Напоминание

Методическая разработка серии уроков литературного чтения при изучении произведений В.В. Голявкина


Автор: Сакович Елена Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ НОШ № 40
Населённый пункт: станица Ленинградская, Краснодарский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Методическая разработка серии уроков литературного чтения при изучении произведений В.В. Голявкина
Раздел: начальное образование





Назад




Методическая разработка

серии уроков литературного чтения

при изучении произведений В.В. Голявкина

в разделе «Делу время - потехе час».

Методическое пособие адресовано учителям начальной школы, студентам педагогического колледжа.

В пособии представлена разработка серии уроков литературного чтения для обучающихся 4 класса начальной школы

при изучении произведений В.В. Голявкина в разделе «Делу время - потехе час».

Основная задача методической разработки направлена на развитие эмоционально-нравственной отзывчивости

младших школьников посредством детской литературы.

Серия уроков выбрана с целью расширения знаний о творчестве В.В. Голявкина, знакомства с его другими

многочисленными произведениями для детей.

Структура методической разработки представлена в виде нестандартных уроков литературного чтения.

Введение

Виктор Владимирович Голявкин - замечательный художник, оригинальный детский писатель. Имя Виктора

Голявкина прозвучало в полную силу в начале 60-х годов. С «оттепелью» ворвался в детскую литературу интерес к

личности ребенка, вера в ее самоценность. С тех лет одна за другой стали появляться талантливые, веселые, человечные

и благородные книги В. Голявкина. Сейчас книг больше восьмидесяти. Многие из них оформил он сам.

В. Голявкин пишет так, как считает нужным. «Просто, понятно, кратко - мало». И не любит, когда пишут «ветвисто и

кустисто».

Основные темы произведений В. Голявкина - детская дружба, школа, семья, воспитание; его герои - малыши, не

умеющие читать и младшие школьники, отличники и троечники, их мамы, папы и бабушки, друзья и недруги. Нередки в

коротеньких простых рассказах совсем недетские проблемы - одиночества, непонимания, проблема творчества и

взаимоотношений человека творческого - по сути вечного ребенка - с миром.

Любимым

жанром

писателя

остается

короткий

юмористический

рассказ.

«Не одну сотню рассказов написал В. Голявкин, отмеченных индивидуальной печатью его яркого, веселого дарования

и прочно утвердился в когорте тех прозаиков, кого можно быстро узнать по самобытной Фразе, по неповторимой

интонации, по характерному ритму письма. Но, может быть, главное завоевание В. Голявкина — это его естественное и

полноправное «проживание» в детской стихии, неподдельное удивление и фантазерство, парадоксальность логики и

острота реакции, чистота побуждений и лукавство — все это органично для писателя и все это присутствует в его

книгах»

(И.Кузьмичев).

Аннотация

Методическая разработка серии уроков литературного чтения ориентирована на обучающихся 4 класса начальной школы при

изучении произведений В.В. Голявкина в разделе «Делу время - потехе час».

Основная задача методической разработки направлена на развитие эмоционально-нравственной отзывчивости младших школьников

посредством детской литературы.

Серия уроков выбрана с целью расширения знаний о творчестве В.В. Голявкина, знакомства с его другими многочисленными

произведениями для детей.

Структура методической разработки представлена в виде нестандартных уроков литературного чтения следующим образом:

1. Урок – путешествие. На данном уроке учащиеся совершают путешествие в страну Детства по литературному городу. Посещают

«Кинотеатр» (просмотр

видеоролика, который знакомит учащихся с биографией В.Голявкина), «Радиостанцию» (прослушивают

аудиозапись рассказа «Никакой я горчицы не ел»), «Картинную галерею» (выставка рисунков художника-оформителя В. Голявкина).

2. Урок – исследования. В ходе его реализации предполагается работа в творческих группах по коллективно составленному плану.

3. Библиотечный урок – проект. В ходе проектной деятельности учащиеся делятся на группы, выполняют задания в соответствии с

инструкционными картами, информационными листами. Для получения нужной информации используют тексты рассказов автора и

ресурсов Интернета. Результат данного урока – создание сборника аннотаций рассказов В. Голявкина и презентаций о его творчестве.

4. Урок – инсценировка. Данный урок является обобщающим. В рамках урока выступает группа актёров – учащихся, которые

инсценируют короткие юмористические рассказы В. Голявкина для учащихся 1-2 классов. Вниманию ребят были так же представлены

презентации и устные отзывы четвероклассников о прочитанных книгах В. Голявкина.

В ходе проведения серии уроков используются технологии деятельностного типа, технология продуктивного чтения. Учащиеся учатся

планировать свою деятельность, пользоваться различными источниками информации, отбирать нужное, выражать свое мнение,

создавать конечный продукт, оценивать себя и других.

Используются проектный и исследовательский методы.

Результативностью методической разработки серии данных уроков является повышение читательского интереса к оригинальным

юмористическим рассказам автора.

Методическая разработка серии уроков литературного чтения при изучении произведений В.В. Голявкина в

разделе «Делу время - потехе час».

1. Урок – путешествие.

Цель: познакомить учащихся с биографией и творчеством писателя В.В. Голявкина;

создание условий для знакомства и восприятия произведения В.Голявкина «Никакой я горчицы не ел».

Задачи:

- формирование литературного вкуса;

- выполнение заданий по тексту произведения.

Методы и приемы: аудиозапись «Звуки города», видеоролик «Биография В.Голявкина», презентация «В.Голявкин –

художник-оформитель», парная и групповая работы, раздаточный материал.

Домашнее задание носит разноуровневый характер.

Регулятивные УУД: учиться высказывать свою версию на основе работы с иллюстрациями.

Познавательные УУД:

Умение ориентироваться в тексте;

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной форме;

слушать и понимать речь сверстников и взрослых;

договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли.

План урока-путешествия:

Под звуки города

учитель объявляет учащимся, что они отправляются в путешествие в страну Детства по

литературному городу Голявкину. Все жители этого города - герои произведений В.Голявкина. Путешествие обещает

быть интересным и поучительным, учащиеся откроют для себя новые знания. Город этот такой же необыкновенный, как

и биография Виктора Голявкина.

Первая достопримечательность – «кинотеатр». На данном этапе проходит просмотр видеоролика, который знакомит

учащихся с биографией Виктора Владимировича Голявкина.

Вторая достопримечательность – «радиостанция».

На данном этапе урока

учащиеся прослушивают аудиозапись

рассказа В.В.Голявкина «Никакой я горчицы не ел». На этом же этапе происходит проверка восприятия и повторное

чтение с заданиями.

Третья достопримечательность – «картинная галерея», выставка рисунков художника Виктора Голявкина. Учащиеся

на данном этапе урока знакомятся с В. Голявкиным художником – оформителем своих произведений. В качестве

первичного закрепления учащимся предлагается выбрать только те иллюстрации, которые подходят к изученному

рассказу.

2. Урок – исследование.

Тема: В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел»

Ресурсы: Учебник ««Литературное чтение» для 4 класса Л.Ф Климанова и др.,

мультимедийная презентация,

иллюстративный материал, толковый словарь, словарь иностранных слов, карта действий.

Организация пространства: Фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа.

Планируемые результаты:

Личностные:

Проведут самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные УУД.

Смогут определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя. Проговаривать

последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану. Оценивать правильность

выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с

поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта

характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативные УУД. Смогут оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно

договариваться о правилах поведения и следовать им,

строить сотрудничество с одноклассниками и учителем;

совершенствовать работу в группе.

Познавательные УУД. Смогут ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью

учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и

информацию, полученную на уроке; осуществлять анализ и синтез; формулировать проблемную ситуацию с помощью

учителя.

Предметные:

научатся использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-

следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их.

№ Этап урока

Деятельность

учащихся

Деятельность учителя

Методический комментарий

1

Мотивация

к

учебной

деятельности.

Занимают

места

в

соответствии

с

названиями

групп.

Выбирают

лидера

группы.

Проверяет

готовность

к

уроку.

Просит озвучить девиз урока.

Ребята я прошу вас занять места в

соответствии с вашим выбором.

Сегодня мы с вами будем работать в

группах.

Для

начала

выберите

человека,

который будет лидером группы.

Учитель

организует

работу

в

группах.

1.

Мотивация

к

учебной

деятельности

(организационный

момент).

На

данном

этапе

организуется

положительное

самоопределение

ученика

к

деятельности на уроке, а именно:

создаются

условия

для

возникновения

внутренней

потребности

включения

в

деятельность

2

Актуализация

опорных

знаний.

Выдвигают

предположения.

Слушают

вопросы

учителя.

Ориентируются

в

системе собственных

знаний по теме.

На

прошлом

занятии

мы

познакомились

с творчеством В.В. Голявкина.

- Когда родился писатель?

- В каком году вышла его первая

книга рассказов?

- Виктор Голявкин – писатель, а еще

кто?

- Откуда автор брал сюжеты для

1) актуализацию знаний, умений и

навыков,

достаточных

для

построения

нового

способа

действий;

2)

тренировку

соответствующих

мыслительных

операций.

В

завершение

этапа

создается

затруднение

в

индивидуальной

деятельности

учащихся,

которое

фиксируется

рассказов?

- Продолжите предложение. Чаще

всего героями рассказов Голявкина

являются…

ими

самими.

3

Целеполагание.

Определяют

цель

урока.

Познакомиться

с

произведением

В.В.

Голявкина «Никакой

я горчицы не ел»

Задачи:

Узнать

почему

произведение

имеет

такое название?

Прослушивают

аудиозапись отрывка

произведения.

Выяснить,

что

произошло с героем

произведения.

С

помощью

иллюстраций

отобразить

содержание рассказа,

составив

схему-

маршрут

главного

героя.

Сегодня мы с вами познакомимся с

одним из его произведений с очень

интересным названием.

-Как,

вы,

думаете

почему

произведение так называется?

- О ком оно? (Кто являлся героями

произведений Голявкина?)

- Или о чем оно?

- Какая горчица на вкус?

- Вам нравится горчица?

- какое выражение лица у человека,

который наелся горчицы?

-

Какое

мы

можем

сделать

предположение?

(мальчику

стало

грустно).

вам

предлагаю

не

только

выяснить, что произошло с главным

героем

произведения,

но

и

отобразить

это

иллюстративной

форме.

Результатом

нашей

будет

схема- маршрут, главного героя.

На

данном

этапе

учащиеся

соотносят

свои

действия

с

используемым способом действий

(алгоритмом, понятием и т. д.) и на

этой основе выявляют и фиксируют

во

внешней

речи

причину

затруднения.

Учитель организует

коммуникативную

деятельность

учеников

по

исследованию

возникшей проблемной ситуации в

форме

эвристической

беседы.

Завершение

этапа

связано

с

постановкой цели и формулировкой

(или уточнением) темы урока.

4

Планирование.

Формулируют

вопросы.

Планируют работу в

группе,

распределяют

обязанности.

Определяют

цель,

объект

своего

исследования.

Первая

группа

«Иллюстраторы».

Ваша

задача

узнать

с

кем

еще

встретится главный герой, выбрать

подходящие иллюстрации. Заполнить

карту действий.

Самостоятельно

сформулировать

цель вашего исследования, объект.

Вам необходимо заполнить таблицу.

Где вы должны перечислить всех

героев произведения, и описать их

отношение к мальчику.

Вторая

группа

«Психологи».

Вы

подбираете

иллюстрации

отражающие

эмоции

и

чувства

главного

героя,

которые

он

испытывает при встрече с разными

людьми. Заполнить карту действий.

Самостоятельно

сформулировать

цель вашего исследования, объект.

Вам необходимо заполнить таблицу

Третья группа «Аналитики». Ваша

задача

озаглавить

каждую

смысловую часть рассказа, сделать

вывод чему каждая встреча должна

научить

мальчика

и

провести

словарную работу. Найти значение

слов, которые неизвестны вам, или

по вашему мнению могут быть не

При обсуждении плана стараюсь,

чтобы учащиеся планировали свои

действия

в

соответствии

с

поставленной

задачей.

После

построения и обоснования нового

способа действий он фиксируется в

речи и знаков о в соответствии с

формулировками и обозначениями,

принятыми

в

культуре.

В

за-

вершение

устанавливается,

что

учебная задача

понятными для других читателей.

5

Реализация

плана.

Показывают

готовность к работе в

группах.

Читают

произведение.

Проверяют

правильность

своих

предположений.

Готовят

сообщение,

по

каждой

теме

выбирая подходящие

суждения

и

иллюстрации.

Учитель

организует

работу

по

реализации

плана

действий,

при

необходимости оказывает помощь.

По

мере

необходимости

исправляют, дополняют, уточняют

услышанное.Учащиеся

в

форме

коммуникативного взаимодействия

решают типовые задания на новый

способ действий с проговариванием

установленного

алгоритма

во

внешней

речи.

Фронтальная работа с классом.

Физминутка

6

Контроль

и

оценка.

Каждая

группа

располагает

иллюстрации

на

общем фоне.

Обосновываю

свой

выбор, собственным

житейским опытом и

выдержками

из

текста произведения.

Выслушивает каждую группу, при

необходимости вносит коррективы.

Эмоциональная

направленность

этапа

состоит

в

организации

ситуации успеха, способствующей

включению

учащихся

в

дальнейшую

познавательную

деятельность.

7

Рефлексия.

Анализируют

собственную

деятельность.

Организует

фиксирование

содержания урока:

Какова была тема?

На

данном

этапе

организуется

самооценка

учениками

деятельности

на

уроке.

В

Работают

по

рефлексивному

алгоритму.

Озвучивают

и

аргументируют свою

точку зрения.

Какую цель ставили?

Достигли ли её? Да, мы выяснили,

что мальчику стало грустно к концу

прогулки,

т.к.

он

понял,

что

совершил

отрицательный поступок и его при

этом

разоблачили,

тайное

стало

явным. Мальчик понял, что виноват в

своих злоключениях сам, т.к. не

хочет учиться.

завершение

фиксируется

степень

соответствия поставленной цели и

результатов

деятельности

и

намечаются

цели

последующей

деятельности. Учитель организует

коллективную деятельность детей,

подводящую

к

диалогу,

побуждающую к диалогу. В за-

вершение

устанавливается,

что

учебная задача разрешена.

3. Библиотечный урок – проект.

Проект: «Удивительный мир детства в рассказах В. Голявкина»

Тип проекта: краткосрочный, групповой, исследовательский проект.

Участники проекта: группа учащихся 4 класса, учитель.

Проблема: расширить знания учащихся об оригинальном детском писателе; о его прозе, которая заключает в себе

лучшие традиции детской литературы.

Цель: формирование образовательных компетенций учащихся 4 класса по предмету литературное чтение, через их

включение в коллективный, групповой, исследовательский проект по теме: «Удивительный мир детства в рассказах В.

Голявкина»

Планируемый результат:

1. Повысить уровень сформированности УУД через включение учащихся в проектную деятельность.

Повышение самооценки, уровня познавательной активности и школьной мотивации детей в процессе исследовательской

деятельности.

Вовлечение детей с разными способностями в исследовательскую деятельность.

Закрепление и обобщение знаний по теме «Юмористические рассказы В.Голявкина».

Оборудование (создание информационной, подготовительной предметно-развивающей среды)

Мультимедийный проектор, презентация слайдов с основными определениями по теме.

Для каждой группы - инструкционные карты, информационные листы, таблички с названиями групп,

листы

самооценки, заготовки для оценивания эмоциональной оценки проекта, книги с рассказами.

Содержание проекта

Этапы урока

Содержание учебного

материала

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Орг.момент

Выход

на

тему,

цель,

учебные

задачи

в

сотворчестве

учителя

и

учащихся

Мотивация,

выявление

уровня

готовности.

Отражение настроя на работу.

2.Актуализация

знаний

и

постановка

проблемы.

Постановка

цели урока.

Формулирование

цели

и

учебных

задач

в

сотворчестве

учителя

и

учащихся.

Работа

по

опорным схемам «Этапы

проекта», «Цели проекта»

Акцентирование

проблемы.

Совместно

с

учащимися

формулирование

темы, цели и

задач проекта.

1.Вспомнить

этапы

проекта,

проделанную

ранее

работу

по

подготовке к уроку.

2. Сформулировать

проблему

и

пути её решения.

3.Сформулировать цель и задачи

урока.

3. Организация

работы групп.

Подготовка

презентаций.

Работа творческих групп:

1.

«Филологи»,

2.«Исследователи»

3.«Психологи»,

4.«Актёры».

Знакомство

с

информационными

листами.

Отбор

информации с опорой на

жизненный

опыт,

генерация

собственных

идей.

Подготовка

информационных

листов и предметной среды для

каждой группы. Сопровождение

работы групп.

1.Обобщить собранный материал

по рассказам.

2.

Работать

по

инструкционной

карте:

Группа «Исследователи»

1.Выбрать героев, указать в каком

рассказе он участвует.

2.Написать,

какими

качествами

В.Голявкин наделяет данного героя

Группа «Филологи»

1.Исследовать рассказы, с целью

выявления соответствия пословиц

и

поговорок

содержанию

рассказов

Группа «Психологи»

1. Выбрать человеческие качества,

которые В.Голявкин высмеивает в

своих рассказах.

2.Подобрать слова, обозначающие

положительные качества человека.

Группа «Актёры»

1 Рассказ «Болтуны» подготовить

для инсценирования, распределить

роли, подготовить атрибуты

к

выступлению.

Распределение

ролей

в

группе,

составление

плана

работы,

выполнение проекта, самоконтроль

.

2.Взаимоконтроль

в

листе«Самоконтроля»,

коррекция результатов.

3.Подготовка к выступлению.

4.Презентация

проекта.

Выступления

творческих

групп.

Выступления

творческих

групп:

1.«Филологи»,

2.«Исследователи»

3.«Психологи»,

4.«Актёры».

Создать условия для успешной

презентации.

Публичные

выступления

групп.

Презентуют проекты в выбранной

форме.

Дают

самооценку своей

работе,

в

соответствии

с

разработанными критериями.

Взаимооценивание.

5.Подведение

итогов.

Рефлексия.

Беседа

по

результатам

проведённой

работы.

Подведение к выводам по

проекту:

1.Узнали больше рассказов

В.Голявкина

2. Узнали больше пословиц

и поговорок.

Подведение

к

выводам

по

проекту.

Помощь

в

оценивании

результатов.

Оценивают

результат

своего

участия

в

проекте

с

помощью

«Листка

самооценки»,

где

учащиеся должны оценить умения,

полученные в проекте и в тестовой

форме

отметить

результаты

исследования.

Оценивание

проекта

в

3. Выяснили, какими нас

учат быть герои рассказов

В.Голявкина.

эмоциональном плане.

4. Урок-инсценировка.

Цель:

учить

детей

творчески

импровизировать,

развивать

речь,

отрабатывать навык чтения, выделять в

юмористическом

рассказе

наиболее

выразительные

эпизоды,

называть

действующих лиц, характеризовать их

поступки;

воспитывать

интерес

к

творчеству В. Голявкина.

Задачи:формирование литературного вкуса; выполнение творческих заданий по тексту произведения.

Методы и приемы: парная и групповая работы, раздаточный материал.

Домашнее задание носит разноуровневый характер

Регулятивные УУД: развивать творческие способности через инсценирование юмористического рассказа.

Коммуникативные УУД: формировать умения детей взаимодействовать друг с другом на сцене и в реальной жизни,

слушать и понимать речь сверстников и взрослых;

Познавательные УУД:

уметь

преобразовывать

информацию

из

одной

формы в другую,

договариваться с

одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; учиться работать в паре,

группе; выполнять различные роли.

Краткое содержание урока-инсценировки

На предыдущих уроках была проведена пропедевтическая работа: изучены тексты произведений В.Голявкина (по

выбору учащихся), проведена проверка качества восприятия, характеристика героев произведений с привлечением

текста, демонстрация поведения героев, заготовлены атрибуты. Данный урок является обобщающим. В рамках урока

выступили группы актёров, которые представили вниманию зрителей инсценировки рассказов В. Голявкина,

продемонстрировали презентации о творчестве автора и познакомили учащихся 1-2 классов с иллюстрированным

сборником аннотаций его рассказов.

Заключение

В.В. Голявкин – автор юмористических повестей и рассказов о весёлых и озорных ребятах. На его замечательных

книгах выросло не одно поколение читателей. А сегодняшние мальчишки и девчонки легко узнают себя в героях книг

детского классика, потому что они такие же веселые и озорные. Далеко не всех писателей могут узнать и полюбить по

первой книжке, а Голявкин сразу стал известным! Жизнь детей в его произведениях удивительна, она наполнена

важными и значимыми событиями. Иногда автор подсмеивается над своими героями, но юмор его добродушный,

тёплый, светлый, обращённый с любовью и сочувствием к маленькому человечку.

Особенностью рассказов В.В. Голявкина является их краткость вместе с остроумным юмором. Основные темы его

произведений – это детская дружба, школа, семья, воспитание. Его герои – это малыши, не умеющие читать, школьники,

отличники и троечники, их мамы, папы, бабушки, друзья и недруги. В своих коротеньких рассказах автор поднимает

такие не детские проблемы одиночества, непонимания, взаимоотношения между людьми. Почти до последних лет

жизни Виктор Владимирович продолжал писать свои короткие, но такие меткие и искренние рассказы, пронизанные

милосердием и человечностью.

Представленные разработки уроков направлены на развитие эмоционально-нравственной отзывчивости младших

школьников посредством произведений В.В. Голявкина. Развивающим потенциалом этих уроков являются задания

поискового характера. В ходе уроков обучающиеся получат возможность планировать свою деятельность, пользоваться

различными источниками информации, отбирать нужные материалы, выражать своё мнение, создавать конечный

продукт – материальный носитель проектной деятельности, оценивать себя и других.

Данная методическая разработка имеет практическую значимость и рекомендуется к использованию в работе с

учащимися, как на уроках литературного чтения, так и на занятиях внеурочной деятельности.



В раздел образования