Автор: Свиридова Надежда Ивановна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ "Центр развития ребенка-детский сад "Солнышко"
Населённый пункт: Забайкальский край, Агинский район, ГО "Посёлок Агинское"
Наименование материала: статья
Тема: "Использование цвета в процессе проведения настольных дидактических игр по автоматизации и дифференциации звуков"
Раздел: дошкольное образование
Свиридова Надежда Ивановна, учитель - логопед
МАДОУ «Центр развития ребенка-детский сад «Солнышко»
Забайкальский край, Агинский район,
ГО «Посёлок Агинское»
«Использование цвета в процессе проведения настольных дидактических игр
по автоматизации и дифференциации звуков»
Ребенок, по выражению К. Д. Ушинского, «мыслит формами, красками,
звуками, ощущениями вообще». Важно обогащать эти ощущения и
восприятия.
Очень часто речевой дефект является весьма стойким и сочетается с
различными нарушениями психической деятельности. Так, наряду со
звукопроизношением, у детей часто нарушены память, внимание, мышление,
а так же цветовое различение.
Знакомство с цветом помогает детям полнее и тоньше воспринимать
предметы и явления окружающего мира, развивает наблюдательность,
мышление, обогащает речь. Привлечение внимания ребенка к окружающей
действительности
открывает
ему
источник
ярких
образов,
помогает
устанавливать
причинно-следственные
связи
между
предметами
и
явлениями, расширяет активный словарь. В свою очередь, цвет позволяет
разнообразить занятия в процессе автоматизации и дифференциации звуков.
Для примера возьмем желтый цвет. Само название цвета, «ЖеЛтый»,
содержит звуки, над которыми часто проводят коррекционную работу. Это
звуки Ж и Л. Называя картинки, ребенок автоматизирует и дифференцирует
определенные
звуки.
Например,
при
проговаривании
словосочетаний
«желтый жук», «желтая жаба»-идет автоматизация звука Ж; «желтая юла»,
«желтый колобок»-автоматизация звука Л; «желтый зонт», «желтая змея»-
дифференциация
звуков
Ж-З;
«желтая
корона»,
«желтый
сыр»-
дифференциация звуков Л-Р.
На индивидуальных логопедических занятиях используем настольные
дидактические игры с применением цвета.
Основные задачи этих игр:
- Коррекция и развитие произвольного внимания
- Автоматизация и дифференциация звуков
- Совершенствование фонематического восприятия
-Формирование лексико-грамматических средств языка, а также развитие
связной устной речи.
-Формирование цветовосприятия и цветоразличения.
Ниже приведены примеры используемых игр.
«Магазин»
Цель: Введение в речь детей звуков [с],[ш],[л],[р]; дифференциация
звуков [с]-[ш],[л]-[р]; развитие внимания, памяти, мышления.
Игровой материал: картинки красного цвета- сапоги, сандалии, шарф,
шапка, шляпа, штаны, рубашка, шорты, кувшин, матрешка, чашка, шарик,
поварешка, самолет, сарафан, кастрюля, автобус, миска, торшер,
игрушечная машинка, швейная машинка, стиральная машинка, пылесос,
самокат, носки; (работа над звуками [с],[ш]); лампа, колпак, ложка,
сковорода, пирамида. (работа над звуками [л]-[р])
Ход игры: Детям предлагают купить определенный товар (предметы
красного цвета) за монеты красного цвета. Дети называют товар. Например:
«Я покупаю красную шляпу». Если звуки с и ш произнесены ребенком
правильно, то ведущий отдает ребенку карточку с товаром.
«Наведем порядок»
Цель: Введение в речь детей звуков [с],[ш],[л],[р]; дифференциация
звуков [с]-[ш],[л]-[р]; развитие внимания, памяти, мышления.
Игровой материал: Карточки из игры «Магазин». Большие карты с
изображением полок (посуда, одежда, обувь, головные уборы, игрушки,
бытовая техника) и гаража -транспорт.
Ход игры: Детям предлагается разложить по полочкам купленный в
магазине товар. Ребенок берет карточку, называет предмет и определяет на
какую полочку надо его положить. Например: «Красные сапоги я кладу на
полку с обувью. Красную шапку я кладу на полку с головными уборами»
«Разноцветные предметы»
Цель: автоматизировать и дифференцировать звуки л-р в словах;
упражнять детей в согласовании прилагательных, обозначающих цвет, с
существительным (в роде, числе падеже); закреплять названия цветов,
оттенков.
Игровой материал: цветные прямоугольники из картона, конверты с
прорезанными силуэтами различных предметов.
Ход игры: Ребенок вставляет в конверты с прорезанными силуэтами
различных предметов один из цветных прямоугольников. Затем озвучивает
картинки: Например: «Оранжевое платье, оранжевая юла, оранжевая лампа».
Игра может использоваться в разных вариантах при автоматизации и
дифференциации разных звуков.
«Лото»
Цель: автоматизация и дифференциация разных групп звуков.
Игровой материал: большие карты определенного цвета с набором
картинок, такие же маленькие карточки.
Ход игры: У детей большие карты определенного цвета с набором
картинок. Такие же маленькие карточки ведущий перемешивает, берет одну
и спрашивает: «Что это?» Отвечает игрок, у которого на большой карте
изображение того же предмета, что и у ведущего. Если ребенок правильно
называет цвет предмета и корригируемый звук, то он получает карточку и
закрывает рисунок на своей большой карте. Выигрывает тот, кто раньше всех
заполнил свою большую карту (оранжевая рубашка, красная пирамида)
«Лабиринт»
Цель: автоматизация и дифференциация разных групп звуков.
Игровой материал: Рабочее поле с указанием маршрута в виде стрелок,
цветные картинки.
Ход игры: Дети проходят маршрут из цветных картинок, называя
слова. В конце получают «приз»-картинка торт, конфета и т.д.
Использование игровых упражнений по автоматизации и
дифференциации звуков с применением цвета, позволяет разнообразить
занятия, дольше сохранять работоспособность детей, повысить интерес к
занятиям, расширить и углубить восприятие цветовой гаммы.
Литература:
1.Нищева Н.В. Разноцветные сказки. – Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-
ПРЕСС», 2004.
2.Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов-н-Дону: «Феникс», 2003.
3.Погосова Н.М. Цветовой игротренинг. – СПб.: Речь, 2005.
4.Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения по развитию речи.-М.:Айрис-
Пресс, 2006.