Напоминание

Использование ИКТ в работе учителя-дефектолога с детьми дошкольного возраста с ОВЗ.


Автор: Рекунов Сергей Николаевич
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: Государственное бюджетное учреждение Центр содействия семейному воспитанию "Берег надежды"
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: статья из опыта работы
Тема: Использование ИКТ в работе учителя-дефектолога с детьми дошкольного возраста с ОВЗ.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Использование информационно-компьютерных технологий в работе

учителя-дефектолога с детьми дошкольного возраста с ОВЗ.

Современный мир характеризуется постоянным обновлением информации,

он динамичен и изменчив. Поэтому такие условия диктуют необходимость

каждому ребенку, уже с раннего детства, приучать видеть свои цели,

проявлять

инициативу,

проектировать,

а

нам

педагогам-дефектологам

необходимо помочь им в этом, применяя в учебном процессе современные

образовательные технологии.

В своей работе я использую следующие виды образовательных

технологий;

дифференцированный

и

индивидуальный

подходы,

информационно-коммуникативные и здоровье сберегающие технологии.

Понимая

требования,

выдвигаемые

современным

информационным

обществом, я, как учитель-дефектолог, стараюсь использовать современные

информационно-компьютерные технологии (ИКТ) в своей профессиональной

деятельности. Каждый день я нахожусь в состоянии поиска и стремления к

совершенствованию коррекционной работы в области применения ИКТ,

современных методов и приемов работы с целью повышения мотивации

обучения у детей и поддержания их интереса к занятиям.

Цель

использования

ИКТ

повысить

наглядность

материала,

разнообразить содержание материала, формы подачи. По сравнению с

традиционными формами обучения и коррекции ИКТ обладают рядом

преимуществ:

- Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме

вызывает у детей огромный интерес,

- Компьютер является стимулом познавательной активности у детей и

несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам,

- Движение, звук, мультипликации надолго привлекают внимание ребенка,

- В процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает

уверенность в себе,

- Компьютер позволяет ребенку самостоятельно исправлять ошибки и

подготавливает-формирует привычки дальнейшей учебной деятельности и

т.д.

Много лет я работаю с детьми-сиротами с ОВЗ. В последние годы отмечается

увеличение

количества

таких

детей.

И,

соответственно,

возникает

необходимость поиска наиболее эффективных путей воспитания и обучения

данной

категории

детей.

Для

этого

как

нельзя

лучше

подходят

информационно-коммуникационные

технологии:

процессы

и

методы

взаимодействия с информацией, которые осуществляются с применением

устройств

вычислительной

техники

(компьютеров),

а

также

средств

телекоммуникации (сеть Интернет).

На сегодняшний день и из опыта своей работы, могу с уверенностью

сказать, что ИКТ значительно расширяют возможности педагогов и

специалистов в сфере коррекционно-развивающего обучения. С помощью

компьютерных

технологий

в

своей

педагогической

деятельности

осуществляю следующие виды работы:

быстрый поиск в Интернете и распечатка демонстративного и

раздаточного материала для взаимодействия с детьми, бланков различных

упражнений и практических заданий;

создание собственных презентаций, хранящихся на компьютере и на

цифровом носителе;

составление отчетов, фиксацию и хранение результатов работы;

совершенствование профессиональной компетентности и повышение

профессионального

уровня

с

помощью

Интернет

(чтение

и

анализ

электронных

книг,

рассылок,

сайтов

по

коррекционной

тематике,

дистанционное обучение, участие в различных конкурсах, проводимых в

Интернете, общение с коллегами-дефектологами на форумах и сетевых

сообществах).

Возможности использования современного компьютера позволяют

наиболее полно и успешно развивать способности ребенка. Компьютер

становится частью развивающей среды для ребенка, фактором обогащения

его интеллектуального развития, мотивационной сферы.

В своей работе использую следующие средства информационно-

коммуникативных технологий:

• Компьютер

• Мультимедийный проектор

• Принтер

Так же можно выделить следующие виды интерактивных материалов:

• Фотографии;

• Видеоролики;

• Видеофрагменты (фильмов, сказок, мультфильмов);

• Мультимедийные презентации;

• Детские развивающие компьютерные игры;

• Возможно создание коллекций цифровых фотографий и мультфильмов.

Применение ИКТ на коррекционных занятиях позволяет:

использовать двуполушарный подход к обучению, когда словесные

методы сочетаются со зрительными;

задействовать как визуальный канал восприятия информации детьми

(цветовая палитра, анимационные эффекты), так и аудиальный (звуковые

файлы - дикторский текст, музыка), что помогает детям лучше понять и

усвоить материал;

оптимизировать процесс формирования правильной речи, психических

процессов и коррекции их недостатков;

повысить темп занятия, увеличить долю самостоятельной работы

детей.

Каждое занятие с использованием ИКТ является комплексным, то есть

представляет

собой

оптимальную

комбинацию

традиционных

и

компьютерных

средств

коррекционного

обучения,

отвечающую

индивидуальным возможностям и образовательным потребностям ребёнка.

Свои коррекционно-развивающие занятия с детьми с использованием

компьютера провожу с соблюдением требований СанПина

и здоровье

сберегающих технологий. Поэтому на своих занятиях я всегда говорю детям,

что мы работаем с компьютером не более 5-15 минут и не более 2-х раз в

неделю. Для поддержания интереса к занятиям я использую ИКТ для

проведения

тематических

физкультминуток,

динамических

пауз,

пальчиковой и дыхательной гимнастик, а также:

Игры на развитие общей, мелкой моторики рук.

Занятия по ознакомлению с окружающим миром.

Занятия по формированию математических представлений.

Работа над развитием и коррекцией познавательных процессов

(восприятие, память, внимание, мышление, воображение).

Формирование зрительно-пространственных отношений.

Сенсорно-моторное развитие.

Я постоянно пополняю личную медиа методическую копилку –

собрание образовательных и игровых ресурсов, заимствованных на сайтах,

содержащих коррекционно-развивающую информацию, а также

мною

созданные:

текстовые

(консультации,

рекомендации

для

воспитателей,

выступления, сценарии, стихи и т.п.);

табличная (мониторинг, дифференциальные таблицы и т.п.);

графическая (графики обследования, диагностический материал);

звуковая (мелодии без слов, песни, стихи, звуки и звукоподражания);

видеоинформация (мультфильмы и клипы);

картинки и фотографии;

презентации по лексическим темам и направлениям коррекционно-

развивающего обучения.

Мной разработаны авторские презентации, дидактические игры по

многим лексическим темам.

Специальные детские развивающие сайты, которые я использую на

занятиях:

Маам - сайт для практикующих педагогов, построен по типу блога.

Материалы для публикации присылают специалисты. Конспекты занятий,

детские поделки и примеры игр пригодятся любому учителю, который

занимается с детьми и не устает придумывать новые тематические задания.

Развивающие игры для вашего голопуза - так называется сайт с

небольшим количеством ярких, понятных малышам и содержательных флеш-

игр. Игры представлены в разделах "Алфавит", "Цифры", "Логические",

"Внимание и память", "Пазлы". Самые очевидные плюсы сайта - игры

бесплатны. Минус - в явно недостаточном количестве этих игр. Впрочем,

если их дозировать, как и любую деятельность ребенка за компьютером, их

хватит на много увлекательных вечеров.

"Играемся" - еще один сайт с обучающими бесплатными играми для

детей. Игры разбиты на категории: на внимание и память, на логику и

мышление, загадки и ребусы, пазлы, и другие.

На сайте "По складам" собраны уникальные игры на обучение детей

чтению. Соединяя буквы, склады и слоги, дети сами не замечают, как

начинают разбираться в принципах составления и чтения слов. Аналогов

этим упражнениям в пространстве практически нет.

Детский интернет-портал «Чудо-юдо» - это портал для детей,

родителей и педагогов. Много развивающих материалов на любой вкус.

Кроссворды и ребусы, лабиринты и прописи, скороговорки и аудиосказки,

развивающие мультфильмы, поделки и пазлы для ребенка любого возраста.

Практика

показывает,

что

при

условии

систематического

использования ИКТ в сочетании с традиционными методами обучения,

значительно повышается эффективность коррекционно-развивающей работы.

По

результатам

мониторинга

прослеживается

стойкая

положительная

динамика развития познавательной деятельности детей с ОВЗ, повышается

мотивация к обучению.

Таким образом, использование ИКТ в работе учителя-дефектолога, я

считаю, как крайне необходимый и обоснованный вид помощи детям с ОВЗ,

обеспечивающий

их

оптимальное

развитие,

раскрытие

личностного

потенциала, профилактику дезадаптации.

Использованная методическая литература:

1. Научно-методической статья «Использование ИКТ как средство

активизации познавательной деятельности учащихся коррекционной школы

VIII вида». Гафиятуллина А.Г. Образование и воспитание. — 2015. — №5. —

С.46-48.

2. Харлампиева С.Я. Использование компьютерных технологий в

коррекционной работе с детьми дошкольного возраста. М.: 2009.

3. Ковалёва А. Г. Использование информационно-компьютерных технологий

при обучении в начальной школе.2006

4. Бухаркина М. Ю., Полат Е. С. Современные педагогические и

информационные технологии в системе образования: М. «Академия», 2010.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты



В раздел образования