Автор: Перекрестова Елена Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: Школа № 853 корпус 904А Населённый пункт: город Москва Наименование материала: дидактический материал Тема: История Нового года, Деда Мороза и Снегурочки Раздел: дошкольное образование
Государственное бюджетное образовательное учреждение г. Москвы
Школа № 853, дошкольное отделение корпус № 904 А
Дидактический материал
«История Нового года,
Деда Мороза и Снегурочки»
Подготовила воспитатель
Перекрестова Е.В.
г. Москва
2016г.
Новый год - это праздник, который чудесным образом соединяет прошлое,
настоящее и будущее, светлые мечты и новые цели; его безудержное веселье
и тихая грусть, сожаление о быстро проходящем времени и устремленность в
будущее.
История Нового Года насчитывает
около 25 веков.
По мнению ученых, обычай этот впервые родился в Месопотамии , где в
конце IV тысячелетия до нашей эры родилась цивилизация. Древние народы
праздновали Новый Год в марте. Именно в марте начинались полевые работы,
и древние римляне считали март первым месяцем года. Только в 46 году до
н.э. римский император Юлий Цезарь перенес начало года на 1 января.
В
глубокой
древности
Новый
год
чаще
всего
связывали
с
весной
–
началом возрождения природы и ожиданием нового урожая. Поэтому на Руси
Новый
год
отмечали 1 марта . В XIV веке Московский церковный собор
постановил считать началом Нового года 1 сентября согласно греческому
календарю. И только в 1699 году Пётр I , возвратившись из путешествия по
Европе, специальным указом, повелел «впредь лета исчислять» с 1 января :
«Поелику в России считают Новый год по-разному, с сего числа перестать
дурить головы людям и считать Новый год повсеместно с первого января. А в
знак доброго начинания и веселья поздравить друг друга с Новым годом,
желая в делах благополучия и в семье благоденствия. В честь Нового года
учинять украшения из елей, детей забавлять, на санках катать с гор. А
взрослым людям пьянства и мордобоя не учинять – на то других дней
хватает».
Этот
праздник
с
елкой
(хотя
при
Петре
Великом
елку
не
украшали,
а
украшали
лапы,
веточки),
украшениями,
карнавалами
очень
полюбились
русскому народу. Теперь это один из самых любимых наших праздников. А
знаете ли вы, что раньше, за место елки украшали другие деревья. Это были
вишни, специально выращенные в кадках. Но и традиция украшать елку тоже
велика, свыше 2000 лет. Раньше люди считали, что все деревья наделены
добрыми силами, что в них живут добрые духи. И развешивая на деревьях
угощения - подарки, пытались задобрить этих духов. Ну а уж вечнозеленая
ель
занимала
особое
место
среди
всех
деревьев.
Она
была
священным
центром,
"мировым
древом",
символизирующим
саму
жизнь
и
новое
возрождение из темноты и мрака. Раньше вместо игрушек вешали на деревья
плоды разных деревьев, вот например:
яблоки - символ плодородия
орехи - непостижимость божественного промысла
2
яйца - символ развивающейся жизни, гармонии и полного благополучия.
К
концу XIX века ёлки стали главным украшением и городских и деревенских
домов и в XX веке были неотделимы от зимних праздников вплоть до 1918
года, когда из-за принадлежности украшенной елки к Рождеству (то есть
религии церкви) она была запрещена на целых 17 лет (до 1935). И только в
1949 году 1 января стал нерабочим днем. Так что ставить елочки в домах это
не такое уж и древнее изобретение, как может показаться. Ему у нас на Руси
лет 60-65 (не больше).
Девушки, убираясь 31 декабря, мели тщательно под столом, если попадалось
хлебное зерно – к замужеству; а чтобы весь год были обновы, 1 января
надевали
все
самое
лучшее
и
в
продолжение
дня
несколько
раз
переодевались. Второго января крестьяне совершали обряд – оберег дома.
Издревле в России существует несколько новогодних примет:
если случилось что-нибудь с человеком на Новый год, то же будет с
ним все двенадцать месяцев;
не делай тяжелую и грязную работу – иначе весь год будет в тяжком
труде без отдыха;
не отдавай долгов – весь год расплачиваться.
3
История Деда Мороза
Предками Деда Мороза в одних
Странах считают местных гномов. В
других – средневековых странствующих
жонглеров, которые распевали
рождественские песни, или бродячих
продавцов детских игрушек. Существует
мнение, что среди родственников Деда
Мороза значится восточнославянский
дух холода Трескун, он же Студенец,
Мороз. Образ Деда Мороза складывался
веками, и каждый народ вносил в его
историю что-то свое. Но среди предков
старца был, оказывается, и вполне
реальный человек. В IV веке в городе
Патара, что на побережье тёплого
Средиземного моря, в семье состоятельных родителей родился мальчик.
Назвали
его
Николаем.
Юноша
отличался
скромностью
и
трудолюбием.
Впоследствии ему оказали высокую честь – назначили епископом города
Миры Ликийские.
Николай Мирликийский всегда старался помочь бедным и несчастным.
Однажды он прослышал о трёх славных девушках, которые не могли выйти
замуж из-за того, что у родителей не было денег на приданое. И тогда
Николай тайно, под покровом ночи пробрался к дому сестёр, поднялся на
крышу и бросил через трубу очага три кошелька, наполненные золотом.
Кошельки
попали
в
развешенные
у
огня
для
просушки
чулки
девушек.
Проснувшись
утром,
сёстры
не
могли
поверить своему счастью…
О Святом Николае сохранилось множество и
других прекрасных преданий. После смерти
Николая объявили святым, в память о нём
была построена церковь. Слава о добром и
щедром Николае Мирликийском разнеслась
по многим и многим городам и странам. В
его честь стали сооружать новые церкви и
храмы. И даже праздник особый придумали
– день Святого Николая.
Этот день, 6 декабря (по другому источнику
19 декабря), с полным правом можно назвать
Днём веселья и Подарков. А происходило
это
так:
выбирали
человека,
которого
4
одевали
в
епископские
одежды.
Он
должен
был
изображать
Святого
Николая. В окружении многолюдной толпы Николай шествовал по улицам, а
ребятишки норовили подскочить к нему поближе, чтобы получить какой-
нибудь подарок.
Но подступиться к главному герой праздника было чрезвычайно трудно. Со
всех сторон его окружали переодетые в чертенят весельчаки, которые ловили
маленьких озорников и не подпускали к доброму епископу. Однако, в конце
концов,
детвора
пробиралась
к
Святому
Николаю.
И
он,
конечно
же,
одаривал их подарками из своего заплечного мешка. После введения нового
календаря святой стал приходить к детям на Рождество, а потом и в Новый
год.
Костюм
Санта-Клауса
тоже
появился
не
сразу. Сначала его изображали в плаще. К
началу
XIX
века
голландцы
рисовали
его
стройным
курильщиком
трубки,
умело
прочищающим дымоходы, через которые он
забрасывал детям подарки. В конце того же
века его одели в красную шубу, отороченную
мехом. В 1860 году американский художник
Томас Найт украсил Санту бородой, а вскоре
англичанин Тенниел создал образ
добродушного толстяка. С таким персонажем
все мы хорошо знакомы.
В
последние
годы
Санта
стал
вести
здоровый
образ
жизни
и
даже
отказался
от
своей
традиционной
трубки.
Путешествует
он
на
тройке
оленей, в дом проникает через дымоход, а подарки подбрасывает в башмаки
и чулки, оставленные возле камина.
Везде доброго старика называют по-разному, в Англии и Америке - Санта-
Клаус, а у нас - Дед Мороз.
Кто он такой - наш старый друг и добрый
волшебник
Дед
Мороз?
Наш
Мороз
-
персонаж славянского фольклора. Его прямым
предком
значится
восточнославянский
дух
холода
Трескун
(Студенец,
Мороз)
-
герой
русских народных сказок Морозко или Мороз
красный нос, хозяин погоды, зимы и мороза.
Изначально его называли Дедом Трескуном и
представляли маленьким старичком с длинной
бородой
и
суровым
как
русские
морозы
нравом. С ноября по март Дед Трескун был
полновластным
хозяином
на
земле.
Даже
5
солнце
его
боялось!
Он
был
женат
на
презлющей
особе
–
Зиме.
Деда
Трескуна или Деда Мороза отождествляли также с первым месяцем года –
серединой зимы – январем. Холоден и студен первый месяц года – царь
морозов, корень зимы, ее государь. Он строгий, льдистый, ледяной, пора
снеговеев. В народе про январь говорят и так: огневик и студень, снеговик и
трескун, лютый и лютовей.
С
тех
пор,
как
в
России
начали
отмечать
Новый
Год,
в
домах
стал
появляться старый дед, с бородой, в
валенках. В одной руке он нес мешок с
подарками, а в другой – палку. Тогда
Д е д
М о р о з н е
б ы л
в е с е л ы м
старичком, который распевал песенки.
Подарки
он,
конечно
же,
дарил,
но
только самым умным и послушным, а
остальным
хорошенько
доставалось
палкой.
Но
годы
шли,
и Дед Мороз
старел и добрел: перестал раздавать тумаки, а стал просто запугивать плохих
детей страшными сказками. Но в наше время Дед
Мороз уже никого не
наказывает и не пугает, а только раздает подарки и веселит всех у новогодней
елки. Палка превратилась в волшебный посох, который не только отогревает
все
живое
в
лютые
морозы,
но
и
помогает
Дедушке
Морозу
играть
с
детишками в разные забавные игры. Со временем у Дедушки появилась
внучка
–
Снегурочка,
которая
стала
помогать
разносить
подарки
и
рассказывать сказки.
Как видно, происхождение русского Деда Мороза в корне отличается от
европейского Санта Клауса. Если Санта Клаус был реальной исторической
личностью, которую за добрые дела возвели в ранг святых, то русский Дед
Мороз
–
скорей
языческий
дух,
персонаж
народных
поверий
и
сказок.
Несмотря на то, что современный образ Деда Мороза сформировался уже под
влиянием европейского новогоднего персонажа, большинство характерных
русских черт осталось. И по сей день русский Дедушка Мороз ходит в
длинной
шубе,
валенках
и
с
посохом.
Он
предпочитает
передвигаться
пешком,
по
воздуху,
или
на
санях,
запряженных
резвой
тройкой.
Его
постоянная спутница – внучка Снегурочка. Дед Мороз играет с детьми в игру
“Заморожу”, и прячет в новогоднюю ночь подарки под елкой.
Коллеги Деда Мороза
У каждого уважающего себя профессионала, коим является и Дед Мороз,
обязательно
есть
коллеги.
Люди,
мало
сведущие
в
вопросах
образов
и
родословных новогодних персонажей, обычно считают, что всё это один
новогодний супер-волшебник. А потому безжалостно переводят Santa Claus
как Дед Мороз и наоборот. Уверяем Вас, у Деда Мороза столько же общего с
6
Санта
Клаусом
как,
например,
у
Останкинской
телебашни и Эйфилевой. Не верите? Судите сами ...
Здесь собраны имена и описания коллег Деда Мороза
п о
н о в о г о д н е м у
р е м е с л у .
Joulupukki
(Йоулупукки
-
«лесной
человек»
-
«рождественский козёл» - «рождественский дед») -
Финляндия.
Седые
волосы,
опрятная
борода
и
усы.
Красные
куртка, штаны и шапка-колпак. Тёмный кожаный пояс.
Обязательно
-
очки.
Живёт
на
горе
Корвантунтури
(«гора-ухо»)
не
то
в
избушке,
не
то
в
самой
горе.
Вместе с ним живёт жена Муори (Мария) и гномы. В
стародавние времена ходил под Рождество по домам
(колядовал),
угощал
послушных
детей
и
наказывал
непослушных (для чего носил с собой розги). В последствии воспитательный
аспект образа был утерян. Современный образ и легенда во многом взяты с
А м е р и к а н с к о г о
С а н т а
К л а у с а .
Популярен в Финляндии и ряде Скандинавских
с
т
р
а
н
.
В
Чехии
и
Словакии
два
новогодних
персонажа – Микулаш и Ежишек. Микулаш
приходит в ночь с 5 на 6 декабря, накануне дня
Святого Николая. Внешне похож на Российского
Деда Мороза: та же длинная шуба, шапка, посох
с
закрученным
в
спираль
верхом.
Только
подарки он приносит не в мешке, а в заплечном
коробе. Да и сопровождает его не Снегурочка, а
ангел
в
белоснежной
одежде
и
лохматый
чертёнок.
Послушных
детей
Микулаш
всегда
рад
одарить
апельсином,
яблоком
или
какой-
нибудь сладостью, а озорников – картофелиной
или куском угля. Поляки считают, что у Микулаша есть
дочка
по
имени
Снежинка,
но,
в
отличие
от
нашей
Снегурочки, в новогодних странствиях отца
( Микулаш) она участия не принимает: ей
положено
сидеть
дома
и
вязать
для
земли
снежный
покров. Ежишека
никто
никогда
не
видел
и
ничего
определенного о его внешности не знает. Просто это
очень скромный персонаж, который не хочет, чтобы его
видели!Тем не менее, именно он – основной виновник
новогодних торжеств в Чехии. Потому что Ежишек – это
чешское имя младенца Иисуса.
7
Морозов!) несказанно повезло: у них целых два Деда Мороза. Сутулый дед с
шишковатым носом – Юлтомтен (Юль Томтен, Юль Темтен, Йолотомтен,
Юлеманден) живёт в заповедном лесу, окружённом живописными озёрами и
долинами. В сотворении рождественских чудес ему ( Sinter Klaas)
помогают снеговик Дасти, озорные мыши, принц с принцессой, ведьмы,
Король со Снежной Королевой и, конечно же, вездесущие эльфы, которые
дни и ночи проводят в своей маленькой шахте, постоянно добывая золото для
ёлочных украшений и подарков. Поэтому, когда приедете к Юлю Темтену в
гости, смотрите под ноги – эльфы постоянно снуют по лесным тропинкам. Не
наступите! (А лучше в рождественскую ночь приготовьте для них что-нибудь
вкусненькое). Когда часы бьют полночь, шведы бросают серпантин, дудят в
дудки,
кричат,
шумят...
Карлик Юлниссаар
(Юлениссе)
-
маленький
старичок, который живет в лесу и ездит на тележке, запряженной лисами.
Целый
год
он
живет
в
избушке
и
мастерит
рожде ственские
подарки,
а
в
д е ка б р е
перебирается поближе к людям и поселяется в
хлеву,
выступая
в
роли
этакого
Домового:
помогает
хозяйке
в
праздничных
хлопотах,
следит за животными и детьми. Одет Юлениссе
как гном: деревянные башмачки, штанишки до
колен,
блуза,
жилет,
гольфы
и
неизменный
колпак. И
тот,
и
другой
Деды
Морозы
под
Новый год ходят по домам и оставляют подарки
на подоконниках.
Василий - Кипр.
П о ж а л у й ,
с а м о е
странное имя новогоднего персонажа. Тем не
ме н е е
д е т и
н а
К и п р е
п и ш у т
с в о е м у
волшебнику:
«Святой
Василий,
приходи,
счастье подари, исполни все мои желанья».
( Василий)
8
Баббо
Натале
(Баббе
Натале)
-
Италия.
Оставляет свои сани на крыше и через
печную трубу проникает в дом, где для
него
оставляют
немного
молока
и
сладо стей
«для
п од к р е п л е н и я » . В
новогодних
путешествиях
Деда
Мороза
с опровожд а ют Снеговики,
зайчики,
лисички,
бурые
и
белые
медвежата,
а
также другие лесные жители и сказочные
персонажи
- все они друзья Дедушки
Мороза и Снегурочки.
Снегурочка - уникальный атрибут образа Деда Мороза. Ни один его из
младших или зарубежных собратьев не имеет такого милого сопровождения.
Образ Снегурочки - символ застывших вод. Это девушка (а не девочка),
одетая
только
в
белые
одежды.
Никакой
иной
цвет
в
традиционной
символике не допускается. Её головной убор - восьмилучевой венец, шитый
серебром
и
жемчугом.
Современный
костюм
Снегурочки
чаще
всего
соответствует
историческому
описанию.
Нарушения
цветовой
гаммы
встречаются
крайне
редко
и,
как
правило,
оправдываются
отсутствием
возможности
изготовить
«правильный»
костюм.
Снегурочка
–
это
литературный
персонаж.
Ровно через 33 года после появления в жизни
россиян героя Деда Мороза, в 1873 году у
него появилась молодая помощница, сначала
позиционировалась как дочка, – Снегурочка.
Это произошло благодаря пьесе Александра
Островского «Снегурочка». Позже писатели
и
по э т ы
пре в рат или
е е
во
в н у ч к у.
Почему — до сих пор неизвестно. Но после
репрессий
1927
–
1935
годов
Снегурочка
надолго
пропала
и
в
качестве
постоянной
спутницы
Деда
она
возродилась
лишь
в
начале
1950-х
благодаря
усилиям
детских
классиков Льва Кассиля и Сергея Михалкова,
которые писали сценарии для кремлевских елок. Место её рождения сегодня
оспаривают два населенных пункта России: Костромская область, где в
имении Щелыково Островский написал свою знаменитую сказку, и Санкт-
Петербург, где создал свою бессмертную оперу Римский-Корсаков.
Откуда родом Дед Мороз
9
Пожалуй, в мире уже не осталось страны, какой-либо регион которой не
претендовал бы на звание родины Деда Мороза. На первых местах здесь,
конечно же, скандинавские страны
- Финляндия, Дания, Норвегия. Но
не
только
-
на
данный
титул
претендовали в разное время даже
Турция
и
Китай.
Россия
в
этом
споре
никак
не
от ст аёт
о т
остальной
планеты.
В
1998
российской родиной Деда Мороза
был
назван
Великий
Устюг
-
древнейший
город
Вологодской
области.
Великий Устюг расположен на северо-востоке Вологодчины у слияния рек
Сухоны и Юга. Это старинный русский город, ровесник Москвы и Вологды -
основан
в
1147
году.
Путешественника
Великий
Устюг
встречает
своим
главным фасадом - набережной с длинной вереницей храмов, колоколен,
невысоких старинных особняков, прихотливо выстроившихся вдоль берега.
Словно сама история города, как молчаливая каменная летопись, безмолвная
и
прекрасная,
смотрится
в
зеркало
речной
воды.
Церковь
Вознесения,
действующая
Церковь
Прокопия
Праведного,
Успенский
собор,
история
которого
насчитывает
более
семи
столетий,
Михайло-Архангельский
монастырь,
Троице-Гледенский
монастырь
семнадцатого
века
-
это
материализованная многовековая жизнь города, позволяющая ему и по сей
день
носить
гордое
звание
Великого.
Так
где
же,
как
не
в
этом
живописнейшем
городке,
пропитанном
духом
землепроходцев
и
первооткрывателей, с глубокими традициями народных ремесел, радушия и
гостеприимства, с неспешным северным нравом и таежными предместьями
д о л ж е н
б ы л
о б о с н о в а т ь с я
р у с с к и й
Д е д
М о р о з ?
В сосновом бору, в пятнадцати километрах от города была построена вотчина
Деда мороза.
Кроме
того,
в
Устюге
была
открыта и его резиденция - лавка
Деда
Мороза,
почта
и
музей,
в
десяти магазинах города открыты
прилавки
с
"дедморозовской"
п р о д у к ц и е й
и
п о с т р о е н
специализированный
магазин
"Берендей".
На
т е р р и то р и и
вотчины
расположен
Дом
Деда
Мороза
и
комфорт абельные
10
коттеджи
с
гостиничными
номерами,
площадки
для
зимних
игр
и
аттракционов, досуговый корпус: сауна, бассейн, каминный зал, бильярд.
Ежегодно
родину
Деда
Мороза
посещают
десятки
тысяч
туристов.
Круглогодичные
программы
приёма
туристов
основаны
на
самых
значительных событиях в жизненном календаре Деда Мороза. В последних
числах декабря он по традиции покидает свою лесную резиденцию для
открытия всех новогодних торжеств и в течение всей зимы радует гостей
подарками и встречами. В конце марта жители Великого Устюга встречают
Весну-красну, и Дед Мороз возвращается в свой лесной дом на покой от
зимних дел и забот, чтобы со своими помощниками отвечать на письма детей
и
готовить
подарки
к
следующему
Новому
году.
В
третий
раз
выходит
властелин зимы для публичного выступления в середине июня, когда город
Великий Устюг празднует свой День рождения. Все перечисленные события
сопровождаются народными гуляниями и праздниками, встречами гостей,
фестивалями
русской
кухни,
включают
в
себя
посещение
вотчины
Деда
Мороза и его офиса, театрализованные представления, конкурсы, культурно-
развлекательные
мероприятия,
фейерверки,
обширную
экскурсионно-
познавательную программу, знакомящую с культурой и традициями русского
Севера.
Ну а самое, пожалуй, главное - это то, что в сказку на земле Великого Устюга
поверили
дети.
Только
за
первый
год
обретения
своей
новой
родины,
устюгский Дед Мороз получил от детей около 260 тысяч писем. А в 2001 году
на
границе
России
и
Финляндии
в
Выборгском
районе
состоялась
историческая встреча: Йолупукки - финского Деда Мороза с российским.
11