Напоминание

Развитие навыка правильного, осознанного чтения.


Автор: Новогрибельская Наталья Сергеевна
Должность: учитель начальных классов, учитель-методист
Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 41
Населённый пункт: город Севастополь
Наименование материала: статья
Тема: Развитие навыка правильного, осознанного чтения.
Раздел: начальное образование





Назад




Развитие навыка правильного, быстрого, осознанного , выразительного

чтения

Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному

чтению – одна из главных задач начального обучения. И эта задача

чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании,

воспитании и развитии человека. Чтение – это окошко, через которое дети

видят и познают мир и самого себя. Чтение – это и то, чему обучают младших

школьников, посредствам чего их воспитывают и развивают. Умения и навыки

чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной

деятельности, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий

общеучебный характер, используемый учениками при изучении всех учебных

предметов, во внеклассной и внешкольной жизни. Жизнь показывает, что если

ученик научился читать в период обучения грамоте, то он в коллективе класса

занимает заметное место, верит в свои силы, и, наоборот, если ребенок не

овладел чтением, он чувствует какую-то ущербность, теряет веру в свои силы, в

способность успешно учиться и в коллективе класса находится в тени.

Морально он будет переживать свой недостаток и не сможет реализовать в

школе свои способности, то положительное, что в нём заложено. По мнению

психологов - скорость чтения является самым важным фактором из числа

влияющих на успеваемость.

Осваивая навык чтения, дети закономерно проходят определенные

этапы, которые различаются по психологическому содержанию:

I. Овладение звуко-буквенными обозначениями

На начальном этапе овладения чтением у детей основная нагрузка падает

на процессы декодирования печатного буквенного текста в устную форму. На

этом этапе важную роль играет развитие у ребенка зрительной и слуховой

памяти. Чем лучше зрительное запоминание, тем быстрее ребенок научится

узнавать буквы. Чем лучше слуховое запоминание, тем быстрее ребенок

научится соотносить буквенное изображение со звуковым выражением.

II. Послоговое чтение

На этом этапе важную роль играет развитие у ребенка аналитических и

синтетических способностей (анализ и синтез мышления). Ступень становления

синтетических приемов чтения требует от ребенка развитие психических

процессов и функций: анализ, синтез, оперативная память, устойчивость,

переключение внимания, увеличение поля зрения, общая эрудиция ребенка и

развитие речи.

III. Ступень синтетического чтения

Это чтение целыми словами с нарастанием скорости чтения (техника

чтения). Эта ступень невозможна без развития вышеуказанных психических

процессов, а так же сформированности у ребенка расширенного поля зрения,

координации движения глаз, произвольности внимания. Таким образом, на

процесс формирования навыка чтения у детей оказывает влияние общее

психическое и физическое развитие. Высокая степень развития внимания,

памяти, мышления, речи может стимулировать навык чтения. И наоборот,

слабое развитие одной или нескольких психических функций может тормозить

успешное формирование этого навыка.

Следовательно, необходима, систематическая, целенаправленная работа

над развитием и совершенствованием навыка чтения от класса к классу.

Понимая значимость обучения чтению в образовании, воспитании и развитии

детей , систематически работаю над повышения качества обучения чтению.

Скорость,

осознанность,

выразительность,

как основные характеристики

навыка

чтения,

зависят

от

методов

и

приёмов

работы

на

уроках,

способствующих развитию навыка чтения.

Я предположила, что развитие навыков техники чтения будет

эффективным, если разделить работу на два направления.

1.

Привитие любви к литературе, интереса к чтению.

Для этого необходимо создать классную библиотечку по всем разделам

внеклассного чтения; постоянно знакомить со статьями в газетах и детских

журналах. тесно сотрудничать с районной библиотекой, школьной библиотекой

, проводить внеурочные занятия

кружка «Любимые книжки» постоянно

проводить мероприятия, развивающие интеллектуальный уровень детей.

Развивать интерес к чтению, работая над проектами по русскому языку и

литературному чтению. Привлекать к тесному сотрудничеству родительский

коллектив класса. На родительских собраниях стараюсь убедить каждого

родителя в том, что чтение, должно войти в ежедневную привычку ребенка, при

этом, особенно на первых ступенях грамотного чтения, необходимо создавать

ситуацию интереса окружающих, слушающих его чтение. Хорошо, когда

родители проявляют живой интерес к чтению ребенка.

2.

Развитие скорости и выразительности чтения

Работу по развитию скорости и выразительности чтения веду по

следующему плану в течение обучения в начальной школе:

1. Ежедневное

пятиминутное чтение перед уроком (жжужащие,

буксир, молча)

2. Ежедневная минутка скорочтения на уроке чтения:

развитие угла зрения

дыхательная гимнастика ,подготовка голоса

чистоговорение

скороговорение

чтение анаграмм слов и текстов

работа с таблицам по антиципации (разный уровень сложности)

3. Работа над выразительностью чтения

4. Домашнее чтение перед сном в течение 20- 30 минут

5. Ведение читательского дневника

Учёные доказали, что при чтении глаза находятся в одном из двух

состояний: остановки или движения. Восприятие текста (чтение) происходит

только в момент остановки глаз. Во время движения глаз текст не

воспринимается. Оказывается: скорость движения глаз от одной остановки до

другой и продолжительность остановки движения глаз у всех взрослых

читателей почти одинакова, но одни читают быстро, а другие медленно. Темп

чтения ребёнка во многом зависит от величины поля зрения, т. е. от количества

слов, воспринимаемых им во время одной остановки глаз и числом остановок.

Таким образом, можно сделать вывод: быстрее читать – значит «шире глядеть»,

т. е. захватывать в поле зрения как можно больше слов .

Одним из средств развития поля зрения является игровой дидактический

материал, а именно, числовые и буквенные карточки, которые я использую на

уроках как гимнастику для глаз. Работа с ними не требует много времени, но

даёт хорошие результаты .Для расширения поля зрения детей я использую

таблицы Шульте , слоговые таблицы различных конфигураций (Приложение )

Чтобы говорить или читать правильно, на первое место ставятся «умение

ровно и глубоко дышать – владеть своим дыханием» и «умение говорить

звонко, громко, но без крика».Формировать навык владения дыханием

и

голосом я предлагаю с помощью дыхательных упражнений.(Приложение )

Умение отчетливо выговаривать звуки и их сочетания достигается в

процессе работы над чистоговорками и скороговорками. Методика работы со

скороговорками

достаточно

известна:

от

отдельного,

отчетливого

проговаривания до максимально чёткого, быстрого. Стараюсь брать на урок

чистоговорки с изучаемым звуком. ( Приложение )

Для развития гибкости, скорости чтения вслух и про себя, умения

угадывать последующий текст использую упражнения по антиципации.

(Приложение )

Понятие «выразительное чтение» - многогранно, и способность читать

выразительно

во

многом

зависит

от

жизненного

опыта

детей,

сформированности эмоционального воспитания, глубины чувств.

Работу над формированием умения читать выразительно следует начать с

развития умений :

1) Придавать своему голосу интонации: радостные и печальные, ласковые и

гневные, шуточные и серьёзные, насмешливые и одобрительные, а также

интонации перечисления, завершения, противостояния.

2) Выбирать нужный темп чтения (быстрый, ритмичный или плавный,

размерный или же их сочетание).

3) Ставить логическое ударение в предложении.

Умение

ставить

логическое

ударение,

выделяя

голосом

слово,

словосочетание, определяющее смысл всего предложения, можно отрабатывать

практически на любом из стихотворных текстов, предложив ребятам выделить

голосом сначала первое слово в строчках, затем второе, третье, четвертое.

Когда дети научатся уверенно ставить логическое ударение по заданию

учителя, можно переходить к самостоятельному поиску логически ударного

слова .

Результативность этой кропотливой работы можно увидеть в том случае

, когда она подкрепляется чтением перед сном. Чтение

перед сном дает

хорошие результаты. Последние события дня фиксируется эмоциональной

памятью, и те восемь часов, когда человек спит, он находится под

их

впечатлением. Закрепляет успех регулярное ведение читательского дневника,

который дети начинают вести с 1 класса. В 1 классе помещают в дневник

название и рисунок , позднее выписывают персонажей произведения, главную

мысль, к 4 классу могут писать аннотацию к прочитанному произведению.

Ведение читательского дневника развивает у учеников интерес к чтению ,

любознательность, умение радоваться своим успехам.

Эта упорная работа в течение всего времени обучения в начальной школе

активизирует процессы мышления, внимания, памяти и совершенствует навык

правильного, быстрого, осознанного, выразительного чтения.

Литература:

Джежелей О.В. Учись читать ,малыш. - М., 1995.

Зайцев В. Н. Резервы быстрого чтения.– М., 2004.

Волина В. В. Занимательное азбуковедение. – М.,1994.

Постоловский И. З., Постоловский В. И. Предвосхищение при чтении. – О,.

1994

Приложения.

Дыхательная гимнастика ,подготовка голоса

Упражнения (ОБРАЗЦЫ)

1.

Задуйте свечу.

Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь

воздух. Задуйте одну большую свечу. А теперь представьте, что на руке стоят

три свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями, задувая

каждую свечку. Представьте, что перед вами именинный пирог. На нем много

маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно

больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.

2. Обрызгайте белье водой ( в один прием, три, пять).Глубокий вдох и

имитация разбрызгивания воды на белье.

3. В цветочном магазине. Представьте, что вы пришли в магазин цветов

и почувствовали восхитительный аромат цветущих растений. Сделайте

шумный вдох носом и выдох (2 – 3 раза).

5. Выдох со счетом. Сделайте, глубокий вдох на выдохе громко считайте

до

тех

пор,

пока

не

кончится

воздух.Использование

скороговорки

(хором):Как на горке на пригорке стоят 33 Егорки (глубокий вдох)Раз

Егорка, два Егорка (до полного выдоха).Необходимо отметить, сто уже через

несколько занятий воздуха хватает на большее количество Егорок.

6. Медвежата. Представьте, что вы маленькие медвежата и просите у

мамы – медведицы кушать. Слова нужно произносить протяжно, басом, четко

произнося звук м: Мам, меду б нам, Мам, молока б нам.

7. Слитное прочтение двух стоящих рядом букв.

Аа уа ау иа ея ия ао яя яю ее ею

Еу ад аж ай ам ап ах! Ей ел ем

Ед еж ек иж из ик ил им иф их ой!

Ом он ос от ох ош ужум ус ух! Эй!

Эх! Юг юз юм юн яд як ял Ян яр.

Ба бы бэ-э-э во! Вы га да же за

Ка ли лю ля ми му-у-у мы мэ-э-э

на

Не ни но ну по ра ре си су та те

Слоговые таблицы (ОБРАЗЦЫ)

АРТИКУЛЯЦИЯ (ОБРАЗЦЫ)

Чистоговорки скороговорки

А Ар, ар, ар, ар - мы купили самовар.

Ас, ас, ас, ас - полетим, друзья, на Марс.

Ам, ам, ам, ам - соберем букет для мам.

Ат, ат, ат, ат - по дороге шёл солдат.

В

Ва, ва, ва, ва - очень вкусная халва.

Вы, вы, вы, вы - много деток у совы.

Ви, ви, ви, ви - мяч скорее ты лови,

Ву,ву,ву,ву - ел я вкусную айву.

Ве, ве, ве, ве - мы играли на траве.

Г

Га, га , га, га - просит кошка творога.

Ги, ги, ги, ги - купили Мише сапоги.

Гу, гу, гу, гу - по дорожке я бегу.

Га, га, га, га - вышли гуси на луга.

Гу, гу, гу, гу - много пчелок на лугу.

Д

Да, да, да, да - на плите сковорода.

Ду, ду, ду, ду - за водой к реке пойду.

Ди, ди, ди, ди - надоели нам дожди.

Ды, ды, ды, ды — по весне цветут сады.

Ре, ре, ре, ре - мы играем во дворе.

Тё, тё, тё, тё- прекрати свое нытьё.

Бе, бе, бе, бс - дрозд играет на трубе.

Ле, ле, ле, ле - лежит скатерть на столе.

Льё, льё, льё, льё - гладим утюгом бельё.

Не, не, не, не - висит картина на стене.

Анаграммы (ОБРАЗЦЫ)

ГИРТ НЕКЛ ПИГАСО

ЕЛВ БУД ФИЛУТ

СОНЛ ЕЗЕРАБ ШИЧКЕ

ФИЛТУ ШАНИАМ МИАЗ

ВОРАТЬК АЛПЕН НУОКЬ

НИДАВ ЧУКАР ОМС

ШАФК ГИНАК УЩАК

РЕВКО БОЛЯОК ЛОТОМОК

1 КЛАСС

На келыбар

Ратеяб лоишп тиволь убры. аСаш есн дочуки. Кляо и Алки лизяв тьес.

аСаш

мойпал

тьяп кенуой.

Кляо

молайп

щикале. Алкиу

лаплося

калиймень касарь.

На рыбалке.

Ребята пошли ловить рыбу. Саша нес удочки. Коля и Алик взял сеть. Саша

поймал пять окуней. Коля поймал лещика. Алику попался маленький карась.

2 КЛАСС

мойЗи в елсу

чиланКось сеонь. ыВпал шипустый негс. Он кпорыл рчеюну мзелю лымбе

тымпушис вкором. акК сикравы вьяреде и тыску в номснеж боуре! В улес итсон

нашитн. ругВд трезалаща твека. отЭ бепрожал цаяз и ксрыляс аз ныснемж

грусомоб.

Зимой в лесу

Кончилась осень. Выпал пушистый снег. Он покрыл черную землю белым

пушистым ковром. Как красивы деревья и кусты в снежном уборе! В лесу стоит

тишина. Вдруг затрещала ветка. Это пробежал заяц , скрылся за снежным

сугробом.

Таблицы по антиципации(образцы)

1 - 2 КЛАСС

СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ + ГЛАГОЛ

ответ - послдвл, ождлся

рука - поднлась, опстлась, вытнлась

дом - пстроен, рзршен, ремнтрвлся

фотография - сдлна, поблкла, пожлтла

выставка - открлась, закрлась, постил

мяч - поктлся, остнвлся, лпнул, брсл, удрл

хлеб - отлмл, отрзл, зарбтал, намзл

мост - пострн, разршн

СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ + ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

суп - вксный, грчий, лдный, слный

каша - гстая, слдкая, грчая

дочка - крсвая, млнькая, взрслая, лнвая, рбтщая

вода - хлдная, грчая

учитель - млдой, стрый, оптный

3-4 КЛАСС

1 группа

ПОЧЕМУ? ЗАЧЕМ?

1.

Папа купил мне мяч. Зачем?

2.

Мяч упал на землю и не разбился. Почему?

3.

Стакан упал на мягкую землю и остался целым. Почему?

4.

Костер в лесу опасен. Почему?

5.

Вечером жара спала. Почему?

2 группа

ВОЗМОЖНО ЛИ ЭТО?

1.

Кот испугался мышонка и залез в свою кору.

2.

Круглая молния катилась по полю.

3.

Электрический свет потух во всем ломе. Только в одной квартире работал телевизор.

4.

Собаки не решались подойти близко к медведю.

5.

Кошка поползла по мышиной норке.

3 группа

ВЫБЕРИ СЛОВО

1.

Кот Васька поймал… а) мышь, б) шенка

2.

На стенке висели… а) картины, б) стулья

3.

Петя плохо помыл тарелку. На ней остались остатки…

а) воды, б) пищи

4.

Ногти надо обрезать. Они… а чистые, б) грязные

5.

У тебя насморк. Возьми… а) щетку, б) платочек

4 группа

НА КАКОЙ ВОПРОС ОТВЕЧАЕТ ТЕКСТ

1. Я живу в большом доме.

а.

Какая у меня квартира?

б.

В каком городе я живу?

в.

В каком доме я живу?

2. Мама часто приходит в школу.

а.

Кто приходит в школу?

б.

Почему мама приходит в школу?

в.

Куда приходит мама?



В раздел образования