Напоминание

Возможности ДО для воспитаният уважительного отношения обучающихся к техническому наследию Нижнего Тагила


Автор: Шепель Людмила Владимировна
Должность: педагог-организатор, педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО Городская Станция юных техников
Населённый пункт: город Нижний Тагил
Наименование материала: статья
Тема: Возможности ДО для воспитаният уважительного отношения обучающихся к техническому наследию Нижнего Тагила
Раздел: дополнительное образование





Назад




Возможности дополнительного образования для воспитания уважительного

отношения к техническому наследию Нижнего Тагила

Шепель Людмила Владимировна, педагог-организатор

и педагог ДО МБУ ДО Городская Станция юных техников,

г. Нижний Тагил

«Формирование у обучающихся бережного отношения к культурному

наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации»-

так звучит один из тезисов нового федерального проекта "Патриотическое

воспитание граждан РФ". Раскрою практическую составляющую реализации

этого тезиса в условиях деятельности нашего детского объединения научно-

технической направленности. Наш город Нижний Тагил богат традициями

технического

изобретательства.

Издавна

тагильские

мастеровые,

крепостные умельцы изобретали технические приспособления, станки и

механизмы для заводов с целью облегчения труда рабочих. Многие из

изобретений стали известны за пределами нашего региона.

Так, музыкальные дрожки Егора Кузнецова представляют наш город в

Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Родившись почти 300 лет назад сын

крепостной кузнеца Выйского завода за многолетнюю трудовую жизнь

создал

уникальные

технические

приспособления.

Первым

крупным

изобретением Кузнецова стала водоотливная и рудоподъемная машина для

шахт Медного рудника, страдавшего от избытка грунтовых вод. Создал Егор

Григорьевич и механические ножницы для резки листового железа. Но

основное внимание он сосредоточил на "плющильном деле". Впервые в

России Кузнецов сделал попытку механизировать чрезвычайно трудоемкую

и мучительную операцию по получению листового железа, которое прежде

мастера "дощатой фабрики" выковывали и разглаживали молотом вручную.

Создавая один за другим прокатные станы, замечательный механик все более

совершенствовал их конструкцию и усложнял задачи. Вершиной его

творчества явился стан непрерывного действия.

Вторым

шедевром

Кузнецова

явились

музыкальные

дрожки,

находящиеся сейчас в качестве постоянного экспоната в Государственном

Эрмитаже. Дрожки имели систему верстомеров - прообраз современных

спидометров. Звон колокольчика отмечал каждую версту, что позволяло

вычислить скорость движения. Вмонтированный органчик услаждал слух

пассажиров 22 мелодиями.

Еще молодым человеком Кузнецов приступил к изготовлению очень

«заковыристой» игрушки. Уникальность ее механики потребовала всех его

практических знаний, навыков и умений, а недюжинная слесарная работа

может поставить его в ряд выдающихся мастеров декоративно-прикладного

искусства. 20 лет было отдано работе. И в результате родилось чудо -

астрономические часы, которые и по сей день вызывают восхищение. В 1775

году мастер закончил работу над оригинальными астрономическими часами,

на изготовление которых ушло почти двадцать лет. Сложное устройство этих

часов содержало указание часов, минут, восхода и захода Солнца, фазы

Луны, года, месяца и числа. Также мастер вмонтировал в часы календарь с

именами святых на каждый день по календарю. Часы сохранились до

настоящего времени и находятся в Нижнетагильском музее-заповеднике

(Музей «Дом Черепановых»). Мы с детьми имеем возможность прикоснуться

к этим историческим ценностям, услышать интересные экскурсии.

Первый паровоз в России был создан нашими соотечественниками,

отцом и сыном Черепановыми в 1834 году. Они также построили чугунную

железную дорогу от Меднорудянского рудника до Выйского завода в нашем

городе. Эта дорога была открыта в августе 1834 года и стала первой в России,

будучи запущенной на три года раньше Царскосельской. Крепостные

изобретатели не имели возможность изучить уже существующие в мире к

тому времени аналоги. Их паровоз - объективно их изобретение. До его

создания талантливыми самоучками были сконструированы многочисленные

механизмы. И главное их детище - паровые машины, они построили 20

паровых

машин.

Черепановы

значительно

улучшили

механизмы,

использовавшиеся в металлургии, добыче золота, железа и меди, а также на

лесопилках и мукомольных мельницах. В 1839 году Мирон Ефимович при

поддержке управляющего Тагильским металлургическим заводом Ф.И.

Швецова представил проект парохода для буксировки судов из Перми по

Каме и Волге. Черепановы - гордость Нижнего Тагила. Мною разработан

проект «С днем рождения, тагильский паровоз!», в содержание которого

включены не только различные информационные мероприятия для детей и

взрослых, но и матер-классы, творческие конкурсы.

Проект актуален

постоянно.

Одно из интересных старинных гидротехнических сооружений Урала

– Ушковская канава- было построено в XIX веке по проекту крепостного

умельца Клементия Ушкова. В 1841 он обязался построить за свой счёт

запасной пруд на реке Чёрной с плотиной и пустить от него воду по каналу в

Черноисточинский пруд. После сооружения канала Черноисточинский пруд

стал более полноводным и обрёл современные очертания. А ниже вода

наполняла и Нижнетагильский пруд.

Знакомимся мы и с легендой о создании нашим соотечественником

Артамоновым велосипеда, по-старинному «костотряса», на котором по

легенде изобретатель даже сумел добраться до столицы и представить

велосипед царице.

Как и другие изобретатели, он был самоучкой, но

стремление к познанию, техническому изобретательству оставили память о

его изобретениях на долгие годы, и мы стремимся с благодарностью к его

трудам передать информацию современному поколению детей.

Все эти талантливейшие изобретатели – из плеяды тех, кто создавал

славу Нижнего Тагила как горнозаводского центра высокой технической

культуры. И ради новых поколений надо поднимать имена прославленных в

веках предков наших, дабы не прервать связь времен. Что мы для этого

делаем?

Нашему городу 300 лет. Его историю необходимо довести до наших

детей. В свое время я придумала и разработала трамвайную экскурсию «По

Александровской в трамвае». По договоренности с городским трамвайным

управлением я в ходе поездки по центру города, где пролегала центральная

улица старого Тагила, рассказываю участникам экскурсии историю города,

показываю знаменательные места, озвучиваю значимые события. Так

вживую дети соприкасаются с прошлым города, проникаются пониманием,

что они - тагильчане, гордятся историей города. Кстати, наши обучающимися

знают историю тагильского трамвая, потому что являются участниками

проекта

«Тагильский

трамвай».

Участвуя

в

проекте,

они

могут

соревноваться в разгадывании кроссвордов, сами их сочинять, придумывать

стихи и рассказы о трамвае, представлять исследовательские проекты по

теме и создавать презентации, участвовать в конкурсе рисунков и конкурсе

макетов трамваев. К слову, в феврале 2022 года тагильскому трамваю

исполнится 85 лет.

Есть опыт проведения конкурса рационализаторских проектов среди

школьников «Как сделать наш трамвай лучше». Юные изобретатели

предлагают немало интересных идей: организовать в трамвае передвижную

библиотеку, сделать различные приспособления для инвалидов, разместить

автоматы с водой, «держалки» для детей, откидные столики для работы при

поездке на дальние маршруты, веселое красочное оформление внутри

трамвая. Юные рационализаторы предлагают транслирование новостей

нашего города, а в помощь ученикам, считают они,

можно сделать

настенные дидактические игры, разместить

в яркой и краткой форме

правила дорожной безопасности внутри трамвая. А еще можно, например,

крутить видеоролики на размещенных под потолком экранах, подобно тому,

как сделано в метро. Каждый год поступают новые предложения от юных

тагильчан, а значит, они любят свой город, хотят сделать его лучше,

заботятся о его жителях.

Созданный

участниками

проекта

интерактивный

кроссворд

«тагильский

трамвай»

позволяет

наряду

с

прочими

педагогическим

лайфхаками осуществлять цифролизацию образования в рамках моих

дополнительных

общеразвивающих

образовательных

программ.

Надо

сказать, что мы знакомим детей с историей всех видов транспорта в городе,

начиная с велосипеда Артамонова. С этой целью мною

выполнена

презентация «История транспорта в Нижнем Тагиле». С ней познакомились

уже сотни школьников.

А в условиях сегодняшнего дня, учитывая проблемы перемещения в

городе, мы с детьми разного возраста придумываем для родного Тагила

канатные дороги, мосты через пруд. Подобные проекты неоднократно

представлялись, в том числе и мэру, в рамках конкурсных мероприятий. Кто

знает, может, участие в таких мероприятиях смотивирует в будущем юных

тагильчан

на создание

новых

усовершенствований

инфраструктуры

города,

новых

видов

транспорта,

строительство

инновационных

сооружений, парков и т.п.

Многочисленная информация, в том числе и краеведческий материал,

обобщена мною в электронные презентации, информационные тексты

различного формата для того, чтобы знакомить своих воспитанников с

историей технических исторический изобретений. Использование их в

качестве отдельных информационных платформ или в качестве фрагмента

занятия позволяет вариативно дополнять знания детей. Эти материалы

востребованы педагогами.

Долголетнее

содружество

с историко-техническим музеем «Дом

Черепановых» дает возможность посещать его как коллективно с детьми, так

и для индивидуальных консультаций наиболее заинтересованных детей в

рамках

написания

ими

исследовательских

проектов.

Обучающиеся

неоднократно обращались и продолжают обращаться к теме исторических

технических изобретений тагильчан. Каждый новый проект позволяет

дополнить, расширить, углубить знания не только авторов проектов, но и в

последующем детской аудитории, которой они презентуются.

Почти

ежегодно в рамках городского Конкурса проектов звучит эта тема. Почти 20

лет в конце учебного года как педагог – организатор под эгидой городского

Управления образования я провожу городской конкурс творческих проектов

«Внучата Черепановых» для дошкольников и младших школьников. И это

символично

отражает

преемственность

изобретательства

от

наших

знаменитых соотечественников сегодняшним «изобретателям» - детям.

Разработанный

участниками

тематический

диплом

туже

много

лет

традиционно вручается призерам и участникам конкурса. Следует отметить,

что созданные авторами проекты в практической части во многом сами

являются маленькими изобретениями, т.к. представляют инновационные

подходы в конструировании макетов или моделей известных тагильских

изобретений. Макеты паровозов Черепановых

дети

конструируют

из

разных материалов, в том числе с использованием лазерных станков с ЧПУ.

Очень достоверно выполнены макеты и даже модели Астрономических

часов Кузнецова, его музыкальных дрожек. Юными судомоделистами

сконструирована в масштабе копия парохода Черепановых, которую ребята

передали музею «Дом Черепановых».

Макеты и модели хранятся в экспозициях музейных комнат нескольких

образовательных учреждений и постоянно используются в образовательной

деятельности и во внеклассной работе педагогами детских садов, школ и

УДО города. Многие из проектов становились призерами региональных и

российских творческих конкурсов. С целью популяризации технических

изобретений созданы детьми вместе с педагогом электронные тематические

презентации, а в последнее время

видеопрезентации о них.

Все это

способствует

сохранению

традиций

региона,

усвоению

знаний

о

выдающихся мастеровых и их изобретениях.



В раздел образования