Автор: Перфильева Елена Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ 17 "Родничок"
Населённый пункт: Кемеровская область, г. Мыски
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Развитие связаной речи у детей дошкольного возраста в семье. "
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей
Развитие связной речи у детей дошкольного возраста в
семье
Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем
обществе. Речь играет важную роль в жизни человека. Она является
средством общения, средством обмена мыслями людей между собой. Без
этого люди не могли
бы организовывать совместную деятельность,
добиваться
взаимопонимания.
Дети
становятся
застенчивыми,
нерешительным, затрудняются в общении со сверстниками и взрослыми,
если они плохо произносят звуки, не могут строить предложения.
Что же значит умение говорить? Ребенок в повседневной жизни
говорит очень много. Но, когда ему предлагают: «Расскажи, что интересного
ты увидел в зоопарке? Перескажи сказку, рассказ…», — сразу возникают
трудности. Ребенок не умеет видеть и понимать основной сюжет, определять
главных героев, основное действие, время и место происходящего события,
не может четко сформулировать вопрос и ответить на него.
К
5-6
годам
сoвременный
ребенок
должен
уметь
полно
и
последовательно излагать свои мысли, свободно пересказывать рассказы и
сказки, описывать произошедшие события правильно произносить все звуки
и сложные слова.
Связная речь – это развернутое, закoнченное, композиционно и
грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание,
состоящее из ряда логически связанных предложений.
Связная речь предполагает овладение бoгатым словарным запасом
языка, усвоением языковых законов и норм,
умением полно, связно,
последовательно передать содержание готового текста.
Связная речь имеет две формы:
диалогическую (разговор между двумя
или несколькими людьми) и
монологическую (речь одного человека).
Каждая из них имеет свои особенности.
Диалогическая речь побуждает к неполным, односложным ответам.
Основные
черты
диалогической
речи
—
неполные
предложения,
восклицания, междометья, яркая интонационная выразительность, жест,
мимика.
Для диалогической речи особенно важно умение сформулировать и
задать вопрос, в соответствии с услышанным вопросом строить ответ, подать
нужную реплику, дополнить и поправить собеседника, рассуждать, спорить,
отстаивать свое мнение. Совершенствуя диалогическую форму речи,
родителям необходимо много общаться со своим ребенком, обсуждать
события его жизни, жизни семьи.
Монологическая речь требует умения сосредоточить свою мысль на
главном, не увлекаться деталями и в то же время говорить эмоционально,
живо, образно. А также, требует развернутости, полноты и четкости
высказывания. Родители, поддерживая работу, начатую в детском саду по
формированию связной монологической речи, сочиняйте со своим ребенком
сказки и рассказы, придерживаясь структуры текста: начало, середина и
концовка.
Дошкольное учреждение берет на себя большой объем работы по
развитию связной речи и без помощи и участия родителей педагогам не
обойтись.
Основные условия развития ребенка, которые необходимо решать в
семье и дошкольном образовательном учреждении:
Формировать интерес ребенка к художественной литературе.
Нужно научить ребенка слушать. Для этого надо подобрать итересную
и доступную для ребёнка литературу и выразительно ему прочитать.
Не нужно гнаться за внешними эффектами (мой ребенок уже знает
буквы, уже читает и пишет). Очень часто такая торопливость
оборачивается впоследствии трагедией не только для самого ребенка,
но и для родителей и учителей. Это связано с тем, что речевое и
языковое развитие ребенка должно плавно и
целенаправленно
протекать в рамках возрастных возможностей и индивидуальных
особенностей каждого ребенка.
Очень
важно,
проводя
развивающие
занятия
с
детьми
5-6
лет,
стимулировать
речевую
активность
ребёнка,
выразительность
речи,
расширять
словарь,
формировать
способность
к
связному
рассказу,
изложению своих впечатлений и т. д. Эффективнее развитие речевых
навыков будет проходить в свободном общении с ребенком, в творческих
играх.
Для таких упражнений используйте его окружение: вокруг дома, на улице,
в детском саду.
Когда вы вместе с ребенком рассматриваете какой-то
предмет, задавайте ему самые разнообразные вопросы: "Какой он величины?
Какого цвета? Из чего сделан? Для чего нужен?" Из каких частей состоит?
Можно просто спросить: "Какой он?" Так вы побуждаете называть самые
разные признаки предметов, помогаете развитию связной речи.
Названия свойств предметов закрепляются и в словесных играх.
Спросите у ребенка: "Что бывает высоким?" - "Дом, дерево, человек..." - "А
что выше - дерево или человек? Может ли человек быть выше дерева?
Когда?" Или: "Что бывает широким?" - "Река, улица, лента..." - "А что шире -
ручеек или река?" Так дети учатся сравнивать, обобщать, начинают понимать
значение отвлеченных слов "высота", "ширина" и др. Можно использовать
для игры и другие вопросы, которые помогают освоить свойства предметов:
что бывает белым? Пушистым? Холодным? Твердым? Гладким? Круглым?
Само собой разумеется, для развития речи дошкольника трудно
переоценить значение сказок, стихов, других художественных произведений.
Чтение произведений обогащает словарь ребенка, развивает его связную
речь, учит пониманию переносного значения слов. Конечно, происходит все
это
постепенно.
Когда ребенок овладеет умением пересказывать сказки, предложите ему
для пересказа небольшие рассказы с несложным сюжетом. Например,
рассказы Л. Н. Толстого для детей. Очень охотно дети передают сюжеты
мультфильмов, кукольных спектаклей, цирковых представлений, когда
содержание захватывает их эмоционально.
Постепенно подводите ребенка к составлению рассказа по картине.
Сначала с помощью вопросов взрослого, а потом и самостоятельно он начнет
рассказывать о том, что на ней изображено. Используйте для таких занятий и
интересные ребенку игрушки. Четырех пятилетнему малышу
можно
предложить для сравнения две куклы или два автомобиля. Сначала ему
придется внимательно их рассмотреть, а потом уже рассказать, чем они
похожи, а чем отличаются друг от друга. Знайте, описание различий для
многих детей оказывается более простым занятием, чем нахождение сходных
признаков.
Из полученных описаний игрушек можно предложить ребёнку составить
небольшие сюжетные рассказы. Подберите несколько игрушек или картинок,
позволяющих выстроить простую сюжетную линию (например, девочка –
домик- елочка –зайчик- корзинка-тропинка - грибок - ежик...). Спросите, что
могло случиться с девочкой в лесу, кого она встретила, что принесла домой.
Можно предложить свой вариант рассказа, а потом предоставьте малышу
действовать самому. Не страшно, если сначала он просто повторит ваш
рассказ. Постепенно уводите его от подражания. Дети уже могут рассказать
о событиях собственной жизни, о своем личном опыте, причем делать это
очень выразительно.
Попробуйте предложить им помещенные ниже творческие задания.
Рассказы по картинкам»
Хорошо, если вы сможете подобрать несколько картинок, связанных
общим
сюжетом.
Например,
из
детского
журнала
(вроде
"Веселых
картинок").
Сначала
смешайте
эти картинки и предложите малышу
восстановить порядок, чтобы можно было по ним составить рассказ. Если
ребенку трудно на первых порах, задайте несколько вопросов. Не окажется
под рукой такого набора сюжетных картинок - возьмите просто открытку.
Спросите ребенка, что на ней изображено, что происходит сейчас, что могло
происходить до этого, а что будет потом.
«Вспомни случай»
Выберите с ребенком какое-то событие, в котором вы вместе недавно
участвовали. Например, как вы гуляли в парке и смотрели праздничный
салют, встречали бабушку на вокзале, отмечали день рождения... По очереди
рассказывайте друг другу, что видели, что делали. Припоминайте как можно
больше деталей - до тех пор, пока уже не сможете ничего добавить к
сказанному.
«Говорим по-разному»
Попробуйте один и тот же детский стишок прочитать сначала обычным
голосом, потом очень быстро и очень медленно, басом и тоненьким
голоском, делая ударение не на тех словах, на которых нужно. Изменив
интонацию, можно безобидное стихотворение прочитать как страшную
историю или как телевизионный репортаж. Если получится, попробуйте
использовать
иностранный
акцент.
«Бюро путешествий»
Каждый день вы с ребенком отправляетесь по обычному маршруту - в
магазин или детский сад. А что, если попробовать разнообразить свои будни?
Представьте, что вы отбываете в увлекательное путешествие. Обсудите
вместе с малышом, на каком виде транспорта будете путешествовать, что
нужно взять с собой, что за опасности вы встретите по дороге, какие
достопримечательности увидите... Путешествуя, делитесь впечатлениями.
«Истории из жизни»
Дети с удовольствием слушают рассказы о том, что происходило, когда
они были совсем маленькими или когда их вовсе не было на свете. Можно
рассказывать эти истории вечером перед сном, а можно на кухне, когда ваши
руки заняты, а мысли свободны. О чем рассказывать? Например, как вы были
первый раз на море, как вы учились кататься на велосипеде, или как папа
первый раз летал самолетом... Некоторые истории вам придется рассказывать
даже не один раз. Просите и других членов семьи подключиться к игре.
«Мой репортаж»
Вы с ребенком побывали в какой-то поездке только вдвоем, без других
членов семьи. Предложите ему составить репортаж о своем путешествии. В
качестве иллюстраций используйте фотоснимки или видеосюжеты. Дайте
ребенку возможность самому выбрать, о чем рассказывать, без наводящих
вопросов. А вы понаблюдайте за тем, что именно отложилось у него в
памяти, что для него оказалось интересным, важным. Если начнет
фантазировать, не останавливайте. Речь малыша развивается независимо от
того, какие события - реальные или вымышленные - им воспроизводятся.
«Семейное ток-шоу»
Может быть, ребенку понравится идея попробовать себя в роли
телевизионного ведущего? Приготовьте магнитофон или диктофон для
записи, дайте "журналисту" в руки микрофон - и можно начинать интервью с
бабушкой или дедушкой, тетей или сестрой... До начала интервью
подскажите ребенку, какие вопросы можно задать. Например: "Какое у тебя
любимое блюдо?.. А что ты любил есть в детстве?.. Куда бы ты хотел
поехать?"
«Измени песню»
Детям нравится петь о знакомых вещах - о себе и своей семье, о своих
игрушках и о том, что они видели на прогулке... Выберите хорошо известную
песню и предложите ребенку придумать к ней новые слова. Ничего, если
текст будет не слишком связным, много повторений - тоже не страшно.
Рифмы не обязательны. Можете предложить и свой,
вариант текста.
«Чем закончилось?»
Одним из способов развития связной речи может стать просмотр
мультфильмов.
Начните
вместе
с
малышом
смотреть
интересный
мультфильм, а на самом захватывающем месте "вспомните" про неотложное
дело, которое вы должны сделать именно сейчас, но попросите ребенка
рассказать вам позже, что произойдет дальше в мультфильме и чем он
закончится. Не забудьте поблагодарить вашего рассказчика!
Уважаемые родители! Не надо думать, что «в школе научат»,
позаботьтесь, чтобы ваш ребенок пришел в школу с уже хорошо развитой
речью – это намного облегчит ему вступление в школьную жизнь. Не нужно
устраивать школу на дому, а просто играйте с ребенком в развивающие
игры, развивая их речь, мышления, фантазию. Ведь игра – основной вид
деятельности детей. В игре часто, и сложное становится доступным. Не
отвечайте отказом на просьбу детей поиграть, предложите игру сами. Игра с
ребенком, несомненно, доставит радость и удовольствие и вам, оживит вам
интерес к владению бесценным даром слова.
Учитывая
большую
загруженность
родителей
ежедневными
домашними делами и накопленную к концу дня усталость, предлагаем игры
на развитие различных речевых навыков:
Игра «Угадай, что у меня в сумке»
Ребенок должен задавать вопросы, чтобы угадать, что у вас в сумке.
Съедобное или нет? Это фрукт? Это овощ? Это белое? Красное? Это
твердое? Это круглое? Большое? Вкусное? Т.е. вопросы задаются по
величине, по форме, по вкусу, по цвету предмета (можно назвать по
материалу, из которого изготовлен какой-либо предмет).
Игра «Где мы были, вам не скажем, а что делали, покажем»
Надо
имитировать
действие
каких-то
работ.
Например,
чистка
картошки, сбор яблок.
Игра «Так бывает или нет?»
Дети должны заметить верное и неверное, потом сказать «Так бывает»
или «Так не бывает» — доказать, что бывает и что не бывает. Например:
«Летом, когда солнце ярко светило, мы с ребятами вышли на прогулку.
Сделали из снега горку и стали кататься». Ребенок должен отметить: «Так не
бывает. Летом снега нет». Другой вариант: «Наступила зима. Выпало много
снега. Ребята оделись и вышли играть в снежки». Ответ ребенка «Так бывает.
Зимой можно играть в снежки».
Игра «Угадай, что это»
Выбираете любой предмет (можно в квартире) начинаете описывать
этот предмет. Ребенок должен догадаться, о каком предмете вы говорите.
«Оно несъедобное, интересное, бывает с картинками и без картинок». Оно
небольшое, твердое, делается из бумаги. Имеет автора». «Другой предмет –
съедобный, желтый, овальный, кислый…»
Игра «Скажи наоборот»
Если скажу широкая, вы скажете – узкая; если скажу жадный, вы
скажите щедрый; мокрый –сухой; грустный – веселый; доверчивый –
подозрительный; бодрый – сонный; грубый – вежливый; пасмурный – ясный;
сладкий – горький; здоровый – больной; небрежный – аккуратный; гладкий –
шершавый.
Игра «Угощаю»
Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Ребенок называет
«вкусное слово» и кладет вам в ладошку, затем Вы ему « так до тех пор, пока
все не съедите». Можно поиграть в «сладкие», «соленые», «горькие»,
«кислые» слова.
Игра «Доскажи словечко»
Подбирать подходящие слова. Например:
Я знаю точно адрес наш, и свой подъезд, и свой… (этаж)
Важно по морю плывет трехэтажный… (теплоход)
Мама вяжет длинный шарф, потому что сын… (жираф)
Или: Ра-ра-ра – начинается… (игра)
Очень полезно отгадывать загадки. И причем не просто отгадывать, но
еще и уметь обосновывать отгадки вопросом: «Как ты догадался?».
И, конечно, не забывайте про мелкую моторику. Руки и пальцы также
помогают говорить. Пусть как можно больше вырезают, штрихуют,
раскрашивают, пришивают пуговицы, собирают мозаику, пазлы.
Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет
логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание и
связная речь.
Играя со своими детьми, вы можете многого добиться.