Авторы: Смирнова Елена Павловна, Елена Павловна Смирнова
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "Школа№ 48"
Населённый пункт: Нижний Новгород
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование ключевых компетенций учащихся на уроках математики"
Раздел: полное образование
Формирование ключевых компетенций учащихся на уроках математики
,
,
Перемены произошедшие в нашей стране за последние годы определили новый
.
социальный заказ общества на деятельность системы образования В новых
,
условиях необходимо знать какие требования к образованию предъявляют
.
,
,
стандарты нового поколения Которые в свою очередь
подразумевают вместо
,
простой передачи знаний умений и навыков от учителя к ученику развитие
,
способности учащегося самостоятельно ставить учебные цели проектировать пути
,
,
их реализации контролировать и оценивать свои достижения работать с разными
,
источниками информации оценивать их и на этой основе формулировать
.
собственное мнение Одним из условий решения современных задач образования
.
является формирование ключевых образовательных компетенций учащихся
.
Большая роль при этом отводится математике
,
Выпускнику современной школы вступающему в самостоятельную жизнь в
условиях современного рынка труда и быстро изменяющегося информационного
,
.
пространства необходимо быть конкурентно способным работником
,
,
Отсюда возникает противоречие между системой знаний полученных в школе и
.
неспособностью применить их практически в окружающем мире
Возникает
:
вопрос
как
организовать
работу
учащихся
по
осуществлению
продуктивной
?
деятельности
Какие
педагогические
условия
необходимы
для
?
решения этой задачи
.
В качестве основы я рассматриваю компетентностный подход
А формирование ключевых компетенций направлены на повышение
мотивации и
.
повышение качества образования
Нашей
Школой
была
определена
педагогическая
,
задача
решение
которой
.
направлено на повышения качества обучения
,
Учитывая цели и задачи программы развития школы стараюсь наполнять
,
математическое образование заданиями связанными с личным опытом и
потребностями ученика для осуществления осознанной деятельности по
,
,
,
отношению к реальной действительности что в конечном итоге как показал опыт
.
отражается на качестве знаний и положительном отношении к урокам математики
О
своение элементами технологии компетентностного подхода открывает
.
возможности для эффективной творческой работы Знания по данной теме я
:
,
приобретала из разных источников методическая литература наблюдение за
,
-
, ,
,
.
.
опытом коллег мастер классы просмотр видео роликов и вебинаров И др
Большой вклад в разработку проблем компетентностного подхода и ключевых
:
,
компетенций внесли отечественные исследователи Хуторской Андрей Викторович
,
.
Лебедев Олег Ермолаевич Зимняя Ирина Алексеевна
Хуторской
Андрей
Викторович
в
своей
статье
даёт
определения
понятиям
«
»
«
»
компетентностный поход
и
ключевые компетенции
Кроме того
он выделяет
:
следующие группы ключевых компетенций
-
Ценностно смысловые
Общекультурные
Информационные
Коммуникативные
-
Социально трудовые
личностного самосовершенствования
.
Мною представлена идея формирования ключевых компетенций На первый
,
,
взгляд довольно трудно реализовать данное направление на уроках математики но
,
я познакомлю с такими приемами работы на уроке которые не отвлекали бы урок
,
,
от основного содержания при этом были бы с подтекстом благодаря которому у
.
учеников несознательно формируются ключевые компетенции
Они обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной
.
деятельности От них зависит индивидуальная образовательная траектория
.
ученика и программа его жизнедеятельности в целом
-
Эффективным средством развития ценностно смысловой компетентности
.
,
«
выступает проектная деятельность Например тема проекта
Влияние высоты
»
каблука за здоровье представительниц прекрасного пола
8
,
оказалась близка ученицам
класса поскольку предполагала самоанализ и
обращение к личным ценностям
,
,
Тема проекта выявила социальные культурные и экономические факторы
.
оказывающие влияние на динамику ценностей старшего и младшего поколений
Работа над данным проектом помогла им переосмыслить собственные ценности
.
относительно своего здоровья
,
,
Рассматривая современный урок школы можно отметить что он должен быть
,
направлен не только на получение прочных предметных знаний но в то же время и
.
на развитие внутренней культуры личности
,
,
Чтобы желание учиться не покидало учеников использую различные методы но в
основе их лежит очень мудрое высказывание
Аристотеля
«
Познание начинается с
».
удивления
.
,
Чтобы удивить учеников приходится прибегать к самым разным приёмам Ребусы
,
шарады занимательные упражнения являются хорошим средством для развития
познавательных интересов применения его в новых ситуациях
«
»
–
Ещё один способ оживить
абстрактную математику
это придать
.
математическим понятиям конкретный смысл
6
Например при изучении понятия цилиндр в
классе рассказываю о греческом
,
«
»,
происхождении этого слова означающего Валик
показываю предметы имеющие
,
.
форму цилиндра и только потом обращаемся к формулам
,
Один из лучших методов формирования общекультурной компетенции на мой
,
.
взгляд
интеграция различных дисциплин
«
»
10
При изучении темы Логарифмическая функция
в
классе рассказываю о
,
,
.
логарифмической спирали в природе астрономии живописи
Рассказ об одной из техник Сальвадора Дали я включаю в свое объяснение темы
11
класса
«
.
»
Определенный интеграл Площадь криволинейной трапеции
.
(
В своих произведениях Дали сводил изображения реального мира к комбинациям
(
))
простейших геометрических фигур направление кубизм
Становлению
-
учебно познавательной компетенции
способствуют проблемные
,
ситуации суть которых сводится к воспитанию и развитию творческих
,
.
способностей к обучению системе активных умственных действий учащихся Эта
,
,
,
,
,
активность проявляется в том что ученик анализируя сравнивая синтезируя
,
,
обобщая конкретизируя фактический материал сам получает из него новую
.
информацию
Опыт
работы
показывает
,
что
-
мини исследования
являются
эффективным
приемом становления
-
.
учебно познавательной компетенции
-
«
»,
Мини исследование
Космический календарь
проводимое при изучении темы
«
»
6
,
,
Масштаб в
классе способствует формированию научной картины мира
.
«
»,
правильного мировоззрени Ребята оценивают понятие время
место и роль
человека во Вселенной
-
«
»
Мини исследование Объём цилиндра можно проводить при изучении темы
«
»
11
.
Объёмы геометрических тел в
классе
,
На основании лабораторных испытаний выдвигается предположение о том что
.
объём цилиндра равен произведению площади основания на высоту Данное
.
предположение доказывается аналитически
,
Остановимся на примере исследования математических ситуаций возникающих
.
,
8
при доказательствах теорем Например в курсе геометрии
класса доказательство
теоремы о площади параллелограмма проводится с использованием стандартного
.
,
рисунка Но если рисунок теоремы изменить то доказательства в этих случаях
.
будут несколько другими Чтобы повести учащихся к этим случаям полезно
-
:
провести перед доказательством теоремы следующее мини исследование
.
,
Изображены три точки Укажите месторасположение четвёртой точки так чтобы
.
все четыре были вершинами параллелограмма
.
Такие задания помогают рассматривать все возможные случаи решения задачи
Практикуется так же индивидуальный вид работы через выполнение тематических
,
типовых расчётов целью которых является не только обобщение и систематизация
,
.
материала но и подготовка к вузовским формам работы
,
,
Как видим из примеров используя ресурс небольших учебных исследований
можно продуктивно организовать познавательную деятельность на уроках
,
.
математики решая ряд важных дидактических задач
Информационная компетенция
подразумевает
использование
учеником
.
различных информационных ресурсов
Главной
компетентностной
задачей
будет
совершенствование
умений
.
работы с информационными источниками
Например
.
«
»
«
»
При изучении тем Круговые диаграммы и Столбчатые диаграммы по
математике
в
6
классе
создаются
условия
для
информационной
компетенции
.
учащихся
Выполняя
построение
круговых
и
столбчатых
,
диаграмм
учащиеся
.
вырабатывают способность отбирать и обрабатывать необходимую информацию Им
могут
быть
предложены
задания
творческого
:
характера
«
Составить
диаграммы
,
.
.».
распределения семейного бюджета на месяц своего времени в течение суток и т п
Далее
работа
на
уроке
строится
на
основе
этой
,
информации
добытой
.
детьми
Проанализировав
полученные
,
диаграммы
ученики
замечают
как
наиболее
,
.
рационально использовать своё время расходовать семейный бюджет
Реализация
коммуникативной компетенции
подразумевает использование
(
,
,
различных коллективных приёмов работы таких как дискуссия групповая работа
,
-
.).
парная работа сюжетно ролевая игра и др
-
Социально трудовая компетенция
,
может быть реализована на уроках где
,
,
,
.
.,
ученик выполняет роль гражданина покупателя клиента члена семьи и т д то есть
.
с применением знаний на практике
Хорошо реализуется при отработке навыков устного счета при решении задач на
,
,
.
.
вклады штрафы распродажа в магазине и т д
Эти задания
демонстрирует ученикам применение математического аппарата к
,
,
решению повседневных бытовых проблем человека вопросов рынка экономики и
.
,
производства А это означает
что формируется
у учеников интерес к процессу и
.
деятельности
Компетенция личностного
самосовершенствования
подразумевает овладение
,
учеником теми способами деятельности которые пригодятся ему в определённой
.
жизненной ситуации
,
Эта компетенция реализуется через задачи содержащие правила поведения в
,
,
,
экстремальных обстоятельствах правила дорожного движения гигиены человека
.
нормам поведения
,
Научная новизна работы состоит в том что показаны возможности формирования
ключевых
компетенций
учащихся
в
процессе
обучения
математике
средствами
.
учебного содержания курса
С целью выявления мотивов учебной деятельности по математике было проведено
анкетирование
.
На
основании
результатов
сделан
вывод
о
высоком
рейтинге
.
предмета математики среди учащихся разных возрастов
–
,
На диаграммах видно преобладание мотивации благополучия и содержания
учусь
;
,
,
потому что на уроках интересно люблю мыслить думать соображать и
;
.
нравится узнавать новое хочу больше знать
Таким
образом
работа
по
формированию
ключевых
компетенций
повышает
.
мотивацию обучения
Показателем результативности работы по данной теме является успешное участие
,
,
.
учащихся классов в олимпиадах конкурсах разного уровня
-
.
А также научно исследовательской работе
.
результаты данного опыта работы были обобщены на ШМО учителей математики
По результатам работы опубликованы материалы СМИ
«
» ,
Педагогическая газета
«
»,
Международный электронный журнал
Педагог
,
на личном сайте а так же
.
Нижегородской дистанционной школе на базе НИРО
,
Таким образом формирование ключевых компетенций учащихся создает в школе
,
,
условия стимулирующие учебный процесс способствует углублению и расширению
.
сферы познавательной деятельности учащихся Учащиеся с б
′
о
льшим желанием
,
.
изучают математику участвуют в предметных олимпиадах и конкурсах Ключевые
,
,
компетенции которые формируются на уроках математики применяются ими в
,
–
,
других областях так как математика
это та база без которой нельзя изучить ни
.
одну из точных наук