Напоминание

"Использование средств адаптивной физической культуры в образовательном процессе детей с нарушениями речи."


Автор: Шитова Мария Андреевна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад №137 Комбинированного вида Выборгского района
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: "Использование средств адаптивной физической культуры в образовательном процессе детей с нарушениями речи."
Раздел: дошкольное образование





Назад




Использование средств адаптивной физической культуры

в образовательном процессе детей с тяжелыми нарушениями речи

Дети с нарушениями речи ограничены в первую очередь в речевом обще-

нии. Нарушения эти весьма разнообразны. К тяжелым относят афазию, алалию,

ринолалию, дизартрию, выраженные формы заикания.

При таких заболеваниях, как детский церебральный паралич, умственная

отсталость, задержка психического развития, нарушения слуха, нарушения ре-

чи встречаются в виде вторичных и имеют менее выраженный характер. В лю-

бом случае нарушение касается компонентов языковой системы: фонетики,

лексики, грамматики. Такие дети неверно произносят звуки, не различают на

слух и в произношении близкие по звучанию звуки (б–п, в–ф, м–мь, д–дь), ис-

кажают слоговую структуру слов, не могут воспроизвести ряд слов, близких по

звучанию (кот – кит – ток, бык – бак – бок). Наиболее характерные лексические

трудности касаются называния частей предметов и объектов (кабина, сиденье,

фундамент, подъезд); глаголов, выражающих оттенки действия (лакает, лижет,

грызет, откусывает — все выражается словом «ест»); приставочных глаголов

(подплыл, переплыл, всплыл); антонимов (гладкий – шершавый, глубокий –

мелкий); относительных прилагательных (шерстяной, глиняный, песчаный).

Поэтому у таких детей низкий словарный запас.

Л. С. Выгодский указывал на огромную роль устной речи в развитии

и воспитании аномальных детей, поскольку речь является средством накопле-

ния социального опыта и участия в социальной жизни. Часто дефекты речи тя-

жело сказываются на общем развитии ребенка, не позволяя ему полноценно

общаться и играть со сверстниками, затрудняют познание окружающего мира,

отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка.

При организации образовательного процесса детей с тяжелыми наруше-

ниями речи (далее — ТНР) должны создаваться условия, способствующие

устранению или минимизации первичного дефекта, нормализации моторной

сферы, состояния высшей нервной деятельности, соматического здоровья.

В области физического развития ребенка основными задачами образова-

тельной деятельности являются создание условий для:

- становления у детей ценностей здорового образа жизни;

- овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жиз-

ни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полез-

ных привычек и др.);

- развития представлений о своем теле и своих физических возможностях;

- приобретения двигательного опыта и совершенствования двигательной

активности;

- формирования начальных представлений о некоторых видах спорта,

овладения подвижными играми с правилами.

В сфере становления у детей ценностей здорового образа жизни взрослые

способствуют развитию у детей ответственного отношения к своему здоровью.

Они рассказывают детям о том, что может быть полезно и что вредно для их

организма, помогают детям осознать пользу здорового образа жизни, со-

блюдения его элементарных норм и правил, в том числе правил здорового пи-

тания, закаливания и пр. Взрослые способствуют формированию полезных

навыков и привычек, нацеленных на поддержание собственного здоровья, в том

числе формированию гигиенических навыков. Создают возможности для ак-

тивного участия детей в оздоровительных мероприятиях.

В сфере совершенствования двигательной активности детей, развития

представлений о своем теле и своих физических возможностях, формировании

начальных представлений о спорте взрослые уделяют специальное внимание

развитию у ребенка представлений о своем теле, произвольности действий

и движений ребенка.

Для удовлетворения естественной потребности детей в движении взрос-

лые организуют пространственную среду с соответствующим оборудованием

как внутри помещения, так и на внешней территории (горки, качели и т. п.); по-

движные игры (как свободные, так и по правилам), занятия, которые способ-

ствуют получению детьми положительных эмоций от двигательной активности,

развитию ловкости, координации движений, силы, гибкости, правильного фор-

мирования опорно-двигательной системы детского организма.

Взрослые поддерживают интерес детей к подвижным играм, занятиям

на спортивных снарядах, упражнениям в беге, прыжках, лазании, метании и др.;

побуждают детей выполнять физические упражнения, способствующие разви-

тию равновесия, координации движений, ловкости, гибкости, быстроты.

Взрослые проводят физкультурные занятия, организуют спортивные игры

в помещении и на воздухе, спортивные праздники; развивают у детей интерес

к различным видам спорта, предоставляют детям возможность кататься

на коньках, лыжах, ездить на велосипеде, плавать, заниматься другими видами

двигательной активности.

Описание образовательной деятельности по направлению «Физиче-

ское развитие» представлено в содержательном разделе ПАООП дошколь-

ного образования детей с ТНР [9]:

1. Содержание физического развития детей младшего дошкольного

возраста

Задачи образовательной области «Физическое развитие» для детей с ТНР

решаются в разнообразных формах работы (занятие физкультурой, утренняя

зарядка, бодрящая зарядка после дневного сна, подвижные игры, физкультур-

ные упражнения, прогулки, спортивные развлечения, лечебная физкультура,

массаж и закаливание, а также воспитание культурно-гигиенических навыков

и представлений о здоровом образе жизни).

Характер решаемых задач позволяет структурировать содержание обра-

зовательной области «Физическое развитие» по следующим разделам:

1) физическая культура;

2) представления о здоровом образе жизни и гигиене.

Образовательную деятельность в рамках образовательной области «Фи-

зическое развитие» проводят воспитатели, инструктор по физической культуре,

согласуя ее содержание с медицинскими работниками. Активными участника-

ми образовательного процесса в области «Физическое развитие» должны стать

родители детей, а также все остальные специалисты, работающие с детьми.

В работе по физическому развитию детей с ТНР помимо образовательных

задач, соответствующих возрастным требованиям образовательного стандарта,

решаются развивающие, коррекционные и оздоровительные задачи, направлен-

ные на воспитание у детей представлений о здоровом образе жизни, приобще-

ние их к физической культуре.

Задачи образовательной области «Физическое развитие» решаются в ходе

непосредственной образовательной деятельности по физическому развитию,

утренней гимнастики, прогулок, физкультурных досугов и праздников; в про-

цессе проведения оздоровительных мероприятий (занятий лечебной физкульту-

рой, массажа, закаливающих процедур); в совместной деятельности детей

со взрослыми по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков

самообслуживания; на музыкальных занятиях (музыкально-дидактических,

в имитационных играх, играх с воображаемыми объектами, при выполнении

музыкально-ритмических движений и т. д.); в играх и упражнениях, направлен-

ных на сенсомоторное развитие; в специальных играх и упражнениях, в про-

цессе которых воспроизводятся основные движения, формируются естествен-

ные жесты, мимика; в подвижных играх и подвижных играх с музыкальным со-

провождением; в индивидуальной коррекционной, в том числе логопедической,

работе с детьми с ТНР.

В логике построения «Программы» образовательная область «Физическое

развитие» должна стать интегрирующей сенсорно-перцептивное и моторно-

двигательное развитие детей.

2. Содержание физического развития детей среднего дошкольного

возраста

Задачи образовательной области «Физическое развитие» для детей с ТНР

решаются в разнообразных формах работы. Характер решаемых задач позволя-

ет структурировать содержание образовательной области «Физическое разви-

тие» по следующим разделам: 1) физическая культура; 2) представления о здо-

ровом образе жизни и гигиене.

Образовательную деятельность в рамках образовательной области прово-

дят воспитатели, инструктор по физической культуре, согласуя ее содержание

с медицинскими работниками. Активными участниками образовательного про-

цесса должны стать родители, а также все остальные специалисты, работающие

с детьми.

Реализация содержания образовательной области помимо непосредствен-

но образовательных задач, соответствующих возрастным требованиям образо-

вательного стандарта, предполагает решение развивающих, коррекционных

и оздоровительных задач, воспитание у детей представлений о здоровом образе

жизни, приобщение их к физической культуре.

В этот период реализация задач образовательной области «Физическое

развитие» должна стать прочной основой, интегрирующей сенсорно-

перцептивное и моторно-двигательное развитие детей с нарушением речи

3. Содержание физического развития детей старшего дошкольного

возраста

В ходе физического воспитания детей с ТНР большое значение приобре-

тает формирование у детей осознанного понимания необходимости здорового

образа жизни, интереса и стремления заниматься спортом, желания участвовать

в подвижных и спортивных играх со сверстниками и самим организовывать их.

На занятиях физкультурой реализуются принципы ее адаптивности, кон-

центричности в выборе содержания работы. Этот принцип обеспечивает непре-

рывность, преемственность в обучении и воспитании. В структуре каждого

заня-

тия выделяются разминочная, основная и релаксационная части. В процессе раз-

минки мышечно-суставной аппарат ребенка подготавливается к активным физи-

ческим нагрузкам, которые предполагаются в основной части занятия. Релакса-

ционная часть помогает детям самостоятельно регулировать свое психоэмоцио-

нальное состояние и нормализовать процессы возбуждения и торможения.

Продолжается физическое развитие детей (объем движений, сила, лов-

кость, выносливость, гибкость, координированность движений). Потребность

в ежедневной осознанной двигательной деятельности формируется у детей

в различные режимные моменты: на утренней зарядке, на прогулках, в самосто-

ятельной деятельности, во время спортивных досугов и т. п.

Физическое воспитание связано с развитием музыкально-ритмических

движений, с занятиями логоритмикой, подвижными играми. Кроме этого, про-

водятся лечебная физкультура, массаж, различные виды гимнастик (глазная,

адаптационная, корригирующая, остеопатическая), закаливающие процедуры,

подвижные игры, игры со спортивными элементами, спортивные праздники

и развлечения. При наличии бассейна детей обучают плаванию, организуя

в бассейне спортивные праздники и другие спортивные мероприятия.

Продолжается работа по формированию правильной осанки, организо-

ванности, самостоятельности, инициативы. Во время игр и упражнений дети

учатся соблюдать правила, участвуют в подготовке и уборке места проведения

занятий. Взрослые привлекают детей к посильному участию в подготовке физ-

культурных праздников, спортивных досугов, создают условия для проявления

их творческих способностей в ходе изготовления спортивных атрибутов и т. д.

В этот возрастной период в занятия с детьми с ТНР вводятся комплексы

аэробики, а также различные импровизационные задания, способствующие раз-

витию двигательной креативности детей.

Для организации работы с детьми активно используется время, преду-

смотренное для их самостоятельной деятельности. На этой ступени обучения

важно вовлекать детей с ТНР в различные игры-экспериментирования, викто-

рины, игры-этюды, жестовые игры, предлагать им иллюстративный и аудиаль-

ный материал и т. п., связанный с личной гигиеной, режимом дня, здоровым

образом жизни.

В этот период педагоги разнообразят условия для формирования у детей

правильных гигиенических навыков, организуя для этого соответствующую

безопасную, привлекательную для детей, современную, эстетичную бытовую

среду. Детей стимулируют к самостоятельному выражению своих потребно-

стей, к осуществлению процессов личной гигиены, их правильной организации

(умывание, мытье рук, уход за своим внешним видом, использование носового

платка, салфетки, столовых приборов, уход за полостью рта, соблюдение режи-

ма дня, уход за вещами и игрушками).

В этот период является значимым расширение и уточнение представле-

ний детей с ТНР о человеке (себе, сверстнике и взрослом), об особенностях

внешнего вида здорового и заболевшего человека, об особенностях своего здо-

ровья. Взрослые продолжают знакомить детей на доступном их восприятию

уровне со строением тела человека, с назначением отдельных органов и систем,

а также дают детям элементарные, но значимые представления о целостности

организма. В этом возрасте дети уже достаточно осознанно могут восприни-

мать информацию о правилах здорового образа жизни, важности их соблюде-

ния для здоровья человека, о вредных привычках, приводящих к болезням. Со-

держание раздела интегрируется с образовательной областью «Социально-

коммуникативное развитие», формируя у детей представления об опасных и

безопасных для здоровья ситуациях, а также о том, как их предупредить и как

вести себя в случае их возникновения. Очень важно, чтобы дети усвоили рече-

вые образцы того, как надо позвать взрослого на помощь в обстоятельствах не-

здоровья.

Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его

речь. По мере овладения ребенком двигательными навыками у него развивается

и координация движений. Формирование движений происходит при участии

речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, го-

ловы подготавливает и совершенствование движений артикулярных органов:

губ, языка, нижней челюсти и т. д. Для детей с речевыми нарушениями прого-

варивание стихов и другого речевого материала одновременно с движениями

дает ряд преимуществ: речь ритмизуется движениями, становится более гром-

кой, четкой и эмоциональной.

Установлено, что на формирование речи влияют такие факторы, как мо-

торика мелких мышц кисти, координационные способности; дыхание, осанка,

фонематический слух (т. е. четкое представление ребенком звуковой структуры

слова), четкость артикуляции (или звукопроизношения), зрительно-дви-

гательная координация. Для успешной коррекции речевых нарушений недоста-

точно усилий логопеда, здесь необходимо сочетание элементов речевой подго-

товки с развитием двигательных способностей детей.

В подвижных играх создаются благоприятные условия для развития тех

способностей, от которых зависит формирование правильной речи.

Поэтому главными педагогическими задачами являются следующие:



развивать моторику мелких мышц кисти;



развивать координационные способности;



совершенствовать функцию дыхания в процессе выполнения физиче-

ских упражнений;



формировать осанку и предупреждать ее нарушение;



развивать устную речь при выполнении физических упражнений;



формировать фонематический слух при помощи физических упраж-

нений в процессе игры;

47



формировать четкость артикуляции в процессе выполнения физиче-

ских упражнений;



формировать зрительно-двигательную координацию в процессе вы-

полнения физических упражнений._



В раздел образования