Автор: Рекунов Сергей Николаевич
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: Государственное бюджетное учреждение Центр содействия семейному воспитанию "Берег надежды"
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: статья из опыта работы
Тема: Использование ИКТ в работе учителя-дефектолога с детьми дошкольного возраста с ОВЗ.
Раздел: дошкольное образование
Использование информационно-компьютерных технологий в работе
учителя-дефектолога с детьми дошкольного возраста с ОВЗ.
Современный мир характеризуется постоянным обновлением информации,
он динамичен и изменчив. Поэтому такие условия диктуют необходимость
каждому ребенку, уже с раннего детства, приучать видеть свои цели,
проявлять
инициативу,
проектировать,
а
нам
педагогам-дефектологам
необходимо помочь им в этом, применяя в учебном процессе современные
образовательные технологии.
В своей работе я использую следующие виды образовательных
технологий;
дифференцированный
и
индивидуальный
подходы,
информационно-коммуникативные и здоровье сберегающие технологии.
Понимая
требования,
выдвигаемые
современным
информационным
обществом, я, как учитель-дефектолог, стараюсь использовать современные
информационно-компьютерные технологии (ИКТ) в своей профессиональной
деятельности. Каждый день я нахожусь в состоянии поиска и стремления к
совершенствованию коррекционной работы в области применения ИКТ,
современных методов и приемов работы с целью повышения мотивации
обучения у детей и поддержания их интереса к занятиям.
Цель
использования
ИКТ
–
повысить
наглядность
материала,
разнообразить содержание материала, формы подачи. По сравнению с
традиционными формами обучения и коррекции ИКТ обладают рядом
преимуществ:
- Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме
вызывает у детей огромный интерес,
- Компьютер является стимулом познавательной активности у детей и
несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам,
- Движение, звук, мультипликации надолго привлекают внимание ребенка,
- В процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает
уверенность в себе,
- Компьютер позволяет ребенку самостоятельно исправлять ошибки и
подготавливает-формирует привычки дальнейшей учебной деятельности и
т.д.
Много лет я работаю с детьми-сиротами с ОВЗ. В последние годы отмечается
увеличение
количества
таких
детей.
И,
соответственно,
возникает
необходимость поиска наиболее эффективных путей воспитания и обучения
данной
категории
детей.
Для
этого
как
нельзя
лучше
подходят
информационно-коммуникационные
технологии:
процессы
и
методы
взаимодействия с информацией, которые осуществляются с применением
устройств
вычислительной
техники
(компьютеров),
а
также
средств
телекоммуникации (сеть Интернет).
На сегодняшний день и из опыта своей работы, могу с уверенностью
сказать, что ИКТ значительно расширяют возможности педагогов и
специалистов в сфере коррекционно-развивающего обучения. С помощью
компьютерных
технологий
в
своей
педагогической
деятельности
осуществляю следующие виды работы:
•
быстрый поиск в Интернете и распечатка демонстративного и
раздаточного материала для взаимодействия с детьми, бланков различных
упражнений и практических заданий;
•
создание собственных презентаций, хранящихся на компьютере и на
цифровом носителе;
•
составление отчетов, фиксацию и хранение результатов работы;
•
совершенствование профессиональной компетентности и повышение
профессионального
уровня
с
помощью
Интернет
(чтение
и
анализ
электронных
книг,
рассылок,
сайтов
по
коррекционной
тематике,
дистанционное обучение, участие в различных конкурсах, проводимых в
Интернете, общение с коллегами-дефектологами на форумах и сетевых
сообществах).
Возможности использования современного компьютера позволяют
наиболее полно и успешно развивать способности ребенка. Компьютер
становится частью развивающей среды для ребенка, фактором обогащения
его интеллектуального развития, мотивационной сферы.
В своей работе использую следующие средства информационно-
коммуникативных технологий:
• Компьютер
• Мультимедийный проектор
• Принтер
Так же можно выделить следующие виды интерактивных материалов:
• Фотографии;
• Видеоролики;
• Видеофрагменты (фильмов, сказок, мультфильмов);
• Мультимедийные презентации;
• Детские развивающие компьютерные игры;
• Возможно создание коллекций цифровых фотографий и мультфильмов.
Применение ИКТ на коррекционных занятиях позволяет:
•
использовать двуполушарный подход к обучению, когда словесные
методы сочетаются со зрительными;
•
задействовать как визуальный канал восприятия информации детьми
(цветовая палитра, анимационные эффекты), так и аудиальный (звуковые
файлы - дикторский текст, музыка), что помогает детям лучше понять и
усвоить материал;
•
оптимизировать процесс формирования правильной речи, психических
процессов и коррекции их недостатков;
•
повысить темп занятия, увеличить долю самостоятельной работы
детей.
Каждое занятие с использованием ИКТ является комплексным, то есть
представляет
собой
оптимальную
комбинацию
традиционных
и
компьютерных
средств
коррекционного
обучения,
отвечающую
индивидуальным возможностям и образовательным потребностям ребёнка.
Свои коррекционно-развивающие занятия с детьми с использованием
компьютера провожу с соблюдением требований СанПина
и здоровье
сберегающих технологий. Поэтому на своих занятиях я всегда говорю детям,
что мы работаем с компьютером не более 5-15 минут и не более 2-х раз в
неделю. Для поддержания интереса к занятиям я использую ИКТ для
проведения
тематических
физкультминуток,
динамических
пауз,
пальчиковой и дыхательной гимнастик, а также:
•
Игры на развитие общей, мелкой моторики рук.
•
Занятия по ознакомлению с окружающим миром.
•
Занятия по формированию математических представлений.
•
Работа над развитием и коррекцией познавательных процессов
(восприятие, память, внимание, мышление, воображение).
•
Формирование зрительно-пространственных отношений.
•
Сенсорно-моторное развитие.
Я постоянно пополняю личную медиа методическую копилку –
собрание образовательных и игровых ресурсов, заимствованных на сайтах,
содержащих коррекционно-развивающую информацию, а также
мною
созданные:
•
текстовые
(консультации,
рекомендации
для
воспитателей,
выступления, сценарии, стихи и т.п.);
•
табличная (мониторинг, дифференциальные таблицы и т.п.);
•
графическая (графики обследования, диагностический материал);
•
звуковая (мелодии без слов, песни, стихи, звуки и звукоподражания);
•
видеоинформация (мультфильмы и клипы);
•
картинки и фотографии;
•
презентации по лексическим темам и направлениям коррекционно-
развивающего обучения.
Мной разработаны авторские презентации, дидактические игры по
многим лексическим темам.
Специальные детские развивающие сайты, которые я использую на
занятиях:
•
Маам - сайт для практикующих педагогов, построен по типу блога.
Материалы для публикации присылают специалисты. Конспекты занятий,
детские поделки и примеры игр пригодятся любому учителю, который
занимается с детьми и не устает придумывать новые тематические задания.
•
Развивающие игры для вашего голопуза - так называется сайт с
небольшим количеством ярких, понятных малышам и содержательных флеш-
игр. Игры представлены в разделах "Алфавит", "Цифры", "Логические",
"Внимание и память", "Пазлы". Самые очевидные плюсы сайта - игры
бесплатны. Минус - в явно недостаточном количестве этих игр. Впрочем,
если их дозировать, как и любую деятельность ребенка за компьютером, их
хватит на много увлекательных вечеров.
•
"Играемся" - еще один сайт с обучающими бесплатными играми для
детей. Игры разбиты на категории: на внимание и память, на логику и
мышление, загадки и ребусы, пазлы, и другие.
•
На сайте "По складам" собраны уникальные игры на обучение детей
чтению. Соединяя буквы, склады и слоги, дети сами не замечают, как
начинают разбираться в принципах составления и чтения слов. Аналогов
этим упражнениям в пространстве практически нет.
•
Детский интернет-портал «Чудо-юдо» - это портал для детей,
родителей и педагогов. Много развивающих материалов на любой вкус.
Кроссворды и ребусы, лабиринты и прописи, скороговорки и аудиосказки,
развивающие мультфильмы, поделки и пазлы для ребенка любого возраста.
Практика
показывает,
что
при
условии
систематического
использования ИКТ в сочетании с традиционными методами обучения,
значительно повышается эффективность коррекционно-развивающей работы.
По
результатам
мониторинга
прослеживается
стойкая
положительная
динамика развития познавательной деятельности детей с ОВЗ, повышается
мотивация к обучению.
Таким образом, использование ИКТ в работе учителя-дефектолога, я
считаю, как крайне необходимый и обоснованный вид помощи детям с ОВЗ,
обеспечивающий
их
оптимальное
развитие,
раскрытие
личностного
потенциала, профилактику дезадаптации.
Использованная методическая литература:
1. Научно-методической статья «Использование ИКТ как средство
активизации познавательной деятельности учащихся коррекционной школы
VIII вида». Гафиятуллина А.Г. Образование и воспитание. — 2015. — №5. —
С.46-48.
2. Харлампиева С.Я. Использование компьютерных технологий в
коррекционной работе с детьми дошкольного возраста. М.: 2009.
3. Ковалёва А. Г. Использование информационно-компьютерных технологий
при обучении в начальной школе.2006
4. Бухаркина М. Ю., Полат Е. С. Современные педагогические и
информационные технологии в системе образования: М. «Академия», 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты