Напоминание

Культура здоровья как фактор формирования здоровьесберегающей среды школы


Автор: Анаталий Михайлович Лоскутов
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ СОШ с.Вознесенки
Населённый пункт: Республика Башкортостан Дуванский район село Вознесенка улица Центральная 255
Наименование материала: статья
Тема: Культура здоровья как фактор формирования здоровьесберегающей среды школы
Раздел: среднее образование





Назад




Статья на Тему «КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ КАК ФАКТОР

ФОРМИРОВАНИЯ

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ ШКОЛЫ»

Проблема здорового образа

жизни в настоящее время приобрела

первостепенное значение. Сохранение здоровья подрастающего поколения

является самой насущной проблемой государства. Идеальным центром для

воспитания культуры здоровья и формирования ЗОЖ у наших детей, конечно

же, является школа. О из важных задач- воспитание конкурентноспособной

личности. Успешно конкурировать может только здоровая личность.

(К)

Поэтому

культура

здоровья,

являющаяся

составной

частью

базовой

культуры, призвана развивать осознанное отношение подростков к своему

здоровью как главной жизненной ценности и представляет собой систему

познавательного, творческого и поведенческого элементов.

Любая культура начинается со знаний. Поэтому подростки должны быть

вооружены целой системой представлений о физиологических особенностях

организма, гигиены тела, питания, режима дня, а также о сущности ЗОЖ. В

этом состоит смысл познавательного аспекта системы.

Творческий элемент предусматривает развитие полученных знаний в ходе

активной самореализации личности в процессе творческой деятельности.

Поведенческий

аспект

способствует

формированию

устойчивых

положительных

привычек

и

применение

поведенческих

стереотипов

здорового

образа

в

повседневной

жизни

подростков,

устойчивом

противодействии негативным воздействиям.

Формирование культуры здоровья – это активный процесс воспитания и

саморазвития подростков. Поэтому все перечисленные аспекты учтены в

спартакиаде «Здоровье», которая в настоящее время реализуется в нашей

школе

Цель спартакиады: формировать навыки организации здорового образа

жизни

посредством

развития

здоровьесберегающей

и

здоровьеформирующей среды, направленной на сохранение и укрепление

здоровья всех участников образовательного процесса;

способствовать

обеспечению равновесия между адаптивными возможностями организма

учащихся и постоянно меняющейся средой.

На пути достижения цели решается ряд задач (К), которые позволяют

нам в полном масштабе осуществить работу по формированию основ

культуры здоровья:

Разработаны комплексы мероприятий по воспитанию здорового

образа жизни, охране и укреплению здоровья.

Разрабатываются и внедряются программы воспитания и обучения

здоровью для всех участников образовательного процесса.

Усовершенствована система физкультурно-оздоровительной работы.

Внедряются

инновационные

технологии

в учебный

процесс,

сохраняющие здоровье учителей и учащихся.

Создаётся методическая копилка уроков «здоровья» и внеклассных

мероприятий, направленных на формирование здорового образа

жизни.

Основные задачи образования и воспитания учащихся в области здоровья

направлены на:

Формирование осознанного отношения школьников к своему

здоровью;

Организацию

ЗОЖ,

способствующего

успешной

социальной

адаптации и противостоянию вредным привычкам;

Развитие личной стратегии жизни подростков.

Образование и воспитание в области здоровья – это сложный,

многоэтапный процесс и каждый из этапов имеет свои цели, а также формы и

методы, позволяющие эффективно реализовать поставленные задачи. Вместе

с тем при организации работы школы по формированию ценности здоровья и

ЗОЖ

в

представлениях

школьников

следует

помнить

об

основных

принципах:

1)

целостности - воспитание основ ЗОЖ осуществляется в рамках

единого процесса воспитания и формирования личности;

2) комплексности - вовлечение в сферу формирования навыков ЗОЖ

всех основных институтов социализации школьников (школы, семьи,

окружения);

3)

безопасности - тщательный отбор информации, предоставляемой

школьнику, и исключение сведений, которые могут провоцировать его

интерес к поведению, разрушающему здоровье;

4) возрастной адекватности - содержание образования в области ЗОЖ

базируется на актуальных для конкретного возраста потребностях и

ценностях и учитывает реальные для данного возраста факторы риска;

5)

социокультурной адекватности - учёт свойственных обществу

стандартов и норм поведения, в том числе обычаев, традиций, связанных со

здоровьем.

Для того чтобы школьник уже сегодня захотел заботиться о здоровье,

он должен понимать, чем ему это полезно сейчас и как это может помочь ему

в дальнейшем.

Большую

работу

по

формированию

основ

культуры здоровья проводят учителя физической культуры, в сотрудничестве

с тренерами - преподавателями. Модернизировав систему физкультурно-

оздоровительной

и

спортивно-массовой

работы

через

введение

спартакиадной системы проведения соревнований по возрастным группам,

спортивных праздников, весёлых стартов, Дней здоровья, предметных недель

и теоретических познавательных программ, оформление информационных

стендов,

они

вовлекли

большее

количество

учащихся

в

процесс,

направленный на формирование ЗОЖ. Благодаря такой системе работы,

охват учащихся, принявших участие в тех или иных мероприятиях составил

100%

Вовлечены были в физкультурно-оздоровительные и спортивные

мероприятия учителя и родители.

Во время летних каникул (К)

в

летнем оздоровительном лагере

огромное время отводилось на формирование основ культуры здоровья.

Рабочий день отдыхающих был расписан по минутам: (К) утро начиналось с

зарядки, в течение дня детям были предложены (К) соревнования и эстафеты.

Все ребятишки принимали активное участие в познавательных программах,

посвящённых ЗОЖ, (К) режиму дня, здоровому питанию, борьбе с вредными

привычками, безопасному поведению на дороге и воде и др.

Вот небольшой (К) список мероприятий по формированию основ

культуры здоровья и ЗОЖ:

Беседы и классные часы о здоровье;

Акции и игровые познавательные программы;

Творческие конкурсы: конкурс плакатов, конкурс рисунков, конкурс

эмблем,

творческо-исследовательские

работы,

фотоконкурсы,

конкурсы классных газет, сочинений;

Спортивные соревнования и праздники;

Вечера и дискотеки;

Дискуссии, «круглые столы», конференции;

Дни здоровья.

Итак, нам предстоит большая совместная, систематическая,

творческая работа по формированию основ культуры здоровья (К) — одного

из важнейших компонентов человеческого благополучия, счастья, одного из

неотъемлемых прав человека. Лучший способ сделать детей счастливыми —

сделать их здоровыми! Ведь здоровье и счастье детей в наших руках! (К)

Спасибо за внимание!



В раздел образования