Автор: Калимулин Артур Газисович
Должность: преподаватель иностранного языка
Учебное заведение: ОГБПОУ "УКК И И"
Населённый пункт: Ульяновск
Наименование материала: Активные и интерактивные методы как средство формирования ключевых компетенций в системе среднего профессионального образования
Тема: Методы и приемы обучения
Раздел: среднее профессиональное
Активные и интерактивные методы как средство формирования ключевых компетенций в
системе среднего профессионального образования
Содержание:
1.
Активные методы обучения: определение и особенности
2.
Интерактивные методы обучения, их отличия от активных методов обучения
3.
Метод проектов
4.
Кейс-метод
5.
Исследовательский метод
6.
Дискуссии
7.
Игровые методики
8.
Метод «мозгового штурма»
9.
Практика использования активных и интерактивных методов в преподавании математики
10.
Практика использования интерактивных форм и методов при проведении занятия по
технической графике для студентов СПО
11.
Развитие коммуникативных навыков в процессе использования интерактивных технологий
12.
Использование игровых форм в обучении финансовой грамотности студентов СПО
13.
Дополнительные материалы
14.
Итоговое тестирование
1. Активные методы обучения: определение, классификация и особенности
Ключевые компетенции — это совокупность базовых знаний, универсальных умений, личностных
качеств, необходимых для самореализации и выстраивания взаимоотношений, и позволяющих
достигать положительных результатов в различных областях жизнедеятельности.
Современное образование делает акцент на их формировании, что требует не только изменения
содержания изучаемых предметов, но и совершенствования методов и форм организации
учебно-воспитательного процесса в системе среднего профессионального образования.
В связи с этим всё большее значение имеет использование активных и интерактивных форм и
технологий проведения занятий.
Активные формы обучения — это формы организации образовательного процесса, которые
способствуют изучению учебных вопросов, активному взаимодействию обучающихся и
преподавателя, обмену мнениями, нацеленному на выработку правильного понимания
изучаемой темы.
Г.В. Борисова классифицирует активные методы обучения, основываясь на имитации
профессиональной деятельности. Её классификация выглядит следующим образом.
Классификация активных методов обучения
2. Интерактивные методы обучения, их отличия от активных методов обучения
В условиях развивающего обучения необходимо обеспечить максимальную активность самого
обучающегося в процессе формирования ключевых компетенций, так как последние
формируются лишь в опыте собственной деятельности. В соответствии с этим многие
исследователи связывают инновации в образовании с интерактивными методами обучения, под
которыми понимаются такие виды деятельности, которые требуют творческого подхода к
материалу и обеспечивают условия для раскрытия каждого ученика.
Интерактивный («Inter» — это взаимный, «act» — действовать) — означает “взаимодействовать,
находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо”.
Интерактивные и активные методы имеют много общего. В отличие от активных методов,
интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие обучающихся не только с
преподавателем, но и друг с другом, и на доминирование активности студентов в процессе
обучения. Это наглядно демонстрирует представленная схема.
В общем, интерактивный метод можно рассматривать как самую современную форму активных
методов.
К интерактивным методам могут быть отнесены следующие:
дискуссия,
эвристическая беседа,
«мозговой штурм»,
ролевые, «деловые» игры,
тренинги,
кейс-метод,
метод проектов,
групповая работа с иллюстративным материалом,
обсуждение видеофильмов и т.д.
Место преподавателя на интерактивных занятиях сводится к направлению деятельности учащихся
на достижение целей урока. Если пассивные методы предполагают авторитарный стиль
взаимодействия, то активные, в том числе интерактивные, больше предполагают
демократический стиль, основанный на субъект-субъектных отношениях между его участниками
(обучающим и обучающимися). В таких отношениях обучающий является не столько ментором,
сколько равноправным участником общения, учитывающим мнение и уровень индивидуального
развития обучающегося.
Образовательный процесс протекает таким образом, что практически все обучающиеся
оказываются вовлеченными в процесс познания. Совместная деятельность студентов в процессе
освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, идет
обмен знаниями, идеями, способами деятельности.
Коллективный поиск истины стимулирует интеллектуальную активность субъектов деятельности.
Такое взаимодействие позволяет обучающимся не только получать новое знание, но и развивать
свои коммуникативные умения:
умение выслушивать мнение другого,
взвешивать и оценивать различные точки зрения,
участвовать в дискуссии,
вырабатывать совместное решение, толерантность и др.
Сегодня интерактивные методы обучения невозможно представить без применения
информационных технологий, электронных учебников, интерактивных средств обучения,
обеспечивающих активный обмен информацией между пользователем и информационной
системой в режиме реального времени. Интерактивные средства позволяют обучающимся
управлять ходом обучения, регулировать скорость изучения материала, возвращаться на более
ранние этапы.
Рассмотрим наиболее важные интерактивные методы с точки зрения формирования
ключевых компетенций при изучении различных дисциплин.
Метод проектов
Проектная деятельность обучающихся среди современных педагогических технологий является
наиболее адекватной поставленным целям образования — формированию ключевых
компетенций.
Метод проектов можно рассматривать как одну из личностно ориентированных развивающих
технологий, в основу которой положена идея развития познавательных навыков учащихся,
творческой инициативы, умения самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы,
ориентироваться в информационном пространстве, умения прогнозировать и оценивать
результаты собственной деятельности.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся:
индивидуальную, парную, групповую, — которую учащиеся выполняют в течение определенного
отрезка времени.
Этот метод применим при наличии действительно значимой проблемы (практической, научной,
творческой, жизненной), для решения которой необходим исследовательский поиск.
Выпускник образовательного учреждения в современных условиях для адаптации к изменчивым
жизненным ситуациям, в том числе в профессиональной деятельности, должен обладать широтой
знаний, умения их интегрировать и применять для объяснения окружающих его явлений. Все это
подтверждает необходимость реализовать проекты практической направленности.
Приобретенный обучающимися опыт практической деятельности может быть использован для
решения проблем, возникающих в повседневной жизни, в быту, на производстве. Практико-
ориентированные задания повышают эффективность образовательного процесса за счет
повышения мотивации к освоению данной области познания, которая проявляется только в
условиях личностно значимых для обучающихся.
Так, студентам технических колледжей при изучении химии могут быть предложены следующие
темы проектов:
«Химчистка в нашем доме»,
«Химия на садовом участке»,
«Пищевые добавки и здоровье человека»,
«Химия и красота».
А также проекты профессиональной направленности:
«Фармацевтическая химия»,
«Жидкие кристаллы в современной оптоэлектронике»,
«Технология обработки пищевых продуктов» и др.
В отличие от учебно-исследовательской деятельности, главным итогом которой является
достижение истины, работа над проектом нацелена на всестороннее и систематическое
исследование проблемы и предполагает получение практического результата —
образовательного продукта.
Продуктом может быть:
видеофильм,
альбом,
плакат,
статья в газете,
инструкция,
театральная инсценировка,
игра (спортивная, деловая),
сайт и др.
Проектная деятельность предполагает подготовку докладов, рефератов, проведение
исследований и других видов творческой деятельности. В процессе выполнения проекта
обучающиеся используют не только учебную, но и учебно-методическую, научную, справочную
литературу.
Роль педагога сводится к наблюдению, консультированию и направлению процесса анализа
результатов в случае необходимости.
В ходе выполнения проекта обучающийся оказывается вовлеченным в активный познавательный
творческий процесс. При этом происходит как закрепление имеющихся знаний по предмету, так и
получение новых знаний. Кроме того, формируются надпредметные компетенции:
исследовательские (поисковые), коммуникативные, организационно-управленческие,
рефлексивные, умения и навыки работы в команде и др.
Кейс-метод
Кейс-метод (Case study) — это техника обучения, использующая описание реальных
экономических, социальных, бытовых или иных проблемных ситуаций (от англ. case — «случай»).
При работе с кейсом обучающиеся осуществляют поиск, анализ дополнительной информации из
различных областей знаний, в том числе связанных с будущей профессией.
Суть его заключается в том, что учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию,
описание которой отражает не только какую-нибудь практическую проблему, но и актуализирует
определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной
проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений.
В кейс-методе происходит формирование проблемы и путей её решения на основе пакета
материалов (кейса) с разнообразным описанием ситуации из различных источников: научной,
специальной литературы, научно-популярных журналов, таких как «Наука и жизнь», СМИ и др.
В кейсе содержится неоднозначная информация по определенной проблеме. Такой кейс
одновременно является и заданием, и источником информации для осознания вариантов
эффективных действий.
Кейс-метод по отношению к другим технологиям можно представить как сложную систему, в
которую интегрированы другие, менее сложные методы познания. В него входят:
моделирование,
системный анализ,
проблемный метод,
мысленный эксперимент,
методы описания,
классификации,
дискуссии,
игровые методы и др.
В качестве задания обучающемуся (или группе обучающихся) можно предложить сделать доклад,
подготовить проект или компьютерную презентацию. В сущности, кейс интегрирует
рассмотренные ниже методы.
Студенты позитивно относятся к решению кейсов, видят в нём игру, обеспечивающую освоение
теоретических положений и овладение практическим использованием материала.
При работе с кейсом у обучающихся формируются следующие компоненты ключевых
компетенций:
умения решать проблемы,
общаться,
применять предметные знания на практике,
умение вести переговоры,
брать на себя ответственность,
толерантность,
рефлексивные умения.
В научно-методической литературе можно встретить такое описание кейс-стади: студенту
предлагаются материалы для самостоятельного изучения, объединенные в одну папку,
называемую «кейс». Так формируется кейс как совокупность тем или проблемных вопросов для
осмысления и набор учебных материалов. Студент демонстрирует и применяет знания и умения,
чтобы найти ответы для решения заявленных в кейсе проблем.
Этапы работы над кейсом:
1.
Преподаватель наполняет «кейс» содержанием, определяет характер предстоящего
изучения учебного материала. По содержанию «кейс» может быть направлен, например,
на усвоение дополнительного материала в рамках учебного курса, на обобщение
усвоенного учебного материала курса.
2.
Мотивация студента на самостоятельную умственную работу, что формирует
познавательные универсальные учебные действия:
умение воспринимать и оценивать информацию в вербальной и невербальной формах;
умение вычленять основные идеи учебных материалов и характеризовать различные
точки зрения;
умение проводить диагностику и анализ проблемных вопросов, осуществляя поиск ответов, и
генерировать альтернативные пути решения.
3.
Предъявление проделанной работы над «кейсом». Этап характеризуется формированием
коммуникативных универсальных учебных действий, что актуализирует следующие
умения:
лаконично формулировать ответы на поставленные проблемные вопросы;
составлять план высказывания или презентации;
умение логически строить высказывание с соблюдением норм выбранного языка;
образно преподносить отобранную информацию;
взаимодействовать интерактивно.
Важным аспектом использования кейс-стади выступает характер предъявления работы по кейсу.
Часто используются устные формы предъявления проделанной работы: доклад, участие в
дискуссии. Однако эффективность повысится, если студенты подготовят и защитят презентации по
окончанию работы над кейсом.
Организующим моментом во время защиты презентаций являются критерии оценки:
полнота и глубина проработки кейса;
логичность изложения;
образность представления;
лаконичность формы и тому подобное.
Исследовательский метод
Формирование творческой личности, обладающей креативным мышлением, — одна из
актуальных задач современности. В связи с этим всё более предпочтительными становятся
поисковые методы: исследовательский и эвристический (частично-поисковый), — в основе
которых лежит проблемное обучение.
Эти методы в наибольшей степени удовлетворяют требованиям компетентностного подхода,
направленного на развитие активности, ответственности и самостоятельности в принятии
решений. Оба эти метода сходны между собой. Различие состоит в степени самостоятельности
обучающихся.
Исследовательская форма проведения занятий с применением элементов проблемного обучения
предполагает следующую деятельность обучающихся:
ознакомление с областью и содержанием предметного исследования;
формулировка целей и задач исследования;
сбор данных об изучаемом объекте (явлении, процессе);
проведение исследования (теоретического или экспериментального): выделение
изучаемых факторов, выдвижение гипотезы, моделирование и проведение эксперимента;
объяснение полученных данных;
формулировка выводов, оформление результатов работы.
Данный подход даёт возможность понять ход научного исследования, различной трактовки
полученных данных и нахождения правильной, соответствующей реальности, точки зрения.
При исследовательском методе от обучающихся требуется максимум самостоятельности. Следует,
однако, отметить, что в группах с различным уровнем знаний обучающихся, особенно на
начальном этапе изучения предмета, целесообразно применять эвристические методы при
активном участии преподавателя.
Эвристическими могут быть беседы, лабораторные работы, задачи, предполагающие
самостоятельный поиск обучающимися новых знаний.
Так, например, в ходе исследования разработан и внедрен в образовательную практику
технических колледжей лабораторный практикум по химии эвристического характера. Практикум
представляет собой решение ряда небольших экспериментальных проблем, их теоретическое
обоснование с привлечением системы химических понятий и закономерностей.
Такая деятельность предполагает, что после коллективного обсуждения плана выполнения
работы экспериментальные задания обучающиеся выполняют самостоятельно, без
соответствующих указаний преподавателя. В подобном практикуме нет определенности
фронтального метода работы.
В случае выполнения работы в парах функции между обучающимися распределены: каждый
обучающийся работает со своими реактивами, индивидуально решает свои проблемы,
обдумывает свои действия в процессе выполнения эксперимента и решения теоретических
заданий.
Основные выводы студенты формулируют также самостоятельно до обсуждения в группе
результатов экспериментов, которые проводятся в конце выполнения всей работы.
Исследовательская деятельность позволяет сформировать такие ключевые компетенции, как
умения творческой работы,
самостоятельность при принятии решений,
наблюдательность,
воображение,
умения нестандартно мыслить, диалектически воспринимать явления и закономерности
окружающего мира,
умения выражать и отстаивать свою или групповую точку зрения.
Дискуссии
Учебные дискуссии представляют собой такую форму познавательной деятельности обучающихся,
в которой субъекты образовательного процесса упорядоченно и целенаправленно обмениваются
своими мнениями, идеями, суждениями по обсуждаемой учебной проблеме.
Дискуссии как форма взаимодействия субъектов обучения в последнее время находят все
большее применение в практической деятельности преподавателей в профессиональных
образовательных учреждениях различной ступени подготовки. Их целесообразно использовать
при проведении проблемных учебных конференций, симпозиумов, в обсуждении проблем,
имеющих комплексный межпредметный характер.
Содержание докладов, сообщений может быть связано с изучаемым материалом, но может и
выходить за рамки программы, в том числе иметь профессиональную направленность.
Например, обучающимся в технических колледжах для обсуждения на уроке химии предлагаются
следующие темы: «Химия в решении проблем экологии»; «Химия в биологии, медицине и
производстве лекарственных препаратов», «Новые научные направления современной химии и
их прикладное использование» и т. п.
Дискуссия делает возможным использовать элементы педагогики сотрудничества по типу
«обучающий — обучающийся» и «обучающийся — обучающийся», в которой стираются
противоположности между позициями обучающего и обучающихся, а кругозор участников
образовательного процесса становится общим достоянием.
Во время дискуссии формируются следующие компетенции:
коммуникативные (умение общаться, формулировать и задавать вопросы, отстаивать свою
точку зрения, уважение и принятие собеседника и др.),
способности к анализу и синтезу,
умение брать на себя ответственность, выявлять проблемы и решать их,
умения отстаивать свою точку зрения, т. е. навыки социального общения и др.
Игровые методики
Игра давно используется в образовательном процессе. Однако важно использовать аспект этой
деятельности, который способствует появлению непроизвольного интереса к познанию. При этом
должно происходить серьезное и глубинное восприятие изучаемого материала.
Игра не должна привести к неправильному пониманию той или иной проблемы, обучающиеся
должны проникнуться сложностью изучаемого материала и понимать, что процесс учения
является не только интересной игрой.
Использование разных типов игр: деловых, имитационных, ролевых для разрешения учебных
проблем, — вносит разнообразие в течение предметного образовательного процесса, формирует
положительную мотивацию изучения учебных дисциплин. Игра стимулирует активное участие
обучающихся в учебном процессе и вовлекает даже самых пассивных.
Например, практика подтвердила эффективность применения игровых методик на завершающем
этапе (по завершении изучения темы, раздела, курса) обучения химии, являющейся
общеобразовательной дисциплиной. Ролевая игра может быть проведена в виде конференции
«Источники загрязнения природных вод и способы их устранения».
Для проведения конференции из числа обучающихся выделяется председатель конференции —
ведущий, технолог с цементного завода, группы экспертов от экологов и общественности. По
результатам обсуждения обозначенной проблемы вырабатывается решение конференции.
При этом происходит освоение участниками игры нового опыта, новых ролей, формируются
коммуникативные умения, способности применять приобретенные знания в различных областях,
умения решать проблемы, толерантность, ответственность.
Метод «мозгового штурма»
Этот метод направлен на генерирование идей по решению проблемы. Он основан на процессе
совместного разрешения поставленных в ходе организованной дискуссии проблемных задач.
Задание может содержать профессионально значимый или междисциплинарный вопрос. При
этом все идеи и предложения, высказываемые участниками группы, должны фиксироваться на
доске (или большом листе бумаги), чтобы затем их можно было проанализировать и обобщить.
Последовательное фиксирование идей позволяет проследить, как одна идея порождает другие
идеи. Дух соревновательности активизирует мыслительную деятельность обучающихся.
Например, на занятиях химии в колледже студентам, обучающимся по специальности
«Оптические и оптико-электронные приборы и системы», мозговой штурм проводится так. На
проведение «мозгового штурма» выделяется 5 минут. При рассмотрении свойств жидких
кристаллов студенты обсуждают вопрос: что такое жидкий кристалл?
В течение одной минуты студенты на доске записывают варианты ответов. Ответы могут быть
такими:
жидкость со свойствами кристалла;
жидкость с упорядоченными молекулами;
жидкость с длинными молекулами;
кристалл, обладающий свойствами жидкости;
вещество, которое сохраняет анизотропию физических свойств, присущую твёрдым
кристаллам, и текучесть, характерную для жидкостей, и др.
По окончании «штурма» все предложенные идеи (решения) подвергаются анализу, в котором
участвует вся группа. Обучающимся сообщается правильный ответ: жидкий кристалл —
устойчивое агрегатное состояние, при котором вещество сохраняет анизотропию физических
свойств, присущую твёрдым кристаллам, и текучесть, характерную для жидкостей.
Метод «мозгового штурма» позволяет вовлекать в активную деятельность максимальное число
обучающихся. Применение метода возможно на различных этапах урока:
для введения новых знаний,
промежуточного контроля качества усвоения знаний,
закрепления приобретённых знаний (на обобщающем занятии по конкретной теме курса).
«Мозговой штурм» является эффективным методом стимулирования познавательной активности,
формирования творческих умений обучающихся как в малых, так и в больших группах. Кроме того,
Проектная деятельность подходит для организации работы над объемными телами. Студенты
создают модели зданий, различных сооружений из бумаги с оформлением «паспорта проекта»,
предполагающего вычисление площадей поверхностей, объемов.
Суть данной формы в том, что студенты оценивают степень удовлетворенности собой, группой,
общей деятельностью, поставив соответствующие точки по 10-бальной шкале на трех осях.
Векторная форма обратной связи позволяет выявить направленность личности во
взаимодействии, определить уровень притязаний, выявить индивидуальные особенности
мышления и чувствования при восприятии информации.
Этому же способствует метод обратной связи «Снежинка». Каждый учащийся отмечает на
векторах шкал свои ожидания (достижения) от произведённой деятельности в интервале от 0 до
10 баллов.
Важно после заполнения каждым учащимся «снежинки» создать общую «снежинку» с
выведенным средним баллом, что позволит обучающимся сопоставить своё мнение и ожидания с
групповыми результатами.
Выявлению личных проблем в деятельности группы, оценке значимости решаемых проблем, а
также определению уровня осмысления способствует метод незаконченных предложений.
Например, учащимся в конце занятия предлагается закончить следующие предложения:
1.
Сегодня на занятии я понял, что…
2.
Главным для меня было…
3.
Особый интерес у меня вызвало…
4.
На занятии я бы изменил…
Применение на уроках математики интерактивных методов, форм и средств обучения позволяет
модернизировать учебно-воспитательный процесс, делая возможным:
повышение у обучающихся уровня мотивации к изучению математики;
обучение учащихся самостоятельному овладению конкретными знаниями, необходимыми
для применения их в практической деятельности;
формирование практических навыков, необходимых для самостоятельного выполнения
творческих заданий;
развитие мотивации к познанию окружающего мира, освоению социокультурной среды;
становление партнерских отношений между учащимися и педагогом.
Занятие 10. Практика использования интерактивных форм и методов при проведении занятия
по технической графике для студентов СПО
Учебный материал дисциплины «Техническая графика», предусмотренный программой и ФГОС
СПО, содержит множество возможностей для использования интерактивных форм и методов, а
также подходов, обеспечивающих практическую направленность обучения.
Если у студентов есть опыт проблемного обучения, основанного на решении ситуационных задач,
студенты смогут грамотно и профессионально решать их в производственных условиях.
Проблемная постановка задачи хорошо подходит для проведения практического занятия. Одна
из важных тем курса, имеющих практико-ориентированную направленность, — «Рабочие чертежи
деталей». Она изучается в разделе «Машиностроительное черчение».
Осваивая эту тему, обучающиеся развивают такие умения в соответствии с требованиями ФГОС
СПО, как:
читать и оформлять чертежи,
пользоваться справочной литературой.
Также они приобретают знания по требованиям единой системы конструкторской документации в
отношении выполнения рабочих чертежей деталей.
Сопутствующие задачи занятия:
развитие у обучающихся умений рационально решать поставленные производственные
задачи, делать выводы, развивать пространственное мышление;
умение участвовать в дискуссии, работать в команде, выступать публично.
Деятельность организуется в малых группах (по бригадам), задания приближены к
производственной ситуации.
При выполнении заданий реализуются элементы мастер-класса, мозгового штурма, дискуссии,
формы самоконтроля и взаимоконтроля.
Занятие проводится с использованием мультимедийного оборудования: экрана, проектора,
компьютеров (для команд студентов и преподавателя), с установленными графическим пакетом
КОМПАС 3D LT и любой программой для просмотра изображения с экранов компьютеров
студентов преподавателем через локальную сеть, а также веб-камеры, подключенной к
компьютеру преподавателя.
Из электронных средств обучения используется презентация, электронное тестовое задание,
электронные 3D модели валов, рабочие чертежи валов, выполненные в графической программе и
сохраненные как изображения.
Обучающиеся получают методические указания для выполнения практической части занятия и
чертеж вала.
После проведения входного контроля с использованием электронного тестового задания, анализа
его результатов и выявления «слабых мест» в знаниях обучающихся, кратко рассматривается
основной теоретический материал по теме занятия с демонстрацией презентационного
материала.
Затем начинается практическая часть занятия.
Перед студентами ставится задача: на машиностроительном заводе при обработке детали из-за
поломки одного из валов вышел из строя вертикально-фрезерный станок. Необходимо
произвести ремонт этого станка, заменив вал, выбрав подходящий из имеющихся трёх видов в
наличии на складе по их рабочим чертежам.
На слайде студенты видят вышедший из строя станок, его кинематическую схему, на которой
обозначено расположение поврежденного вала, и его чертёж.
Преподаватель демонстрирует студентам собранный узел «Вал — зубчатое колесо», предлагает
им выполнить его разборку и сборку. Один из наиболее подготовленных студентов группы
приглашается к веб-камере для своеобразного мастер-класса по работе с узлом. Изображение с
веб-камеры проецируется на экран для того, чтобы остальные студенты смогли видеть этот
процесс, корректируя свои действия, а при необходимости и действия студента,
демонстрирующего сборочную операцию.
Для решения производственной задачи предлагается выполнять работу в малых группах,
организовав подгруппы (обычно 10-12 человек) 3 бригады (по 3-4 человека в каждой). Каждая
бригада проводит анализ конструкции одного из трёх имеющихся валов и в конце занятия дает
заключение о том, годится ли вал для ремонта станка или нет.
Для этого студенты должны по 3D модели вала выполнить его рабочий чертёж и сравнить его с
предложенным преподавателем чертежом вала станка. В ходе обсуждения студенты фактически
демонстрируют элементы мозгового штурма, выявляя и обсуждая найденные на чертежах
расхождения.
Выполнение чертежа наиболее целесообразно осуществлять средствами машинной графики,
которые, как правило, к моменту изучения рассматриваемой темы на необходимом уровне уже
освоены студентами.
Но чертеж в принципе можно вычертить и вручную, что не снизит результативность изучения
данной конкретной темы.
Итак, если конструкции валов идентичны, студентам необходимо сделать вывод о пригодности
имеющегося у них вала для замены вышедшего из строя. Таким образом, только одна из бригад
может сделать вывод о возможности замены, а оставшиеся две должны обосновать и представить
различия в конструкции. При этом не исключается возникновение дискуссии между бригадами,
когда представители одной из них готовы указать на неточности или недостаточную
обоснованность суждений студентов другой команды.
Преподаватель оценивает правильность выполнения студентами отдельных этапов и работы в
целом, грамотность представления результатов и выводов, обоснованность суждений и умение
отстоять свою позицию.
При организации занятия в соответствии с предложенной методической разработкой
стимулируется познавательная активность обучающихся, повышается эффективность занятия,
студентам удается научиться читать и оформлять чертежи в соответствии с требованиями
нормативной документации, а также пользоваться справочной литературой, ориентируясь на
конкретный пример будущей профессиональной деятельности. Кроме того, полученные ими
знания и умения будут способствовать в дальнейшем формированию профессиональных
компетенций по наладке и ремонту обслуживаемого технологического оборудования.
Использование веб-камеры и мультимедийного оборудования на занятии, помимо удобства,
позволяет организовать быстрое поступление требуемой информации в интерактивной и
наглядной форме.
Основными показателями уровня сформированности профессиональных компетенций
обучающихся, помимо знаний, умений и навыков профессионального характера, являются
демонстрация умений творчески мыслить, самостоятельно обучаться и работать в команде,
умение принимать нестандартные решения, зависящие от сложившейся ситуации, а также
использовать информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности.
Все это успешно в совокупности формируется в процессе проведения занятий с использованием
интерактивной технологии.
Разработка подготовлена преподавателями Волгодонского техникума металлообработки и
машиностроения (Источник)
Занятие 11. Развитие коммуникативных навыков в процессе использования интерактивных
технологий
Необходимость развития коммуникативных навыков связана с тем, что вчерашние школьники в
возрасте 15-16 лет, приходящие на обучение в организации среднего профессионального
образования, практически не обладают навыками общения и, конечно, совсем не владеют
навыками профессионального общения, хотя коммуникативные навыки являются
сверхнеобходимыми в жизни любого человека, тем более подростка.
Подростковый возраст — время, когда закладывается фундамент будущей жизни в обществе. От
того, насколько подростки 15-19 лет успешно научатся выстраивать отношения с родителями,
взрослыми, сверстниками, зависит их удовлетворенность личной и профессиональной жизнью в
будущем.
Определенные профессии, где основной формой взаимодействия служит общение, предъявляют
особые требования к наличию у человека этих навыков.
Таким образом, коммуникативные навыки человека важны для общения, психологического
удовлетворения и социальной реализации. Людям, пренебрегающим их освоением, труднее
реализовать себя в жизни.
Коммуникативные навыки составляют особый поведенческий комплекс, позволяющий человеку:
устанавливать контакты;
заинтересовывать собеседника;
поддерживать общение;
сохранять отношения;
аргументировать свои мысли;
отстаивать свои интересы;
уметь реагировать на критику;
разрешать конфликты;
учиться просить;
пользоваться невербальными средствами общения;
защищаться от манипуляций;
понимать окружающих, мотивы их действий и реакции.
правильно выражать сочувствие и поддержку и принимать ее от окружающих людей.
Вышеперечисленные коммуникативные навыки — часть из всей их массы, это не определенные
человеческие качества, а набор умений, способностей, усвоенных правил воспитанности, которые
помогают взаимодействовать с окружающим миром.
Определений коммуникации существует много. Остановимся на одном из них.
Коммуникативные навыки — способность человека взаимодействовать с другими людьми,
социальными группами и обществом в целом, адекватно интерпретируя получаемую
информацию, а также правильно ее передавая.
Интерактивные методы
Примеры их реализации в образовательном процессе СПО
Творческие задания
разработка и реализация творческих заданий по каждому предмету;
формирование портфолио студентов, в которые войдут все творческие задания, проекты,
выполненные студентами на протяжении обучения.
Работа в малых группах
Организация временных творческих коллективов при работе над учебным проектом.
Обучающие игры
ролевые;
деловые;
образовательные.
Использование общественных ресурсов
приглашение ведущих специалистов по профилю подготовки;
приглашение выпускников, успешно реализовавших себя на рынке труда;
экскурсии на производство.
Социальные проекты
участие в волонтёрских группах, соревнованиях;
выставки, спектакли, представления и так далее.
Разминки
Организация различных разминок по предметам, в том числе на игровой основе.
Изучение и закрепление нового
информационного материала
интерактивная лекция;
ученик в роли учителя;
работа с наглядным пособием;
каждый учит каждого;
использование и анализ видео-, аудиоматериалов;
практическая задача, кейс-метод;
разбор ситуации из практики участника.
Работа с документами
составление документов;
работа в микрогруппах;
обоснование своей позиции.
Обсуждение сложных и дискуссионных
проблем
Дискуссия.
Тестирование
анализ результатов;
отстаивание своей позиции.
Коммуникативная компетенция — приобретенный и сформированный в ходе занятий комплекс
знаний, навыков, умений и составляющий содержательный компонент обучения.
Компетентность — свойства личности, определяющие ее способность к выполнению
деятельности на основе сформированной компетенции.
Перед образовательным учреждением стоит решение сложнейшей задачи: научить подростка
быть более уверенным в себе, общаться бесконфликтно, умея при этом отстаивать свои интересы.
Научить правильно управлять своими эмоциями в общении, правильно воспринимать и
реагировать на окружающий мир, слышать и чувствовать партнера по общению — сформировать
навыки межличностного и профессионального общения, ведь любая сфера деятельности
человека, тот мир, в который образовательное учреждение выпустит своих студентов, требует
применения коммуникативных навыков, а профессиональная и творческая сферы чаще всего
требует еще и их высокого уровня.
При решении данной задачи большое значение приобретают методы, формы и средства
обучения. Современные технологии, хорошо зарекомендовавшие себя в мировой и
отечественной практике, могут значительно помочь в решении данного вопроса.
Именно поэтому сегодня программа обучения студентов в учреждениях среднего
профессионального образования должна быть построена таким образом, чтобы способствовать
профессиональному становлению будущего специалиста среднего звена, оптимальному развитию
его познавательных интересов в будущей профессии, интеллектуального потенциала, его
творческих способностей, саморазвития и самосовершенствования. Именно здесь мы говорим о
включении в программу обучения активных и интерактивных форм.
Таблица. Классификация интерактивных методов обучения и примеры их реализации в
образовательном процессе СПО
Активные и интерактивные формы обучения необходимо внедрять в образовательный процесс,
поскольку большинство студентов техникумов самостоятельно не могут улучшить свои
коммуникативные навыки, не говоря уже о формировании основ профессионального общения.
Наилучший способ усвоения и развития коммуникативных навыков — это практика. Практика в
общении и постоянный анализ собственных действий под руководством и с учётом внесения
корректировок преподавателями в дисциплины техникума.
Введение в процесс обучения студентов в учреждениях среднего профессионального образования
активных и интерактивных форм способствует эффективному освоению и развитию
коммуникативных навыков, а также формированию ключевых основ профессионального общения
и возможности использования их в практике.
Использование игровых форм в обучении финансовой грамотности студентов СПО
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 года утверждена
Стратегия повышения финансовой грамотности на 2017-2023 годы (далее — Стратегия).
Цель Стратегии — создать основы для формирования финансово грамотного поведения
населения как необходимого условия повышения уровня и качества жизни граждан, в том числе
за счет использования финансовых продуктов и услуг надлежащего качества.
Стратегия рассматривает финансовую грамотность как результат процесса финансового
образования, который определяется как сочетание осведомленности, знаний, умений и
поведенческих моделей, необходимых для принятия успешных финансовых решений и в
конечном итоге для достижения финансового благосостояния.
Внедрение программ и методик интерактивного обучения учащихся, онлайн-игр по финансовой
грамотности, специализированных информационно-просветительских мероприятий по обучению
основам финансовой грамотности является одним из направлений реализации Стратегии.
В Федеральном государственном образовательном стандарте среднего профессионального
образования уже включена отдельная общая компетенция «ОК-11. Использовать знания по
финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной
сфере». Банк России разработал методические рекомендации по включению финансовой
грамотности в образовательные программы среднего профессионального образования.
Ранжирование методов обучения для каждой возрастной категории имеет ряд причин, среди
которых психофизиологические особенности и уровень социализации и мотивации обучающихся.
Современные подростки отличаются от своих родителей особенностями мышления и
финансового поведения. Они уже начинают сберегать, пользуются банковскими картами и хотят
быть предпринимателями. Однако они зачастую не могут почерпнуть грамотные модели
поведения и необходимые знания в семье, если их родители привыкли жить не по средствам и
сами являются финансово неграмотными.
Необходимость обучать финансовой грамотности студентов организаций СПО обусловлена ещё и
тем фактом, что через несколько лет они столкнутся с необходимостью принимать важные
самостоятельные финансовые решения.
Особенности игровых форм обучения
Игровые формы идеально подходят для обучения основам финансовой грамотности не только
потому, что они увлекательны, а ребятам 14-18 лет нравится играть. Игровые формы обладают
рядом особенностей, которые делают их эффективными для образования:
1.
Применение знаний на практике, отработка умений и навыков, формирование установок
— не только лишь знаний. Навыки и умения — то, что отрабатывается в играх и
переносится в жизнь.
2.
Смоделированные условия. Игровое пространство является упрощенной версией жизни,
что повышает эффективность обучения. С одной стороны, участники оказываются в
максимально приближенных к реальности ситуациях, что дает им реальный практический
опыт. С другой стороны, это полностью контролируемая ситуация, в которой педагог
может отсечь одни факторы, сделать акцент на других, на которые он хочет обратить
внимание учащихся.
3.
Обучение на ошибках. В игре участник может допустить ошибку и это не повлияет на его
реальную жизненную ситуацию. Но ошибка — это опыт, а опыт полученный в игре может
быть таким же полезным, как и опыт полученный в жизни.
4.
Личные выводы участников. Каждый игрок может вести себя по-своему и каждый получит
свой собственный опыт. С одной стороны, это значит, что кто-то возьмет от игры больше,
кто-то — меньше. С другой стороны, выводы, сделанные участниками, будут их
собственными, прожитыми и пропущенными через себя, а не «спущенными сверху»
авторитетным учителем.
5.
Эмоциональная вовлеченность. В условиях игры каждому приходится думать, выбирать,
принимать решения — у участников остается гораздо меньше возможностей сидеть в
стороне, чем во время лекции. Кроме того, обучающиеся эмоционально реагируют на
игру, тем самым подкрепляют полученную информацию яркими впечатлениями.
Типы игр
Существует много типологий игр. Но не так важно относить игру, которую вы разрабатываете или
проводите, к тому или иному типу. Приведенные ниже типологии необходимы для формирования
общего представления о том, какие бывают игры.
По форме можно выделить 3 типа игр:
1.
Компьютерные игры — игры, которые проводятся при помощи специального
программного обеспечения и компьютера.
2.
Настольные игры — игры проводятся при помощи небольшого набора предметов,
которые могут целиком разместиться на столе или в руках играющих.
3.
Игры живого действия — игры, для проведения которых нужно большое пространство для
перемещения участников, в них также важнее становится коммуникация, нежели
применение различных предметов.
Для обучения финансовой грамотности подходят:
1.
Деловые игры. Имитируют реальные жизненные ситуации и ставят перед игроками
вопросы, требующие решения. Например, участникам приходится выбирать: куда вложить
деньги, как развивать свой бизнес, как общаться с банком.
2.
Станционно-беговые игры и квесты. Подразумевают выполнение конкретных заданий,
полученных от ведущих разных станций, обычно требуют большого пространства, потому
что станции с заданиями размещаются на значительном расстоянии друг от друга.
3.
Интеллектуальные шоу. Отличаются от станционно-беговых игр и квестов тем, что
проводятся в «сидячем» формате и не требуют большого пространства и такого количества
ведущих. Если из станционных игр взять только интеллектуальные конкурсы и разместить
команды за столами в одном большом зале, то можно провести интеллектуальное шоу.
4.
Разминочные игры. Станционные игры и интеллектуальные шоу состоят из нескольких
мини-игр, своеобразных кирпичиков. Такие мини-игры можно использовать и для того,
чтобы настроить обучающихся перед лекцией или разбавить лекцию в середине.
5.
Кейсы. Это деловая игра в коробке. Участники планируют свои действия по решению
заданной проблемной ситуации и получают обратную связь о возможных последствиях от
ведущего.
Игра как методология обучения
Образовательные игры имеют образовательные цели и направлены на решение конкретной
задачи. При этом задачи определяет педагог, выбирающий или разрабатывающий игру. В
зависимости от задачи подбирается игровая технология.
Игра как методология обучения — это осмысленное мероприятие с определенной целью, которое
необходимо выстраивать планомерно, продумывать стратегию, определять, какие техники и
средства подходят для развития того или иного навыка и так далее.
Цели образовательной игры могут быть:
Развивающими:
Развитие логического мышления.
Умение работать с информацией.
Навыки анализа и обобщения материалов.
Обучающими:
Знакомство с новой темой.
Формирование представлений о новой области.
Знакомство с понятиями и терминами.
Воспитательными:
Формирование ценностных установок, убеждений.
Навыки социального взаимодействия и работы в команде.
Основные понятия игры
Легенды образовательных игр — вводные данные, описание вымышленной ситуации, в которой
оказывается игрок.
Например: «По легенде игры, вы — предприниматель, которому необходимо отправиться в
налоговую инспекцию и получить документы для открытия своего бизнеса».
Легенда — не обязательная часть образовательных игр, возможно, суть игры будет «выполните
как можно больше заданий за определенное время».
Однако именно легенда способна погрузить игроков в определённые условия, что будет
способствовать решению образовательной задачи, потому что большее вовлечение в игру
помогает сделать более яркие выводы, которые можно перенести в реальную жизнь.
Рефлексия (послеигровая дискуссия) — важный этап, во время которого происходит обсуждение
игровых решений и выводов, анализ ошибок, закрепление успехов, выражение эмоций. После
любого события каждый человек проговаривает, прокручивает в голове, оценивает неудачи. Но
важно делать это вместе, это позволит осознать и закрепить необходимые выводы.
Оценка в игре должна происходить в соответствии с образовательными задачами, а так как
задачей должна быть не проверка, что знает или умеет обучающийся, а получение опыта (знаний,
навыков), то даже, если обучающийся в игре ошибся и проиграл, важно донести до него, что он
получил тот важный опыт, который будет «работать на него» за пределами игры.
Главная награда в игре — радость от самого процесса, которая обеспечивается, когда педагог
одобряет, хвалит всех участников за то, что они учатся управлять своей жизнью, получать важные
навыки.
Оценка внутри команды и вне её, признание или критика друзей помогут лучше
проанализировать дефицит собственных знаний и навыков, чем оценка, поставленная
преподавателем.
Компоненты игры
Каждая игра состоит из определенного набора компонентов, часть из которых может
отсутствовать по объективной причине, обоснованной разработчиком игры:
1.
Цели, на которые направлена игра, и задачи, которые решаются с её помощью.
2.
Легенда задаёт основные параметры ситуации, с которой должен справиться
обучающийся.
3.
Механика — логика изменений в игре: как игра реагирует на действия игроков. Например,
если в игре попасть в клетку «Событие», то нужно тянуть карточку с описанием события.
4.
Оформление — обстановка, раздаточный материал, антураж.
5.
Ход игры — правила для игроков, что, где и в какой момент нужно делать.
6.
Конец игры — завершение, достижение цели или ограничение по времени.
7.
Рефлексия по игре — послеигровая беседа.
Особой популярностью среди педагогов пользуются деловые игры, интеллектуальные шоу и
станционные игры. Чтобы понять, чем отличаются три типа игр, сравним их.
Сравнительная таблица разных типов игр
Игры создают необходимые условия, чтобы обучающийся не только получил новое знание, но и
пропустил его через себя, критически осмыслил и применил, перевёл в конкретное игровое
действие и получил обратную связь на него.
В результате обучающийся получает собственный опыт и основанные на нём навыки конкретных
действий. Знание, пропущенное через себя, ценится человеком гораздо больше, чем полученное
от других.