Напоминание

Содержание работы по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников


Автор: Марданова Анжелика Витальевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад № 69 городского округа город Уфа РБ
Населённый пункт: город Уфа
Наименование материала: статья
Тема: Содержание работы по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад 69

городского округа город Уфа республики Башкортостан

Тема: «Содержание работы по нравственно-

патриотическому воспитанию старших дошкольников»

Подготовила: воспитатель Марданова А.В.

Уфа 2022

В настоящее время проблема патриотического воспитания актуальна, как

никогда.

Вопросы

нравственно-патриотического

воспитания

в

ДОУ

рассматриваются как приоритетные. Формирование патриотических чувств у

дошкольников базируется на национальной культуре и преемственности

поколений. Значительное внимание уделяется правовому развитию и

проблемам социализации подрастающего поколения.

Патриотическое воспитание дошкольников это прежде всего – воспитание

любви к семье к родной земле, уважения к труду и результатам труда, к

истории

и

защитникам

Родины,

ознакомление

с

государственными

символами, народными традициями и праздниками. И об этом нужно

говорить и знакомить с этим именно в дошкольном возрасте.

Педагогам, работающим с детьми, важно обладать всеми необходимыми

личностными качествами, которые могут служить положительным примером

в воспитании патриотизма у детей. Это и любовь к своему родному краю,

народу, к детям, и толерантность, несмотря ни на какие материальные и

физические трудности.

Необходимо расширить знания по истории и географии России у самих

педагогов. Но знания, которые мы преподносим детям должны быть очень

четкими

и

ясными,

в

некоторой

степени

дозированы

для

детского

восприятия и усвоения. Больше знаний должно быть именно по родному

краю, родной культуре и истории родного народа (Башкортостана, Уфы).

Детям дошкольного возраста, в силу возрастных особенностей (наглядно-

действенное мышление) трудно представить историю Кремля, Москвы,

масштабность страны.

Педагоги дошкольники достаточно хорошо знают народную культуру,

традиции, так как постоянно пополняют их из разных источников, готовясь к

тем или иным мероприятиям, достаточно часто проводимых в ДОУ.

Каждый

месяц,

каждый

день

знаменателен

какими

-то

приметами,

знаменательными

датами.

В

ДОУ

Башкирии

педагоги,

в

рамках

патриотического воспитания,

обращаются и к русской культуре,

и

башкирской культуре, и татарской культуре и др. народов, населяющих

родной край.

Проводятся традиционные Осенины, Курбан –байрам,

праздник Новый год, 23 февраля, 8 Марта, Масленица, Пасха, День Победы,

Сабантуй и др.

К сожалению, знаний о городе в котором мы живем недостаточно. В

настоящее время в школах города Уфы введен предмет Уфаведение.

Положительно было бы и в ДОУ проведение подобных открытых занятий,

мастер-классов, семинаров по ознакомлению с родным городом.

Дети старшего дошкольного возраста вполне готовы к тому, чтобы с

интересом знакомится с окружающей природой родного края, с ее

характерными особенностями,

проводить наблюдения за состоянием

определенных

объектов

в

различные

времена

года,

участвовать

в

общественных мероприятиях, направленных на благоустройство своего

двора, города. Дети могут легко и с интересом усвоить знания о символике

российского государства, ее значением для народа и страны в целом. Дети

старшего дошкольного возраста понимают важность разных профессий,

уважают чужой труд. Поэтому можно проектировать и планировать работу в

группе по любому из направлений патриотического воспитания детей

данной возрастной категории.

Наиболее эффективными технологии в нравственно-патриотическом

воспитании

являются

проектные

технологии,

музейная

педагогика,

тематические

акции

совместно

с

информационно

компьютерными

технологиями. Проектирование помогает в работе, т.к. это эффективный

способ взаимодействия взрослого и ребенка.

Стремление

к

исследованиям

естественное

состояние

ребенка

дошкольника.

Календарно-тематическое

планирование

нашего

ДОУ

составлено таким образом, что проектная деятельность - неотъемлемая

часть воспитатель-образовательного процесса.

Педагогам в своей работе рекомендуется использовать различные методы

патриотического воспитания:

Рассказ воспитателя; наблюдение за изменениями в облике родного

населенного пункта, за трудом людей в детском саду и в городе; беседы о

родном городе, стране, ее истории; показ иллюстраций фильмов, слайдов,

прослушивание аудиозаписей. (Гимн, голоса птиц и пр.; использование

фольклорных

произведений

(пословицы,

поговорки,

сказки,

песни);

ознакомление с продуктами народного творчества (роспись, вышивка);

знакомство с творчеством известных поэтов, художников, композиторов;

организация

тематических

выставок,;

участие

в

общественных

и

календарных

праздниках;

участие

детей

в

посильном

общественно-

полезном труде.

Предметно-пространственная среда в группе недостаточно хорошо

организована. Эффективно сочетать патриотическое воспитание с другими

направлениями: и с речевым развитием (пополнение словарного запаса,

беседы,

пословицы,

загадки,

беседы);

в

музыкальной

деятельности

(народные игры, песни нашего края); трудовое обучение (знакомство с

трудом взрослых. Народными промыслами); художественное развитие

(знакомство с картинами художников нашего края стихами и песнями);

физическое развитие (на прогулках, проведение праздников и развлечений,

подвижные игры); развитие представлений о человеке в истории и культуре ;

развитие экологической культуре (приумножать народные богатства, не

губить

флору

и

фауну)

развитие

элементарных

естественно-научных

представлений

4

развитие

изо-деятельности

(знакомство

с

народно-

прикладным творчеством своего края – рисуют лепят, аппликации). В группах

желательно иметь дидактические игры «Символика России», «Наша Родина

– Россия», «Путешествие по родному краю», пазлы «Россия» и др.

Детям старшего дошкольного возраста важно регулярно участвовать в

различных мероприятиях, направленных на патриотическое воспитание

«День

матери»,

«23

февраля»

совместно

с

родителями,

спортивные

мероприятия, посвященные Дню космонавтики, организуем тематические

выставки в группе по каждому значимому событию в стране и каждой

знаменательной дате.

Академик Д.С.Лихачев писал, что чувство любви к Родине нужно

заботливо взращивать, прививая «духовную оседлость»; так как без корней в

родной местности, в родной стороне человек похож на иссушенное растение

перекати-поле.

Поэтому

патриотическое

воспитание

дошколят

через

приобщение к природе и истории родного края – является одной из

основных задач ДОУ.



В раздел образования