Напоминание

"Проектный метод в работе с детьми раннего возраста"


Авторы: Личкун Наталья Владимировна, Кожаева Ольга Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКУЗ МО "Малаховский детский туберкулезный санаторий" Ступинское санаторное отделение
Населённый пункт: город Ступино, Московская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Проектный метод в работе с детьми раннего возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Проектный метод в работе с детьми раннего и младшего дошкольного

возраста

Воспитатель Кожаева Ольга Викторовна

Л.Н.Толстой заметил, что расстояние между новорожденным и пятилетним

ребенком во много раз больше расстояния между пятилетним и им,

семидесятилетним стариком. Великий писатель, мыслитель и педагог

понимал

значимость

особой

восприимчивости

маленьких

детей

к

воздействию

окружающей

среды.

И

действительно,

потенциальные

возможности

развития

ребенка

в

дошкольном

возрасте

огромны.

Следовательно, огромна и ответственность педагогов, воспитателей за

создание условий для раннего выявления и развития задатков и способностей

детей и таланта, который заключен в ребенке.

Ранний возраст – особый возраст, призванный обеспечить полноценное

развитие маленького ребенка в неповторимый и самый уязвимый период его

жизни. Чтобы ребенок ясельного возраста был здоров, развит, деятелен и

жизнерадостен (а это – главные задачи воспитания детей в ДОУ),

необходимы условия, продиктованные особенностями и тенденциями

развития маленьких детей в современных условиях.

Распад семьи, территориальное распределение, частые переезды с одного

места жительства на другое, прерывающие соседские и родственные связи,

поток телевизионных передач, работающая мать, злоупотребление алкоголем

родителей, незнания особенностей детей раннего возраста и другие

проявления “общественного прогресса” уменьшают возможности и

потребности в содержательном общении между детьми, родителями и

людьми старшего поколения.

Подражание окружающим людям, родителям, наблюдение за их поведением,

становятся одним из основных источников личностной социализации

ребенка раннего возраста. Положительная, эмоционально окрашенная оценка

со стороны родителей, поступков и личностных качеств ребенка порождает у

него уверенность в себе, веру в свои способности и возможности.

Важно учесть, что многие качества личности и формы поведения

“невидимы” у детей ясельного возраста и становятся заметны тогда, когда

человек в целом уже достиг значительного уровня социально -

психологической зрелости.

В раннем возрасте состояние ребенка неустойчиво, зависит от настроения

других детей, самочувствия малыша. Создание и поддержание в группе

атмосферы любви и доброжелательности, спокойного ритма жизни,

продуманной системы интересных дел и занятий – условия успешного

развития детей ясельного возраста. Особое внимание следует уделить

формированию умений занять себя и навыкам самообслуживания, развитию

речи, формированию доступных правил поведения.

Современные требования, предъявляемые к образовательному процессу в

дошкольном учреждении, меняют систему управления дошкольным

образованием, определяют необходимость выработки новых подходов к

управленческой и педагогической деятельности всего коллектива. Встает

необходимость перестройки сознания в рамках новых ценностей, категорий и

понятий, таких как конкурентоспособность, компетентность, рынок

образовательных услуг, самоорганизация и самоуправление. Они определяют

управленческий функционал руководителя и направление деятельности всего

педагогического коллектива, ориентируя на инновационный путь

обеспечения качества образования в ДОУ.

Эффективным средством организации современного образовательного

процесса является технология проектирования и проект как одна из форм

поисковой деятельности. Педагогический коллектив реализует программу

“Проектировщики в памперсах”, автором которой является руководитель

учреждения. Ее цель – познавательно-речевое развитие детей ясельного

возраста в условиях проектной деятельности.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

1.

Создание условий для полноценного развития ребенка.

2.

Использование метода проекта в управлении МДОУ для

проектирования индивидуальных образовательных маршрутов

воспитателей.

3.

Приобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и

внедрение наиболее эффективных форм работы.

Основная цель Программы развития МДОУ, а так же методическая тема –

экологическое воспитание детей раннего возраста, поставило дошкольное

учреждение перед необходимостью систематизации работы по таким

направлениям, как: ознакомление детей с окружающей действительностью,

формирование экологической культуры, навыков изобразительной

деятельности детей.

Идея, лежащая в основе данной Программы, заключается в том, что

эффективность полученных знаний, умений и навыков можно повысить

посредством интеграции в ходе реализации проектного метода.

Анализ методической литературы по данному направлению, выявил

недостаточный уровень освещенности использования проектной технологии

в работе с детьми второго и третьего года жизни, с учетом основных

показателей психического развития и воспитания.

В рамках познавательно – речевого развития у детей формируются

действия с предметами (дидактическими игрушками, природным и

многофункциональным материалом). Идет знакомство с названием и

назначением предметов и объектов, их основными свойствами (цвет, форма,

величина) и качествами (мягкий, блестящий, теплый).

Использование слов типа “покажи”, “принеси”, “сделай то-то” способствует

развитию понимания речи, при создании необходимых условий – развивается

понимание ребенком слов, обозначающих количество (много-мало, один-два,

пустой-полный), размер (большой-маленький), пространственные отношения

(в, над, под, за и пр.)

Развивается диалогическая речь, дети упражняются в правильном

произношении звуков.

Формируются элементарные представления о природе, животных, живущих

рядом, растениях, природных явлениях (солнышко, дождик и пр.).

В рамках социально-эмоционального развития у детей формируется

потребность ребенка в общении и сотрудничестве со взрослыми по поводу

предметов, игрушек, слушать и слышать взрослого, выполнять его просьбы.

Дети обучаются способам установления положительных контактов со

сверстниками. Педагоги знакомят детей друг с другом, организуют

несложные совместные игры, эмоциональные контакты, сближающие друг

друга.

У детей формируется положительная самооценка, связанная со стремлением

ребенка быть хорошим, развивается потребность в самостоятельности,

уверенности в своих силах.

Осуществляется эстетическое развитие детей в умении обращать внимание

на красоту природы, картин, предметов интерьера, созерцание прекрасного,

обогащение яркими эмоционально-эстетическими впечатлениями от красоты

окружающего мира.

Праздники, развлечения, вечера досуга, кукольные спектакли, вовлечение

родителей совместную с детьми проектную деятельность, способствуют

эстетическому развитию.

Огромное значение имеет вовлечение детей в разные виды

изобразительной деятельности(рисование, лепку, аппликацию,

конструирование), формирование интереса к процессу и результату

изобразительной деятельности: рассматривание рисунка вместе с детьми,

обсуждение их достоинств, экспонирование.

Все это способствует формированию самостоятельности и уверенности

детей в выполнении действий (проговаривание своих желаний, чувств и

мыслей, возможность самостоятельно устанавливать контакты со

сверстниками и взрослыми, обследование новых предметов, стремление

освоить действия с ними), а так же развитию предпосылок

творчества (перенос освоенных действий и навыков на другой материал, в

другие условия, поддержание любознательности детей в позволении

исследовать материалы и предметы, наблюдать за явлениями и

особенностями окружающей природы и действительности).

Проектный метод в социализации ребенка, в формировании у детей

грамматической структуры предложений, усвоения частей речи, звуковой

стороны языка способствует обеспечению каждому ребенку своевременного

формирования ведущих умений, характерных для ясельного периода жизни

малыша, и зоны его ближайшего развития.

Занятия, а так же другие формы работы, содержат познавательный, речевой

материал, соответствующий возрастным особенностям детей, в сочетании с

практическими заданиями, исследовательскими, творческими проектами,

которые могут выполняться совместно со взрослыми. Важно, чтобы в

процессе выполнения заданий у каждого ребенка формировалось настроение

особой радости, нежности к окружающей природе и людям. Программа

помогает формированию у детей к трем годам первичной картины

окружающего их мира.

Использование проектных технологий помогает активизировать психические

процессы, ведь ребенок исследует различные возможности, различные

варианты, связанные с выполнением поставленной задачи, выбирает

оптимальный способ решения задачи, определенную последовательность

действий. Воспитатели, родители оказывают помощь малышу. Именно

совместное выполнение замысла младшего дошкольника с родителями

позволяет им лучше понять друг друга и установить эмоциональные, а так же

речевые отношения. Реальная жизнь ребенка и родителей наполняется

богатым содержанием.

Проектирование заставляет педагога постоянно находиться в состоянии

исследования различных возможностей, связанных с выполнением

поставленной задачи. Это изменяет его мировоззрение и не допускает

применения стандартных, шаблонных действий, а требует ежедневного

творческого, личностного роста.

Проектирование вносит изменения в воспитание и обучение всех участников

образовательного процесса в детском саду, ведь проводится большая

аналитическая и диагностическая работа всего педагогического персонала.

Выстраивается система мониторинга, которая позволяет не только

отслеживать происходящие процессы, но и влиять на них. Мониторинг

становится средством управления МДОУ, обеспечивается обратная связь

между управляющей и управляемой стороной.

Напомним, что проект – работа, которая должна быть выполнена для

достижения уникального, заранее определенного результата в рамках

заданных сроков и бюджета.. Если работа над проектом становится

однообразной, это показатель того, что проект отклоняется от намеченных

целей. У каждого проекта есть жизненный цикл – набор последовательных

фаз, выделяемых для лучшего контроля и управления. Завершение каждой

фазы свидетельствует о достижении его очередного результата. В состав

жизненного цикла входят четыре фазы: начальная (концепция), разработки,

реализации и завершения. Проект заканчивается тогда, когда

разрабатываемый продукт начинает использоваться, признается

жизнеспособным. Проект отличают от процессной деятельности следующие

особенности:

Точное и подробное планирование, так как проект ограничен временем

и несет в себе новизну;

“сворачивание” проекта, как только поставленные цели реализованы;

Поддержание энтузиазма в проектной команде, поскольку в ней

работают люди, которые реализуются в проекте благодаря

собственному энтузиазму, а не возложенным на них обязанностям;

Планирование бюджета и расходование средств;

Расширение коммуникаций между подразделениями и внутри их с

целью быстрого обмена информацией и обсуждения хода проекта;

Готовность к неожиданностям, проявление гибкости, так как в

проектах не все строго заранее определено.

Чтобы выполнить проект вовремя в пределах сметы и в соответствии со

спецификацией требований, им необходимо управлять. Система управления

проектом включает объект управления (проект) и его субъект (команда

управления проектом), связанные прямой и обратной связью, посредством

которой и осуществляется управление.

В содержание основных работ по управлению проектами входит:

Инициация (обдумывание идей, разработка концепции проекта, оценка

и утверждение, создание команды специалистов, принятие

обязательств участниками проекта);

Планирование (определение целей, результатов, работ, планирование

ресурсов, оценка продолжительности работ, календарное,

организационное планирование, формирование бюджета, планирование

коммуникаций в проекте, оценка рисков и разработка мер

реагирования на них, разработка плана проекта – единого сводного,

согласованного документа);

Выполнение (организация и координация выполнения плана, развитие

команды проекта, обновление его плана, графика и бюджета);

Контроль и регулирование (представление отчетов о ходе выполнения

работ проекта, управление изменениями, контроль воспитательно-

образовательного процесса, сроков выполнения и стоимости проекта,

контроль качества);

Закрытие (составление окончательного отчета, административное

завершение проекта, празднование удачного завершения работы).

Результаты диагностики уровня развития детей, тестирование воспитателей

позволили разработать план, основные этапы работы с детьми, педагогами,

определить дальнейшие цели и пути работы по данному направлению. Были

определены виды, формы и методы контроля, как необходимый компонент

выявления результативности в рамках обеспечения качества образования. В

каждом проекте педагогами были определены цели, задачи, формы работы с

детьми, коллективом и родителями.

В основные мероприятия по реализации Программы вошли:

Выработка системы контроля.

Определение информационного обеспечения МДОУ.

Разработка модели управления МДОУ.

Планирование видов деятельности с использованием метода проекта.

Методическое и дидактическое обеспечение педагогического процесса.

Консультирование родителей.

Установление связей с психолого-педагогическим Центром.

Организация работы кружка “Логоритмика”.

Организация и проведение проектов с детьми и родителями.

Участие в творческих конкурсах.

Создание предметно-развивающей среды с использованием

проектирования.

Разработка методических рекомендаций “Проектный метод в детском

саду”.

Проведение муниципального семинара для воспитателей групп раннего

возраста.

Изготовление дидактических материалов и пособий.

Выпуск брошюры “Проектировщики в памперсах” и др.

Для выполнения поставленных задач были предусмотрены следующие виды

деятельности, осуществляемые проектированием:

Расширение ориентировки в окружающем. Развитие речи;

Ребенок и окружающий мир;

Рисование;

Лепка;

Конструирование;

Музыка, театрализованная деятельность;

Действия с дидактическим материалом, дидактическими игрушками,

предметами орудиями, строительным материалом;

Игровая деятельность;

Экологическое воспитание;

Работа с родителями.

Использовались такие формы и методы работы как: индивидуальная работа,

игровые, наглядные, наглядно-действенные методы, сотворчество с

воспитателями, внесение игрушек, наблюдение, экспериментальная

деятельность, активизация детей на самостоятельную деятельность, показ,

анализ образца, словесная инструкция воспитателя, поощрение

самостоятельных действий детей, рассматривание, художественное слово,

игровые ситуации, сюрпризный момент, аудио-видеозапись, подражание

игровым действиям взрослого, поощрения, рассматривание иллюстраций,

художественное слово, игровые действия с учетом возрастных и

индивидуальных особенностей, изменение игрового материала,

имитирование, сравнение, игровые приемы, беседа, консультации, наглядная

агитация, анкетирование, оформление папок-передвижек, родительские

собрания, Дни открытых дверей, досуги, мастер-классы.

Результатами реализации Программы стали:

1.

Повышение качества воспитательно-образовательного процесса в

детском саду.

2.

Создание комнаты сенсорики, зоны здоровья, сказочного царства на

участке ДОУ.

3.

Развитие детской речи и навыков изодеятельности детей.

4.

Развитие у детей ясельного возраста познавательной активности,

творческих способностей, коммуникативных навыков.

5.

Активизация работы с родителями.

Реализация Программы позволила обеспечить преемственность и

непрерывность образовательного процесса, повысить эффективность

воспитательно-образовательной работы с детьми, совершенствовать работу с

родителями.

Т.о., педагогическое проектирование помогло руководителю эффективно

управлять деятельностью детского учреждения, а так же в стремлении

коллектива лучше осознать свой потенциал и возможности в новых

социально-экономических условиях.

Формировались условия, необходимые для организации инновационной

деятельности:

Организационно-педагогические, связанные с деятельностью по

созданию развивающей среды;

Психологические, направленные на создание благоприятного климата в

коллективе;

Повышение уровня развития детей;

Установление содержательных связей с родителями воспитанников.

Применение Программы обеспечило достаточно качественный уровень

работы с коллективом педагогов, детей и успешное их развитие.



В раздел образования