Напоминание

"Формирование ключевых компетенций учащихся на уроках математики"


Авторы: Смирнова Елена Павловна, Елена Павловна Смирнова
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "Школа№ 48"
Населённый пункт: Нижний Новгород
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование ключевых компетенций учащихся на уроках математики"
Раздел: полное образование





Назад




Формирование ключевых компетенций учащихся на уроках математики

,

,

Перемены произошедшие в нашей стране за последние годы определили новый

.

социальный заказ общества на деятельность системы образования В новых

,

условиях необходимо знать какие требования к образованию предъявляют

.

,

,

стандарты нового поколения Которые в свою очередь

подразумевают вместо

,

простой передачи знаний умений и навыков от учителя к ученику развитие

,

способности учащегося самостоятельно ставить учебные цели проектировать пути

,

,

их реализации контролировать и оценивать свои достижения работать с разными

,

источниками информации оценивать их и на этой основе формулировать

.

собственное мнение Одним из условий решения современных задач образования

.

является формирование ключевых образовательных компетенций учащихся

.

Большая роль при этом отводится математике

,

Выпускнику современной школы вступающему в самостоятельную жизнь в

условиях современного рынка труда и быстро изменяющегося информационного

,

.

пространства необходимо быть конкурентно способным работником

,

,

Отсюда возникает противоречие между системой знаний полученных в школе и

.

неспособностью применить их практически в окружающем мире

Возникает

:

вопрос

как

организовать

работу

учащихся

по

осуществлению

продуктивной

?

деятельности

Какие

педагогические

условия

необходимы

для

?

решения этой задачи

.

В качестве основы я рассматриваю компетентностный подход

А формирование ключевых компетенций направлены на повышение

мотивации и

.

повышение качества образования

Нашей

Школой

была

определена

педагогическая

,

задача

решение

которой

.

направлено на повышения качества обучения

,

Учитывая цели и задачи программы развития школы стараюсь наполнять

,

математическое образование заданиями связанными с личным опытом и

потребностями ученика для осуществления осознанной деятельности по

,

,

,

отношению к реальной действительности что в конечном итоге как показал опыт

.

отражается на качестве знаний и положительном отношении к урокам математики

О

своение элементами технологии компетентностного подхода открывает

.

возможности для эффективной творческой работы Знания по данной теме я

:

,

приобретала из разных источников методическая литература наблюдение за

,

-

, ,

,

.

.

опытом коллег мастер классы просмотр видео роликов и вебинаров И др

Большой вклад в разработку проблем компетентностного подхода и ключевых

:

,

компетенций внесли отечественные исследователи Хуторской Андрей Викторович

,

.

Лебедев Олег Ермолаевич Зимняя Ирина Алексеевна

Хуторской

Андрей

Викторович

в

своей

статье

даёт

определения

понятиям

«

»

«

»

компетентностный поход

и

ключевые компетенции

Кроме того

он выделяет

:

следующие группы ключевых компетенций

-

Ценностно смысловые

Общекультурные

Информационные

Коммуникативные

-

Социально трудовые

личностного самосовершенствования

.

Мною представлена идея формирования ключевых компетенций На первый

,

,

взгляд довольно трудно реализовать данное направление на уроках математики но

,

я познакомлю с такими приемами работы на уроке которые не отвлекали бы урок

,

,

от основного содержания при этом были бы с подтекстом благодаря которому у

.

учеников несознательно формируются ключевые компетенции

Они обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной

.

деятельности От них зависит индивидуальная образовательная траектория

.

ученика и программа его жизнедеятельности в целом

-

Эффективным средством развития ценностно смысловой компетентности

.

,

«

выступает проектная деятельность Например тема проекта

Влияние высоты

»

каблука за здоровье представительниц прекрасного пола

8

,

оказалась близка ученицам

класса поскольку предполагала самоанализ и

обращение к личным ценностям

,

,

Тема проекта выявила социальные культурные и экономические факторы

.

оказывающие влияние на динамику ценностей старшего и младшего поколений

Работа над данным проектом помогла им переосмыслить собственные ценности

.

относительно своего здоровья

,

,

Рассматривая современный урок школы можно отметить что он должен быть

,

направлен не только на получение прочных предметных знаний но в то же время и

.

на развитие внутренней культуры личности

,

,

Чтобы желание учиться не покидало учеников использую различные методы но в

основе их лежит очень мудрое высказывание

Аристотеля

«

Познание начинается с

».

удивления

.

,

Чтобы удивить учеников приходится прибегать к самым разным приёмам Ребусы

,

шарады занимательные упражнения являются хорошим средством для развития

познавательных интересов применения его в новых ситуациях

«

»

Ещё один способ оживить

абстрактную математику

это придать

.

математическим понятиям конкретный смысл

6

Например при изучении понятия цилиндр в

классе рассказываю о греческом

,

«

»,

происхождении этого слова означающего Валик

показываю предметы имеющие

,

.

форму цилиндра и только потом обращаемся к формулам

,

Один из лучших методов формирования общекультурной компетенции на мой

,

.

взгляд

интеграция различных дисциплин

«

»

10

При изучении темы Логарифмическая функция

в

классе рассказываю о

,

,

.

логарифмической спирали в природе астрономии живописи

Рассказ об одной из техник Сальвадора Дали я включаю в свое объяснение темы

11

класса

«

.

»

Определенный интеграл Площадь криволинейной трапеции

.

(

В своих произведениях Дали сводил изображения реального мира к комбинациям

(

))

простейших геометрических фигур направление кубизм

Становлению

-

учебно познавательной компетенции

способствуют проблемные

,

ситуации суть которых сводится к воспитанию и развитию творческих

,

.

способностей к обучению системе активных умственных действий учащихся Эта

,

,

,

,

,

активность проявляется в том что ученик анализируя сравнивая синтезируя

,

,

обобщая конкретизируя фактический материал сам получает из него новую

.

информацию

Опыт

работы

показывает

,

что

-

мини исследования

являются

эффективным

приемом становления

-

.

учебно познавательной компетенции

-

«

»,

Мини исследование

Космический календарь

проводимое при изучении темы

«

»

6

,

,

Масштаб в

классе способствует формированию научной картины мира

.

«

»,

правильного мировоззрени Ребята оценивают понятие время

место и роль

человека во Вселенной

-

«

»

Мини исследование Объём цилиндра можно проводить при изучении темы

«

»

11

.

Объёмы геометрических тел в

классе

,

На основании лабораторных испытаний выдвигается предположение о том что

.

объём цилиндра равен произведению площади основания на высоту Данное

.

предположение доказывается аналитически

,

Остановимся на примере исследования математических ситуаций возникающих

.

,

8

при доказательствах теорем Например в курсе геометрии

класса доказательство

теоремы о площади параллелограмма проводится с использованием стандартного

.

,

рисунка Но если рисунок теоремы изменить то доказательства в этих случаях

.

будут несколько другими Чтобы повести учащихся к этим случаям полезно

-

:

провести перед доказательством теоремы следующее мини исследование

.

,

Изображены три точки Укажите месторасположение четвёртой точки так чтобы

.

все четыре были вершинами параллелограмма

.

Такие задания помогают рассматривать все возможные случаи решения задачи

Практикуется так же индивидуальный вид работы через выполнение тематических

,

типовых расчётов целью которых является не только обобщение и систематизация

,

.

материала но и подготовка к вузовским формам работы

,

,

Как видим из примеров используя ресурс небольших учебных исследований

можно продуктивно организовать познавательную деятельность на уроках

,

.

математики решая ряд важных дидактических задач

Информационная компетенция

подразумевает

использование

учеником

.

различных информационных ресурсов

Главной

компетентностной

задачей

будет

совершенствование

умений

.

работы с информационными источниками

Например

.

«

»

«

»

При изучении тем Круговые диаграммы и Столбчатые диаграммы по

математике

в

6

классе

создаются

условия

для

информационной

компетенции

.

учащихся

Выполняя

построение

круговых

и

столбчатых

,

диаграмм

учащиеся

.

вырабатывают способность отбирать и обрабатывать необходимую информацию Им

могут

быть

предложены

задания

творческого

:

характера

«

Составить

диаграммы

,

.

.».

распределения семейного бюджета на месяц своего времени в течение суток и т п

Далее

работа

на

уроке

строится

на

основе

этой

,

информации

добытой

.

детьми

Проанализировав

полученные

,

диаграммы

ученики

замечают

как

наиболее

,

.

рационально использовать своё время расходовать семейный бюджет

Реализация

коммуникативной компетенции

подразумевает использование

(

,

,

различных коллективных приёмов работы таких как дискуссия групповая работа

,

-

.).

парная работа сюжетно ролевая игра и др

-

Социально трудовая компетенция

,

может быть реализована на уроках где

,

,

,

.

.,

ученик выполняет роль гражданина покупателя клиента члена семьи и т д то есть

.

с применением знаний на практике

Хорошо реализуется при отработке навыков устного счета при решении задач на

,

,

.

.

вклады штрафы распродажа в магазине и т д

Эти задания

демонстрирует ученикам применение математического аппарата к

,

,

решению повседневных бытовых проблем человека вопросов рынка экономики и

.

,

производства А это означает

что формируется

у учеников интерес к процессу и

.

деятельности

Компетенция личностного

самосовершенствования

подразумевает овладение

,

учеником теми способами деятельности которые пригодятся ему в определённой

.

жизненной ситуации

,

Эта компетенция реализуется через задачи содержащие правила поведения в

,

,

,

экстремальных обстоятельствах правила дорожного движения гигиены человека

.

нормам поведения

,

Научная новизна работы состоит в том что показаны возможности формирования

ключевых

компетенций

учащихся

в

процессе

обучения

математике

средствами

.

учебного содержания курса

С целью выявления мотивов учебной деятельности по математике было проведено

анкетирование

.

На

основании

результатов

сделан

вывод

о

высоком

рейтинге

.

предмета математики среди учащихся разных возрастов

,

На диаграммах видно преобладание мотивации благополучия и содержания

учусь

;

,

,

потому что на уроках интересно люблю мыслить думать соображать и

;

.

нравится узнавать новое хочу больше знать

Таким

образом

работа

по

формированию

ключевых

компетенций

повышает

.

мотивацию обучения

Показателем результативности работы по данной теме является успешное участие

,

,

.

учащихся классов в олимпиадах конкурсах разного уровня

-

.

А также научно исследовательской работе

.

результаты данного опыта работы были обобщены на ШМО учителей математики

По результатам работы опубликованы материалы СМИ

«

» ,

Педагогическая газета

«

»,

Международный электронный журнал

Педагог

,

на личном сайте а так же

.

Нижегородской дистанционной школе на базе НИРО

,

Таким образом формирование ключевых компетенций учащихся создает в школе

,

,

условия стимулирующие учебный процесс способствует углублению и расширению

.

сферы познавательной деятельности учащихся Учащиеся с б

о

льшим желанием

,

.

изучают математику участвуют в предметных олимпиадах и конкурсах Ключевые

,

,

компетенции которые формируются на уроках математики применяются ими в

,

,

других областях так как математика

это та база без которой нельзя изучить ни

.

одну из точных наук



В раздел образования