Автор: Шагова Нина Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Центр развития ребёнка детский сад N29 г.Владивостока"
Населённый пункт: г.Владивосток
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Использование мнемотаблиц для развития речи детей в ДОУ
Раздел: дошкольное образование
"Использование мнемотаблиц для пересказа сказок."
Мнемотехника - одна из самых эффективных для работы над связной речью
дошкольников, особенно детей с общим недоразвитием речи. Ребенку легко запомнить
и легко рассказать сказку по подобным мнемотаблицам.
Мнемотехника особенно хорошо зарекомендовала себя в развитии речи и в развитии
памяти детей дошкольного возраста. Известно, что в дошкольном возрасте память у
детей непроизвольная, а восприятие наглядно-образное, поэтому то ребенку
практически невозможно запомнить и выучить что-то, что не подкрепляется
наглядностью.
Картинка в данной технике- это крючок, способный зацепить знания и удержать их в
памяти ребенка. Из таких картинок совсем несложно составить мнемотаблицу на
любую тему: по сказке, стихотворению, пословице или загадки. С помощью
мнемотаблицы ребенок легко научится составлять описательные рассказы,
осуществлять пересказ услышанного рассказа или сказки, быстро и легко заучивать
стихи. В начале мнемотаблицы составляют взрослые: родители или воспитатели, а в
дальнейшем ребенок сам научится составлять такие таблицы.
Мнемотаблицы по сказкам
Заниматься можно начать уже с детьми младшего дошкольного возраста. Предложите
малышу серию картинок известной ему сказки, например, «Колобок». Разложите
картинки вразброс и попросите малыша сложить их соответственно сюжету сказки.
Опираясь на картинки, попросите ребенка рассказать эту сказку кукле или другой
игрушке. Мнемотаблица колобок.
Попробуйте вместе с ребенком составить свою мнемотаблицу по любимой сказке.
Текст можно зарисовывать схематично, например, втречающихся на пути Колобка
животных, изобразите в виде геометрических фигур, букв или придумайте свои образы.
Такие занятия помогут не только развить связную речь, память и словарный запас, но
и здорово разовьют воображение и фантазию, творческие таланты ребенка.
Обычно детям достаточно сложно дается составление описательного рассказа.
Ребенок теряется, так как у него нет определенного плана, он не знает с чего начать. С
помощью мнемотаблицы все становится понятным: по порядку следует рассказать о
цвете животного или птицы; о частях тела и т.д.
Систематически работая над развитием речи детей при помощи мнемотехники и
мнемотаблиц можно в достаточно короткие сроки значительно расширить словарный
запас, развить связную речь малыша, так как он понимает, что пересказ или
рассказ-это совсем не сложно, а наоборот увлекательно и интересно, а заучивание
стихов вообще превращается в занимательную игру.
Таким образом, мнемотехника является одним из эффективных способов развития
речи дошкольников.