Автор: Галеева Елена Валерьевна
Должность: педагог - организатор
Учебное заведение: МБУДО "Центр детского творчества "Азино"
Населённый пункт: Советского района г. Казани
Наименование материала: статья
Тема: " Значение личности педагога, как воспитателя молодого поколения"
Раздел: дополнительное образование
Елена Валерьевна Галеева
Республика Татарстан, г. Казань
Центр детского творчества «Азино»
Эссе « Значение личности педагога, как воспитателя молодого по-
коления»
Педагог - не только профессия, суть которой
передавать знания, но и высокая миссия сотворения личности
«человека в человеке»
В.А. Сластенин
Самой важной задачей человеческого общества является воспитание
поколения, которое придет на смену и примет на себя ответствен-
ность за свою судьбу и судьбу своей страны. Человек будущего – это
человек всесторонне развитый, высокообразованный в своей сфере
профессиональной деятельности, обладающий гуманистическим
мировоззрением.
Как постараться воспитать такого человека? Теорией доказано, что
новое поколение приходит каждые десять лет. С новыми ориентира-
ми, новыми взглядами, новыми требованиями времени. Каким же
должен быть Учитель настоящего, чтобы воспитать человека, кото-
рый завтра придет в любую из сфер деятельности и будет на своем
месте, который сумеет создать свою семью…? А главное будет соци-
ально активен в том обществе, которое он будет развивать и строить!
Моя многолетняя педагогическая практика доказывает нераздели-
мость обучения и воспитания! Нельзя одной передачей знаний «Учи-
тель – ученик» сформировать в маленьком человеке личностные
смыслы и ценностные ориентации. Мой девиз: «Обучая – воспиты-
вай! Воспитывая – обучай!» поскольку никакой «чистой передачей»
знаний невозможно сформировать личностные смыслы и ценностные
ориентации человека. Безоговорочной ценностью воспитания являет-
ся ребенок, как человек. Человек – это и цель, и результат и критерий
оценки качества воспитания. А человек, как личность должен обла-
дать традиционными источниками нравственности, от которых он бу-
дет черпать энергию, и идти вперед. Семья, Родина, Гражданствен-
ность, Социальная солидарность, Религия, Природа, Искусство и ли-
тература, Труд и творчество, Наука – эти понятия для каждого, долж-
ны стать именами собственными! Только тогда человек становиться
(становление) Человеком!
Как же повезет тому ребенку, на пути которого встретиться такой
человек – Учитель, Воспитатель, Педагог с большой буквы.
Можно быть педагогом с высокой профессиональной компетент-
ностью, оставаясь при этом равнодушным человеком по отношению к
своим ученикам. Понятно, что трудно при всей насыщенности учеб-
ной программы, уделять время моментам воспитания! И нужно ли это
в наше время? Может быть, воспитание нужно выносить за рамки
уроков? Нет и нет! Словом и делом, Ненавязчиво и незаметно. Без
этого нельзя! Чаще от педагога слышаться слова запретов и нелице-
приятных выражений в адрес кого-то из учеников, чем слова под-
держки и одобрения. Всегда надо понимать, что наше поведение яв-
ляется примером, как положительным, так и отрицательным. И по-
мнить – у ребенка нет выбора, он принимает нас как данность, кото-
рая с годами может превратиться в отрицание! Если…. Если ему не
встретиться, человек, который оставит в его душе, сердце и памяти
неизгладимый след. Как важно, чтобы у каждого из нас был в жизни
такой человек, такой учитель.
Воспитание детей в современном обществе - дело очень трудное и
деликатное, оно требует неформального подхода к самой личности
растущего человека. Личность педагога это тот показатель, который
определяет успешность учебно-воспитательного процесса. Великий
педагог В. А. Сухомлинский был убежден в том, что важный путь
становления личности учитель проходит вместе со своими ученика-
ми. От того, какой личностью является педагог, зависит, каких он вос-
питает учеников. Василий Александрович предъявлял очень высокие
требования к личности педагога как руководителя и организатора
учебно-воспитательного процесса: «Мы должны быть для подростков
примером богатства духовной жизни; лишь при этом условии мы име-
ем моральное право воспитывать». Высокие личностные качества вос-
питателя, его знания и жизненный опыт должны стать для детей не-
пререкаемым авторитетом.
Сейчас педагогу сложнее становиться авторитетом во всем и даже
в своей области знаний! Современный ребенок, имеет доступ к раз-
личным источникам информации. Если еще совсем недавно, чтобы
получить ответ на интересующий вопрос, нужно было потратить не-
мало времени и сил. То сейчас одним нажатием клавиши «ENTER» на
вопрос в поисковике тебе выйдет столько информации! Разобраться в
ней сложно и взрослому. Если ребенок не может получить ответ на
вопрос, то он будет искать его сам и выберет свою позицию по отно-
шению к какой-либо интересующей его проблеме.
Проблема (др.-греч. πρόβλημα) — сложный теоретический или
практический вопрос, требующий изучения, разрешения; в жизни
проблема формулируется в понятном для людей виде «знаю что, не
знаю как», то есть известно, что нужно получить, но неизвестно, как
это сделать.
Разобраться в ней порой взрослому бывает непросто. А тем более
ребенку! Вот здесь роль педагога – неоспорима! Но как найти контакт
с учащимся? Как объяснить, что является спорным, и что бесспор-
ным! Детский мир это модель нашего взрослого мира! Запрещать не-
льзя – направлять можно! Сориентировать, помочь разобраться, объ-
яснить «непонятное», и сделать свои выводы
Современных детей не проведешь! Они более чутки, интуитивны,
информированы, креативны! Они быстрее простят вам ваше незнание
чего-то, понимая, что знать все невозможно, чем ваше равнодушие и
безразличие! Никакая авторитарность в современном воспитании –
невозможна! Поэтому, растем и развиваемся вместе с детьми, возвра-
щаясь снова и снова в детство и ставя себя на их место! Не нужно бо-
яться вопросов. Не нужно бояться показаться не компетентным. Педа-
гог настоящего это проводник в мире знаний, несущий неоспоримый
запас накопленного человечеством.
Время бежит вперед! Прогресс не стоит на месте, все движется и
изменяется! Должны меняться и мы – педагоги, как воспитатели по-
коления будущего! Это трудно – идти в ногу со временем! Это труд-
но, перестраивать себя, пересматривать свои методы и подходы! Но
нужно стремиться! Воспитывать своим личным примером, своим от-
ношением к делу, к творчеству, к семье, к Родине, к традициям, своей
жизненной позицией! Добротой и любовью! И тогда мы будем успеш-
ны в своем благородном деле.
Сухомлинский утверждал, что «ум воспитывается умом, совесть -
совестью, преданность Родине - действительным служением Родине»
Мне везет! Мои ученики всегда самые умные, самые творческие,
самые талантливые! Взрослея, они становятся моими сподвижника-
ми, единомышленниками, друзьями! И мы продолжаем учиться друг
у друга! И неважно, кто они по профессии. Учителя нужны в любой
области труда, знаний и творчества!
Режиссер и постановщик, сценарист, певец, актер
И немного хореограф – это все слова о нем!
О ком? О педагоге-организаторе!
Если ты душою молод, голова полна идей,
И собрать, конечно, можешь ты вокруг себя детей
Что-то новое придумать – то, что нам несет добро!
И чтоб каждому ребенку было бы не все равно
Воплотить идею в дело, своим творчеством зажечь!
От неверных, некрасивых их поступков уберечь!
И чтоб каждому ребенку стало интересней жить!
Педагог – организатор просто должен их любить!