Автор: Беляева Елена Петровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №2 г. Никольска"
Населённый пункт: Вологодская область
Наименование материала: доклад по теме самообразования
Тема: Дифференцированный подход в обучении как способ развития познавательной активности.
Раздел: начальное образование
Выполнила работу
Учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №2 г.Никольска»
Высшей категории
Беляева Елена Петровна
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ
ПОДХОД В ПРОЦЕССЕ
ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Дифференциация обучения
(дифференцированный подход в обучении):
это создание разнообразных условий
обучения для различных школ,
классов, групп с целью учета
особенностей их контингента.
это комплекс методических,
психолого-педагогических и
организационно-управленческих
мероприятий, обеспечивающих
обучение в группах
ВИДЫ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ:
Внешняя
дифференциация
Предполагает
создание школ в
которые
зачисляются
учащиеся с
определенными
индивидуальными
особенностями
Внутренняя
дифференциация
Предполагает работу
внутри класса группам
учащихся
отличающихся одними
и теми же
индивидуальными
способностями
Внешняя
дифференциация
Школьники делятся на группы по различным признакам:
по полу по религиозной по национальному
принадлежности признаку
по этнокультурным по профессиональной по интересам
особенностям ориентации
по психофизиологическим и по склонностям
психологическим особенностям
по способностям
А.К. Маркова: Обученность – это те
характеристики психического развития ребенка,
которые сложились в результате всего хода
обучения… это определенный итог предыдущего
обучения… прошлого опыта.
Обученность включает «как наличные, так и
сложившиеся способы и приемы их
приобретения(умение учится)».
Обученность
В практической деятельности удобно
ориентироваться на следующие уровни усвоения
знаний:
0 – й уровень
Узнавание
1 – й уровень
Репродукция (воспроизведение
знаний)
2 – й уровень
Применение знаний в знакомой
ситуации
3 – й уровень
Применение знаний в измененной
и новой ситуации
Обучаемость – это восприимчивость школьника
к обучению, т.е. «восприимчивость к усвоению
новых знаний и новых способов их добывания, а
также готовность к переходу на новые уровни
умственного развития».
Обучаемость – это ансамбль интеллектуальных
свойств человека, от которого при всех прочих
равных условиях зависит успешность обучения.
Обучаемость – это те особенности
мыслительной деятельности, которые играют
определенную роль в успеваемости.
Сформированность учебной
деятельностью
Данный критерий тесно связан с
обученностью и обучаемостью. Но
поскольку учебная деятельность является
ведущей в младшем школьном возрасте,
важно учитывать динамику
формирования различных компонентов
учебной деятельности (мотивационного,
операционного, регулирующего).
Уровни их сформированности могут служить
основанием для выделения групп
учащихся.Учитель в своей практической
деятельности выбирает критерии
дифференциации в зависимости от особенностей
класса, от целей, задач и содержания конкретного
урока и других факторов.
1. Усовершенствование и повышение уровня
ЗУН учащихся, углубление и расширение
знаний школьников, исходя из их интересов и
специальных способностей.
2. Формирование и развитие логического
мышления, креативности и умений учебного
труда при опоре на зону ближайшего
развития ученика.
3. Обеспечение каждому ученику
возможностей для развития его
способностей, склонностей, удовлетворения
познавательных потребностей и интересов
ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ:
Содержание обучения
Учебный материал можно
дифференцировать не только по уровню
обученности учащихся, но и по уровням:
т
в
о
р
ч
е
с
т
в
о
трудности
о
б
ъ
е
м
Способ дифференциации:
Репродуктивный
•
Типовые
упражнения
От учащихся требуется
воспроизведение знаний и
их применение в знакомой
ситуации, работа по
образцу, выполнение
тренировочных заданий.
Продуктивный
(творческий)
•
Упражнения
отличающиеся от
стандартов
Учащимся приходится
применять знания в
измененной или незнакомой
ситуации, выполнять
более сложные
мыслительные действия,
создавать новый продукт.
Пример 2.
Даны выражения:
81-29+27 400+200+300-100
72:9-3 400+200+30-100
54:6+72:8 27:3+24:6 9
84-9+8 54+6 х3-72:8
Задание для 1-й
группы /низкий
уровень
сложности/.
Задание для 2-й
группы /средний
уровень
сложности/.
Задание для 3-й группы
/высокий уровень
сложности/.
Вспомните
правила о
порядке
выполнения
действий в
выражениях и
выполните
вычисления.
Разбейте
выражения на
три группы.
Найдите
значения
выражений.
Выполните задание
для 2-й группы.
Подумайте, по какому
признаку можно
разбить выражения на
две группы.
3. Дифференциация по объёму учебного
материала
предполагает выполнение
учащимися как основного, так и дополнительного
материала.
Основное задание: «Найдите
значения выражений»./Для
всех./
Дополнительное задание:
15 – 7 12 - 6
13 – 8 16 - 9
14 – 9 11 -8
«Найдите сумму ответов в
каждом столбике»
+ дополнительные задания из учебника
+ дополнительные задания на карточках
+ дополнительные задания в тетрадях
+
творчество и грамотность учителя!!!
Формы и методы обучения
2 основных организационных
способа дифференциации:
по степени
самостояте
льности
учащихся
По степени и
характеру
помощи
учащимся
Первая группа
учитель
рассказывает
о сложности
каждого
задания,
советует,
какое
задание
выбрать.
Вторая группа
учитель
рассказывает
о сложности
задания, но
выбирают
сами
ученики,
учитель
корректирует
их выбор.
Третья группа
ученики сами
определяют
сложность
задания и
осуществляют
выбор.
По степени самостоятельности
учащихся:
Такой способ дифференциации, в отличие от
дифференциации по степени самостоятельности, не
предусматривает организации фронтальной работы под
руководством учителя. И.И. Аргинская предлагает 3 вида
помощи: стимулирующую, направляющую и обучающую.
По степени и характеру
помощи учащимся:
Стимулирующая помощь
Когда ученик не включился в
самостоятельную работу
Направляющая помощь
Когда стимулирующая помощь
оказалась не эффективной
Обучающая помощь
Когда ученик не может
справиться с самостоятельной
работой даже при
направляющей помощи
Рассмотрим приемы , которые
используют для дифференциации
работы при ознакомлении с
новым материалом:
Многократное
объяснение
нового
материала
Работа по
степени
самостоятельн
ости
Ознакомление с
новым
материалом на
основе
использования
разных методов
обучения
Ознакомление с
новым
материалом на
основе
микрогрупповой
работы
1. После первого объяснения некоторые ученики
приступают к самостоятельной работе – они выполняют
для них предназначенное дифференцированное задание.
2. Для тех учеников, которые еще не до конца
осмыслили новый материал, учитель еще раз повторяет
объяснение, но использует при этом другую наглядность,
материалы учебника.
3. Для учащихся с низкой обучаемостью иногда
необходимо третье объяснение, в котором делается акцент
на более трудных моментах.
Прием многократного объяснения
нового материала
1. Первое ознакомление с новым материалом
проводится на основе проблемных методов
обучения (частично – поисковый метод).
2. Повторное объяснение для детей с низкой
обучаемостью проводится объяснительно –
иллюстративным методом.
Ознакомление с новым
материалом на основе
использования разных методов
обучения
Определение критерия, в соответствии с которым создаются группы
учащихся для дифференцированной работы
Проведение диагностики на основе выбранного
критерия
Распределение
учащихся по группам
с учетом результатов
диагностики
Реализация
дифференцированног
о подхода к учащимся
на уроке
Определение
способов
дифференциации,
разработка заданий
Диагностический
контроль за
результатами работы
учащихся
Организация учителем внутриклассной
дифференциации включает несколько этапов:
Технология дифференциации