭГЫ,ЭГА,ИГЫ….Далее обычной методикой дифференцируем Г от К и включаем
звук Г в речь.