Автор: Букина Светлана Игоревна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МУДО "Саратовская детская хореографическая школа "Антре"
Населённый пункт: г. Саратов
Наименование материала: Авторская образовательная программа
Тема: "История хореографического искусства"
Раздел: дополнительное образование
Авторская образовательная программа
"История хореографического искусства"
Букина С.И.,
педагог дополнительного образования
МУДО «Саратовская детская хореографическая школа «Антре»
Курс “История хореографического искусства” рассматривает
формирование, преемственность и закономерности развития основных
этапов зарубежной и отечественной хореографии; творческую деятельность
великих
балетмейстеров,
композиторов,
танцовщиков;
произведения
классической, народной, бытовой и современной хореографии.
Данная авторская программа предназначена для хореографических школ
и
хореографических
отделений
детских
школ
искусств.
Программа
рассчитана на 3 года обучения (3-5 классы).Возраст учащихся 9-14 лет.
Форма
занятий групповая,
занятия
проводятся
один
раз
в
неделю,
продолжительность урока 45 минут. Объем всего курса составляет 102 часа,
количество учебных недель – 34.
Варианты программы могут быть использованы не только на ступени
дополнительного образования, но и в средних специальных учебных
заведениях.
Цель курса:
сформировать у учащихся целостное представление об исторических
особенностях развития зарубежной и отечественной хореографии.
Задачи курса:
дать знания по предмету;
погрузить учащихся в атмосферу изучаемой эпохи, ознакомив с
художественными
стилями,
хореографией,
музыкой,
костюмом,
архитектурой;
провести параллель между изучаемым теоретическим материалом и
практическим на уроках по классическому, народно-сценическому,
историко-бытовому и современному танцам;
развить активное самостоятельное мышление учащихся;
активизировать познавательный интерес учащихся к искусству в
целом;
воспитать
художественный
вкус
на
примере
выдающихся
произведений хореографии, музыки и других видов искусств.
Материал выстроен в хронологическом порядке: от древности по XX век
включительно. Темы сгруппированы в разделы. Весь учебный материал
систематизирован по определенным принципам:
опора на исторические факты (каждую изучаемую эпоху следует
связывать с общей характеристикой исторического периода);
– тематика прослеживается от западного искусства к отечественному (наряду
со специфическими особенностями отмечается общность культур, их
взаимовлияние);
три последних десятилетия XX– начало XXI веков предлагается
изучать в форме бесед с элементами дискуссии;
–
особенностью
программы
является
принцип
разносторонних
межпредметных связей, т.е. опора на историю, литературу, мировую
художественную культуру, историю искусств, музыкальную литературу,
хореографические дисциплины.
Программа состоит из двух частей и включает девять разделов.
Первый год обучения – I часть – История зарубежной хореографии
Раздел 1. Танцевальное искусство от древности до XIX века – открывается
вводным уроком “Хореография как вид искусства”. Он знакомит учащихся с
предметом и основными понятиями курса: хореография, танец, балет,
балетмейстер, балетный спектакль и т.д.
Раздел
охватывает
длительный
по
времени
период,
включающий
первобытные
пляски,
зарождение
традиций
бальной
хореографии,
возникновение ранних форм профессионального танца и определение
балетного искусства как самостоятельного вида театральных представлений.
Раздел 2. Танцевальное искусство XIX века – посвящен изучению одного
столетия, ставшего этапным между рождением балета и его кризисом.
Предлагается взглянуть с разных ракурсов на сложную и противоречивую
эпоху: возникновение коренных изменений в бальной хореографии и музыке,
расцвет романтического балета и появление развлекательных спектаклей.
Тема
“Танцевальное
искусство
глазами
художников”
подчеркивает
необычное взаимодействие хореографии и живописи, влияние танца на
восприятие, вдохновение, виденье художников разных направлений рубежа
XIX-XX веков.
Раздел
3. Танцевальное
искусство
XX
века
–
отражает
перемены,
произошедшие в хореографии многих стран; рассказывает о нововведениях,
повлиявших на эстетику танцевального искусства.
Центральное место занимает материал о творчестве Айседоры Дункан и
развитии танца модерн.
Раздел завершается изучением музыкальной и танцевальной культуры
середины и второй половины XX века.
Второй год обучения – II часть – История отечественной хореографии.
Раздел 4. Танцевальное искусство от истоков до XIX века – формирует у
учащихся представление о самобытности национальных традиций танца.
Отмечает главные составляющие развития русской профессиональной
хореографии
–
влияние
западноевропейского
балетного
искусства
и
народной танцевальной культуры. Рассматривает влияние крепостного
балета на формирование театральных представлений. В разделе также
отмечается создание балетных школ Москвы и Петербурга.
Заключительная
тема
характеризует
все
преобразования
в
области
хореографии на рубеже XVIII-XIX веков. Данная тема помогает обобщить и
проанализировать изученный материал, а также является вводной для
программы следующего раздела.
Раздел 5. Русский балетный театр первой половины XIX века – посвящен
изучению
прогрессивных
явлений
начала
XIX
века,
связанных
с
самоопределением балетного искусства России.
В содержании отражена творческая судьба первых балетмейстеров, стоявших
у колыбели русского балета. В раздел включены биографические уроки,
связанные с жизнью и творчеством И.Вальберха и Ш.Дидло.
Тема “Пушкинский бал” продолжает изучение бальной хореографии. Особое
внимание уделяется влиянию музыки и хореографии Западной Европы на
салонную культуру России.
Учащиеся знакомятся не только с танцевальным искусством, но и с богатым
музыкальным наследием (П.Чайковский, М.Глинка, А.Алябьев, А.Грибоедов,
Б.Сметана).
Раздел 6. Балетный театр второй половины XIX века – возникновение
симфонического балета.
Раздел охватывает период расцвета отечественной хореографии, включая
сотрудничество хореографов с композиторами-симфонистами. Серии уроков
посвящены произведениям М.Глинки и П.Чайковского.
Последняя тема года рассматривает творчество балетмейстера Мариуса
Петипа, который ознаменовал своей деятельностью целую эпоху в развитии
русского хореографического искусства и повлиял на развитие европейской
хореографии.
Уделяется
внимание
творческому
сотрудничеству
М.Петипа
с
композиторами А.Глазуновым, ставшим непосредственным продолжателем
традиций балетной музыки П.Чайковского.
Третий год обучения
Раздел 7. Реформаторы балетной сцены XХ века – освещает положение
балета, выявляют творческие противоречия, возникшие внутри балетного
театра.
Характеризует
работу
балетмейстеров-новаторов
А.Горского,
М.Фокина, В.Нижинского, К.Голейзовского, Р.Захарова, стремящихся к
воплощению на балетной сцене эстетических принципов нового столетия
(объединения классического и пластического танца, жанровое многообразие,
обращение к произведениям литературы, “драмбалет”).
Подробно рассматривается уникальное явление отечественной культуры
“Русские сезоны” С.Дягилева, благодаря которым произошел новый расцвет
русского балета и его победное шествие по всему миру.
Раздел 8. Исполнительское мастерство – своеобразная история русского
балета XX века в лицах. В разделе описывается жизнь и творчество
блистательных балерин и танцовщиков. Выбор был остановлен на тех, кто
внес наиболее значительный вклад в развитие хореографического искусства
России XX века. Программой предусмотрено знакомство с творчеством
композиторов
С.Прокофьева,
А.Хачатуряна,
Р.Щедрина
и
подробное
рассмотрение балетов “Ромео и Джульетта”, “Золушка”, “Спартак”, “Кармен-
сюита”.
При изучении тем раздела рекомендуется:
данные музыкальные произведения рассмотреть во взаимосвязи с
темами, посвященными исполнительскому мастерству;
на примере перечисленных спектаклей показать контрастность тем,
сюжетов и образов, а также подходы к их решению;
отметить характерные особенности музыкальной культуры XX века.
Раздел 9. Многообразие танцевальных форм – является заключительным и
обобщающим.
Темы раздела перекликаются с вводным уроком курса “Хореография как вид
искусства”. В соответствии с ним в разделе, помимо классического танца,
представлены народно-сценический и современный бальный танцы.
Беседу о хореографическом искусстве второй половины XX – начале XXIв.в.
рекомендуется строить с опорой на журнальные и газетные публикации
(“Балет”, “Музыкальная жизнь”, “Культура” и др. издания). В материал
третьего
года
обучения
включено
большое
количество
музыкальных
примеров, что позволит учащимся познакомиться с произведениями многих
известных
композиторов:
А.Бородина,
К.Вебера,
К.Дебюсси,
И.Стравинского, Р.Шумана, С.Василенко, Н.Римского-Корсакова, К.Сен-
Санса, Б.Асафьева, А.Глазунова, А.Аренского, Ф.Шопена и др.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения истории хореографического искусства учащиеся
должны
Знать и понимать:
теорию и историю хореографии;
периодизацию
зарубежного
и
отечественного
хореографического
искусства;
основные стили и направления в искусстве;
роль хореографии в жизни людей и в своей собственной жизни;
виды хореографии и её выразительные средства;
имена и основные произведения выдающихся русских и зарубежных
балетмейстеров, танцовщиков, композиторов.
Уметь:
различать характерные черты различных музыкальных произведений
(современная или старинная, народная или композиторская музыка);
сравнивать наиболее яркие художественные стили;
владеть понятийным аппаратом курса;
приводить
примеры
общезначимых
культурных
ценностей
от
древнейших времён до наших дней;
соотносить
конкретный
пример
хореографического
искусства
с
определённой эпохой, стилем, направлением, национальной школой,
автором;
владеть навыками поиска информации в области хореографического
искусства из различных источников (словари, энциклопедии, книги по
искусству, сеть Интернет и др.);
описывать и анализировать знакомые произведения искусства и
выражать своё отношение к ним (устно и письменно).
Формы контроля успеваемости и подведения итогов
Помимо часов, отведенных на изучение тем раздела в каждой четверти,
предусмотрены часы для осуществления промежуточного и итогового
контроля.
Разновидностями промежуточного контроля является поурочный контроль, а
также тематический контроль, охватывающий содержание ряда уроков.
По окончании четверти проводится контрольный урок с использованием
разнообразных форм и методов проверки знаний материала четверти.
Экзаменов по данному предмету нет.
Основными формами контроля являются:
тесты;
музыкальные викторины;
устные опросы;
тематические кроссворды (возможно, составленные учащимися);
угадайки с использованием иллюстраций;
рефераты.
Виды тестов:
а) выбрать правильный вариант ответа из нескольких предложенных;
б) дать письменное пояснение к термину или понятию. Возможны игры-
тесты: по переводу определить термин или наоборот, дать точный перевод
термина (материал из словаря).
Музыкальные викторины тоже могут быть с различными заданиями:
а)
назвать
конкретное
произведение;
б)
определить
стилевое
направление;
в) назвать автора.
Создание презентаций и защита проектов(для старших учащихся).
Для проекта, используемого как итоговое занятие, могут быть предложены
темы,
завершающие
изучение
определённого
раздела
программы
и
представленные как итог работы по разделу или же по всему курсу.
Варианты устного контроля:
а)
индивидуальные
и
фронтальные
опросы;
б) ответы на вопросы с последующей письменной работой, когда ключевые
формулировки и термины заносятся в словарь.
Для проверки прочности знаний учащихся, их умения ориентироваться в
полученной информации, рекомендуется использовать письменные работы с
различными заданиями, построенными на материале словаря.
Например, выбрать из словаря названия стилей искусства и расположить их в
хронологическом порядке, выбрать названия музыкальных инструментов,
имена русских композиторов XX века и т.п.
Реферат:
наиболее сложная форма письменной работы, сочетающая в себе план и
конспект. Выбор такой формы свидетельствует о знании литературы по
конкретной теме, о собственном мнении ученика, о навыках анализа и
обобщения изученного материала, умении правильно оформить работу.
Реферат может быть посвящен узкой теме или оформляться как зачетная
работа по всему
курсу
истории хореографического искусства
– на
усмотрение преподавателя.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
В программе представлено максимальное количество материала, который
может быть качественно усвоен за данный период обучении.
Содержание включает примеры понятий, иллюстраций, музыкальных и
литературных произведений. Преподаватель по своему усмотрению может
внести некоторые изменения. Например, привлечь другие имена в раздел
“Исполнительское мастерство” или использовать музыкальные примеры и
наглядный материал в соответствии со своими творческими наклонностями и
вкусами.
Главным
требованием
является
художественная
ценность
представленных произведений.
Программа
предполагает
использование
разнообразных
форм
работы:
рассказ и беседа с привлечением иллюстративно-наглядного материала
(рисунки,
репродукции,
фотографии),
просмотр
видеокассет
и
DVD,
слушание
аудиозаписей,
дискуссия.
Дополнительной
формой
работы
является
посещение
балетных
спектаклей,
танцевальных
фестивалей,
конкурсов, различных выставок и т.д. с последующим анализом в форме
беседы или творческой письменной работы (творческого сочинения).
При рассмотрении тем, посвященных танцевальному искусству разных эпох,
рекомендуется
использовать
репродукции
подлинных
произведений
искусства изучаемого периода (особенно при знакомстве с костюмом).
Характеристика музыкальных произведений (балетов) должна обязательно
включать
сведения
о
композиторе,
истории
создания,
знакомство
с
содержанием,
разбор
музыкальной
и
хореографической
структуры
произведения в тесном единстве.
При изучении каждого пласта культуры следует знакомить учащихся с
исторической обстановкой. Возможно проведение интегрированных уроков с
привлечением материала, изучаемого на хореографических дисциплинах.
Например: урок по истории хореографического искусства и историко-
бытовому танцу на тему “Пушкинский бал” и т.п.
Большую роль в запоминании полученных знаний играет составление
учащимися
словаря
и
заполнение
составленных
преподавателем
синхронистических таблиц. Словарь ведется со второго урока и в него
заносятся новые термины, понятия курса, имена выдающихся представителей
эпохи: балетмейстеров, танцовщиков, композиторов. С этой же целью
следует привлекать учащихся к другим видам творческой деятельности. Это
может быть рисование на тему “История костюма”, рисование под
впечатлением от изученного материала или на тему “Ваше представление о
…” (готической архитектуре, танце Индии, танцах эпохи средневековья,
романтическом балете и пр.). Основной вид домашних заданий по истории
хореографического искусства – работа со словарем и записями в тетрадях.
Исходя из этого, преподавателю следует давать под запись достаточное
количество
материала,
чтобы
сформировать
у
учащихся
целостное
представление об изучаемой теме. При этом необходимо рационально
распределять на занятии письменную работу, рассказ, беседу и другие виды
деятельности.
В 5 классе дополнительной формой обучения является домашняя учебная
работа,
направленная
на
формирование
умений
самостоятельного
выполнения задания, развитие самостоятельного мышления.
Например: подготовить сообщение или написать реферат о жизни и
творчестве балетмейстеров или танцовщиков, не вошедших в тематический
план, но сделавших свой вклад в развитие хореографического искусства
(Н.Бессмертнова, Ю.Дудинская, Л.Лавровский, М.Семёнова и др.).