Напоминание

Интегрированный урок литературного чтения и музыки "Рождественская сказка"


Авторы: Заиграева Татьяна Васильевна, Солощенко Лариса Владимировна
Должность: учитель музыки, учитель литературы
Учебное заведение: МАОУ "СОШ № 12, имени В. Н. Сметанкина"
Населённый пункт: город Находка, Приморский край
Наименование материала: разработка урока
Тема: Интегрированный урок литературного чтения и музыки "Рождественская сказка"
Раздел: среднее образование





Назад




Интегрированный урок литературного чтения и музыки

«Рождественская сказка»

1.Организационный момент (1 слайд)

Дети стоят на сцене актового зала

УЛ, УМ: Здравствуйте, ребята!

УЛ: Я знаю, каждый в классе гений

Но без труда – талант не впрок!

Мы поработаем все дружно

И вместе сочиним урок!

Исполнение песни «Добрый Новый год»

УМ: Проходите в зал и займите свои места в группах.

(2 слайд)

Дети рассаживаются за столы в 3 группы

2.Мотивация к учебной деятельности

УМ: Разрешите, ребята, поздравить вас с наступающими

праздниками Нового года и Рождества.

УЛ: Хотим пожелать вам здоровья, радости, добра!

УМ: А самое главное – всегда верить в добро и чудеса!

(3 слайд)

УЛ:

За лесами, за степями,

За бездонными морями,

Есть волшебная страна,

Сказкой названа она.

3. Актуализация знаний

УМ: Понапрасну не болтай,

Рассуждай и убеждай.

Здесь не нужен шум и гам,

Ты решай задачи сам.

Если же не сможешь вдруг,

Пусть придёт на помощь друг.

Сейчас каждой группе будет задан вопрос, вы обсудите

ответ, а спикер в группе назначит отвечающего или ответит

сам.

УЛ: 1 гр. – У вас на столе лежат 3 книги - «Золушка»,

«Щелкунчик и мышиный король», «Спящая красавица».

(4 слайд)

В какой сказке действие начинается 24 декабря?

Подтвердите правильность своих ответов текстом.

Время выполнения 2 минуты.

Предполагаемый ответ: 24 декабря действие начинается в

сказке «Щелкунчик и мышиный король» Э.Т.А.Гофмана.

«24 декабря детям советника медицины Штальбаума весь

день не разрешалось входить в проходную комнату, а уж в

смежную с ней гостиную их совсем не пускали».

(5 слайд)

2 гр. - К какому литературному жанру относится

произведение «Щелкунчик и Мышиный король»?

Волшебная сказка или Бытовая?

Подтвердите правильность своих ответов примерами.

Время выполнения 2 минуты.

Предполагаемый

ответ:

Сказка

Волшебная,

и

рассказывает

о

событиях,

произошедших

в

ночь

на

Рождество, поэтому и считается волшебной. Участвуют

сказочные персонажи: Мышильда, Щелкунчик, семиглавый

мышиный король, волшебное стана сладостей.

(6 слайд)

3 гр. – В канун какого праздника начинается сюжет сказки -

Новый год, Рождество Христово, Крещение Господне?

Подтвердите правильность своих ответов текстом.

Время выполнения 2 минуты.

Предполагаемый ответ: Совсем стемнело. Фриц и Мари

сидели, крепко прижавшись друг к другу, и не смели

проронить ни слова; им чудилось, будто над ними веют

тихие крылья и издалека доносится прекрасная музыка.

Вдруг светлый луч скользнул по стене. И в то же мгновение

прозвучал тонкий серебряный колокольчик: "Динь-динь,

динь-динь!" Двери распахнулись, и ёлка засияла таким

блеском, что дети с громким криком: "Ах, ах!"? замерли на

пороге. Но папа и мама подошли к двери, взяли детей за

руки и сказали:

- Идёмте, идёмте, милые детки, посмотрите, чем одарил

вас младенец Христос!

Открытие новых знаний

(7 слайд)

УЛ:

Тема нашего урока «Рождественская сказка» по

произведению Э.Т.А.Гофмана «Щелкунчик и Мышиный

король». Эта сказка не только для детей, но и для взрослых,

или, как уточняет автор, для больших и маленьких детей.

(8 слайд)

Рождество. А какие ассоциации у вас возникают со словом

«Рождество»?

Предполагаемые

ответы:

праздник,

ёлка,

угощения,

подарки, счастье, сказка

(9 слайд)

Задание для всех групп:

Найдите в тексте и прочитайте описание ёлки в сказке.

Какой её показал автор, какие художественные средства

использовал автор?

А что известно об истории создания и авторе сказки?

Сейчас нам об этом расскажет Капцова Анна, а потом

каждой группе задаст вопросы. Слушайте внимательно.

(10 слайд)

Что известно об истории создания и авторе сказки

24 января 1776 года родился Эрнст Теодор Амадей Гофман

– писатель, композитор, художник, отец Щелкунчика и

лучший друг кота Мурра.

(11 слайд)

Настоящее имя Гофмана – Эрнст Теодор Вильгельм. Но

впоследствии,

став

большим

поклонником

музыки

Моцарта, он изменил одно из своих имён на - Амадей.

(12 слайд)

Эрнст хорошо играл на музыкальных инструментах – к

двенадцати годам он свободно играл на гитаре, органе,

скрипке и даже арфе.

(13 слайд)

Работа над Щелкунчиком осуществлялась в период с 29

октября до 16 ноября 1816 года. У Гофмана жил очень

любимый им кот Мурр. Писатель утверждал, что пушистый

друг не только спит на его рукописях, но и любит лазить за

ними в ящик его стола, чтобы читать вслух. Впервые сказка

«Щелкунчик» была напечатана в Берлине. Впоследствии

это литературное произведение перетерпело кучу серьёзных

обработок и к нам дошла в переработанном виде.

Писатель верил в волшебство и магию, часто работал по

ночам. Он очень любил людей, умел делать для них разные

чудеса и эта сказка тому подтверждение!

(14 слайд)

Сегодня в Германии на территории Саксонии существует

музей Щелкунчика. Территория музея небольшая, всего 400

квадратных метров. Но зато здесь можно увидеть 1000-чи

статуэток для раскалывания орехов!

(15 слайд)

Вопросы:

1гр.:

Кто помогал Гофману сочинять Щелкунчика?

2 гр.:

Почему он сменил имя Вильгельм на Амадей?

3гр.:

В каком году он работал над произведением?

Сообщение

об

истории

создания

и

авторе

сказки

(задание опережающего обучения, участник 1 группы)

(16 слайд)

УМ: Эту замечательную сказку очень полюбили и у нас в

России. И литературное произведение послужило основой

музыкального произведения в жанре «балет», композитора

Петра Ильича Чайковского. Послушаем сообщение об этом

от ребят из 2 группы – Соколовой Ангелины и Бех Ивана.

Они тоже будут задавать вопросы.

История

балета

(задание

опережающего

обучения,

участники 2 группы)

История создания балета «Щелкунчик»

(17 слайд)

В 1890 году Пётр Ильич Чайковский получил от дирекции

императорских театров интересный заказ. Он должен был

создать балет из двух актов.

(18 слайд)

Великий композитор выбрал в качестве сюжета волшебную

историю Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король», но

использовал этот сюжет в пересказе французского писателя

Александра Дюма-отца.

Чайковский работал старательно, сначала он изложил свою

задумку на бумаге, и только после этого начал сочинять

музыку. Помогал великому композитору Мариус Петипа,

известный хореограф.

(19 слайд)

Но

впоследствии

постановкой

занялся

балетмейстер

Мариинского театра Лев Иванов.

(20 слайд)

И

18

декабря

1892

года

публика

увидела

балет

«Щелкунчик».

(21 слайд)

Композитор посвятил свой последний балет директору

императорских

театров,

Ивану

Всеволожскому.

Этот

талантливый и разносторонний человек создал эскизы

костюмов для «Щелкунчика».

(22 слайд)

В премьерной постановке «Щелкунчика» было два акта

и три

картины.

Первая

показывала

праздник

в доме

родителей

Мари,

вторая —

сон

девочки,

в котором

Щелкунчик

воевал

с крысиным

войском

и в финале

превращался в прекрасного принца, а третья — сказочный

город, куда попадали Мари и Щелкунчик. В произведении

Гофмана девочку зовут Мари. Кларой в оригинале звали

куклу главной героини. Когда началась Первая мировая

война, главная героиня стала Машей. А вот её брат Фриц

имя сохранил. Дело в том, что Фриц — отрицательный

персонаж.

В балете «Щелкунчик» создатель обратился к своей

любимой теме, теме победы над злыми чарами силой

истинной

любви.

Прекрасная

музыка

с

невероятной

тонкостью передаёт и писк мышей, и бой барабанов, и

схватку, и превращение главного героя в прекрасного

принца.

(23 слайд)

Вопросы группам:

1гр.: В пересказе какого писателя Пётр Ильич Чайковский

использовал сюжет сказки «Щелкунчик» в своём балете?

Ответ: Сюжет балета в пересказе французского писателя

Александра Дюма-отца.

2 гр.: Когда состоялась премьера балета П.И.Чайковского

«Щелкунчик»?

Ответ:

18 декабря 1892 года публика увидела балет

«Щелкунчик».

3 гр.: Кому посвятил свой балет П.И.Чайковский?

Ответ:

Директору

императорских

театров,

Ивану

Всеволожскому.

(24 слайд)

УМ: А сейчас видео викторина! На столе у каждой группы

лежит

перепутанный

текст

(отрывок

из

сказки).

Он

соответствует видео фрагменту, который вы увидите. Ваша

задача

восстановить

правильную

последовательность

предложений. Назначенный спикером представитель от

группы выразительно его прочитает, а мы ещё раз

насладимся музыкой Чайковского и игрой артистов балета.

Внимание, смотрим первый фрагмент.

1 гр.: Видео Дроссельмейер

УМ: Начинайте работу, время выполнения 3 минуты.

Перепутанный текст

1

гр.:

Поэтому,

когда

у

Штальбаумов

начинали

капризничать и переставали петь какие-нибудь часы, всегда

приходил крестный Дроссельмейер, снимал стеклянный

парик, стаскивал желтенький сюртучок, повязывал голубой

передник и тыкал часы колючими инструментами, так что

маленькой Мари было их очень жалко; но вреда часам он не

причинял, наоборот — они снова оживали и сейчас же

принимались весело тик тикать, звонить и петь, и все этому

очень радовались.

А к рождеству он всегда мастерил красивую, затейливую

игрушку, над которой много трудился.

Крестный сам был великим искусником, он знал толк в

часах и даже умел их делать.

И всякий раз у крестного в кармане находилось что-нибудь

занимательное

для

ребят:

то

человечек,

ворочающий

глазами и шаркающий ножкой, так что на него нельзя

смотреть без смеха, то коробочка, из которой выскакивает

птичка, то еще какая-нибудь штучка.

Правильный вариант:

1.Крестный сам был великим искусником, он знал толк в

часах и даже умел их делать. 2.Поэтому, когда у

Штальбаумов начинали капризничать и переставали петь

какие-нибудь

часы,

всегда

приходил

крестный

Дроссельмейер,

снимал

стеклянный

парик,

стаскивал

желтенький сюртучок, повязывал голубой передник и

тыкал часы колючими инструментами, так что маленькой

Мари было их очень жалко; но вреда часам он не причинял,

наоборот — они снова оживали и сейчас же принимались

весело тик тикать, звонить и петь, и все этому очень

радовались.

3.И всякий раз у крестного в кармане находилось что-

нибудь

занимательное

для

ребят:

то

человечек,

ворочающий глазами и шаркающий ножкой, так что на

него нельзя смотреть без смеха, то коробочка, из которой

выскакивает птичка, то еще какая-нибудь штучка. 4.А к

рождеству он всегда мастерил красивую, затейливую

игрушку, над которой много трудился.

Внимание, смотрим второй фрагмент.

2 гр.: Видео Знакомство Мари и Щелкунчика

Начинайте работу, время выполнения 3 минуты.

Перепутанный текст:

Фрицу,

тем

временем,

надоело

скакать

на

коне

и

маршировать.

— Ах, бедный, милый Щелкунчик! — закричала Мари и

отобрала его у Фрица.

Зато по щегольской одежде сразу было видно, что это

человек благовоспитанный и со вкусом.

Он вел себя тихо и скромно, словно спокойно ожидая, когда

дойдет очередь и до него.

Когда он услыхал, как весело щелкают орешки, ему тоже

захотелось их отведать…

Правда, он был не очень складный: чересчур длинное и

плотное туловище на коротеньких и тонких ножках, да и

голова тоже как будто великовата.

Фриц совал ему самые большие и твердые орехи, по вдруг

раздался треск — крак-крак! — три зуба выпали у

Щелкунчика

изо

рта

и

нижняя

челюсть

отвисла

и

зашаталась.

На нем был очень красивый блестящий фиолетовый

гусарский доломан.

Правильный вариант

1.Он вел себя тихо и скромно, словно спокойно ожидая,

когда дойдет очередь и до него. 2.Правда, он был не очень

складный: чересчур длинное и плотное туловище на

коротеньких и тонких ножках, да и голова тоже как будто

великовата. 3.Зато по щегольской одежде сразу было

видно, что это человек благовоспитанный и со вкусом. 4.На

нем был очень красивый блестящий фиолетовый гусарский

доломан.

5.Фрицу, тем временем, надоело скакать на коне и

маршировать. 6.Когда он услыхал, как весело щелкают

орешки, ему тоже захотелось их отведать… 7.Фриц совал

ему самые большие и твердые орехи, по вдруг раздался

треск — крак-крак! — три зуба выпали у Щелкунчика изо

рта и нижняя челюсть отвисла и зашаталась.

8. — Ах, бедный, милый Щелкунчик! — закричала Мари и

отобрала его у Фрица.

Внимание, смотрим третий фрагмент.

3 гр.: Видео Битва с мышами

Начинайте работу, время выполнения 3 минуты.

Перепутанный текст:

Щелкунчик бегал вдоль рядов, воодушевляя войска своими

речами.

Одно

было

ясно:

обе

армии

бились

с

большим

ожесточением, и победа переходила то на ту, то на другую

сторону.

Барабанщик, мой верный вассал, бей общее наступление! —

громко скомандовал Щелкунчик.

И

тотчас

же

барабанщик

начал

выбивать

дробь

искуснейшим манером.

Однако мыши все наступали и даже захватили несколько

пушек; но тут поднялся шум и грохот — трр-трр! — и из-за

дыма и пыли Мари с трудом могла разобрать, что

происходит.

Правильный вариант:

1.Барабанщик, мой верный вассал, бей общее наступление!

— громко скомандовал Щелкунчик.

2.И

тотчас

же

барабанщик

начал

выбивать

дробь

искуснейшим манером.3. Щелкунчик бегал вдоль рядов,

воодушевляя войска своими речами.

4.

Однако мыши все

наступали и даже захватили несколько пушек; но тут

поднялся шум и грохот — трр-трр! — и из-за дыма и пыли

Мари с трудом могла разобрать, что происходит. 5. Одно

было ясно: обе армии бились с большим ожесточением, и

победа переходила то на ту, то на другую сторону.

УМ: Спасибо, ребята, а сейчас мы увидим сценку из сказки

Гофмана в исполнении ребят 3 группы.

(25 слайд)

Сценка

«Бой

с

мышами»

(задание

опережающего

обучения 3 группа)

Рефлексивный этап

(26 слайд)

Составление синквейна (характеристика героев)

УЛ: Мы вспомнили отдельных героев, которые сыграли

важную роль в сюжете сказки. А сейчас, используя такой

приём как синквейн, мы сможем их охарактеризовать.

Iгр. – Мари, II гр. – Щелкунчик, III гр. – Дроссельмейер

Начинайте работу, время выполнения 3 минуты.

Предполагаемые ответы:

- Мари

Романтичная, добрая

Помогает, заботится, спасает

Силой своей любви снимает черное колдовство.

Принцесса

- Щелкунчик

Мужественный, храбрый

Сражается, влюбляется, побеждает

Сразил Мышиного короля своей саблей.

Юноша

- Дроссельмейер

Таинственный, сказочный

Мастерит, рассказывает, хитрит

Подсказывает Мари что делать.

Волшебник

(27 слайд)

УЛ: В завершении урока каждая группа ответит на вопрос:

1 гр. – Какова идея текста сказки?

2 гр. – Почему нужно прочитать эту сказку? (читают стихи

собственного сочинения)

3 гр. – Почему советуете посмотреть балет?

Что по поводу данного произведения подготовил Илья

Николаев,

мы

увидим

в

его

буктрейлере

(задание

опережающего уровня).

(28 слайд)

УЛ даёт устную оценку работы групп.

УМ: Ребята, на столе для каждого есть лист самооценки.

Пожалуйста запишите свою фамилию, имя и поставьте

оценку самому себе.

Наш урок назывался «Рождественская сказка» и мы ещё раз

хотим

поздравить

вас,

ребята

с

наступающими

праздниками. А теперь то же самое можете сделать и вы.

Звучит мелодия входной песни.

Поздравление с праздниками от групп.



В раздел образования