Авторы: Личкун Наталья Владимировна, Кожаева Ольга Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКУЗ МО "Малаховский детский туберкулезный санаторий" Ступинское санаторное отделение
Населённый пункт: город Ступино, Московская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Проектный метод в работе с детьми раннего возраста"
Раздел: дошкольное образование
Проектный метод в работе с детьми раннего и младшего дошкольного
возраста
Воспитатель Кожаева Ольга Викторовна
Л.Н.Толстой заметил, что расстояние между новорожденным и пятилетним
ребенком во много раз больше расстояния между пятилетним и им,
семидесятилетним стариком. Великий писатель, мыслитель и педагог
понимал
значимость
особой
восприимчивости
маленьких
детей
к
воздействию
окружающей
среды.
И
действительно,
потенциальные
возможности
развития
ребенка
в
дошкольном
возрасте
огромны.
Следовательно, огромна и ответственность педагогов, воспитателей за
создание условий для раннего выявления и развития задатков и способностей
детей и таланта, который заключен в ребенке.
Ранний возраст – особый возраст, призванный обеспечить полноценное
развитие маленького ребенка в неповторимый и самый уязвимый период его
жизни. Чтобы ребенок ясельного возраста был здоров, развит, деятелен и
жизнерадостен (а это – главные задачи воспитания детей в ДОУ),
необходимы условия, продиктованные особенностями и тенденциями
развития маленьких детей в современных условиях.
Распад семьи, территориальное распределение, частые переезды с одного
места жительства на другое, прерывающие соседские и родственные связи,
поток телевизионных передач, работающая мать, злоупотребление алкоголем
родителей, незнания особенностей детей раннего возраста и другие
проявления “общественного прогресса” уменьшают возможности и
потребности в содержательном общении между детьми, родителями и
людьми старшего поколения.
Подражание окружающим людям, родителям, наблюдение за их поведением,
становятся одним из основных источников личностной социализации
ребенка раннего возраста. Положительная, эмоционально окрашенная оценка
со стороны родителей, поступков и личностных качеств ребенка порождает у
него уверенность в себе, веру в свои способности и возможности.
Важно учесть, что многие качества личности и формы поведения
“невидимы” у детей ясельного возраста и становятся заметны тогда, когда
человек в целом уже достиг значительного уровня социально -
психологической зрелости.
В раннем возрасте состояние ребенка неустойчиво, зависит от настроения
других детей, самочувствия малыша. Создание и поддержание в группе
атмосферы любви и доброжелательности, спокойного ритма жизни,
продуманной системы интересных дел и занятий – условия успешного
развития детей ясельного возраста. Особое внимание следует уделить
формированию умений занять себя и навыкам самообслуживания, развитию
речи, формированию доступных правил поведения.
Современные требования, предъявляемые к образовательному процессу в
дошкольном учреждении, меняют систему управления дошкольным
образованием, определяют необходимость выработки новых подходов к
управленческой и педагогической деятельности всего коллектива. Встает
необходимость перестройки сознания в рамках новых ценностей, категорий и
понятий, таких как конкурентоспособность, компетентность, рынок
образовательных услуг, самоорганизация и самоуправление. Они определяют
управленческий функционал руководителя и направление деятельности всего
педагогического коллектива, ориентируя на инновационный путь
обеспечения качества образования в ДОУ.
Эффективным средством организации современного образовательного
процесса является технология проектирования и проект как одна из форм
поисковой деятельности. Педагогический коллектив реализует программу
“Проектировщики в памперсах”, автором которой является руководитель
учреждения. Ее цель – познавательно-речевое развитие детей ясельного
возраста в условиях проектной деятельности.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
1.
Создание условий для полноценного развития ребенка.
2.
Использование метода проекта в управлении МДОУ для
проектирования индивидуальных образовательных маршрутов
воспитателей.
3.
Приобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и
внедрение наиболее эффективных форм работы.
Основная цель Программы развития МДОУ, а так же методическая тема –
экологическое воспитание детей раннего возраста, поставило дошкольное
учреждение перед необходимостью систематизации работы по таким
направлениям, как: ознакомление детей с окружающей действительностью,
формирование экологической культуры, навыков изобразительной
деятельности детей.
Идея, лежащая в основе данной Программы, заключается в том, что
эффективность полученных знаний, умений и навыков можно повысить
посредством интеграции в ходе реализации проектного метода.
Анализ методической литературы по данному направлению, выявил
недостаточный уровень освещенности использования проектной технологии
в работе с детьми второго и третьего года жизни, с учетом основных
показателей психического развития и воспитания.
В рамках познавательно – речевого развития у детей формируются
действия с предметами (дидактическими игрушками, природным и
многофункциональным материалом). Идет знакомство с названием и
назначением предметов и объектов, их основными свойствами (цвет, форма,
величина) и качествами (мягкий, блестящий, теплый).
Использование слов типа “покажи”, “принеси”, “сделай то-то” способствует
развитию понимания речи, при создании необходимых условий – развивается
понимание ребенком слов, обозначающих количество (много-мало, один-два,
пустой-полный), размер (большой-маленький), пространственные отношения
(в, над, под, за и пр.)
Развивается диалогическая речь, дети упражняются в правильном
произношении звуков.
Формируются элементарные представления о природе, животных, живущих
рядом, растениях, природных явлениях (солнышко, дождик и пр.).
В рамках социально-эмоционального развития у детей формируется
потребность ребенка в общении и сотрудничестве со взрослыми по поводу
предметов, игрушек, слушать и слышать взрослого, выполнять его просьбы.
Дети обучаются способам установления положительных контактов со
сверстниками. Педагоги знакомят детей друг с другом, организуют
несложные совместные игры, эмоциональные контакты, сближающие друг
друга.
У детей формируется положительная самооценка, связанная со стремлением
ребенка быть хорошим, развивается потребность в самостоятельности,
уверенности в своих силах.
Осуществляется эстетическое развитие детей в умении обращать внимание
на красоту природы, картин, предметов интерьера, созерцание прекрасного,
обогащение яркими эмоционально-эстетическими впечатлениями от красоты
окружающего мира.
Праздники, развлечения, вечера досуга, кукольные спектакли, вовлечение
родителей совместную с детьми проектную деятельность, способствуют
эстетическому развитию.
Огромное значение имеет вовлечение детей в разные виды
изобразительной деятельности(рисование, лепку, аппликацию,
конструирование), формирование интереса к процессу и результату
изобразительной деятельности: рассматривание рисунка вместе с детьми,
обсуждение их достоинств, экспонирование.
Все это способствует формированию самостоятельности и уверенности
детей в выполнении действий (проговаривание своих желаний, чувств и
мыслей, возможность самостоятельно устанавливать контакты со
сверстниками и взрослыми, обследование новых предметов, стремление
освоить действия с ними), а так же развитию предпосылок
творчества (перенос освоенных действий и навыков на другой материал, в
другие условия, поддержание любознательности детей в позволении
исследовать материалы и предметы, наблюдать за явлениями и
особенностями окружающей природы и действительности).
Проектный метод в социализации ребенка, в формировании у детей
грамматической структуры предложений, усвоения частей речи, звуковой
стороны языка способствует обеспечению каждому ребенку своевременного
формирования ведущих умений, характерных для ясельного периода жизни
малыша, и зоны его ближайшего развития.
Занятия, а так же другие формы работы, содержат познавательный, речевой
материал, соответствующий возрастным особенностям детей, в сочетании с
практическими заданиями, исследовательскими, творческими проектами,
которые могут выполняться совместно со взрослыми. Важно, чтобы в
процессе выполнения заданий у каждого ребенка формировалось настроение
особой радости, нежности к окружающей природе и людям. Программа
помогает формированию у детей к трем годам первичной картины
окружающего их мира.
Использование проектных технологий помогает активизировать психические
процессы, ведь ребенок исследует различные возможности, различные
варианты, связанные с выполнением поставленной задачи, выбирает
оптимальный способ решения задачи, определенную последовательность
действий. Воспитатели, родители оказывают помощь малышу. Именно
совместное выполнение замысла младшего дошкольника с родителями
позволяет им лучше понять друг друга и установить эмоциональные, а так же
речевые отношения. Реальная жизнь ребенка и родителей наполняется
богатым содержанием.
Проектирование заставляет педагога постоянно находиться в состоянии
исследования различных возможностей, связанных с выполнением
поставленной задачи. Это изменяет его мировоззрение и не допускает
применения стандартных, шаблонных действий, а требует ежедневного
творческого, личностного роста.
Проектирование вносит изменения в воспитание и обучение всех участников
образовательного процесса в детском саду, ведь проводится большая
аналитическая и диагностическая работа всего педагогического персонала.
Выстраивается система мониторинга, которая позволяет не только
отслеживать происходящие процессы, но и влиять на них. Мониторинг
становится средством управления МДОУ, обеспечивается обратная связь
между управляющей и управляемой стороной.
Напомним, что проект – работа, которая должна быть выполнена для
достижения уникального, заранее определенного результата в рамках
заданных сроков и бюджета.. Если работа над проектом становится
однообразной, это показатель того, что проект отклоняется от намеченных
целей. У каждого проекта есть жизненный цикл – набор последовательных
фаз, выделяемых для лучшего контроля и управления. Завершение каждой
фазы свидетельствует о достижении его очередного результата. В состав
жизненного цикла входят четыре фазы: начальная (концепция), разработки,
реализации и завершения. Проект заканчивается тогда, когда
разрабатываемый продукт начинает использоваться, признается
жизнеспособным. Проект отличают от процессной деятельности следующие
особенности:
Точное и подробное планирование, так как проект ограничен временем
и несет в себе новизну;
“сворачивание” проекта, как только поставленные цели реализованы;
Поддержание энтузиазма в проектной команде, поскольку в ней
работают люди, которые реализуются в проекте благодаря
собственному энтузиазму, а не возложенным на них обязанностям;
Планирование бюджета и расходование средств;
Расширение коммуникаций между подразделениями и внутри их с
целью быстрого обмена информацией и обсуждения хода проекта;
Готовность к неожиданностям, проявление гибкости, так как в
проектах не все строго заранее определено.
Чтобы выполнить проект вовремя в пределах сметы и в соответствии со
спецификацией требований, им необходимо управлять. Система управления
проектом включает объект управления (проект) и его субъект (команда
управления проектом), связанные прямой и обратной связью, посредством
которой и осуществляется управление.
В содержание основных работ по управлению проектами входит:
Инициация (обдумывание идей, разработка концепции проекта, оценка
и утверждение, создание команды специалистов, принятие
обязательств участниками проекта);
Планирование (определение целей, результатов, работ, планирование
ресурсов, оценка продолжительности работ, календарное,
организационное планирование, формирование бюджета, планирование
коммуникаций в проекте, оценка рисков и разработка мер
реагирования на них, разработка плана проекта – единого сводного,
согласованного документа);
Выполнение (организация и координация выполнения плана, развитие
команды проекта, обновление его плана, графика и бюджета);
Контроль и регулирование (представление отчетов о ходе выполнения
работ проекта, управление изменениями, контроль воспитательно-
образовательного процесса, сроков выполнения и стоимости проекта,
контроль качества);
Закрытие (составление окончательного отчета, административное
завершение проекта, празднование удачного завершения работы).
Результаты диагностики уровня развития детей, тестирование воспитателей
позволили разработать план, основные этапы работы с детьми, педагогами,
определить дальнейшие цели и пути работы по данному направлению. Были
определены виды, формы и методы контроля, как необходимый компонент
выявления результативности в рамках обеспечения качества образования. В
каждом проекте педагогами были определены цели, задачи, формы работы с
детьми, коллективом и родителями.
В основные мероприятия по реализации Программы вошли:
Выработка системы контроля.
Определение информационного обеспечения МДОУ.
Разработка модели управления МДОУ.
Планирование видов деятельности с использованием метода проекта.
Методическое и дидактическое обеспечение педагогического процесса.
Консультирование родителей.
Установление связей с психолого-педагогическим Центром.
Организация работы кружка “Логоритмика”.
Организация и проведение проектов с детьми и родителями.
Участие в творческих конкурсах.
Создание предметно-развивающей среды с использованием
проектирования.
Разработка методических рекомендаций “Проектный метод в детском
саду”.
Проведение муниципального семинара для воспитателей групп раннего
возраста.
Изготовление дидактических материалов и пособий.
Выпуск брошюры “Проектировщики в памперсах” и др.
Для выполнения поставленных задач были предусмотрены следующие виды
деятельности, осуществляемые проектированием:
Расширение ориентировки в окружающем. Развитие речи;
Ребенок и окружающий мир;
Рисование;
Лепка;
Конструирование;
Музыка, театрализованная деятельность;
Действия с дидактическим материалом, дидактическими игрушками,
предметами орудиями, строительным материалом;
Игровая деятельность;
Экологическое воспитание;
Работа с родителями.
Использовались такие формы и методы работы как: индивидуальная работа,
игровые, наглядные, наглядно-действенные методы, сотворчество с
воспитателями, внесение игрушек, наблюдение, экспериментальная
деятельность, активизация детей на самостоятельную деятельность, показ,
анализ образца, словесная инструкция воспитателя, поощрение
самостоятельных действий детей, рассматривание, художественное слово,
игровые ситуации, сюрпризный момент, аудио-видеозапись, подражание
игровым действиям взрослого, поощрения, рассматривание иллюстраций,
художественное слово, игровые действия с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей, изменение игрового материала,
имитирование, сравнение, игровые приемы, беседа, консультации, наглядная
агитация, анкетирование, оформление папок-передвижек, родительские
собрания, Дни открытых дверей, досуги, мастер-классы.
Результатами реализации Программы стали:
1.
Повышение качества воспитательно-образовательного процесса в
детском саду.
2.
Создание комнаты сенсорики, зоны здоровья, сказочного царства на
участке ДОУ.
3.
Развитие детской речи и навыков изодеятельности детей.
4.
Развитие у детей ясельного возраста познавательной активности,
творческих способностей, коммуникативных навыков.
5.
Активизация работы с родителями.
Реализация Программы позволила обеспечить преемственность и
непрерывность образовательного процесса, повысить эффективность
воспитательно-образовательной работы с детьми, совершенствовать работу с
родителями.
Т.о., педагогическое проектирование помогло руководителю эффективно
управлять деятельностью детского учреждения, а так же в стремлении
коллектива лучше осознать свой потенциал и возможности в новых
социально-экономических условиях.
Формировались условия, необходимые для организации инновационной
деятельности:
Организационно-педагогические, связанные с деятельностью по
созданию развивающей среды;
Психологические, направленные на создание благоприятного климата в
коллективе;
Повышение уровня развития детей;
Установление содержательных связей с родителями воспитанников.
Применение Программы обеспечило достаточно качественный уровень
работы с коллективом педагогов, детей и успешное их развитие.