Автор: Шепель Людмила Владимировна
Должность: педагог-организатор, педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО Городская Станция юных техников
Населённый пункт: город Нижний Тагил
Наименование материала: статья
Тема: Возможности ДО для воспитаният уважительного отношения обучающихся к техническому наследию Нижнего Тагила
Раздел: дополнительное образование
Возможности дополнительного образования для воспитания уважительного
отношения к техническому наследию Нижнего Тагила
Шепель Людмила Владимировна, педагог-организатор
и педагог ДО МБУ ДО Городская Станция юных техников,
г. Нижний Тагил
«Формирование у обучающихся бережного отношения к культурному
наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации»-
так звучит один из тезисов нового федерального проекта "Патриотическое
воспитание граждан РФ". Раскрою практическую составляющую реализации
этого тезиса в условиях деятельности нашего детского объединения научно-
технической направленности. Наш город Нижний Тагил богат традициями
технического
изобретательства.
Издавна
тагильские
мастеровые,
крепостные умельцы изобретали технические приспособления, станки и
механизмы для заводов с целью облегчения труда рабочих. Многие из
изобретений стали известны за пределами нашего региона.
Так, музыкальные дрожки Егора Кузнецова представляют наш город в
Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Родившись почти 300 лет назад сын
крепостной кузнеца Выйского завода за многолетнюю трудовую жизнь
создал
уникальные
технические
приспособления.
Первым
крупным
изобретением Кузнецова стала водоотливная и рудоподъемная машина для
шахт Медного рудника, страдавшего от избытка грунтовых вод. Создал Егор
Григорьевич и механические ножницы для резки листового железа. Но
основное внимание он сосредоточил на "плющильном деле". Впервые в
России Кузнецов сделал попытку механизировать чрезвычайно трудоемкую
и мучительную операцию по получению листового железа, которое прежде
мастера "дощатой фабрики" выковывали и разглаживали молотом вручную.
Создавая один за другим прокатные станы, замечательный механик все более
совершенствовал их конструкцию и усложнял задачи. Вершиной его
творчества явился стан непрерывного действия.
Вторым
шедевром
Кузнецова
явились
музыкальные
дрожки,
находящиеся сейчас в качестве постоянного экспоната в Государственном
Эрмитаже. Дрожки имели систему верстомеров - прообраз современных
спидометров. Звон колокольчика отмечал каждую версту, что позволяло
вычислить скорость движения. Вмонтированный органчик услаждал слух
пассажиров 22 мелодиями.
Еще молодым человеком Кузнецов приступил к изготовлению очень
«заковыристой» игрушки. Уникальность ее механики потребовала всех его
практических знаний, навыков и умений, а недюжинная слесарная работа
может поставить его в ряд выдающихся мастеров декоративно-прикладного
искусства. 20 лет было отдано работе. И в результате родилось чудо -
астрономические часы, которые и по сей день вызывают восхищение. В 1775
году мастер закончил работу над оригинальными астрономическими часами,
на изготовление которых ушло почти двадцать лет. Сложное устройство этих
часов содержало указание часов, минут, восхода и захода Солнца, фазы
Луны, года, месяца и числа. Также мастер вмонтировал в часы календарь с
именами святых на каждый день по календарю. Часы сохранились до
настоящего времени и находятся в Нижнетагильском музее-заповеднике
(Музей «Дом Черепановых»). Мы с детьми имеем возможность прикоснуться
к этим историческим ценностям, услышать интересные экскурсии.
Первый паровоз в России был создан нашими соотечественниками,
отцом и сыном Черепановыми в 1834 году. Они также построили чугунную
железную дорогу от Меднорудянского рудника до Выйского завода в нашем
городе. Эта дорога была открыта в августе 1834 года и стала первой в России,
будучи запущенной на три года раньше Царскосельской. Крепостные
изобретатели не имели возможность изучить уже существующие в мире к
тому времени аналоги. Их паровоз - объективно их изобретение. До его
создания талантливыми самоучками были сконструированы многочисленные
механизмы. И главное их детище - паровые машины, они построили 20
паровых
машин.
Черепановы
значительно
улучшили
механизмы,
использовавшиеся в металлургии, добыче золота, железа и меди, а также на
лесопилках и мукомольных мельницах. В 1839 году Мирон Ефимович при
поддержке управляющего Тагильским металлургическим заводом Ф.И.
Швецова представил проект парохода для буксировки судов из Перми по
Каме и Волге. Черепановы - гордость Нижнего Тагила. Мною разработан
проект «С днем рождения, тагильский паровоз!», в содержание которого
включены не только различные информационные мероприятия для детей и
взрослых, но и матер-классы, творческие конкурсы.
Проект актуален
постоянно.
Одно из интересных старинных гидротехнических сооружений Урала
– Ушковская канава- было построено в XIX веке по проекту крепостного
умельца Клементия Ушкова. В 1841 он обязался построить за свой счёт
запасной пруд на реке Чёрной с плотиной и пустить от него воду по каналу в
Черноисточинский пруд. После сооружения канала Черноисточинский пруд
стал более полноводным и обрёл современные очертания. А ниже вода
наполняла и Нижнетагильский пруд.
Знакомимся мы и с легендой о создании нашим соотечественником
Артамоновым велосипеда, по-старинному «костотряса», на котором по
легенде изобретатель даже сумел добраться до столицы и представить
велосипед царице.
Как и другие изобретатели, он был самоучкой, но
стремление к познанию, техническому изобретательству оставили память о
его изобретениях на долгие годы, и мы стремимся с благодарностью к его
трудам передать информацию современному поколению детей.
Все эти талантливейшие изобретатели – из плеяды тех, кто создавал
славу Нижнего Тагила как горнозаводского центра высокой технической
культуры. И ради новых поколений надо поднимать имена прославленных в
веках предков наших, дабы не прервать связь времен. Что мы для этого
делаем?
Нашему городу 300 лет. Его историю необходимо довести до наших
детей. В свое время я придумала и разработала трамвайную экскурсию «По
Александровской в трамвае». По договоренности с городским трамвайным
управлением я в ходе поездки по центру города, где пролегала центральная
улица старого Тагила, рассказываю участникам экскурсии историю города,
показываю знаменательные места, озвучиваю значимые события. Так
вживую дети соприкасаются с прошлым города, проникаются пониманием,
что они - тагильчане, гордятся историей города. Кстати, наши обучающимися
знают историю тагильского трамвая, потому что являются участниками
проекта
«Тагильский
трамвай».
Участвуя
в
проекте,
они
могут
соревноваться в разгадывании кроссвордов, сами их сочинять, придумывать
стихи и рассказы о трамвае, представлять исследовательские проекты по
теме и создавать презентации, участвовать в конкурсе рисунков и конкурсе
макетов трамваев. К слову, в феврале 2022 года тагильскому трамваю
исполнится 85 лет.
Есть опыт проведения конкурса рационализаторских проектов среди
школьников «Как сделать наш трамвай лучше». Юные изобретатели
предлагают немало интересных идей: организовать в трамвае передвижную
библиотеку, сделать различные приспособления для инвалидов, разместить
автоматы с водой, «держалки» для детей, откидные столики для работы при
поездке на дальние маршруты, веселое красочное оформление внутри
трамвая. Юные рационализаторы предлагают транслирование новостей
нашего города, а в помощь ученикам, считают они,
можно сделать
настенные дидактические игры, разместить
в яркой и краткой форме
правила дорожной безопасности внутри трамвая. А еще можно, например,
крутить видеоролики на размещенных под потолком экранах, подобно тому,
как сделано в метро. Каждый год поступают новые предложения от юных
тагильчан, а значит, они любят свой город, хотят сделать его лучше,
заботятся о его жителях.
Созданный
участниками
проекта
интерактивный
кроссворд
«тагильский
трамвай»
позволяет
наряду
с
прочими
педагогическим
лайфхаками осуществлять цифролизацию образования в рамках моих
дополнительных
общеразвивающих
образовательных
программ.
Надо
сказать, что мы знакомим детей с историей всех видов транспорта в городе,
начиная с велосипеда Артамонова. С этой целью мною
выполнена
презентация «История транспорта в Нижнем Тагиле». С ней познакомились
уже сотни школьников.
А в условиях сегодняшнего дня, учитывая проблемы перемещения в
городе, мы с детьми разного возраста придумываем для родного Тагила
канатные дороги, мосты через пруд. Подобные проекты неоднократно
представлялись, в том числе и мэру, в рамках конкурсных мероприятий. Кто
знает, может, участие в таких мероприятиях смотивирует в будущем юных
тагильчан
на создание
новых
усовершенствований
инфраструктуры
города,
новых
видов
транспорта,
строительство
инновационных
сооружений, парков и т.п.
Многочисленная информация, в том числе и краеведческий материал,
обобщена мною в электронные презентации, информационные тексты
различного формата для того, чтобы знакомить своих воспитанников с
историей технических исторический изобретений. Использование их в
качестве отдельных информационных платформ или в качестве фрагмента
занятия позволяет вариативно дополнять знания детей. Эти материалы
востребованы педагогами.
Долголетнее
содружество
с историко-техническим музеем «Дом
Черепановых» дает возможность посещать его как коллективно с детьми, так
и для индивидуальных консультаций наиболее заинтересованных детей в
рамках
написания
ими
исследовательских
проектов.
Обучающиеся
неоднократно обращались и продолжают обращаться к теме исторических
технических изобретений тагильчан. Каждый новый проект позволяет
дополнить, расширить, углубить знания не только авторов проектов, но и в
последующем детской аудитории, которой они презентуются.
Почти
ежегодно в рамках городского Конкурса проектов звучит эта тема. Почти 20
лет в конце учебного года как педагог – организатор под эгидой городского
Управления образования я провожу городской конкурс творческих проектов
«Внучата Черепановых» для дошкольников и младших школьников. И это
символично
отражает
преемственность
изобретательства
от
наших
знаменитых соотечественников сегодняшним «изобретателям» - детям.
Разработанный
участниками
тематический
диплом
туже
много
лет
традиционно вручается призерам и участникам конкурса. Следует отметить,
что созданные авторами проекты в практической части во многом сами
являются маленькими изобретениями, т.к. представляют инновационные
подходы в конструировании макетов или моделей известных тагильских
изобретений. Макеты паровозов Черепановых
дети
конструируют
из
разных материалов, в том числе с использованием лазерных станков с ЧПУ.
Очень достоверно выполнены макеты и даже модели Астрономических
часов Кузнецова, его музыкальных дрожек. Юными судомоделистами
сконструирована в масштабе копия парохода Черепановых, которую ребята
передали музею «Дом Черепановых».
Макеты и модели хранятся в экспозициях музейных комнат нескольких
образовательных учреждений и постоянно используются в образовательной
деятельности и во внеклассной работе педагогами детских садов, школ и
УДО города. Многие из проектов становились призерами региональных и
российских творческих конкурсов. С целью популяризации технических
изобретений созданы детьми вместе с педагогом электронные тематические
презентации, а в последнее время
видеопрезентации о них.
Все это
способствует
сохранению
традиций
региона,
усвоению
знаний
о
выдающихся мастеровых и их изобретениях.