Авторы: Волкова Светлана Борисовна, Бурова Ольга Николаевна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад № 126"
Населённый пункт: г. Ярославль
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Игровое пособие по развитию речи"
Раздел: дошкольное образование
Игровое пособие по развитию речи.
Дидактические игры и упражнения к макету «Птичья столовая».
МДОУ «Детский сад № 126», г. Ярославль
Воспитатели: Волкова Светлана Борисовна, Бурова Ольга Николаевна.
Мы нарисовали панно: дерево с кормушкой. Напечатали картинки зимующих птиц, за
ламинировали и вырезали их. Приклеили на обратную сторону магнитики. Панно
крепится на магнитную доску. С этим пособием можно играть в разные игры, развивая
речь детей.
Это игровое пособие подойдет для работы воспитателям, логопедам, учителям начальных
классов, а также родителям.
Дидактические игры и упражнения, используемые для работы.
1. Игра «Где, какая птица находится?»
Цель: Формировать умение узнавать зимующих птиц и перелётных птиц, правильно их
называть; развивать умение ориентироваться в пространстве, употребляя в речи понятия
«вверху», «внизу», «слева», «справа», «между», «под», «над», «на».
Оборудование: Сюжетная картинка «У кормушки».
Описание: Педагог предлагает детям посмотреть на прилетевших к кормушке птиц и
назвать птиц, которые находятся слева от снегиря? Кто сидит под кормушкой? На
кормушке? Между сорокой и снегирём? И т. д.
2. Игра «Кого не стало?»
Цель: Формировать умение образовывать существительные в родительном падеже;
развитие памяти, зрительного восприятия.
Оборудование: Предметные картинки с изображением зимующих птиц.
Описание: На доске или на столе выкладываются 5- 6 картинок зимующих и перелётных
птиц, предлагают детям назвать всех птиц и запомнить их. Затем дети закрывают глаза, в
это время воспитатель убирает одну из картинок. Дети открывают глаза и называют,
какой птицы не стало.
3. Игровое упражнение «В зимней столовой»
Цель: Закрепить знания детей о зимующих птицах и их названия; развивать умение
подражать их повадкам.
Оборудование: Силуэты птиц, кормушка на ветке.
Описание: Педагог закрепляет силуэт птицы на ветке, обращает внимание детей на то,
какая птица прилетела к кормушке. Предлагает назвать ее и показать, как она кричит.
Дети называют птиц, подражают их звукам, изображают, как они летают, прыгают.
4. Упражнение «Закончи предложения»
Цель: Развивать мышление, активизация словаря антонимов, формирование умения
согласовывать существительные с местоимениями в роде и числе.
Описание: Педагог начинает предложение, ребенок подбирает соответствующее слово и
договаривает предложение.
- Ворона большая, а синица...
- Сова спит днем, а охотится…
- У синицы хвост короткий, а у сороки...
- У дятла клюв длинный, а у снегиря...
- У синицы клюв тонкий, а у дятла…
- Ворона большая, а воробей…
5. Упражнение «Мой, моя, моё»
Цель: формировать умение в употреблении притяжательных прилагательных и
местоимений «мой», «моя», «моё» в составе простого предложения.
Про кого из зимующих птиц можно сказать?
Мой - … (дятел, снегирь, воробей, голубь),
Моя - … (ворона, синица),
Мои - …
6. Игра «Угощу птиц»
Цель: Совершенствовать грамматический строй речи; формировать умение употреблять
существительные единственного числа в родительном и творительном падеже.
Описание: Педагог предлагает детям назвать, кого, чем можно угостить?
- Воробья угощу хлебными крошками.
- Голубя угощу семечками.
- Синичку угощу салом.
- Сороку угощу зерном.
- Ворону угощу крупой.
7. Игра: «Прилетели птицы»
Цель: Развивать слуховое внимание, активизировать словарь по теме «Птицы».
Описание: Педагог называет птиц, но допускает ошибки. Дети должны заметить ошибку и
отреагировать хлопками, топаньем и т.п.
Прилетели птицы:
- голуби, синицы, мухи и вороны...
- голуби, синицы, аисты, вороны, снегири, макароны...
- голуби, синицы, комары, сороки, кукушки...
- голуби, синицы, аисты, кукушки, совы, плюшки, лебеди, скворцы...
8. Упражнение «Скажи ласково»
Цель: Закрепить умение детей образовывать имена существительные и прилагательные с
уменьшительно-ласкательными значениями.
Острый клюв - остренький клювик
Тонкие лапы – тоненькие лапки
Длинная шея – длинненькая шейка
Белая грудь – беленькая грудка
Черное крыло – черненькое крылышко
9. Игра «Один - много»
Цель: практическое употребление существительного множественного числа в
родительном падеже в составе словосочетания.
Описание: Дети называют каждую картинку и составляют словосочетание.
Одна синичка - много синичек
Одна ворона - много ворон
Один голубь - много голубей
Один снегирь - много снегирей…
10. Игра «Отгадай загадку»
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Небогаты их корма,
Горсть одна нужна,
Горсть зерна – и не страшна
Будет им зима. (Зимующие птицы)
***
Кар-кар-кар!
Кар-кар-кар! –
Вот и весь репертуар.
Оглашает крону клёна
Своим пением … (Ворона)
***
Птичка-невеличка
Ножки имеет,
А ходить не умеет.
Хочет сделать шажок —
Получается прыжок. (Воробей)
***
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь)
***
Чик-чирик!
К зёрнышкам прыг!
Клюй, не робей!
Кто это? (Воробей)
В тёплый край не улетают,
На морозе распевают,
Эти птички-невелички
Называются … (Синички).
***
Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
Вещунья белобока,
А зовут её … (Сорока)
***
Хоть я не молоток —
По дереву стучу:
В нём каждый уголок
Обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной
И акробат прекрасный. (Дятел)
***
Что за стол среди берез
Под открытым небом?
Угощает он в мороз
Птиц зерном и хлебом. (Кормушка)
***
Всю ночь летает —
Мышей добывает.
А станет светло —
Спать летит в дупло. (Сова)