Напоминание

"История хореографического искусства"


Автор: Букина Светлана Игоревна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МУДО "Саратовская детская хореографическая школа "Антре"
Населённый пункт: г. Саратов
Наименование материала: Авторская образовательная программа
Тема: "История хореографического искусства"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Авторская образовательная программа

"История хореографического искусства"

Букина С.И.,

педагог дополнительного образования

МУДО «Саратовская детская хореографическая школа «Антре»

Курс “История хореографического искусства” рассматривает

формирование, преемственность и закономерности развития основных

этапов зарубежной и отечественной хореографии; творческую деятельность

великих

балетмейстеров,

композиторов,

танцовщиков;

произведения

классической, народной, бытовой и современной хореографии.

Данная авторская программа предназначена для хореографических школ

и

хореографических

отделений

детских

школ

искусств.

Программа

рассчитана на 3 года обучения (3-5 классы).Возраст учащихся 9-14 лет.

Форма

занятий групповая,

занятия

проводятся

один

раз

в

неделю,

продолжительность урока 45 минут. Объем всего курса составляет 102 часа,

количество учебных недель – 34.

Варианты программы могут быть использованы не только на ступени

дополнительного образования, но и в средних специальных учебных

заведениях.

Цель курса:

сформировать у учащихся целостное представление об исторических

особенностях развития зарубежной и отечественной хореографии.

Задачи курса:

дать знания по предмету;

погрузить учащихся в атмосферу изучаемой эпохи, ознакомив с

художественными

стилями,

хореографией,

музыкой,

костюмом,

архитектурой;

провести параллель между изучаемым теоретическим материалом и

практическим на уроках по классическому, народно-сценическому,

историко-бытовому и современному танцам;

развить активное самостоятельное мышление учащихся;

активизировать познавательный интерес учащихся к искусству в

целом;

воспитать

художественный

вкус

на

примере

выдающихся

произведений хореографии, музыки и других видов искусств.

Материал выстроен в хронологическом порядке: от древности по XX век

включительно. Темы сгруппированы в разделы. Весь учебный материал

систематизирован по определенным принципам:

опора на исторические факты (каждую изучаемую эпоху следует

связывать с общей характеристикой исторического периода);

– тематика прослеживается от западного искусства к отечественному (наряду

со специфическими особенностями отмечается общность культур, их

взаимовлияние);

три последних десятилетия XX– начало XXI веков предлагается

изучать в форме бесед с элементами дискуссии;

особенностью

программы

является

принцип

разносторонних

межпредметных связей, т.е. опора на историю, литературу, мировую

художественную культуру, историю искусств, музыкальную литературу,

хореографические дисциплины.

Программа состоит из двух частей и включает девять разделов.

Первый год обучения – I часть – История зарубежной хореографии

Раздел 1. Танцевальное искусство от древности до XIX века – открывается

вводным уроком “Хореография как вид искусства”. Он знакомит учащихся с

предметом и основными понятиями курса: хореография, танец, балет,

балетмейстер, балетный спектакль и т.д.

Раздел

охватывает

длительный

по

времени

период,

включающий

первобытные

пляски,

зарождение

традиций

бальной

хореографии,

возникновение ранних форм профессионального танца и определение

балетного искусства как самостоятельного вида театральных представлений.

Раздел 2. Танцевальное искусство XIX века – посвящен изучению одного

столетия, ставшего этапным между рождением балета и его кризисом.

Предлагается взглянуть с разных ракурсов на сложную и противоречивую

эпоху: возникновение коренных изменений в бальной хореографии и музыке,

расцвет романтического балета и появление развлекательных спектаклей.

Тема

“Танцевальное

искусство

глазами

художников”

подчеркивает

необычное взаимодействие хореографии и живописи, влияние танца на

восприятие, вдохновение, виденье художников разных направлений рубежа

XIX-XX веков.

Раздел

3. Танцевальное

искусство

XX

века

отражает

перемены,

произошедшие в хореографии многих стран; рассказывает о нововведениях,

повлиявших на эстетику танцевального искусства.

Центральное место занимает материал о творчестве Айседоры Дункан и

развитии танца модерн.

Раздел завершается изучением музыкальной и танцевальной культуры

середины и второй половины XX века.

Второй год обучения – II часть – История отечественной хореографии.

Раздел 4. Танцевальное искусство от истоков до XIX века – формирует у

учащихся представление о самобытности национальных традиций танца.

Отмечает главные составляющие развития русской профессиональной

хореографии

влияние

западноевропейского

балетного

искусства

и

народной танцевальной культуры. Рассматривает влияние крепостного

балета на формирование театральных представлений. В разделе также

отмечается создание балетных школ Москвы и Петербурга.

Заключительная

тема

характеризует

все

преобразования

в

области

хореографии на рубеже XVIII-XIX веков. Данная тема помогает обобщить и

проанализировать изученный материал, а также является вводной для

программы следующего раздела.

Раздел 5. Русский балетный театр первой половины XIX века – посвящен

изучению

прогрессивных

явлений

начала

XIX

века,

связанных

с

самоопределением балетного искусства России.

В содержании отражена творческая судьба первых балетмейстеров, стоявших

у колыбели русского балета. В раздел включены биографические уроки,

связанные с жизнью и творчеством И.Вальберха и Ш.Дидло.

Тема “Пушкинский бал” продолжает изучение бальной хореографии. Особое

внимание уделяется влиянию музыки и хореографии Западной Европы на

салонную культуру России.

Учащиеся знакомятся не только с танцевальным искусством, но и с богатым

музыкальным наследием (П.Чайковский, М.Глинка, А.Алябьев, А.Грибоедов,

Б.Сметана).

Раздел 6. Балетный театр второй половины XIX века – возникновение

симфонического балета.

Раздел охватывает период расцвета отечественной хореографии, включая

сотрудничество хореографов с композиторами-симфонистами. Серии уроков

посвящены произведениям М.Глинки и П.Чайковского.

Последняя тема года рассматривает творчество балетмейстера Мариуса

Петипа, который ознаменовал своей деятельностью целую эпоху в развитии

русского хореографического искусства и повлиял на развитие европейской

хореографии.

Уделяется

внимание

творческому

сотрудничеству

М.Петипа

с

композиторами А.Глазуновым, ставшим непосредственным продолжателем

традиций балетной музыки П.Чайковского.

Третий год обучения

Раздел 7. Реформаторы балетной сцены XХ века – освещает положение

балета, выявляют творческие противоречия, возникшие внутри балетного

театра.

Характеризует

работу

балетмейстеров-новаторов

А.Горского,

М.Фокина, В.Нижинского, К.Голейзовского, Р.Захарова, стремящихся к

воплощению на балетной сцене эстетических принципов нового столетия

(объединения классического и пластического танца, жанровое многообразие,

обращение к произведениям литературы, “драмбалет”).

Подробно рассматривается уникальное явление отечественной культуры

“Русские сезоны” С.Дягилева, благодаря которым произошел новый расцвет

русского балета и его победное шествие по всему миру.

Раздел 8. Исполнительское мастерство – своеобразная история русского

балета XX века в лицах. В разделе описывается жизнь и творчество

блистательных балерин и танцовщиков. Выбор был остановлен на тех, кто

внес наиболее значительный вклад в развитие хореографического искусства

России XX века. Программой предусмотрено знакомство с творчеством

композиторов

С.Прокофьева,

А.Хачатуряна,

Р.Щедрина

и

подробное

рассмотрение балетов “Ромео и Джульетта”, “Золушка”, “Спартак”, “Кармен-

сюита”.

При изучении тем раздела рекомендуется:

данные музыкальные произведения рассмотреть во взаимосвязи с

темами, посвященными исполнительскому мастерству;

на примере перечисленных спектаклей показать контрастность тем,

сюжетов и образов, а также подходы к их решению;

отметить характерные особенности музыкальной культуры XX века.

Раздел 9. Многообразие танцевальных форм – является заключительным и

обобщающим.

Темы раздела перекликаются с вводным уроком курса “Хореография как вид

искусства”. В соответствии с ним в разделе, помимо классического танца,

представлены народно-сценический и современный бальный танцы.

Беседу о хореографическом искусстве второй половины XX – начале XXIв.в.

рекомендуется строить с опорой на журнальные и газетные публикации

(“Балет”, “Музыкальная жизнь”, “Культура” и др. издания). В материал

третьего

года

обучения

включено

большое

количество

музыкальных

примеров, что позволит учащимся познакомиться с произведениями многих

известных

композиторов:

А.Бородина,

К.Вебера,

К.Дебюсси,

И.Стравинского, Р.Шумана, С.Василенко, Н.Римского-Корсакова, К.Сен-

Санса, Б.Асафьева, А.Глазунова, А.Аренского, Ф.Шопена и др.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения истории хореографического искусства учащиеся

должны

Знать и понимать:

теорию и историю хореографии;

периодизацию

зарубежного

и

отечественного

хореографического

искусства;

основные стили и направления в искусстве;

роль хореографии в жизни людей и в своей собственной жизни;

виды хореографии и её выразительные средства;

имена и основные произведения выдающихся русских и зарубежных

балетмейстеров, танцовщиков, композиторов.

Уметь:

различать характерные черты различных музыкальных произведений

(современная или старинная, народная или композиторская музыка);

сравнивать наиболее яркие художественные стили;

владеть понятийным аппаратом курса;

приводить

примеры

общезначимых

культурных

ценностей

от

древнейших времён до наших дней;

соотносить

конкретный

пример

хореографического

искусства

с

определённой эпохой, стилем, направлением, национальной школой,

автором;

владеть навыками поиска информации в области хореографического

искусства из различных источников (словари, энциклопедии, книги по

искусству, сеть Интернет и др.);

описывать и анализировать знакомые произведения искусства и

выражать своё отношение к ним (устно и письменно).

Формы контроля успеваемости и подведения итогов

Помимо часов, отведенных на изучение тем раздела в каждой четверти,

предусмотрены часы для осуществления промежуточного и итогового

контроля.

Разновидностями промежуточного контроля является поурочный контроль, а

также тематический контроль, охватывающий содержание ряда уроков.

По окончании четверти проводится контрольный урок с использованием

разнообразных форм и методов проверки знаний материала четверти.

Экзаменов по данному предмету нет.

Основными формами контроля являются:

тесты;

музыкальные викторины;

устные опросы;

тематические кроссворды (возможно, составленные учащимися);

угадайки с использованием иллюстраций;

рефераты.

Виды тестов:

а) выбрать правильный вариант ответа из нескольких предложенных;

б) дать письменное пояснение к термину или понятию. Возможны игры-

тесты: по переводу определить термин или наоборот, дать точный перевод

термина (материал из словаря).

Музыкальные викторины тоже могут быть с различными заданиями:

а)

назвать

конкретное

произведение;

б)

определить

стилевое

направление;

в) назвать автора.

Создание презентаций и защита проектов(для старших учащихся).

Для проекта, используемого как итоговое занятие, могут быть предложены

темы,

завершающие

изучение

определённого

раздела

программы

и

представленные как итог работы по разделу или же по всему курсу.

Варианты устного контроля:

а)

индивидуальные

и

фронтальные

опросы;

б) ответы на вопросы с последующей письменной работой, когда ключевые

формулировки и термины заносятся в словарь.

Для проверки прочности знаний учащихся, их умения ориентироваться в

полученной информации, рекомендуется использовать письменные работы с

различными заданиями, построенными на материале словаря.

Например, выбрать из словаря названия стилей искусства и расположить их в

хронологическом порядке, выбрать названия музыкальных инструментов,

имена русских композиторов XX века и т.п.

Реферат:

наиболее сложная форма письменной работы, сочетающая в себе план и

конспект. Выбор такой формы свидетельствует о знании литературы по

конкретной теме, о собственном мнении ученика, о навыках анализа и

обобщения изученного материала, умении правильно оформить работу.

Реферат может быть посвящен узкой теме или оформляться как зачетная

работа по всему

курсу

истории хореографического искусства

– на

усмотрение преподавателя.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

В программе представлено максимальное количество материала, который

может быть качественно усвоен за данный период обучении.

Содержание включает примеры понятий, иллюстраций, музыкальных и

литературных произведений. Преподаватель по своему усмотрению может

внести некоторые изменения. Например, привлечь другие имена в раздел

“Исполнительское мастерство” или использовать музыкальные примеры и

наглядный материал в соответствии со своими творческими наклонностями и

вкусами.

Главным

требованием

является

художественная

ценность

представленных произведений.

Программа

предполагает

использование

разнообразных

форм

работы:

рассказ и беседа с привлечением иллюстративно-наглядного материала

(рисунки,

репродукции,

фотографии),

просмотр

видеокассет

и

DVD,

слушание

аудиозаписей,

дискуссия.

Дополнительной

формой

работы

является

посещение

балетных

спектаклей,

танцевальных

фестивалей,

конкурсов, различных выставок и т.д. с последующим анализом в форме

беседы или творческой письменной работы (творческого сочинения).

При рассмотрении тем, посвященных танцевальному искусству разных эпох,

рекомендуется

использовать

репродукции

подлинных

произведений

искусства изучаемого периода (особенно при знакомстве с костюмом).

Характеристика музыкальных произведений (балетов) должна обязательно

включать

сведения

о

композиторе,

истории

создания,

знакомство

с

содержанием,

разбор

музыкальной

и

хореографической

структуры

произведения в тесном единстве.

При изучении каждого пласта культуры следует знакомить учащихся с

исторической обстановкой. Возможно проведение интегрированных уроков с

привлечением материала, изучаемого на хореографических дисциплинах.

Например: урок по истории хореографического искусства и историко-

бытовому танцу на тему “Пушкинский бал” и т.п.

Большую роль в запоминании полученных знаний играет составление

учащимися

словаря

и

заполнение

составленных

преподавателем

синхронистических таблиц. Словарь ведется со второго урока и в него

заносятся новые термины, понятия курса, имена выдающихся представителей

эпохи: балетмейстеров, танцовщиков, композиторов. С этой же целью

следует привлекать учащихся к другим видам творческой деятельности. Это

может быть рисование на тему “История костюма”, рисование под

впечатлением от изученного материала или на тему “Ваше представление о

…” (готической архитектуре, танце Индии, танцах эпохи средневековья,

романтическом балете и пр.). Основной вид домашних заданий по истории

хореографического искусства – работа со словарем и записями в тетрадях.

Исходя из этого, преподавателю следует давать под запись достаточное

количество

материала,

чтобы

сформировать

у

учащихся

целостное

представление об изучаемой теме. При этом необходимо рационально

распределять на занятии письменную работу, рассказ, беседу и другие виды

деятельности.

В 5 классе дополнительной формой обучения является домашняя учебная

работа,

направленная

на

формирование

умений

самостоятельного

выполнения задания, развитие самостоятельного мышления.

Например: подготовить сообщение или написать реферат о жизни и

творчестве балетмейстеров или танцовщиков, не вошедших в тематический

план, но сделавших свой вклад в развитие хореографического искусства

(Н.Бессмертнова, Ю.Дудинская, Л.Лавровский, М.Семёнова и др.).



В раздел образования