Авторы: Заиграева Татьяна Васильевна, Солощенко Лариса Владимировна
Должность: учитель музыки, учитель литературы
Учебное заведение: МАОУ "СОШ № 12, имени В. Н. Сметанкина"
Населённый пункт: город Находка, Приморский край
Наименование материала: разработка урока
Тема: Интегрированный урок литературного чтения и музыки "Рождественская сказка"
Раздел: среднее образование
Интегрированный урок литературного чтения и музыки
«Рождественская сказка»
1.Организационный момент (1 слайд)
Дети стоят на сцене актового зала
УЛ, УМ: Здравствуйте, ребята!
УЛ: Я знаю, каждый в классе гений
Но без труда – талант не впрок!
Мы поработаем все дружно
И вместе сочиним урок!
Исполнение песни «Добрый Новый год»
УМ: Проходите в зал и займите свои места в группах.
(2 слайд)
Дети рассаживаются за столы в 3 группы
2.Мотивация к учебной деятельности
УМ: Разрешите, ребята, поздравить вас с наступающими
праздниками Нового года и Рождества.
УЛ: Хотим пожелать вам здоровья, радости, добра!
УМ: А самое главное – всегда верить в добро и чудеса!
(3 слайд)
УЛ:
За лесами, за степями,
За бездонными морями,
Есть волшебная страна,
Сказкой названа она.
3. Актуализация знаний
УМ: Понапрасну не болтай,
Рассуждай и убеждай.
Здесь не нужен шум и гам,
Ты решай задачи сам.
Если же не сможешь вдруг,
Пусть придёт на помощь друг.
Сейчас каждой группе будет задан вопрос, вы обсудите
ответ, а спикер в группе назначит отвечающего или ответит
сам.
УЛ: 1 гр. – У вас на столе лежат 3 книги - «Золушка»,
«Щелкунчик и мышиный король», «Спящая красавица».
(4 слайд)
В какой сказке действие начинается 24 декабря?
Подтвердите правильность своих ответов текстом.
Время выполнения 2 минуты.
Предполагаемый ответ: 24 декабря действие начинается в
сказке «Щелкунчик и мышиный король» Э.Т.А.Гофмана.
«24 декабря детям советника медицины Штальбаума весь
день не разрешалось входить в проходную комнату, а уж в
смежную с ней гостиную их совсем не пускали».
(5 слайд)
2 гр. - К какому литературному жанру относится
произведение «Щелкунчик и Мышиный король»?
Волшебная сказка или Бытовая?
Подтвердите правильность своих ответов примерами.
Время выполнения 2 минуты.
Предполагаемый
ответ:
Сказка
Волшебная,
и
рассказывает
о
событиях,
произошедших
в
ночь
на
Рождество, поэтому и считается волшебной. Участвуют
сказочные персонажи: Мышильда, Щелкунчик, семиглавый
мышиный король, волшебное стана сладостей.
(6 слайд)
3 гр. – В канун какого праздника начинается сюжет сказки -
Новый год, Рождество Христово, Крещение Господне?
Подтвердите правильность своих ответов текстом.
Время выполнения 2 минуты.
Предполагаемый ответ: Совсем стемнело. Фриц и Мари
сидели, крепко прижавшись друг к другу, и не смели
проронить ни слова; им чудилось, будто над ними веют
тихие крылья и издалека доносится прекрасная музыка.
Вдруг светлый луч скользнул по стене. И в то же мгновение
прозвучал тонкий серебряный колокольчик: "Динь-динь,
динь-динь!" Двери распахнулись, и ёлка засияла таким
блеском, что дети с громким криком: "Ах, ах!"? замерли на
пороге. Но папа и мама подошли к двери, взяли детей за
руки и сказали:
- Идёмте, идёмте, милые детки, посмотрите, чем одарил
вас младенец Христос!
Открытие новых знаний
(7 слайд)
УЛ:
Тема нашего урока «Рождественская сказка» по
произведению Э.Т.А.Гофмана «Щелкунчик и Мышиный
король». Эта сказка не только для детей, но и для взрослых,
или, как уточняет автор, для больших и маленьких детей.
(8 слайд)
Рождество. А какие ассоциации у вас возникают со словом
«Рождество»?
Предполагаемые
ответы:
праздник,
ёлка,
угощения,
подарки, счастье, сказка
(9 слайд)
Задание для всех групп:
Найдите в тексте и прочитайте описание ёлки в сказке.
Какой её показал автор, какие художественные средства
использовал автор?
А что известно об истории создания и авторе сказки?
Сейчас нам об этом расскажет Капцова Анна, а потом
каждой группе задаст вопросы. Слушайте внимательно.
(10 слайд)
Что известно об истории создания и авторе сказки
24 января 1776 года родился Эрнст Теодор Амадей Гофман
– писатель, композитор, художник, отец Щелкунчика и
лучший друг кота Мурра.
(11 слайд)
Настоящее имя Гофмана – Эрнст Теодор Вильгельм. Но
впоследствии,
став
большим
поклонником
музыки
Моцарта, он изменил одно из своих имён на - Амадей.
(12 слайд)
Эрнст хорошо играл на музыкальных инструментах – к
двенадцати годам он свободно играл на гитаре, органе,
скрипке и даже арфе.
(13 слайд)
Работа над Щелкунчиком осуществлялась в период с 29
октября до 16 ноября 1816 года. У Гофмана жил очень
любимый им кот Мурр. Писатель утверждал, что пушистый
друг не только спит на его рукописях, но и любит лазить за
ними в ящик его стола, чтобы читать вслух. Впервые сказка
«Щелкунчик» была напечатана в Берлине. Впоследствии
это литературное произведение перетерпело кучу серьёзных
обработок и к нам дошла в переработанном виде.
Писатель верил в волшебство и магию, часто работал по
ночам. Он очень любил людей, умел делать для них разные
чудеса и эта сказка тому подтверждение!
(14 слайд)
Сегодня в Германии на территории Саксонии существует
музей Щелкунчика. Территория музея небольшая, всего 400
квадратных метров. Но зато здесь можно увидеть 1000-чи
статуэток для раскалывания орехов!
(15 слайд)
Вопросы:
1гр.:
Кто помогал Гофману сочинять Щелкунчика?
2 гр.:
Почему он сменил имя Вильгельм на Амадей?
3гр.:
В каком году он работал над произведением?
Сообщение
об
истории
создания
и
авторе
сказки
(задание опережающего обучения, участник 1 группы)
(16 слайд)
УМ: Эту замечательную сказку очень полюбили и у нас в
России. И литературное произведение послужило основой
музыкального произведения в жанре «балет», композитора
Петра Ильича Чайковского. Послушаем сообщение об этом
от ребят из 2 группы – Соколовой Ангелины и Бех Ивана.
Они тоже будут задавать вопросы.
История
балета
(задание
опережающего
обучения,
участники 2 группы)
История создания балета «Щелкунчик»
(17 слайд)
В 1890 году Пётр Ильич Чайковский получил от дирекции
императорских театров интересный заказ. Он должен был
создать балет из двух актов.
(18 слайд)
Великий композитор выбрал в качестве сюжета волшебную
историю Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король», но
использовал этот сюжет в пересказе французского писателя
Александра Дюма-отца.
Чайковский работал старательно, сначала он изложил свою
задумку на бумаге, и только после этого начал сочинять
музыку. Помогал великому композитору Мариус Петипа,
известный хореограф.
(19 слайд)
Но
впоследствии
постановкой
занялся
балетмейстер
Мариинского театра Лев Иванов.
(20 слайд)
И
18
декабря
1892
года
публика
увидела
балет
«Щелкунчик».
(21 слайд)
Композитор посвятил свой последний балет директору
императорских
театров,
Ивану
Всеволожскому.
Этот
талантливый и разносторонний человек создал эскизы
костюмов для «Щелкунчика».
(22 слайд)
В премьерной постановке «Щелкунчика» было два акта
и три
картины.
Первая
показывала
праздник
в доме
родителей
Мари,
вторая —
сон
девочки,
в котором
Щелкунчик
воевал
с крысиным
войском
и в финале
превращался в прекрасного принца, а третья — сказочный
город, куда попадали Мари и Щелкунчик. В произведении
Гофмана девочку зовут Мари. Кларой в оригинале звали
куклу главной героини. Когда началась Первая мировая
война, главная героиня стала Машей. А вот её брат Фриц
имя сохранил. Дело в том, что Фриц — отрицательный
персонаж.
В балете «Щелкунчик» создатель обратился к своей
любимой теме, теме победы над злыми чарами силой
истинной
любви.
Прекрасная
музыка
с
невероятной
тонкостью передаёт и писк мышей, и бой барабанов, и
схватку, и превращение главного героя в прекрасного
принца.
(23 слайд)
Вопросы группам:
1гр.: В пересказе какого писателя Пётр Ильич Чайковский
использовал сюжет сказки «Щелкунчик» в своём балете?
Ответ: Сюжет балета в пересказе французского писателя
Александра Дюма-отца.
2 гр.: Когда состоялась премьера балета П.И.Чайковского
«Щелкунчик»?
Ответ:
18 декабря 1892 года публика увидела балет
«Щелкунчик».
3 гр.: Кому посвятил свой балет П.И.Чайковский?
Ответ:
Директору
императорских
театров,
Ивану
Всеволожскому.
(24 слайд)
УМ: А сейчас видео викторина! На столе у каждой группы
лежит
перепутанный
текст
(отрывок
из
сказки).
Он
соответствует видео фрагменту, который вы увидите. Ваша
задача
восстановить
правильную
последовательность
предложений. Назначенный спикером представитель от
группы выразительно его прочитает, а мы ещё раз
насладимся музыкой Чайковского и игрой артистов балета.
Внимание, смотрим первый фрагмент.
1 гр.: Видео Дроссельмейер
УМ: Начинайте работу, время выполнения 3 минуты.
Перепутанный текст
1
гр.:
Поэтому,
когда
у
Штальбаумов
начинали
капризничать и переставали петь какие-нибудь часы, всегда
приходил крестный Дроссельмейер, снимал стеклянный
парик, стаскивал желтенький сюртучок, повязывал голубой
передник и тыкал часы колючими инструментами, так что
маленькой Мари было их очень жалко; но вреда часам он не
причинял, наоборот — они снова оживали и сейчас же
принимались весело тик тикать, звонить и петь, и все этому
очень радовались.
А к рождеству он всегда мастерил красивую, затейливую
игрушку, над которой много трудился.
Крестный сам был великим искусником, он знал толк в
часах и даже умел их делать.
И всякий раз у крестного в кармане находилось что-нибудь
занимательное
для
ребят:
то
человечек,
ворочающий
глазами и шаркающий ножкой, так что на него нельзя
смотреть без смеха, то коробочка, из которой выскакивает
птичка, то еще какая-нибудь штучка.
Правильный вариант:
1.Крестный сам был великим искусником, он знал толк в
часах и даже умел их делать. 2.Поэтому, когда у
Штальбаумов начинали капризничать и переставали петь
какие-нибудь
часы,
всегда
приходил
крестный
Дроссельмейер,
снимал
стеклянный
парик,
стаскивал
желтенький сюртучок, повязывал голубой передник и
тыкал часы колючими инструментами, так что маленькой
Мари было их очень жалко; но вреда часам он не причинял,
наоборот — они снова оживали и сейчас же принимались
весело тик тикать, звонить и петь, и все этому очень
радовались.
3.И всякий раз у крестного в кармане находилось что-
нибудь
занимательное
для
ребят:
то
человечек,
ворочающий глазами и шаркающий ножкой, так что на
него нельзя смотреть без смеха, то коробочка, из которой
выскакивает птичка, то еще какая-нибудь штучка. 4.А к
рождеству он всегда мастерил красивую, затейливую
игрушку, над которой много трудился.
Внимание, смотрим второй фрагмент.
2 гр.: Видео Знакомство Мари и Щелкунчика
Начинайте работу, время выполнения 3 минуты.
Перепутанный текст:
Фрицу,
тем
временем,
надоело
скакать
на
коне
и
маршировать.
— Ах, бедный, милый Щелкунчик! — закричала Мари и
отобрала его у Фрица.
Зато по щегольской одежде сразу было видно, что это
человек благовоспитанный и со вкусом.
Он вел себя тихо и скромно, словно спокойно ожидая, когда
дойдет очередь и до него.
Когда он услыхал, как весело щелкают орешки, ему тоже
захотелось их отведать…
Правда, он был не очень складный: чересчур длинное и
плотное туловище на коротеньких и тонких ножках, да и
голова тоже как будто великовата.
Фриц совал ему самые большие и твердые орехи, по вдруг
раздался треск — крак-крак! — три зуба выпали у
Щелкунчика
изо
рта
и
нижняя
челюсть
отвисла
и
зашаталась.
На нем был очень красивый блестящий фиолетовый
гусарский доломан.
Правильный вариант
1.Он вел себя тихо и скромно, словно спокойно ожидая,
когда дойдет очередь и до него. 2.Правда, он был не очень
складный: чересчур длинное и плотное туловище на
коротеньких и тонких ножках, да и голова тоже как будто
великовата. 3.Зато по щегольской одежде сразу было
видно, что это человек благовоспитанный и со вкусом. 4.На
нем был очень красивый блестящий фиолетовый гусарский
доломан.
5.Фрицу, тем временем, надоело скакать на коне и
маршировать. 6.Когда он услыхал, как весело щелкают
орешки, ему тоже захотелось их отведать… 7.Фриц совал
ему самые большие и твердые орехи, по вдруг раздался
треск — крак-крак! — три зуба выпали у Щелкунчика изо
рта и нижняя челюсть отвисла и зашаталась.
8. — Ах, бедный, милый Щелкунчик! — закричала Мари и
отобрала его у Фрица.
Внимание, смотрим третий фрагмент.
3 гр.: Видео Битва с мышами
Начинайте работу, время выполнения 3 минуты.
Перепутанный текст:
Щелкунчик бегал вдоль рядов, воодушевляя войска своими
речами.
Одно
было
ясно:
обе
армии
бились
с
большим
ожесточением, и победа переходила то на ту, то на другую
сторону.
Барабанщик, мой верный вассал, бей общее наступление! —
громко скомандовал Щелкунчик.
И
тотчас
же
барабанщик
начал
выбивать
дробь
искуснейшим манером.
Однако мыши все наступали и даже захватили несколько
пушек; но тут поднялся шум и грохот — трр-трр! — и из-за
дыма и пыли Мари с трудом могла разобрать, что
происходит.
Правильный вариант:
1.Барабанщик, мой верный вассал, бей общее наступление!
— громко скомандовал Щелкунчик.
2.И
тотчас
же
барабанщик
начал
выбивать
дробь
искуснейшим манером.3. Щелкунчик бегал вдоль рядов,
воодушевляя войска своими речами.
4.
Однако мыши все
наступали и даже захватили несколько пушек; но тут
поднялся шум и грохот — трр-трр! — и из-за дыма и пыли
Мари с трудом могла разобрать, что происходит. 5. Одно
было ясно: обе армии бились с большим ожесточением, и
победа переходила то на ту, то на другую сторону.
УМ: Спасибо, ребята, а сейчас мы увидим сценку из сказки
Гофмана в исполнении ребят 3 группы.
(25 слайд)
Сценка
«Бой
с
мышами»
(задание
опережающего
обучения 3 группа)
Рефлексивный этап
(26 слайд)
Составление синквейна (характеристика героев)
УЛ: Мы вспомнили отдельных героев, которые сыграли
важную роль в сюжете сказки. А сейчас, используя такой
приём как синквейн, мы сможем их охарактеризовать.
Iгр. – Мари, II гр. – Щелкунчик, III гр. – Дроссельмейер
Начинайте работу, время выполнения 3 минуты.
Предполагаемые ответы:
- Мари
Романтичная, добрая
Помогает, заботится, спасает
Силой своей любви снимает черное колдовство.
Принцесса
- Щелкунчик
Мужественный, храбрый
Сражается, влюбляется, побеждает
Сразил Мышиного короля своей саблей.
Юноша
- Дроссельмейер
Таинственный, сказочный
Мастерит, рассказывает, хитрит
Подсказывает Мари что делать.
Волшебник
(27 слайд)
УЛ: В завершении урока каждая группа ответит на вопрос:
1 гр. – Какова идея текста сказки?
2 гр. – Почему нужно прочитать эту сказку? (читают стихи
собственного сочинения)
3 гр. – Почему советуете посмотреть балет?
Что по поводу данного произведения подготовил Илья
Николаев,
мы
увидим
в
его
буктрейлере
(задание
опережающего уровня).
(28 слайд)
УЛ даёт устную оценку работы групп.
УМ: Ребята, на столе для каждого есть лист самооценки.
Пожалуйста запишите свою фамилию, имя и поставьте
оценку самому себе.
Наш урок назывался «Рождественская сказка» и мы ещё раз
хотим
поздравить
вас,
ребята
с
наступающими
праздниками. А теперь то же самое можете сделать и вы.
Звучит мелодия входной песни.
Поздравление с праздниками от групп.