Автор: Анаталий Михайлович Лоскутов
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ СОШ с.Вознесенки
Населённый пункт: Республика Башкортостан Дуванский район село Вознесенка улица Центральная 255
Наименование материала: статья
Тема: Культура здоровья как фактор формирования здоровьесберегающей среды школы
Раздел: среднее образование
Статья на Тему «КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ КАК ФАКТОР
ФОРМИРОВАНИЯ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ ШКОЛЫ»
Проблема здорового образа
жизни в настоящее время приобрела
первостепенное значение. Сохранение здоровья подрастающего поколения
является самой насущной проблемой государства. Идеальным центром для
воспитания культуры здоровья и формирования ЗОЖ у наших детей, конечно
же, является школа. О из важных задач- воспитание конкурентноспособной
личности. Успешно конкурировать может только здоровая личность.
(К)
Поэтому
культура
здоровья,
являющаяся
составной
частью
базовой
культуры, призвана развивать осознанное отношение подростков к своему
здоровью как главной жизненной ценности и представляет собой систему
познавательного, творческого и поведенческого элементов.
Любая культура начинается со знаний. Поэтому подростки должны быть
вооружены целой системой представлений о физиологических особенностях
организма, гигиены тела, питания, режима дня, а также о сущности ЗОЖ. В
этом состоит смысл познавательного аспекта системы.
Творческий элемент предусматривает развитие полученных знаний в ходе
активной самореализации личности в процессе творческой деятельности.
Поведенческий
аспект
способствует
формированию
устойчивых
положительных
привычек
и
применение
поведенческих
стереотипов
здорового
образа
в
повседневной
жизни
подростков,
устойчивом
противодействии негативным воздействиям.
Формирование культуры здоровья – это активный процесс воспитания и
саморазвития подростков. Поэтому все перечисленные аспекты учтены в
спартакиаде «Здоровье», которая в настоящее время реализуется в нашей
школе
Цель спартакиады: формировать навыки организации здорового образа
жизни
посредством
развития
здоровьесберегающей
и
здоровьеформирующей среды, направленной на сохранение и укрепление
здоровья всех участников образовательного процесса;
способствовать
обеспечению равновесия между адаптивными возможностями организма
учащихся и постоянно меняющейся средой.
На пути достижения цели решается ряд задач (К), которые позволяют
нам в полном масштабе осуществить работу по формированию основ
культуры здоровья:
Разработаны комплексы мероприятий по воспитанию здорового
образа жизни, охране и укреплению здоровья.
Разрабатываются и внедряются программы воспитания и обучения
здоровью для всех участников образовательного процесса.
Усовершенствована система физкультурно-оздоровительной работы.
Внедряются
инновационные
технологии
в учебный
процесс,
сохраняющие здоровье учителей и учащихся.
Создаётся методическая копилка уроков «здоровья» и внеклассных
мероприятий, направленных на формирование здорового образа
жизни.
Основные задачи образования и воспитания учащихся в области здоровья
направлены на:
Формирование осознанного отношения школьников к своему
здоровью;
Организацию
ЗОЖ,
способствующего
успешной
социальной
адаптации и противостоянию вредным привычкам;
Развитие личной стратегии жизни подростков.
Образование и воспитание в области здоровья – это сложный,
многоэтапный процесс и каждый из этапов имеет свои цели, а также формы и
методы, позволяющие эффективно реализовать поставленные задачи. Вместе
с тем при организации работы школы по формированию ценности здоровья и
ЗОЖ
в
представлениях
школьников
следует
помнить
об
основных
принципах:
1)
целостности - воспитание основ ЗОЖ осуществляется в рамках
единого процесса воспитания и формирования личности;
2) комплексности - вовлечение в сферу формирования навыков ЗОЖ
всех основных институтов социализации школьников (школы, семьи,
окружения);
3)
безопасности - тщательный отбор информации, предоставляемой
школьнику, и исключение сведений, которые могут провоцировать его
интерес к поведению, разрушающему здоровье;
4) возрастной адекватности - содержание образования в области ЗОЖ
базируется на актуальных для конкретного возраста потребностях и
ценностях и учитывает реальные для данного возраста факторы риска;
5)
социокультурной адекватности - учёт свойственных обществу
стандартов и норм поведения, в том числе обычаев, традиций, связанных со
здоровьем.
Для того чтобы школьник уже сегодня захотел заботиться о здоровье,
он должен понимать, чем ему это полезно сейчас и как это может помочь ему
в дальнейшем.
Большую
работу
по
формированию
основ
культуры здоровья проводят учителя физической культуры, в сотрудничестве
с тренерами - преподавателями. Модернизировав систему физкультурно-
оздоровительной
и
спортивно-массовой
работы
через
введение
спартакиадной системы проведения соревнований по возрастным группам,
спортивных праздников, весёлых стартов, Дней здоровья, предметных недель
и теоретических познавательных программ, оформление информационных
стендов,
они
вовлекли
большее
количество
учащихся
в
процесс,
направленный на формирование ЗОЖ. Благодаря такой системе работы,
охват учащихся, принявших участие в тех или иных мероприятиях составил
100%
Вовлечены были в физкультурно-оздоровительные и спортивные
мероприятия учителя и родители.
Во время летних каникул (К)
в
летнем оздоровительном лагере
огромное время отводилось на формирование основ культуры здоровья.
Рабочий день отдыхающих был расписан по минутам: (К) утро начиналось с
зарядки, в течение дня детям были предложены (К) соревнования и эстафеты.
Все ребятишки принимали активное участие в познавательных программах,
посвящённых ЗОЖ, (К) режиму дня, здоровому питанию, борьбе с вредными
привычками, безопасному поведению на дороге и воде и др.
Вот небольшой (К) список мероприятий по формированию основ
культуры здоровья и ЗОЖ:
Беседы и классные часы о здоровье;
Акции и игровые познавательные программы;
Творческие конкурсы: конкурс плакатов, конкурс рисунков, конкурс
эмблем,
творческо-исследовательские
работы,
фотоконкурсы,
конкурсы классных газет, сочинений;
Спортивные соревнования и праздники;
Вечера и дискотеки;
Дискуссии, «круглые столы», конференции;
Дни здоровья.
Итак, нам предстоит большая совместная, систематическая,
творческая работа по формированию основ культуры здоровья (К) — одного
из важнейших компонентов человеческого благополучия, счастья, одного из
неотъемлемых прав человека. Лучший способ сделать детей счастливыми —
сделать их здоровыми! Ведь здоровье и счастье детей в наших руках! (К)
Спасибо за внимание!