Напоминание

"Использование ИКТ в соответствии с ФГОС"


Автор: Яцкова Оксана Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ №69 "Дюймовочка"
Населённый пункт: город Северодвинск, Архангельская обл.
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Использование ИКТ в соответствии с ФГОС"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ЧЧЧ

Чарушин

Евгений

Иванович

(1901-1965)

Русский художник

книжный график

писатель

Мир Чарушина

Чарушин Е.И. – один из

самых любимых детьми

художников мира животных. Он

был лучшим художником

анималистом, иллюстратором

детских книжек.

Равных ему не было.

Искусство Евгения Чарушина

доброе, человечное радует уже не

одно поколение маленьких

читателей и учит их любить

волшебный мир зверей и птиц.

Детство Евгения Ивановича Чарушина

Родился 11 ноября 1901 года в городе

Вятка.

Отец – Иван Аполлонович Чарушин,

был главным губернским архитектором.

Мама – Любовь Александровна

Чарушина (Тихомирова), была из семьи

врача и занималась домашним

хозяйством. Она

привила сыну горячую

любовь к природному миру. Вместе с ней

он работал в саду, ухаживал за

животными, наблюдал за их повадками.

Родители

с

раннего

детства

привили

любовь

к

рисованию и природе. Любимым автором с детства и всю

жизнь был известный немецкий зоолог Альфред Брем.

Рисовал мальчик всегда – для него это было таким же

привычным

делом,

как

дышать

и

говорить.

С

6

лет

мальчик обучался в Вятском коммерческом училище, где

делался упор на художественное образование, затем в

Вятской гимназии.

Творчество Евгения Ивановича Чарушина

В 1922 году Чарушин Е.И. поступает на

живописный

факультет

в

Петербургской

Академии

художеств

(ВХУТЕИН).

В

1927

году,

после

окончания

училища,

Евгений

Иванович начинает работать в Детском отделе

Госиздата.

Здесь

он

впервые

выступает

иллюстратором

детской

книги

о

животных

Виталия Бианки «Мурзук».

С конца 20-х годов, по совету Маршака,

начинает писать рассказы для детей о жизни

животных.

Вставка рисунка

В 1930 году Чарушин

попробовал

писать

небольшие

рассказы. Чарушин Е.И. искал

облик книги, в которой была бы

неразрывная

связь

между

словом

и

изображением,

рисунком

и

текстом.

В

этой

связи

главным

становилось

изображение

действия

.

На

обложках часто рисовал шрифт

вручную, как в книге «Щур».

До войны Евгений

Иванович Чарушин создал

около 20 книг: «Птенцы»,

«Волчишко», «Облава»,

«Цыплячий город»,

«Джунгли-птичий рай»,

«Животные жарких стран».

Продолжал он

иллюстрировать других

авторов – С.Я.Маршака,

М.М.Пришвина, В.В.Бианки.

Особенности рисунков Е.И.Чарушина

Каждая его иллюстрация индивидуальна, в

каждой изображён персонаж со своим

характером, соответствующим определённой

ситуации.

«Я хочу понять животное, передать его

повадку, характер движения. Меня

интересует его мех. Когда ребёнок хочет

пощупать моего зверёнка – я рад. Мне

хочется передать настроение животного,

испуг, радость, сон. Всё это надо наблюдать

и почувствовать», говорил он о своей работе.

И уже в первых рисунках

проявился особый почерк худож

ника-анималиста. Размывами

туши, акварели Е. Чарушин по-

осо бому передает пушистый мех

зверей.

Точно выбранная поза,

выражение глаз, движения так

вырази тельны, что рисунки сразу

пленяют детей.

Художник намеренно упрощает

рисунок, так как понимает, что

главное — рассказать о своем герое.

Он сосредоточивает вни мание ребенка

на образе и поэтому опускает лишние

детали. Очень своеобразна манера

письма художника: цветными пятнами

создавать впечатление силуэта и

объема. Для своих рисунков Чарушин

ис пользует всего 3—4 краски. Но это

не мешает ему добиваться ощу щения

цветового богатства меха, оперения.

Зверята на его рисунках как живые.

Книжка «Большие и маленькие»

Особенностью

рассказов

является

реалистичность,

сюжеты автор не выдумывает, а

берет

из

жизни,

внимательно

наблюдая за поведением своих

героев.

Все главы книги -

рассказы о разных животных и

птицах.

Дети

узнают

о

жизни

птиц: дятлов, рябчиков, лесных

зверят:

зайчат,

лисят,

волчат,

оленей, лосей, экзотических для

нашего края животных: тигров,

слонов, зебр.

Автор внимательно наблюдает за

поведением своих героев.

Сюжетом является коротенькие

шутливые наставления птичьих и

звериных матерей своим детям —

как вести себя, как охотиться или,

наоборот, прятаться от врага, как

устраивать дом, как добывать пищу

и т. п.

Чарушин Е.И. с первых предложений

дает детям представление о том, как

«разговаривают» утки. Дети легко

запоминают слова: «кря», «кря», «кря»,

эти звуки легко связываются детьми с

изображением и внешним видом утят.

Применяя глаголы в наставлениях

мамы-утки: «плавайте», «загребайте»,

«ныряйте», «доставайте», «ешьте»,

«растите», автор оживляет картинку

действием, объясняет детям чем

занимаются утята в жизни.

Сравнения и прилагательные

насыщают рассказ новыми

словами, увеличивая, таким

образом, словарь детской речи.

Автор обращает внимание

детей на ласковые обращения к

своим деткам мамы, что, в свою

очередь, способствует развитию

у детей доброго отношения к

животным.

Главная мысль

книжки "Большие и маленькие»

-

человек хозяин природы и

должен все знать о ее

обитателях.

Последняя глава книги — это

прямое обращение писателя к

ребенку-читателю: «Посмотрел

картинки? Прочел эту книжку?

Узнал, как звери и птицы своих

ребят учат еду добывать, себя

спасать? Ты человек — хозяин

всей природы. Тебе все знать

нужно».

Книга «Никитка и его друзья»

Книга "Никитка и его друзья" написана о

мальчике Никите и его повседневной жизни.

Жанр произведения - сборник рассказов.

Каждый рассказ – это маленькая история о

том, как следует заботиться о животных.

Каждая ситуация – смешная, трогательная

или грустная – это урок правильного

отношения к «братьям нашим меньшим».

Главный герой всех рассказов Никита, его

отец, собака Томка, воробышек, перепелка,

рябчонок, кошка, зайчата, цапля.

Рассказ

«

Никита-доктор

»

Играя «в доктора», Никита заставляет щенка

высунуть язык, собирается почистить ему зубы,

пытается измерить температуру.

В процессе игры Никита узнает привычки

животных и привыкает заботиться о них.

Повествование ведется от лица папы этого

мальчика, в рассказах Никита к нему так и

обращается - папа.

Язык коротеньких рассказов Чарушина кажется

очень простым, приноровленным к маленькому

читателю. Ощущение простоты рождается от

короткой фразы.

Рассказ «Воробей»

В нем показывается, как на прогулке с

отцом

Никита

замечает

удивительного

воробья. Никита даже утверждает, что он

не настоящий. Папа отвечает сыну, что это

птенец

воробья.

Мальчик

заботится

о

воробье и учит его летать.

Чарушин

применяет

в

рассказе

короткие

предложения, что более понятны детям.

Детям

запоминается

и

мелодичное

чирикание:

«Чилик-чилик!

Чилик-чилик!

Чилик-чилик!».

Рассказ учит чуткости, ответственности и

заботе о более слабых существах.

Рассказ «Никита-охотник»

В нем мы знакомимся с тем, как Никита охотится на свои игрушки в ролевой игре.

В монологах Никитка озвучивает все действия и голоса животных. Однажды ему

выдалась возможность отправиться с «ружьем» на прогулку, но, встретившись с

сороченком и услышав его: «

Криии! Крээээ! Криии!»,

Никита в страхе убежал.

В рассказе показано как мальчик познает особенности и звуки реального мира.

Значение творчества Е. И. Чарушина в воспитании

детей

Понимая, что именно в детстве закладывается основа

мировоззрения человека, Чарушин писал: «Моя задача — дать

ребёнку предельно цельный художественный образ, обогатить

художественное восприятие ребёнка, открыть ему новые

живописные ощущения мира…»

Проза и иллюстрации Чарушина — бесценный клад для

педагогики, для воспитателя детей раннего и дошкольного возраста.

Она является важным средством познания детьми окружающего их

мира.

Тексты рассказов Е.И.Чарушина являются прекрасным

материалом для формирования и развития у детей речевых навыков.

Текст для выразительного чтения: «Утка с утятами» из книжки

«Большие и маленькие».



В раздел образования