Напоминание

Актуальный инструментарий проектирования заседаний ММО учителей РЯиЛ


Автор: Юркина Елена Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ Веселовская СОШ
Населённый пункт: Веселовское Краснозерского района Новосибирской области
Наименование материала: статья - методический обзор
Тема: Актуальный инструментарий проектирования заседаний ММО учителей РЯиЛ
Раздел: полное образование





Назад




Инструментарий проектирования работы ММО учителей

русского языка и литературы

Юркина Елена Викторовна, учитель русского

языка и литературы МКОУ Веселовская СОШ

Муниципальное методическое объединение (ММО) учителей

русского языка и литературы, являясь структурным подразделением

муниципальной методической службы, осуществляет проведение учебно-

воспитательной, методической, опытно-экспериментальной работы по

учебным предметам «Русский язык» и «Литература», а также

воспитательному направлению, способствует повышению

профессиональной мотивации, методической культуры учителей и

развитию их творческого потенциала. Объем работы велик, важность

такой деятельности несомненна.

Как же организовать работу МОО с наибольшей пользой? Как выстроить

заседание ММО, чтобы никто из коллег не остался равнодушным и

пассивным? Как от репродуктивной деятельности перейти к деятельности

исследовательской?

Активизация творческой деятельности возможна через нетрадиционные,

интерактивные методы и формы работы с педагогами. Необходима

установка на интерактивность, способность взаимодействовать,

находиться в режиме беседы, диалога с коллегами.

Уже стали привычными коллективные, групповые, индивидуальные

формы работы ММО. Хотелось бы представить инструментарий

проектирования заседания ММО с учетом стратегий коммуникации для

продуктивной совместной работы. Новые подходы к образованию, задачи

повышения эффективности обучения и воспитания диктуют

необходимость нового инструментария в работе.

Так, на этапе мотивации и выведения темы заседания ММО можно

использовать прием «Кроссенс» (Инструмент 1)

Кроссенс - это загадка, головоломка, ребус, задание, которое

предназначено для определённой аудитории. Прием представляет собой

ассоциативную цепочку из девяти картинок, замкнутых в стандартное поле

как для игры в «Крестики-нолики». Каждая картинка связана с

предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу

несколько картинок Задача – объяснить кроссенс, составить рассказ –

ассоциативную цепочку, посредством взаимосвязи изображений. Читать

кроссенс нужно сверху вниз и слева направо (по правилам русского языка),

далее двигаться только вперед и заканчивать на центральном 5 квадрате,

таким образом, получается цепочка завернутая «улиткой». Начать можно с

любой узнаваемой картинки. Прием способствует формированию

креативности, сотрудничества, коммуникации и критического мышления.

Попробуйте прочитать кроссенс по теме «Формирование и развитие

функциональной грамотности» (Приложение 1)

На этапе планирования и решения проблем можно использовать

прием «Генерация идей», состоящий из трех этапов. (Инструмент 2)

Подготовка. Определение ведущего и объединение участников (5-10

человек). Четкое описание проблемы. Запись генерируемых идей на

стикеры (1 идея – 1 стикер)

Генерация идей. Участники придумывают как можно больше идей,

принимаются даже самые странные. Представленные идеи нельзя

критиковать.

Отбор идей. На этом этапе оценивают идеи и выбирают самые

эффективные: а) идеи, которые нравятся, б) идеи, которые успеем

воплотить.

Можно начать работу и с метода «Худших идей», т.е. начать генерировать

худшие идеи для решения проблемы. Это позволит устранить стеснение и

чувство неловкости. Так легче начать обсуждение. А после слабых идей

участники автоматически переходят к генерации творческих,

продуктивных решений. Возможно и индивидуальное генерирование идей,

а затем представление их всему сообществу педагогов.

На этапе целеполагания поможет SMART-технология (Инструмент 3)

Технология SMART (СМАРТ) - современный подход к постановке

работающих целей и задач.

Схема работы:

Specific - точно сформулированная (что?)

Measurable – измеримая (сколько?)

Achievable – достижимая (как?)

Relevant – актуальная или согласованная (будет ли мотивировать?)

Time bound - привязанная к сроку (сколько дней, недель?)

Преимущества данной технологии трудно переоценить: она практична,

универсальна, доступна,

помогает получить быстрый результат, задает

мотивацию за счет актуальности цели. За счет количественных показателей

и конкретных сроков такая цель не позволяет работать недостаточно

усердно. Проверка на достижимость и актуальность не дает человеку

поставить ненужные цели и потерять на них время.

Прием «Начни с конца» предполагает четкое представление

конечного результата собственной деятельности, разработку процесса

достижения результата, назначение ответственных и распределение сил и

активности (Инструмент 4)

Прием «Мозаика» Этот прием представления небольших

видеороликов с уроков, занятий, мероприятий, демонстрирующих

использование новых приемов, педагогических находок. Видеоролики

просматриваются, обсуждаются; интересный материал коллеги берут на

вооружение, используют в своей практике. Еще один плюс приема –

безусловное пополнение педагогической копилки методического

объединения (Инструмент 5)

(Инструмент 6) Мастер-класс

(

от английского masterclass: master - лучший

в какой-либо области+class-занятие, урок) - это одна из форм обучения

педагогов, желающих освоить предлагаемые им программы, методики,

технологии

.

Классическая схема мастер-класса: презентация

педагогического опыта - представление системы занятий - имитационная

игра – моделирование – рефлексия.

Проводит урок мастер, эксперт в конкретном педагогическом направлении.

Инструмент дает возможность учиться, наблюдая, как мастер обучает

других, и при этом самому находиться в роли ученика. Уникальное

сочетание короткой теоретической части, индивидуальной работы,

направленной на приобретение знаний, и практического закрепления

умений и навыков дает высокий результат обучения.

Метод 6 шляп

(

Эдварда де Боно) - техника мозгового штурма,

позволяющая рассмотреть ситуацию с разных сторон и принять

эффективное решение. Его называют также ролевой игрой. (Инструмент 7)

Участники берут по очереди шляпы под руководством ведущего.

Белая шляпа - информация: факты, цифры, статистика.

Обсуждаем точки

зрения, которые конфликтуют между собой или противоречат друг другу,

оцениваем точность и уместность информации, разделяем факты и

предположения.

Зеленая шляпа – творчество.

Генерируем новые идеи, совершенствуем

старые. Ищем возможности, придумываем альтернативные варианты

решения проблемы.

Красная шляпа - эмоции и интуиция.

Рассуждаем - 30 секунд, говорим о

чувствах, а также о том, что подсказывает интуиция. После принятия

решения эмоции анализируем еще раз.

Черная шляпа – критика. Анализируем риски, рассматриваем варианты

негативного развития ситуации.

Желтая шляпа - плюсы и выгоды. Выявляем все положительные стороны.

Синяя шляпа – реализация. Анализируем результаты обсуждения,

выбираем лучшую идею. Разрабатываем конкретные шаги для ее

воплощения в жизнь.

Результат обсуждений зависит от того, как участники умеют пользоваться

тем или иным видом мышления. Работа заканчивается в тот момент, когда

участники наденут на себя все шляпы.

Данный инструмент позволяет смотреть на проблему с разных сторон и

видеть картину в целом, а значит принимать эффективное решение.

Безусловно, приведенными выше инструментами не исчерпывается

проектирование заседаний ММО. Особого внимания заслуживают деловые

игры, тренинги, презентации и другие методы и приемы. Но

результативность работы ММО зависит, конечно, от профессионального

уровня коллег, их возможностей и желания покорять новые вершины

педагогики. И задача руководителя ММО – уметь владеть современным

инструментарием организации работы методического объединения,

способствовать развитию профессиональной мотивации коллег.

Приложение 1.



В раздел образования