Автор: Марданова Анжелика Витальевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад № 69 городского округа город Уфа РБ
Населённый пункт: город Уфа
Наименование материала: статья
Тема: Содержание работы по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад 69
городского округа город Уфа республики Башкортостан
Тема: «Содержание работы по нравственно-
патриотическому воспитанию старших дошкольников»
Подготовила: воспитатель Марданова А.В.
Уфа 2022
В настоящее время проблема патриотического воспитания актуальна, как
никогда.
Вопросы
нравственно-патриотического
воспитания
в
ДОУ
рассматриваются как приоритетные. Формирование патриотических чувств у
дошкольников базируется на национальной культуре и преемственности
поколений. Значительное внимание уделяется правовому развитию и
проблемам социализации подрастающего поколения.
Патриотическое воспитание дошкольников это прежде всего – воспитание
любви к семье к родной земле, уважения к труду и результатам труда, к
истории
и
защитникам
Родины,
ознакомление
с
государственными
символами, народными традициями и праздниками. И об этом нужно
говорить и знакомить с этим именно в дошкольном возрасте.
Педагогам, работающим с детьми, важно обладать всеми необходимыми
личностными качествами, которые могут служить положительным примером
в воспитании патриотизма у детей. Это и любовь к своему родному краю,
народу, к детям, и толерантность, несмотря ни на какие материальные и
физические трудности.
Необходимо расширить знания по истории и географии России у самих
педагогов. Но знания, которые мы преподносим детям должны быть очень
четкими
и
ясными,
в
некоторой
степени
дозированы
для
детского
восприятия и усвоения. Больше знаний должно быть именно по родному
краю, родной культуре и истории родного народа (Башкортостана, Уфы).
Детям дошкольного возраста, в силу возрастных особенностей (наглядно-
действенное мышление) трудно представить историю Кремля, Москвы,
масштабность страны.
Педагоги дошкольники достаточно хорошо знают народную культуру,
традиции, так как постоянно пополняют их из разных источников, готовясь к
тем или иным мероприятиям, достаточно часто проводимых в ДОУ.
Каждый
месяц,
каждый
день
знаменателен
какими
-то
приметами,
знаменательными
датами.
В
ДОУ
Башкирии
педагоги,
в
рамках
патриотического воспитания,
обращаются и к русской культуре,
и
башкирской культуре, и татарской культуре и др. народов, населяющих
родной край.
Проводятся традиционные Осенины, Курбан –байрам,
праздник Новый год, 23 февраля, 8 Марта, Масленица, Пасха, День Победы,
Сабантуй и др.
К сожалению, знаний о городе в котором мы живем недостаточно. В
настоящее время в школах города Уфы введен предмет Уфаведение.
Положительно было бы и в ДОУ проведение подобных открытых занятий,
мастер-классов, семинаров по ознакомлению с родным городом.
Дети старшего дошкольного возраста вполне готовы к тому, чтобы с
интересом знакомится с окружающей природой родного края, с ее
характерными особенностями,
проводить наблюдения за состоянием
определенных
объектов
в
различные
времена
года,
участвовать
в
общественных мероприятиях, направленных на благоустройство своего
двора, города. Дети могут легко и с интересом усвоить знания о символике
российского государства, ее значением для народа и страны в целом. Дети
старшего дошкольного возраста понимают важность разных профессий,
уважают чужой труд. Поэтому можно проектировать и планировать работу в
группе по любому из направлений патриотического воспитания детей
данной возрастной категории.
Наиболее эффективными технологии в нравственно-патриотическом
воспитании
являются
проектные
технологии,
музейная
педагогика,
тематические
акции
совместно
с
информационно
компьютерными
технологиями. Проектирование помогает в работе, т.к. это эффективный
способ взаимодействия взрослого и ребенка.
Стремление
к
исследованиям
–
естественное
состояние
ребенка
дошкольника.
Календарно-тематическое
планирование
нашего
ДОУ
составлено таким образом, что проектная деятельность - неотъемлемая
часть воспитатель-образовательного процесса.
Педагогам в своей работе рекомендуется использовать различные методы
патриотического воспитания:
Рассказ воспитателя; наблюдение за изменениями в облике родного
населенного пункта, за трудом людей в детском саду и в городе; беседы о
родном городе, стране, ее истории; показ иллюстраций фильмов, слайдов,
прослушивание аудиозаписей. (Гимн, голоса птиц и пр.; использование
фольклорных
произведений
(пословицы,
поговорки,
сказки,
песни);
ознакомление с продуктами народного творчества (роспись, вышивка);
знакомство с творчеством известных поэтов, художников, композиторов;
организация
тематических
выставок,;
участие
в
общественных
и
календарных
праздниках;
участие
детей
в
посильном
общественно-
полезном труде.
Предметно-пространственная среда в группе недостаточно хорошо
организована. Эффективно сочетать патриотическое воспитание с другими
направлениями: и с речевым развитием (пополнение словарного запаса,
беседы,
пословицы,
загадки,
беседы);
в
музыкальной
деятельности
(народные игры, песни нашего края); трудовое обучение (знакомство с
трудом взрослых. Народными промыслами); художественное развитие
(знакомство с картинами художников нашего края стихами и песнями);
физическое развитие (на прогулках, проведение праздников и развлечений,
подвижные игры); развитие представлений о человеке в истории и культуре ;
развитие экологической культуре (приумножать народные богатства, не
губить
флору
и
фауну)
развитие
элементарных
естественно-научных
представлений
4
развитие
изо-деятельности
(знакомство
с
народно-
прикладным творчеством своего края – рисуют лепят, аппликации). В группах
желательно иметь дидактические игры «Символика России», «Наша Родина
– Россия», «Путешествие по родному краю», пазлы «Россия» и др.
Детям старшего дошкольного возраста важно регулярно участвовать в
различных мероприятиях, направленных на патриотическое воспитание
«День
матери»,
«23
февраля»
совместно
с
родителями,
спортивные
мероприятия, посвященные Дню космонавтики, организуем тематические
выставки в группе по каждому значимому событию в стране и каждой
знаменательной дате.
Академик Д.С.Лихачев писал, что чувство любви к Родине нужно
заботливо взращивать, прививая «духовную оседлость»; так как без корней в
родной местности, в родной стороне человек похож на иссушенное растение
перекати-поле.
Поэтому
патриотическое
воспитание
дошколят
через
приобщение к природе и истории родного края – является одной из
основных задач ДОУ.