Автор: Юркина Елена Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ Веселовская СОШ
Населённый пункт: Веселовское Краснозерского района Новосибирской области
Наименование материала: статья - методический обзор
Тема: Актуальный инструментарий проектирования заседаний ММО учителей РЯиЛ
Раздел: полное образование
Инструментарий проектирования работы ММО учителей
русского языка и литературы
Юркина Елена Викторовна, учитель русского
языка и литературы МКОУ Веселовская СОШ
Муниципальное методическое объединение (ММО) учителей
русского языка и литературы, являясь структурным подразделением
муниципальной методической службы, осуществляет проведение учебно-
воспитательной, методической, опытно-экспериментальной работы по
учебным предметам «Русский язык» и «Литература», а также
воспитательному направлению, способствует повышению
профессиональной мотивации, методической культуры учителей и
развитию их творческого потенциала. Объем работы велик, важность
такой деятельности несомненна.
Как же организовать работу МОО с наибольшей пользой? Как выстроить
заседание ММО, чтобы никто из коллег не остался равнодушным и
пассивным? Как от репродуктивной деятельности перейти к деятельности
исследовательской?
Активизация творческой деятельности возможна через нетрадиционные,
интерактивные методы и формы работы с педагогами. Необходима
установка на интерактивность, способность взаимодействовать,
находиться в режиме беседы, диалога с коллегами.
Уже стали привычными коллективные, групповые, индивидуальные
формы работы ММО. Хотелось бы представить инструментарий
проектирования заседания ММО с учетом стратегий коммуникации для
продуктивной совместной работы. Новые подходы к образованию, задачи
повышения эффективности обучения и воспитания диктуют
необходимость нового инструментария в работе.
Так, на этапе мотивации и выведения темы заседания ММО можно
использовать прием «Кроссенс» (Инструмент 1)
Кроссенс - это загадка, головоломка, ребус, задание, которое
предназначено для определённой аудитории. Прием представляет собой
ассоциативную цепочку из девяти картинок, замкнутых в стандартное поле
как для игры в «Крестики-нолики». Каждая картинка связана с
предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу
несколько картинок Задача – объяснить кроссенс, составить рассказ –
ассоциативную цепочку, посредством взаимосвязи изображений. Читать
кроссенс нужно сверху вниз и слева направо (по правилам русского языка),
далее двигаться только вперед и заканчивать на центральном 5 квадрате,
таким образом, получается цепочка завернутая «улиткой». Начать можно с
любой узнаваемой картинки. Прием способствует формированию
креативности, сотрудничества, коммуникации и критического мышления.
Попробуйте прочитать кроссенс по теме «Формирование и развитие
функциональной грамотности» (Приложение 1)
На этапе планирования и решения проблем можно использовать
прием «Генерация идей», состоящий из трех этапов. (Инструмент 2)
Подготовка. Определение ведущего и объединение участников (5-10
человек). Четкое описание проблемы. Запись генерируемых идей на
стикеры (1 идея – 1 стикер)
Генерация идей. Участники придумывают как можно больше идей,
принимаются даже самые странные. Представленные идеи нельзя
критиковать.
Отбор идей. На этом этапе оценивают идеи и выбирают самые
эффективные: а) идеи, которые нравятся, б) идеи, которые успеем
воплотить.
Можно начать работу и с метода «Худших идей», т.е. начать генерировать
худшие идеи для решения проблемы. Это позволит устранить стеснение и
чувство неловкости. Так легче начать обсуждение. А после слабых идей
участники автоматически переходят к генерации творческих,
продуктивных решений. Возможно и индивидуальное генерирование идей,
а затем представление их всему сообществу педагогов.
На этапе целеполагания поможет SMART-технология (Инструмент 3)
Технология SMART (СМАРТ) - современный подход к постановке
работающих целей и задач.
Схема работы:
Specific - точно сформулированная (что?)
Measurable – измеримая (сколько?)
Achievable – достижимая (как?)
Relevant – актуальная или согласованная (будет ли мотивировать?)
Time bound - привязанная к сроку (сколько дней, недель?)
Преимущества данной технологии трудно переоценить: она практична,
универсальна, доступна,
помогает получить быстрый результат, задает
мотивацию за счет актуальности цели. За счет количественных показателей
и конкретных сроков такая цель не позволяет работать недостаточно
усердно. Проверка на достижимость и актуальность не дает человеку
поставить ненужные цели и потерять на них время.
Прием «Начни с конца» предполагает четкое представление
конечного результата собственной деятельности, разработку процесса
достижения результата, назначение ответственных и распределение сил и
активности (Инструмент 4)
Прием «Мозаика» Этот прием представления небольших
видеороликов с уроков, занятий, мероприятий, демонстрирующих
использование новых приемов, педагогических находок. Видеоролики
просматриваются, обсуждаются; интересный материал коллеги берут на
вооружение, используют в своей практике. Еще один плюс приема –
безусловное пополнение педагогической копилки методического
объединения (Инструмент 5)
(Инструмент 6) Мастер-класс
(
от английского masterclass: master - лучший
в какой-либо области+class-занятие, урок) - это одна из форм обучения
педагогов, желающих освоить предлагаемые им программы, методики,
технологии
.
Классическая схема мастер-класса: презентация
педагогического опыта - представление системы занятий - имитационная
игра – моделирование – рефлексия.
Проводит урок мастер, эксперт в конкретном педагогическом направлении.
Инструмент дает возможность учиться, наблюдая, как мастер обучает
других, и при этом самому находиться в роли ученика. Уникальное
сочетание короткой теоретической части, индивидуальной работы,
направленной на приобретение знаний, и практического закрепления
умений и навыков дает высокий результат обучения.
Метод 6 шляп
(
Эдварда де Боно) - техника мозгового штурма,
позволяющая рассмотреть ситуацию с разных сторон и принять
эффективное решение. Его называют также ролевой игрой. (Инструмент 7)
Участники берут по очереди шляпы под руководством ведущего.
Белая шляпа - информация: факты, цифры, статистика.
Обсуждаем точки
зрения, которые конфликтуют между собой или противоречат друг другу,
оцениваем точность и уместность информации, разделяем факты и
предположения.
Зеленая шляпа – творчество.
Генерируем новые идеи, совершенствуем
старые. Ищем возможности, придумываем альтернативные варианты
решения проблемы.
Красная шляпа - эмоции и интуиция.
Рассуждаем - 30 секунд, говорим о
чувствах, а также о том, что подсказывает интуиция. После принятия
решения эмоции анализируем еще раз.
Черная шляпа – критика. Анализируем риски, рассматриваем варианты
негативного развития ситуации.
Желтая шляпа - плюсы и выгоды. Выявляем все положительные стороны.
Синяя шляпа – реализация. Анализируем результаты обсуждения,
выбираем лучшую идею. Разрабатываем конкретные шаги для ее
воплощения в жизнь.
Результат обсуждений зависит от того, как участники умеют пользоваться
тем или иным видом мышления. Работа заканчивается в тот момент, когда
участники наденут на себя все шляпы.
Данный инструмент позволяет смотреть на проблему с разных сторон и
видеть картину в целом, а значит принимать эффективное решение.
Безусловно, приведенными выше инструментами не исчерпывается
проектирование заседаний ММО. Особого внимания заслуживают деловые
игры, тренинги, презентации и другие методы и приемы. Но
результативность работы ММО зависит, конечно, от профессионального
уровня коллег, их возможностей и желания покорять новые вершины
педагогики. И задача руководителя ММО – уметь владеть современным
инструментарием организации работы методического объединения,
способствовать развитию профессиональной мотивации коллег.
Приложение 1.