Напоминание

"Игровое пособие по развитию речи"


Авторы: Волкова Светлана Борисовна, Бурова Ольга Николаевна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад № 126"
Населённый пункт: г. Ярославль
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Игровое пособие по развитию речи"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Игровое пособие по развитию речи.

Дидактические игры и упражнения к макету «Птичья столовая».

МДОУ «Детский сад № 126», г. Ярославль

Воспитатели: Волкова Светлана Борисовна, Бурова Ольга Николаевна.

Мы нарисовали панно: дерево с кормушкой. Напечатали картинки зимующих птиц, за

ламинировали и вырезали их. Приклеили на обратную сторону магнитики. Панно

крепится на магнитную доску. С этим пособием можно играть в разные игры, развивая

речь детей.

Это игровое пособие подойдет для работы воспитателям, логопедам, учителям начальных

классов, а также родителям.

Дидактические игры и упражнения, используемые для работы.

1. Игра «Где, какая птица находится?»

Цель: Формировать умение узнавать зимующих птиц и перелётных птиц, правильно их

называть; развивать умение ориентироваться в пространстве, употребляя в речи понятия

«вверху», «внизу», «слева», «справа», «между», «под», «над», «на».

Оборудование: Сюжетная картинка «У кормушки».

Описание: Педагог предлагает детям посмотреть на прилетевших к кормушке птиц и

назвать птиц, которые находятся слева от снегиря? Кто сидит под кормушкой? На

кормушке? Между сорокой и снегирём? И т. д.

2. Игра «Кого не стало?»

Цель: Формировать умение образовывать существительные в родительном падеже;

развитие памяти, зрительного восприятия.

Оборудование: Предметные картинки с изображением зимующих птиц.

Описание: На доске или на столе выкладываются 5- 6 картинок зимующих и перелётных

птиц, предлагают детям назвать всех птиц и запомнить их. Затем дети закрывают глаза, в

это время воспитатель убирает одну из картинок. Дети открывают глаза и называют,

какой птицы не стало.

3. Игровое упражнение «В зимней столовой»

Цель: Закрепить знания детей о зимующих птицах и их названия; развивать умение

подражать их повадкам.

Оборудование: Силуэты птиц, кормушка на ветке.

Описание: Педагог закрепляет силуэт птицы на ветке, обращает внимание детей на то,

какая птица прилетела к кормушке. Предлагает назвать ее и показать, как она кричит.

Дети называют птиц, подражают их звукам, изображают, как они летают, прыгают.

4. Упражнение «Закончи предложения»

Цель: Развивать мышление, активизация словаря антонимов, формирование умения

согласовывать существительные с местоимениями в роде и числе.

Описание: Педагог начинает предложение, ребенок подбирает соответствующее слово и

договаривает предложение.

- Ворона большая, а синица...

- Сова спит днем, а охотится…

- У синицы хвост короткий, а у сороки...

- У дятла клюв длинный, а у снегиря...

- У синицы клюв тонкий, а у дятла…

- Ворона большая, а воробей…

5. Упражнение «Мой, моя, моё»

Цель: формировать умение в употреблении притяжательных прилагательных и

местоимений «мой», «моя», «моё» в составе простого предложения.

Про кого из зимующих птиц можно сказать?

Мой - … (дятел, снегирь, воробей, голубь),

Моя - … (ворона, синица),

Мои - …

6. Игра «Угощу птиц»

Цель: Совершенствовать грамматический строй речи; формировать умение употреблять

существительные единственного числа в родительном и творительном падеже.

Описание: Педагог предлагает детям назвать, кого, чем можно угостить?

- Воробья угощу хлебными крошками.

- Голубя угощу семечками.

- Синичку угощу салом.

- Сороку угощу зерном.

- Ворону угощу крупой.

7. Игра: «Прилетели птицы»

Цель: Развивать слуховое внимание, активизировать словарь по теме «Птицы».

Описание: Педагог называет птиц, но допускает ошибки. Дети должны заметить ошибку и

отреагировать хлопками, топаньем и т.п.

Прилетели птицы:

- голуби, синицы, мухи и вороны...

- голуби, синицы, аисты, вороны, снегири, макароны...

- голуби, синицы, комары, сороки, кукушки...

- голуби, синицы, аисты, кукушки, совы, плюшки, лебеди, скворцы...

8. Упражнение «Скажи ласково»

Цель: Закрепить умение детей образовывать имена существительные и прилагательные с

уменьшительно-ласкательными значениями.

Острый клюв - остренький клювик

Тонкие лапы – тоненькие лапки

Длинная шея – длинненькая шейка

Белая грудь – беленькая грудка

Черное крыло – черненькое крылышко

9. Игра «Один - много»

Цель: практическое употребление существительного множественного числа в

родительном падеже в составе словосочетания.

Описание: Дети называют каждую картинку и составляют словосочетание.

Одна синичка - много синичек

Одна ворона - много ворон

Один голубь - много голубей

Один снегирь - много снегирей…

10. Игра «Отгадай загадку»

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Небогаты их корма,

Горсть одна нужна,

Горсть зерна – и не страшна

Будет им зима. (Зимующие птицы)

***

Кар-кар-кар!

Кар-кар-кар! –

Вот и весь репертуар.

Оглашает крону клёна

Своим пением … (Ворона)

***

Птичка-невеличка

Ножки имеет,

А ходить не умеет.

Хочет сделать шажок —

Получается прыжок. (Воробей)

***

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зёрнышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять. (Снегирь)

***

Чик-чирик!

К зёрнышкам прыг!

Клюй, не робей!

Кто это? (Воробей)

В тёплый край не улетают,

На морозе распевают,

Эти птички-невелички

Называются … (Синички).

***

Непоседа пёстрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая.

Вещунья белобока,

А зовут её … (Сорока)

***

Хоть я не молоток —

По дереву стучу:

В нём каждый уголок

Обследовать хочу.

Хожу я в шапке красной

И акробат прекрасный. (Дятел)

***

Что за стол среди берез

Под открытым небом?

Угощает он в мороз

Птиц зерном и хлебом. (Кормушка)

***

Всю ночь летает —

Мышей добывает.

А станет светло —

Спать летит в дупло. (Сова)



В раздел образования