Напоминание

Реализация программы духовно-нравственного развития и воспитания в начальной школе.


Автор: Тимиргалиева Ирина Айратовна
Должность: мбоу сош с.миништы
Учебное заведение: МБОУ СОШ с.Миништы
Населённый пункт: село Миништы Дюртюлинского района Республики Башкортостан
Наименование материала: Статья
Тема: Реализация программы духовно-нравственного развития и воспитания в начальной школе.
Раздел: начальное образование





Назад




Реализация программы духовно-нравственного развития и воспитания в начальной школе.

«Воспитание имеет приоритет над образованием. Создаёт человека воспитание ».

А. Сент-Экзюпери

В связи с реализацией ФГОС начального общего образования и Концепции

духовно-нравственного развития и воспитания перед образовательными учреждениями

поставлены задачи подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно

оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами

окружающих его людей.

Школьный возраст наиболее восприимчив для эмоционально-ценностного,

духовно-нравственного развития, гражданского воспитания, недостаток которого трудно

восполнить в последующие годы. Воспитание в школе — это вся школа, открытая для

жизни и открывающая перед учащимся настоящую Россию и их малую родину

в ее историческом и духовном величии, широте социальных, культурных, экономических

возможностей. Воспитывает весь уклад школьной жизни.

Программа

духовно-нравственного развития и воспитания направлена на

организацию нравственного уклада школьной жизни, включающего воспитательную,

учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся, основанного на

системе

духовных

идеалов,

ценностей,

моральных

приоритетов,

реализуемого

в

совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов

общественной жизни.

В нашей общеобразовательной школе разработана программа духовно – нравственного

развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Программа является целенаправленным воспитательным процессом и предполагает

определённую систему содержания, форм, методов и приёмов педагогических действий.

Особое место отводится семье, как первому наставнику ребёнка. При реализации данной

программы я большое внимание уделяю при работе с родителями.

Цель программы:

Воспитание, становление и развитие личности младшего школьника на основе

нравственных ценностей и исторического опыта России через толерантное отношение к

окружающему миру, к людям, себе.

Задачи:

1.

Содействовать формированию личности, уважающей культурные традиции и

историю своего народа, способную к толерантному взаимодействию с

окружающей действительностью.

2.

Способствовать формированию основ культуры общения и построения

межличностных отношений.

3.

Обеспечить воспитание экологической культуры, бережного отношения к

природе и окружающей среде.

4.

Создать

необходимые

условия

для

формирования

представлений

об

эстетических идеалах и проявления творческой индивидуальности каждого

ученика.

5.

Способствовать формированию собственной позиции учащихся к проблеме

сохранения здоровья и защиты собственной жизни.

6.

Развивать

трудолюбие,

способность

к

преодолению

трудностей,

целеустремленность и настойчивость в достижении результатов.

7.

Ориентировать

семью

на

духовно-нравственное

воспитание

детей,

укрепление авторитета семьи.

В соответствии с поставленными задачами деятельность педагогического

коллектива направлена на то, чтобы научить ребенка взаимодействовать в коллективе,

делать ценностный выбор и одновременно быть открытым миру, доверять ему и

эффективно действовать в нем, быть социально - адаптированными.

Н.К. Крупская

писала: «Лишь в коллективе личность ребёнка может наиболее полно и всесторонне

развиваться ».

Программа направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в

единстве

урочной,

внеурочной

и

внешкольной

деятельности,

в

совместной

педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов

общества.

Урочная

деятельность. Воспитательные

программы

и содержащиеся

в них

воспитательные задачи должны быть интегрированы в содержание учебных предметов.

Внеурочная деятельность. Базовые ценности должны быть отражены в содержании

внеурочных воспитательных мероприятий: праздников, викторин, выставок, дискуссий,

игр

и т.д., —

а также

в деятельности

кружков,

секций,

клубов

и других

форм

дополнительного образования.

Внешкольная

деятельность. Внешкольные

мероприятия:

экскурсии,

разнообразные

десанты, сборы

помощи, благотворительные, экологические, военно-патриотические

мероприятия, учебные мероприятия, полезные дела и т.д.

Урочная деятельность

Внеурочная деятельность

Внеклассная

и

внешкольная

деятельность

Русский язык

Литературное чтение

Родной язык

Родная литература

Башкирский язык

Иностранный язык

Математика

Информатика

Окружающий мир

Основы

религиозной

культуры

и

светской

этики

Музыка

Изобразительное

искусство

Технология

Физическая культура

Кружки и секции

после

уроков (1-4 классы)

1.Кружок «Дуслык»;

2.Кружок

«Моя

малая

родина»;

3.Кружок

«Радуга

здоровья»;

Этнокалендарь

(классные

часы,

юбилейные

даты,

праздники, встречи).

Итоги недели.

Предметные недели.

Участие

в

различных

конкурсах и олимпиадах.

Объединения:

«Музей

и

дети»,

«Малышок».

Общешкольные мероприятия:

1. Календарь традиционных

школьных дел и праздников:

1 сентября – День знаний; Подвигу

жить в веках (Подвиг Горшкова),

Фестиваль

поэзии

(посвященный

поэту-земляку Н.Наджми, Праздник

Букваря, День Здоровья, Праздник

урожая,

День

пожилых,

День

народного

единства,

Праздник

«Шежере- байрам», День матери,

Новогодний

праздник,

День

защитника России, Праздник мам;

Праздник книги; Встречаем весну,

День птиц, День Победы, Праздник

последнего

звонка,

День

защиты

детей.

2.

Спортивные

праздники

и

мероприятия:

Веселые

старты,

«Папа, мама, я – спортивная семья»,

Малый сабантуй.

3. Конкурсы рисунков,

4. Общешкольные линейки.

Внешкольные виды деятельности:

тематические

экскурсии,

туристические походы, посещение

театров и музеев,посещение Дома-

музея Н.Наджми; летняя трудовая

практика, летний оздоровительный

лагерь, экологические субботники,

высадка

растений,

создание

цветочных клумб, трудовые десанты,

тимуровская работа.

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени

начального общего образования осуществляются не только школой, но и семьёй.

Взаимодействие

школы

и

семьи

имеет

решающее

значение

для

организации

нравственного уклада жизни обучающегося.

В системе повышения педагогической культуры родителей (законных представителей)

используются

различные

формы

работы,

в

том

числе:

родительское

собрание,

родительская конференция, психологические игры, собрание-диспут, родительский

лекторий, встреча за круглым столом, педагогический практикум, тренинг для родителей.

Родители начальных классов МБОУ СОШ с.Миништы активно включаются в школьные

мероприятия. Я очень благодарна им за помощь в работе. Семья-это главный транслятор

социального и нравственного опыта от поколения к поколению. Связь семьи школы также

осуществляется через портфолио обучающегося.

Портфолио —

это

способ

фиксирования,

накопления

и оценивания

педагогами,

родителями

и самим

учеником

результатов

его

духовно-нравственного

развития.

Портфолио — нечто большее,

чем папка школьных

и семейных

работ,

отчетов

о выполнении культурных и социальных практик. Оно представляет собой педагогически

спроектированную

и методически

организованную

индивидуальную

подборку

материалов, последовательность которых демонстрирует усилия, динамику и достижения

ученика

в освоении

определенных

духовных

ценностей

в рамках

воспитательной

программы. Технология портфолио делает процесс духовно-нравственного развития

школьника

открытым,

объективным

и корректируемым

со стороны

педагогов

и родителей.

Результатом систематической работы педагога является нравственное развитие

воспитанников, существенные изменения в его духовно-нравственном мире. Важно

вызвать у детей чувство дружеского участия, сострадания, научить его делиться

сомнениями, радостями, горестями, привить чувство коллективизма, сформировать

умение ориентироваться

в окружающей обстановке. В воспитании человека важно

добиваться, чтобы нравственные и моральные истины стали целью жизни, предметом

личного счастья.



В раздел образования