Напоминание

"Социализация дошкольников в условиях ФГОС дошкольного образования"


Автор: Гордеева Ольга Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 22 "Орленок"
Населённый пункт: Ульяновская область город Димитровград
Наименование материала: статья
Тема: "Социализация дошкольников в условиях ФГОС дошкольного образования"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ТЕМА: СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ФГОС

ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Гордеева Ольга Николаевна, воспитатель,

МБДОУ «Детский сад № 22 «Орленок»

Ульяновская область город Димитровград.

Формирование и развитие подрастающего поколения всегда были

важнейшей

проблемой общества.

Значимость

и актуальность

данной

проблемы в современных условиях возрастают в связи с тем, что само

общество находится на переходном этапе развития. В обновлении всех сфер

современного общества на первый план выдвигается социализация личности

человека, т.е. усвоение им с раннего возраста ценностей общества или

сообщества, в котором ему предстоит жить.

Социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя:

1. Усвоение ребенком социального опыта путем вхождения в социальную

среду, систему социальных связей.

2.

Процесс

активного

воспроизводства

системы

социальных

связей

индивидом за счет его активной деятельности.

Дошкольный период необычайно значим для вхождения ребенка в мир

социальных отношений, для процесса его социализации, который по

высказываниям

Л.С.

Выготского

рассматривается

как

«врастание

в

человеческую культуру» [ 3,c.558].

Социальный опыт приобретается ребенком в общении и зависит от

разнообразия

социальных

отношений,

которые

ему

предоставляются

ближайшим

окружением.

Развивающая

среда

без

активной

позиции

взрослого, направленной на трансляцию культурных форм взаимоотношений

в человеческом обществе, социального опыта не несет. Усвоение ребенком

общечеловеческого опыта, накопленного предшествующими поколениями,

происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми.

Именно так ребенок овладевает речью, новыми знаниями и умениями; у него

формируются собственные убеждения, духовные ценности и потребности,

закладывается характер[8,c.212-228].

Всех взрослых, которые общаются с ребенком и влияют на его

социальное развитие, можно разделить на четыре уровня приближенности,

характеризующиеся различными сочетаниями трех факторов [6,c.79-101]:

- частотой контактов с ребенком;

- эмоциональной насыщенностью контактов;

- информативностью.

На первом уровне находятся родители - все три показателя имеют

максимальное значение.

Второй уровень занимают воспитатели дошкольных учреждений -

максимальное значение информативности, эмоциональная насыщенность.

Третий уровень - взрослые, имеющие с ребенком ситуативные

контакты, или те, которых дети могут наблюдать на улице, в поликлинике, в

транспорте и т.д.

Четвертый уровень - люди, о существовании которых ребенок может

знать, но с которыми он никогда не встретиться: жители других городов,

стран и т.д.

Ближайшее окружение ребенка - первый и второй уровень

приближенности - в силу эмоциональной насыщенности контактов с

ребенком не только влияют на его развитие, но и сами меняются под

воздействием этих отношений. Для успешности социального развития

ребенка необходимо чтобы его общение с ближайшим взрослым окружением

было

диалогично

и

свободно

от

директивности.

Однако

даже

непосредственное общение людей на самом деле является сложным и

многогранным

процессом.

В

нем

осуществляется

коммуникативное

взаимодействие, происходит обмен информацией. Основными средствами

общения людей являются речь, жесты, мимика, пантомима. Еще не владея

разговорной речью, ребенок точно реагирует на улыбку, тон и интонацию

голоса. Общение предполагает понимание людьми друг друга. Но маленькие

дети эгоцентричны. Они считают, что другие думают, чувствуют, видят

ситуацию так же, как они, поэтому им трудно войти в положение другого

человека,

поставить

себя

на

его

место.

Именно

недостаточное

взаимопонимание между людьми чаще всего является причиной конфликтов.

Этим объясняются и столь частые ссоры, споры и даже драки между детьми.

Социальная компетентность достигается благодаря продуктивному общению

ребенка со взрослыми и сверстниками. У большинства детей данный уровень

развития общения может быть достигнут только в образовательном процессе.

Все отклонения в социальном развитии ребенка дошкольного возраста -

результат неправильного поведения окружающих взрослых. Они просто не

понимают, что их поведение создает в жизни ребенка ситуации, с которыми

он

не

может

справиться,

поэтому

его

поведение

начинает

носить

асоциальный характер.

Существуют различные воспитательные организации (институты

социализации)

-

специально

создаваемые

государственные

и

негосударственные

организации,

основной

задачей

которых

является

социальное воспитание определенных возрастных групп населения. К таким

организациям и относится детский сад - дошкольное образовательное

учреждение.

Социально-педагогическая деятельность в условиях детского сада- это

та

работа,

которая

включает

педагогическую

и

психологическую

деятельность, направленную на помощь ребенку, педагогу и родителю в

развитии

собственной

индивидуальности,

организации

себя,

своего

психологического состояния; помощь в решении возникающих проблем и их

преодолении в общении; а также помощь в становлении маленького человека

в обществе.

В процессе социализации детей воспитательные организации играют

двоякую роль. С одной стороны, именно в них осуществляется социальное

воспитание как относительно социально контролируемая социализация. С

другой - они, как всякие человеческие общности, влияют на своих членов

стихийно в процессе взаимодействия членов организации. И это влияние по

своему характеру не совпадает с ценностями и нормами, культивируемыми в

процессе социального воспитания.

Основными функциями детского сада в процессе социализации можно

считать следующие:

- приобщение дошкольника к культуре общества;

- создание условий для индивидуального развития и духовно-ценностных

ориентации;

- автономизация подрастающих поколений от взрослых;

- дифференциации воспитуемых в соответствии с их личностными ресурсами

применительно

к

реальной

социально-профессиональной

структуре

общества.

В детском саду происходит взращивание человека в процессе создания

условий для целенаправленного позитивного развития и духовно-ценностной

ориентации

Педагог (или воспитатель) в детском саду должен уметь помочь

ребенку, направив его в нужное русло. Он должен стремиться не подавлять, а

направлять инициативу ребят; развивать их общественное мнение, развивать

детское

самоуправление.

Чтобы

добиться

положительного

влияния

коллектива

на

личность,

должно

быть

воздействие

педагогическим

коллективом на детский коллектив. При педагогическом руководстве

детским коллективом важно учитывать возраст воспитанников.

В детском саду решающее воздействие на ребенка имеет воспитатель.

Но с возрастом большее влияние приобретают среда, мнение сверстников,

коллектива. Коллективная деятельность является одной из главных форм

воспитания

и

социализации

личности.

Это

выполнение

важных

общественных работ, совместные занятия, игра, труд, общественно-полезная,

спортивная, культурная и эстетическая деятельность. При этом большое

значение

имеют

традиции

детского

коллектива.

От

педагогического

мастерства педагога-воспитателя зависит его влияние на личность ребенка и

помощь в социализации.

Социализация в дошкольном возрасте очень важна для вхождения

ребенка в мир социальных отношений, для процесса его социальной

адаптации в обществе.

В процессе социализации заложен внутренний, до конца не

разрешимый конфликт между мерой адаптации человека в обществе и

степенью обособления его в обществе, другими словами, эффективная

социализация предполагает определенный баланс адаптации и обособления.

Преодолеть этот своеобразный конфликт, решить трудности и обрести

своеобразный баланс, призваны взрослые люди, находящиеся рядом с

ребенком, чаще всего - это его семья и члены различных социальных

институтов (детский сад, школа и т.д.).

Список использованной литературы:

1. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогической

профессии.

2. Бочарова, И.Г. Социальное воспитание детей / И.Г. Бочарова. - М.: Наука,

1991.- 154 с.

3. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы

формирования личности Под. ред. Д.И. Фельдштейна - М.: Меж. пед.

Академия, 1995. – 2124.

4. Выготский, Л.С. Психология / Л.С. Выготский. - М.: Эксмо-Пресс, 2000. -

1008 с.

5. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 4. Детская

психология/Под. ред.Д.Б. Эльконина. - М.: Педагогика, 1984. - 432 с

6. Донцев, Н.А. Самовоспитание личности / Н.А. Донцев. - М: Просвещение,

1984. - 112 с.

7. Иванова Н.В. Социальное развитие детей в ДОУ: Методическое пособие//

М. Творческий центр, 2008.

8. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года

// Вестник образования России, 2002. - № 6.

9. Рожков, М.И. Концепция социализации ребенка в работе детских

организаций / М.И. Рожков. - М.: Наука, 1991. - 274 с.

10. Социальная педагогика: курс лекций; учеб. пособие для вузов / под общ.

ред. М.А. Галагузовой. -М.: Владос, 2003. -416 с.

11. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного

образования. (утв. Приказом Министерства образования науки РФ от17

октября 2013г. №1155)



В раздел образования