Автор: Елена Александровна Казьмина
Должность: мдоу дскв №49 колокольчик
Учебное заведение: МДОУ ДСКВ №49 КОЛОКОЛЬЧИК
Населённый пункт: Московская обл, г Подольск
Наименование материала: Значение педагогического артистизма в формировании профессиональной культуры педагога
Тема: Значение педагогического артистизма в формировании профессиональной культуры педагога
Раздел: дошкольное образование
«Значение педагогического артистизма в формировании профессиональной
культуры педагога»
Пояснительная записка
Неоднозначное отношение к набору необходимых для педагога
профессиональных качеств, споры о том, должен или нет педагог обладать
артистизмом, является ли это показателем его профессионализма и вообще в
чем сущность артистизма, заставляет рассмотреть этот вопрос.
Тема мной была выбрана не случайно. Личный опыт показывает, что
обучающееся на много лучше воспринимают и усваивают информацию,
включаются в работу на занятии, если материал подается в интересной форме,
эмоционально.
Современные тенденции развития образования требуют от педагога
формирования творческой индивидуальности, развитии индивидуального
стиля, способность ярко и убедительно выражать чувства и выражения.
Педагогический артистизм, как проявление богатой палитры на проявление
окружающего мира.
Артистизму нельзя обучить, но можно научится понимать его проявление,
осознать и по достоинству оценить его значимость в педагогическом процессе.
Мы работает с детьми, а значит мы должны двигаться, играть, шутить,
смеяться, импровизировать, превращаться в сказочных героев. Одним словом
быть «великими» артистами для наших детей. Ни стоять и не просто
«работать», а именно жить с ними воедино, здесь и сейчас, каждый день.
«Педагог не может не играть. Не может быть педагога, который неумел бы
играть…Но нельзя просто играть сценически, внешне. Есть какой-то
природный ремень, который должен соединять с этой игрой вашу прекрасную
личность».
А.С. Макаренко
Педагог – личность , обладающая суммой знаний, опытом, способностью
обучать воспитывать и развивать. Это личность , наделенная любовью к детям,
с высокой нравственной и культурной позицией, способная не
просто дать информацию детям, но суметь открыть ребенку увлекательный мир
знаний, обогатить его пока маленький жизненный опыт и наполнить духовным
содержанием.
При изучении педагогического творчества и активизации роли педагога в
педагогическом процессе возникает проблема формирования артистизма -
важного профессионального качества личности, способствующего ее успешной
самореализации и решению профессионально-творческих задач. Это требует от
педагога не только совершенного владения предметом, который он преподает,
не только владения педагогикой, современной дидактикой, педагогической
психологией, но и в определенной степени артистизмом, искусством актерского
мастерства. В связи с этим, тема актерского мастерства в работе педагога очень
актуальна.
1.Формирование артистизма – основа профессионального педагогического
мастерства.
На современном этапе развития педагогики ученые все чаще стали уделять
внимание педагогическому мастерству, особо акцентируя при этом
педагогический артистизм.
Педагогический артистизм, являясь необходимым профессиональным
качеством воспитателя детского сада, будет намного эффективнее, если
осуществиться: развитие творческого потенциала, сотворчество воспитателя и
воспитанника, развитие коммуникативных явлений.
Педагогическое мастерство проявляется в деятельности каждого педагога,
доминантой которой является артистизм.
Артистизм представляет собой проявление духовного богатого внутреннего
мира. Он формируется в процессе духовно-практического освоения человеком
определенных видов творческой деятельности с целью удовлетворения
потребности в профессиональном совершенствовании и самообразовании.
2.Роль педагогического артистизма в педагогической деятельности.
Педагогическое искусство-это как театр одного актера. Поэтому педагогу важно
знать принципы театрального действия и его законы. Педагогический процесс
состоит из двух фаз: воспитательного замысла и процессы его реализации .Во
всем этом важную роль играют театрально-выразительные способности
педагога. Педагог выступает в нескольких ролях: автор сценария, режиссер,
актер, импровизатор. Эти способности нужны для организации занятия,
праздников, досугов, организации игровой деятельности.
Влияние взрослого на ребенка чаще всего протекает путем бесед, игр, занятий,
развлечений и в процессе всего дня. Успеху способствует эмоциональная
выразительность, артистизм, общительность педагога.
Не надо от воспитателя требовать шумного веселья, раскатистого смеха, так как
успех всей этой работы, связан с радостным восприятием жизни, во
всех ее многообразных проявлениях и твердой спокойной уверенностью в своих
силах.
Важною роль в работе педагога играет юмор. Владение юмором-это прежде
всего умение импровизировать.
Основные характеристики педагогического артистизма:
-общительность
-импровизация
-иррациональность
-интуиция
-эмпатия
-воображение
-наблюдательность, самоконтроль
3. Пути развития педагогического артистизма.
В этом вопросе главное для педагога-развитие эмоционально- образной сферы
будущих педагогов, их творческих, адаптивных способностей овладению
системой управления своим психофизическим аппаратом.
Существует поэтапный подход в обучении основам педагогического
артистизма:
1.На первом этапе нужно усвоить основные особенности педагогического
артистизма, элементов театральной педагогики, как компонентов
педагогической техники и педагогического мастерства.
2.На втором этапе осваиваются различные виды управлений, призванных
помочь в развитии образного мышления, интуитивного предвосхищения,
творческих подходов к делу.
3. На третьем этапе обучения деятельность носит творческий характер. Ведется
самостоятельная работа. Можно использовать методы обучения, мотивации,
актерский треннинг и разнообразные упражнения на педагогическом материале,
решение проблемных театрально-педагогических ситуаций, развивать
фантазию, интуицию, наблюдательность и многое другое.
Данные методы работы содействуют не только формированию необходимых
педагогических умений и навыков, но и влияют на развитие профессиональных
и моральных качеств педагогов.
4. Педагогический артистизм в рамках профессионального стандарта.
В структуре педагогического артистизма:
-внутренний артистизм-культура педагога, непосредственность и забота,
обаяние и эмоциональность, игра воображения, самообладание в условиях
публичности;
-внешний артистизм- игровая подача «техника игры», передача отношения к
материалу, владение умением показать себя.
Педагогический артистизм-это деятельность, подняться до уровня искусства,
тот высший уровень совершенства в работе педагога, когда деятельность
поднимается на желанную духовную высоту.
Заключение
Педагоги, боящиеся «актерства», обречены на прозябание на обочине
педагогики.
Надо научится актерским приемам: входить в группу, двигаться по ней,
подавать реплики, уметь держать паузу, влиять на детей мимикой, жестами,
взглядом, красиво садится, вставать, поворачиваться, менять интонацию голоса.
Одним словом педагогический артистизм-это феномен, который функционирует
на всех этапах процесса педагогического творчества!
Он предполагает открытость и непосредсвенность педагога, умение говорить и
действовать напрямую, делиться тем, что есть внутри нас. Мы, педагоги, люди
творения, и поэтому должны обладать способностью заражать своими
переживаниями, сомнениями, умению сопереживать, радостью наших детей.