Автор: Печникова Елена Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад №33 "Планета детства"
Населённый пункт: г.Балашиха, Московская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Художественно-перцептивные игры на развитие основных закономерностей восприятия"
Раздел: дошкольное образование
«Художественно-перцептивные игры на развитие основных
закономерностей восприятия»
Игра — ведущая деятельность ребенка, поэтому игровой способ познания
действительности оказывается основным в любой творческой деятельности
ребенка
дошкольного
возраста,
в
том
числе
и
в
восприятии
им
художественного
произведения.
Предлагаемые
художественно-
перцептивные игры направлены на развитие основных закономерностей
восприятия:
•
целостность (умение цельно видеть объект);
•
осмысленность (осознание конкретного предмета, выделенного из
ряда других);
•
апперцепция (зависимость восприятия от прошлого опыта);
•
избирательность (предпочтение одних объектов другим);
•
константность
(неизменность восприятия свойств предмета в
изменяющихся условиях).
В таких играх развивается мышление, воображение, формируется
оценочное суждение, способность
ребёнка к анализу. Они просты в изготовлении (создаются из бросового
материала: кусочков бумаги, вырезок из старых журналов и т.п.) и
использовании.
Художественно-перцептивные игры
- это игры, существующие в
синтетической «языковой» системе искусства. Мы подразделили их на две
большие группы: формальные (игры в области формы художественного
произведения) и содержательные (игры в области содержания).
Формальные делятся на колористические (игры с цветом), линиарные
(игры на восприятие различного характера линий), композиционные (на
формирование композиционных навыков).
Содержательные включают в себя характерные (игры на восприятие
психо-эмоциональной стороны художественного произведения) и сюжетные
(игры на восприятие сюжета).
ПРАВИЛА ИГРЫ
Эффективность применения развивающей игры зависит от ряда
правил:
1)
игра не навязывается, но всегда директивна, то есть имеет
определённые правила и установки;
2)
вписывается в структуру занятия,
3)
проводится в непринуждённой обстановке (например, на ковре);
4)
повторяется,
возможно, с некоторыми вариациями (это по-
зволяет сформировать устойчивый навык игры и использовать её в сво-
бодной деятельности);
5)
становится средством самовыражения
и, в некотором роде,
психотерапии (арт-терапия).
Соблюдение этих правил позволит создать у ребёнка уверенность в
том, что он играет, а не обучается.
Условия и правила игры обосновываются педагогом в форме
сказки, рассказа, истории.
КОЛОРИСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
«Что
бывает
красным?».
Рекомендуется
для
детей
2-7
лет.
Представляет собой набор карточек (фотографий, предметных картинок,
иллюстраций), изображающих предметы и явления красного цвета (закат,
яблоко, земляника, пламя, зонт и пр.).
В 2-4 года
строится на показе и проговаривании взрослым цвета
предмета. Первоначально задаётся общий вопрос: «Что бывает красным?».
Дети называют простые предметы по памяти, затем взрослый демонстрирует
картинки, обозначая предмет и его цвет: «Яблоко красное; красная
земляника, красный гриб» и т.д.
В 5-7 лет задача усложняется. Игра приобретает вид игры-загадки:
«Отгадай, что бывает красным на букву ...». Побеждает тот, кто назовёт
большее количество предметов и явлений красного цвета на предложенную
букву.
Игра
развивает цветовое
зрение,
умение воспринимать
цвет в
окружающей действительности, давать ему название. (По тому же принципу
организуются игры: «Фиолетовое чудо», «Жгучая жёлтая», «Синий мир»,
«Зелёный шум»).
«Придумай цвету название».
Проводится с детьми 4-7лет
Пред-
ставляет собой набор карточек, с одной стороны которых - предметная
картинка, с другой - цветовое поле, соответствующее цвету изображённого
предмета. Задача детей - по показу педагога (или самостоятельно) подобрать
название цвету карточки, в основу которого ляжет название предмета.
Например, если на карточке изображена земляника, соответствующим
названием цвета будет земляничный или землянично-красный, лимон -
лимонный, или лимонно-жёлтый и т.д. Таким же образом образуются
следующие названия цвета: пасмурно-синий, небесно-голубой, бирюзовый,
кирпично-красный, фиалковый, фисташковый, землисто-коричневый и пр.
Игра расширяет представление детей о цвете и его оттенках.
«Фактура и цвет». Возраст участников 5-7лет. Игрокам предлагаются
цветовые поля разных цветов и оттенков и карточки к ним, изображающие
какую-либо фактуру (кусочек ткани, каплю воды, фактуру какого-либо
фрукта и т.д.).
Игра проходит по типу игры в лото. Дети выбирают игровые поля
разного цвета, можно по 2 или 3. Водящий предлагает карточки с
фактурными изображениями. Задача играющих - определить общий цвет
фактуры, прищурив глаза, и выбрать нужную карточку.
Игра интересна тем, что помимо определения цвета дети угадывают,
что изображено на карточке или на что изображение похоже. Кроме
цветового зрения, игра развивает воображение (Приложение 1, рис. 1).
«Создай гамму». Рекомендуется для детей 5-7 лет. Перед детьми -
репродукция. На первом этапе нужно определить, какие цвета есть в картине,
и выбрать их из предложенных цветовых карточек. На втором этапе задача
усложняется: из выбранных цветов требуется выложить гамму «от светлого к
тёмному» или, наоборот, «от тёмного к светлому». Дети характеризуют цвет
по насыщенности, светлоте, тепло-холодности.
После игры можно провести упражнение, «Какого цвета больше?».
Детям предлагается раскрасить лист бумаги так, чтобы на нём было видно,
какого цвета использовал художник в картине больше, а какого - меньше
(Приложение 1, рис.2).
Лёгким вариантом этой игры можно назвать упражнение «Собери
радугу». Оно может использоваться с З лет. Здесь задача игроков проста:
выложить радугу, соблюдая последовательность цветов.
В 4 года уже можно использовать работу с репродукцией, не составляя
цветовой растяжки, а лишь выбирая использованные художником цвета.
Например, «собери небо, лес, море, пустыню».
Игра учит ребёнка обращать внимание на цветовой строй произведе-
ния: выделять цветовую гамму, анализировать цветовую композицию.
ЛИНИАРНЫЕ ИГРЫ
«Линия простая и важная».
Проводится с детьми 5-7 лет. Игра
проходит по принципу игры в лото. Задача - подобрать к каждому изо-
бражению линии соответствующую карточку. Развивает образное мышление,
расширяет рамки восприятия графического изображения.
«Линия спряталась». Условия игры те же.
КОМПОЗИЦИОННЫЕ ИГРЫ
«Цветущий луг».
Простой вариант игры может применяться для
работы с детьми 3 лет, более сложный - с детьми старшего дошкольного
возраста.
Предлагается игровое поле.- «Цветущий луг» и фигурки бабочек.
Задача - создать композицию, разместив бабочек на цветах.
Более сложный вариант: на поляне цветы не изображаются, а игроки
размещают бабочек «на глаз», так чтобы ни одну из них нельзя было ни
убрать, ни добавить.
Игра
развивает
умение
ориентироваться
на
листе,
создавать
композицию изображения.
«Лесной пейзаж». Проводится с детьми 6-7 лет.
Представляет собой
игровое
поле
(лесная
поляна)
и
отдельные
изображения
деревьев,
кустарников, облаков. Задача - разместить фигурки на игровом поле, так
чтобы создавалось ощущение перспективы. Для организации этой игры
необходимо закрепить правила построения перспективного изображения на
листе:
ниже-ближе, выше-дальше (на земле). На небе облака будут
располагаться наоборот: ниже дальше, выше-ближе.
Игра направлена на развитие восприятия перспективы.
«Морской бой». Проводится с детьми 6-7 лет, по аналогии с игрой
«Лесной пейзаж». Игрокам предлагается составить панораму морского боя,
разместив на игровом поле (в морской бухте) корабли различных моделей,
так чтобы одни из них вели сражение в открытом море (далеко), другие -
прямо в бухте (перед зрителем).
ХАРАКТЕРНЫЕ ИГРЫ
«Магия слова». Проводится с детьми 5-7 лет. Предлагается какая-
либо репродукция и 2-3 стихотворных фрагмента. Задача детей - из
предложенных
фрагментов
подобрать
тот,
который
соответствует
репродукции по настроению, ритму, мелодике.
Игра расширяет словарный запас, развивает мышление, умение
выражать впечатления связной речью.
«Подбери музыку». Может использоваться с 4 лет. Потребуется набор
репродукций, фонотека. Проводится по аналогии с игрой «Подбери
стихотворение».
После предварительного прослушивания 2-3 музыкальных фрагментов
дети выбирают тот, который соответствует предложенной репродукции.
Игра
развивает
умение
чувствовать
музыкальность
цвета,
его
эмоциональную окраску.
«Динамика-статика». Рекомендуется для детей 5-7 лет. Представляет
собой обыгрывание в пластике того или иного произведения. Задача:
определить характер картины, её настроение и попытаться выразить это в
пластике. Такое «вживление» в образ позволяет глубже прочувствовать
^картину, развивает воображение.
«Выложи настроение». Используется для занятий с детьми 4-7 лет
Представляет собой набор разного цвета пазлов. Требуется собрать из них
цветовую картинку, соответствующую настроению игрока. Игра развивает
чувственное психоэмоциональное восприятие цвета (по аналогии собираются
цветовые картины «Твоя мечта», «Радость», «Грустная музыка» и т.д.).
Приложение 1
«Игра «Фактура и цвет»
Рисунок 1
Игра «Создай гамму»
А. Айвазовский «Восход солнца у берегов Ялты»
Рисунок 2
Предлагаются карточки разных цветов и оттенков, например: