Автор: Шитова Мария Андреевна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад №137 Комбинированного вида Выборгского района
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: "Использование средств адаптивной физической культуры в образовательном процессе детей с нарушениями речи."
Раздел: дошкольное образование
Использование средств адаптивной физической культуры
в образовательном процессе детей с тяжелыми нарушениями речи
Дети с нарушениями речи ограничены в первую очередь в речевом обще-
нии. Нарушения эти весьма разнообразны. К тяжелым относят афазию, алалию,
ринолалию, дизартрию, выраженные формы заикания.
При таких заболеваниях, как детский церебральный паралич, умственная
отсталость, задержка психического развития, нарушения слуха, нарушения ре-
чи встречаются в виде вторичных и имеют менее выраженный характер. В лю-
бом случае нарушение касается компонентов языковой системы: фонетики,
лексики, грамматики. Такие дети неверно произносят звуки, не различают на
слух и в произношении близкие по звучанию звуки (б–п, в–ф, м–мь, д–дь), ис-
кажают слоговую структуру слов, не могут воспроизвести ряд слов, близких по
звучанию (кот – кит – ток, бык – бак – бок). Наиболее характерные лексические
трудности касаются называния частей предметов и объектов (кабина, сиденье,
фундамент, подъезд); глаголов, выражающих оттенки действия (лакает, лижет,
грызет, откусывает — все выражается словом «ест»); приставочных глаголов
(подплыл, переплыл, всплыл); антонимов (гладкий – шершавый, глубокий –
мелкий); относительных прилагательных (шерстяной, глиняный, песчаный).
Поэтому у таких детей низкий словарный запас.
Л. С. Выгодский указывал на огромную роль устной речи в развитии
и воспитании аномальных детей, поскольку речь является средством накопле-
ния социального опыта и участия в социальной жизни. Часто дефекты речи тя-
жело сказываются на общем развитии ребенка, не позволяя ему полноценно
общаться и играть со сверстниками, затрудняют познание окружающего мира,
отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка.
При организации образовательного процесса детей с тяжелыми наруше-
ниями речи (далее — ТНР) должны создаваться условия, способствующие
устранению или минимизации первичного дефекта, нормализации моторной
сферы, состояния высшей нервной деятельности, соматического здоровья.
В области физического развития ребенка основными задачами образова-
тельной деятельности являются создание условий для:
- становления у детей ценностей здорового образа жизни;
- овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жиз-
ни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полез-
ных привычек и др.);
- развития представлений о своем теле и своих физических возможностях;
- приобретения двигательного опыта и совершенствования двигательной
активности;
- формирования начальных представлений о некоторых видах спорта,
овладения подвижными играми с правилами.
В сфере становления у детей ценностей здорового образа жизни взрослые
способствуют развитию у детей ответственного отношения к своему здоровью.
Они рассказывают детям о том, что может быть полезно и что вредно для их
организма, помогают детям осознать пользу здорового образа жизни, со-
блюдения его элементарных норм и правил, в том числе правил здорового пи-
тания, закаливания и пр. Взрослые способствуют формированию полезных
навыков и привычек, нацеленных на поддержание собственного здоровья, в том
числе формированию гигиенических навыков. Создают возможности для ак-
тивного участия детей в оздоровительных мероприятиях.
В сфере совершенствования двигательной активности детей, развития
представлений о своем теле и своих физических возможностях, формировании
начальных представлений о спорте взрослые уделяют специальное внимание
развитию у ребенка представлений о своем теле, произвольности действий
и движений ребенка.
Для удовлетворения естественной потребности детей в движении взрос-
лые организуют пространственную среду с соответствующим оборудованием
как внутри помещения, так и на внешней территории (горки, качели и т. п.); по-
движные игры (как свободные, так и по правилам), занятия, которые способ-
ствуют получению детьми положительных эмоций от двигательной активности,
развитию ловкости, координации движений, силы, гибкости, правильного фор-
мирования опорно-двигательной системы детского организма.
Взрослые поддерживают интерес детей к подвижным играм, занятиям
на спортивных снарядах, упражнениям в беге, прыжках, лазании, метании и др.;
побуждают детей выполнять физические упражнения, способствующие разви-
тию равновесия, координации движений, ловкости, гибкости, быстроты.
Взрослые проводят физкультурные занятия, организуют спортивные игры
в помещении и на воздухе, спортивные праздники; развивают у детей интерес
к различным видам спорта, предоставляют детям возможность кататься
на коньках, лыжах, ездить на велосипеде, плавать, заниматься другими видами
двигательной активности.
Описание образовательной деятельности по направлению «Физиче-
ское развитие» представлено в содержательном разделе ПАООП дошколь-
ного образования детей с ТНР [9]:
1. Содержание физического развития детей младшего дошкольного
возраста
Задачи образовательной области «Физическое развитие» для детей с ТНР
решаются в разнообразных формах работы (занятие физкультурой, утренняя
зарядка, бодрящая зарядка после дневного сна, подвижные игры, физкультур-
ные упражнения, прогулки, спортивные развлечения, лечебная физкультура,
массаж и закаливание, а также воспитание культурно-гигиенических навыков
и представлений о здоровом образе жизни).
Характер решаемых задач позволяет структурировать содержание обра-
зовательной области «Физическое развитие» по следующим разделам:
1) физическая культура;
2) представления о здоровом образе жизни и гигиене.
Образовательную деятельность в рамках образовательной области «Фи-
зическое развитие» проводят воспитатели, инструктор по физической культуре,
согласуя ее содержание с медицинскими работниками. Активными участника-
ми образовательного процесса в области «Физическое развитие» должны стать
родители детей, а также все остальные специалисты, работающие с детьми.
В работе по физическому развитию детей с ТНР помимо образовательных
задач, соответствующих возрастным требованиям образовательного стандарта,
решаются развивающие, коррекционные и оздоровительные задачи, направлен-
ные на воспитание у детей представлений о здоровом образе жизни, приобще-
ние их к физической культуре.
Задачи образовательной области «Физическое развитие» решаются в ходе
непосредственной образовательной деятельности по физическому развитию,
утренней гимнастики, прогулок, физкультурных досугов и праздников; в про-
цессе проведения оздоровительных мероприятий (занятий лечебной физкульту-
рой, массажа, закаливающих процедур); в совместной деятельности детей
со взрослыми по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков
самообслуживания; на музыкальных занятиях (музыкально-дидактических,
в имитационных играх, играх с воображаемыми объектами, при выполнении
музыкально-ритмических движений и т. д.); в играх и упражнениях, направлен-
ных на сенсомоторное развитие; в специальных играх и упражнениях, в про-
цессе которых воспроизводятся основные движения, формируются естествен-
ные жесты, мимика; в подвижных играх и подвижных играх с музыкальным со-
провождением; в индивидуальной коррекционной, в том числе логопедической,
работе с детьми с ТНР.
В логике построения «Программы» образовательная область «Физическое
развитие» должна стать интегрирующей сенсорно-перцептивное и моторно-
двигательное развитие детей.
2. Содержание физического развития детей среднего дошкольного
возраста
Задачи образовательной области «Физическое развитие» для детей с ТНР
решаются в разнообразных формах работы. Характер решаемых задач позволя-
ет структурировать содержание образовательной области «Физическое разви-
тие» по следующим разделам: 1) физическая культура; 2) представления о здо-
ровом образе жизни и гигиене.
Образовательную деятельность в рамках образовательной области прово-
дят воспитатели, инструктор по физической культуре, согласуя ее содержание
с медицинскими работниками. Активными участниками образовательного про-
цесса должны стать родители, а также все остальные специалисты, работающие
с детьми.
Реализация содержания образовательной области помимо непосредствен-
но образовательных задач, соответствующих возрастным требованиям образо-
вательного стандарта, предполагает решение развивающих, коррекционных
и оздоровительных задач, воспитание у детей представлений о здоровом образе
жизни, приобщение их к физической культуре.
В этот период реализация задач образовательной области «Физическое
развитие» должна стать прочной основой, интегрирующей сенсорно-
перцептивное и моторно-двигательное развитие детей с нарушением речи
3. Содержание физического развития детей старшего дошкольного
возраста
В ходе физического воспитания детей с ТНР большое значение приобре-
тает формирование у детей осознанного понимания необходимости здорового
образа жизни, интереса и стремления заниматься спортом, желания участвовать
в подвижных и спортивных играх со сверстниками и самим организовывать их.
На занятиях физкультурой реализуются принципы ее адаптивности, кон-
центричности в выборе содержания работы. Этот принцип обеспечивает непре-
рывность, преемственность в обучении и воспитании. В структуре каждого
заня-
тия выделяются разминочная, основная и релаксационная части. В процессе раз-
минки мышечно-суставной аппарат ребенка подготавливается к активным физи-
ческим нагрузкам, которые предполагаются в основной части занятия. Релакса-
ционная часть помогает детям самостоятельно регулировать свое психоэмоцио-
нальное состояние и нормализовать процессы возбуждения и торможения.
Продолжается физическое развитие детей (объем движений, сила, лов-
кость, выносливость, гибкость, координированность движений). Потребность
в ежедневной осознанной двигательной деятельности формируется у детей
в различные режимные моменты: на утренней зарядке, на прогулках, в самосто-
ятельной деятельности, во время спортивных досугов и т. п.
Физическое воспитание связано с развитием музыкально-ритмических
движений, с занятиями логоритмикой, подвижными играми. Кроме этого, про-
водятся лечебная физкультура, массаж, различные виды гимнастик (глазная,
адаптационная, корригирующая, остеопатическая), закаливающие процедуры,
подвижные игры, игры со спортивными элементами, спортивные праздники
и развлечения. При наличии бассейна детей обучают плаванию, организуя
в бассейне спортивные праздники и другие спортивные мероприятия.
Продолжается работа по формированию правильной осанки, организо-
ванности, самостоятельности, инициативы. Во время игр и упражнений дети
учатся соблюдать правила, участвуют в подготовке и уборке места проведения
занятий. Взрослые привлекают детей к посильному участию в подготовке физ-
культурных праздников, спортивных досугов, создают условия для проявления
их творческих способностей в ходе изготовления спортивных атрибутов и т. д.
В этот возрастной период в занятия с детьми с ТНР вводятся комплексы
аэробики, а также различные импровизационные задания, способствующие раз-
витию двигательной креативности детей.
Для организации работы с детьми активно используется время, преду-
смотренное для их самостоятельной деятельности. На этой ступени обучения
важно вовлекать детей с ТНР в различные игры-экспериментирования, викто-
рины, игры-этюды, жестовые игры, предлагать им иллюстративный и аудиаль-
ный материал и т. п., связанный с личной гигиеной, режимом дня, здоровым
образом жизни.
В этот период педагоги разнообразят условия для формирования у детей
правильных гигиенических навыков, организуя для этого соответствующую
безопасную, привлекательную для детей, современную, эстетичную бытовую
среду. Детей стимулируют к самостоятельному выражению своих потребно-
стей, к осуществлению процессов личной гигиены, их правильной организации
(умывание, мытье рук, уход за своим внешним видом, использование носового
платка, салфетки, столовых приборов, уход за полостью рта, соблюдение режи-
ма дня, уход за вещами и игрушками).
В этот период является значимым расширение и уточнение представле-
ний детей с ТНР о человеке (себе, сверстнике и взрослом), об особенностях
внешнего вида здорового и заболевшего человека, об особенностях своего здо-
ровья. Взрослые продолжают знакомить детей на доступном их восприятию
уровне со строением тела человека, с назначением отдельных органов и систем,
а также дают детям элементарные, но значимые представления о целостности
организма. В этом возрасте дети уже достаточно осознанно могут восприни-
мать информацию о правилах здорового образа жизни, важности их соблюде-
ния для здоровья человека, о вредных привычках, приводящих к болезням. Со-
держание раздела интегрируется с образовательной областью «Социально-
коммуникативное развитие», формируя у детей представления об опасных и
безопасных для здоровья ситуациях, а также о том, как их предупредить и как
вести себя в случае их возникновения. Очень важно, чтобы дети усвоили рече-
вые образцы того, как надо позвать взрослого на помощь в обстоятельствах не-
здоровья.
Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его
речь. По мере овладения ребенком двигательными навыками у него развивается
и координация движений. Формирование движений происходит при участии
речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, го-
ловы подготавливает и совершенствование движений артикулярных органов:
губ, языка, нижней челюсти и т. д. Для детей с речевыми нарушениями прого-
варивание стихов и другого речевого материала одновременно с движениями
дает ряд преимуществ: речь ритмизуется движениями, становится более гром-
кой, четкой и эмоциональной.
Установлено, что на формирование речи влияют такие факторы, как мо-
торика мелких мышц кисти, координационные способности; дыхание, осанка,
фонематический слух (т. е. четкое представление ребенком звуковой структуры
слова), четкость артикуляции (или звукопроизношения), зрительно-дви-
гательная координация. Для успешной коррекции речевых нарушений недоста-
точно усилий логопеда, здесь необходимо сочетание элементов речевой подго-
товки с развитием двигательных способностей детей.
В подвижных играх создаются благоприятные условия для развития тех
способностей, от которых зависит формирование правильной речи.
Поэтому главными педагогическими задачами являются следующие:
развивать моторику мелких мышц кисти;
развивать координационные способности;
совершенствовать функцию дыхания в процессе выполнения физиче-
ских упражнений;
формировать осанку и предупреждать ее нарушение;
развивать устную речь при выполнении физических упражнений;
формировать фонематический слух при помощи физических упраж-
нений в процессе игры;
47
формировать четкость артикуляции в процессе выполнения физиче-
ских упражнений;
формировать зрительно-двигательную координацию в процессе вы-
полнения физических упражнений._