Автор: Тимиргалиева Ирина Айратовна
Должность: мбоу сош с.миништы
Учебное заведение: МБОУ СОШ с.Миништы
Населённый пункт: село Миништы Дюртюлинского района Республики Башкортостан
Наименование материала: Статья
Тема: Реализация программы духовно-нравственного развития и воспитания в начальной школе.
Раздел: начальное образование
Реализация программы духовно-нравственного развития и воспитания в начальной школе.
«Воспитание имеет приоритет над образованием. Создаёт человека воспитание ».
А. Сент-Экзюпери
В связи с реализацией ФГОС начального общего образования и Концепции
духовно-нравственного развития и воспитания перед образовательными учреждениями
поставлены задачи подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно
оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами
окружающих его людей.
Школьный возраст наиболее восприимчив для эмоционально-ценностного,
духовно-нравственного развития, гражданского воспитания, недостаток которого трудно
восполнить в последующие годы. Воспитание в школе — это вся школа, открытая для
жизни и открывающая перед учащимся настоящую Россию и их малую родину
в ее историческом и духовном величии, широте социальных, культурных, экономических
возможностей. Воспитывает весь уклад школьной жизни.
Программа
духовно-нравственного развития и воспитания направлена на
организацию нравственного уклада школьной жизни, включающего воспитательную,
учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся, основанного на
системе
духовных
идеалов,
ценностей,
моральных
приоритетов,
реализуемого
в
совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов
общественной жизни.
В нашей общеобразовательной школе разработана программа духовно – нравственного
развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
Программа является целенаправленным воспитательным процессом и предполагает
определённую систему содержания, форм, методов и приёмов педагогических действий.
Особое место отводится семье, как первому наставнику ребёнка. При реализации данной
программы я большое внимание уделяю при работе с родителями.
Цель программы:
Воспитание, становление и развитие личности младшего школьника на основе
нравственных ценностей и исторического опыта России через толерантное отношение к
окружающему миру, к людям, себе.
Задачи:
1.
Содействовать формированию личности, уважающей культурные традиции и
историю своего народа, способную к толерантному взаимодействию с
окружающей действительностью.
2.
Способствовать формированию основ культуры общения и построения
межличностных отношений.
3.
Обеспечить воспитание экологической культуры, бережного отношения к
природе и окружающей среде.
4.
Создать
необходимые
условия
для
формирования
представлений
об
эстетических идеалах и проявления творческой индивидуальности каждого
ученика.
5.
Способствовать формированию собственной позиции учащихся к проблеме
сохранения здоровья и защиты собственной жизни.
6.
Развивать
трудолюбие,
способность
к
преодолению
трудностей,
целеустремленность и настойчивость в достижении результатов.
7.
Ориентировать
семью
на
духовно-нравственное
воспитание
детей,
укрепление авторитета семьи.
В соответствии с поставленными задачами деятельность педагогического
коллектива направлена на то, чтобы научить ребенка взаимодействовать в коллективе,
делать ценностный выбор и одновременно быть открытым миру, доверять ему и
эффективно действовать в нем, быть социально - адаптированными.
Н.К. Крупская
писала: «Лишь в коллективе личность ребёнка может наиболее полно и всесторонне
развиваться ».
Программа направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в
единстве
урочной,
внеурочной
и
внешкольной
деятельности,
в
совместной
педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов
общества.
Урочная
деятельность. Воспитательные
программы
и содержащиеся
в них
воспитательные задачи должны быть интегрированы в содержание учебных предметов.
Внеурочная деятельность. Базовые ценности должны быть отражены в содержании
внеурочных воспитательных мероприятий: праздников, викторин, выставок, дискуссий,
игр
и т.д., —
а также
в деятельности
кружков,
секций,
клубов
и других
форм
дополнительного образования.
Внешкольная
деятельность. Внешкольные
мероприятия:
экскурсии,
разнообразные
десанты, сборы
помощи, благотворительные, экологические, военно-патриотические
мероприятия, учебные мероприятия, полезные дела и т.д.
Урочная деятельность
Внеурочная деятельность
Внеклассная
и
внешкольная
деятельность
Русский язык
Литературное чтение
Родной язык
Родная литература
Башкирский язык
Иностранный язык
Математика
Информатика
Окружающий мир
Основы
религиозной
культуры
и
светской
этики
Музыка
Изобразительное
искусство
Технология
Физическая культура
Кружки и секции
после
уроков (1-4 классы)
1.Кружок «Дуслык»;
2.Кружок
«Моя
малая
родина»;
3.Кружок
«Радуга
здоровья»;
Этнокалендарь
(классные
часы,
юбилейные
даты,
праздники, встречи).
Итоги недели.
Предметные недели.
Участие
в
различных
конкурсах и олимпиадах.
Объединения:
«Музей
и
дети»,
«Малышок».
Общешкольные мероприятия:
1. Календарь традиционных
школьных дел и праздников:
1 сентября – День знаний; Подвигу
жить в веках (Подвиг Горшкова),
Фестиваль
поэзии
(посвященный
поэту-земляку Н.Наджми, Праздник
Букваря, День Здоровья, Праздник
урожая,
День
пожилых,
День
народного
единства,
Праздник
«Шежере- байрам», День матери,
Новогодний
праздник,
День
защитника России, Праздник мам;
Праздник книги; Встречаем весну,
День птиц, День Победы, Праздник
последнего
звонка,
День
защиты
детей.
2.
Спортивные
праздники
и
мероприятия:
Веселые
старты,
«Папа, мама, я – спортивная семья»,
Малый сабантуй.
3. Конкурсы рисунков,
4. Общешкольные линейки.
Внешкольные виды деятельности:
тематические
экскурсии,
туристические походы, посещение
театров и музеев,посещение Дома-
музея Н.Наджми; летняя трудовая
практика, летний оздоровительный
лагерь, экологические субботники,
высадка
растений,
создание
цветочных клумб, трудовые десанты,
тимуровская работа.
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени
начального общего образования осуществляются не только школой, но и семьёй.
Взаимодействие
школы
и
семьи
имеет
решающее
значение
для
организации
нравственного уклада жизни обучающегося.
В системе повышения педагогической культуры родителей (законных представителей)
используются
различные
формы
работы,
в
том
числе:
родительское
собрание,
родительская конференция, психологические игры, собрание-диспут, родительский
лекторий, встреча за круглым столом, педагогический практикум, тренинг для родителей.
Родители начальных классов МБОУ СОШ с.Миништы активно включаются в школьные
мероприятия. Я очень благодарна им за помощь в работе. Семья-это главный транслятор
социального и нравственного опыта от поколения к поколению. Связь семьи школы также
осуществляется через портфолио обучающегося.
Портфолио —
это
способ
фиксирования,
накопления
и оценивания
педагогами,
родителями
и самим
учеником
результатов
его
духовно-нравственного
развития.
Портфолио — нечто большее,
чем папка школьных
и семейных
работ,
отчетов
о выполнении культурных и социальных практик. Оно представляет собой педагогически
спроектированную
и методически
организованную
индивидуальную
подборку
материалов, последовательность которых демонстрирует усилия, динамику и достижения
ученика
в освоении
определенных
духовных
ценностей
в рамках
воспитательной
программы. Технология портфолио делает процесс духовно-нравственного развития
школьника
открытым,
объективным
и корректируемым
со стороны
педагогов
и родителей.
Результатом систематической работы педагога является нравственное развитие
воспитанников, существенные изменения в его духовно-нравственном мире. Важно
вызвать у детей чувство дружеского участия, сострадания, научить его делиться
сомнениями, радостями, горестями, привить чувство коллективизма, сформировать
умение ориентироваться
в окружающей обстановке. В воспитании человека важно
добиваться, чтобы нравственные и моральные истины стали целью жизни, предметом
личного счастья.