Напоминание

"Использование цвета в процессе проведения настольных дидактических игр по автоматизации и дифференциации звуков"


Автор: Свиридова Надежда Ивановна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ "Центр развития ребенка-детский сад "Солнышко"
Населённый пункт: Забайкальский край, Агинский район, ГО "Посёлок Агинское"
Наименование материала: статья
Тема: "Использование цвета в процессе проведения настольных дидактических игр по автоматизации и дифференциации звуков"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Свиридова Надежда Ивановна, учитель - логопед

МАДОУ «Центр развития ребенка-детский сад «Солнышко»

Забайкальский край, Агинский район,

ГО «Посёлок Агинское»

«Использование цвета в процессе проведения настольных дидактических игр

по автоматизации и дифференциации звуков»

Ребенок, по выражению К. Д. Ушинского, «мыслит формами, красками,

звуками, ощущениями вообще». Важно обогащать эти ощущения и

восприятия.

Очень часто речевой дефект является весьма стойким и сочетается с

различными нарушениями психической деятельности. Так, наряду со

звукопроизношением, у детей часто нарушены память, внимание, мышление,

а так же цветовое различение.

Знакомство с цветом помогает детям полнее и тоньше воспринимать

предметы и явления окружающего мира, развивает наблюдательность,

мышление, обогащает речь. Привлечение внимания ребенка к окружающей

действительности

открывает

ему

источник

ярких

образов,

помогает

устанавливать

причинно-следственные

связи

между

предметами

и

явлениями, расширяет активный словарь. В свою очередь, цвет позволяет

разнообразить занятия в процессе автоматизации и дифференциации звуков.

Для примера возьмем желтый цвет. Само название цвета, «ЖеЛтый»,

содержит звуки, над которыми часто проводят коррекционную работу. Это

звуки Ж и Л. Называя картинки, ребенок автоматизирует и дифференцирует

определенные

звуки.

Например,

при

проговаривании

словосочетаний

«желтый жук», «желтая жаба»-идет автоматизация звука Ж; «желтая юла»,

«желтый колобок»-автоматизация звука Л; «желтый зонт», «желтая змея»-

дифференциация

звуков

Ж-З;

«желтая

корона»,

«желтый

сыр»-

дифференциация звуков Л-Р.

На индивидуальных логопедических занятиях используем настольные

дидактические игры с применением цвета.

Основные задачи этих игр:

- Коррекция и развитие произвольного внимания

- Автоматизация и дифференциация звуков

- Совершенствование фонематического восприятия

-Формирование лексико-грамматических средств языка, а также развитие

связной устной речи.

-Формирование цветовосприятия и цветоразличения.

Ниже приведены примеры используемых игр.

«Магазин»

Цель: Введение в речь детей звуков [с],[ш],[л],[р]; дифференциация

звуков [с]-[ш],[л]-[р]; развитие внимания, памяти, мышления.

Игровой материал: картинки красного цвета- сапоги, сандалии, шарф,

шапка, шляпа, штаны, рубашка, шорты, кувшин, матрешка, чашка, шарик,

поварешка, самолет, сарафан, кастрюля, автобус, миска, торшер,

игрушечная машинка, швейная машинка, стиральная машинка, пылесос,

самокат, носки; (работа над звуками [с],[ш]); лампа, колпак, ложка,

сковорода, пирамида. (работа над звуками [л]-[р])

Ход игры: Детям предлагают купить определенный товар (предметы

красного цвета) за монеты красного цвета. Дети называют товар. Например:

«Я покупаю красную шляпу». Если звуки с и ш произнесены ребенком

правильно, то ведущий отдает ребенку карточку с товаром.

«Наведем порядок»

Цель: Введение в речь детей звуков [с],[ш],[л],[р]; дифференциация

звуков [с]-[ш],[л]-[р]; развитие внимания, памяти, мышления.

Игровой материал: Карточки из игры «Магазин». Большие карты с

изображением полок (посуда, одежда, обувь, головные уборы, игрушки,

бытовая техника) и гаража -транспорт.

Ход игры: Детям предлагается разложить по полочкам купленный в

магазине товар. Ребенок берет карточку, называет предмет и определяет на

какую полочку надо его положить. Например: «Красные сапоги я кладу на

полку с обувью. Красную шапку я кладу на полку с головными уборами»

«Разноцветные предметы»

Цель: автоматизировать и дифференцировать звуки л-р в словах;

упражнять детей в согласовании прилагательных, обозначающих цвет, с

существительным (в роде, числе падеже); закреплять названия цветов,

оттенков.

Игровой материал: цветные прямоугольники из картона, конверты с

прорезанными силуэтами различных предметов.

Ход игры: Ребенок вставляет в конверты с прорезанными силуэтами

различных предметов один из цветных прямоугольников. Затем озвучивает

картинки: Например: «Оранжевое платье, оранжевая юла, оранжевая лампа».

Игра может использоваться в разных вариантах при автоматизации и

дифференциации разных звуков.

«Лото»

Цель: автоматизация и дифференциация разных групп звуков.

Игровой материал: большие карты определенного цвета с набором

картинок, такие же маленькие карточки.

Ход игры: У детей большие карты определенного цвета с набором

картинок. Такие же маленькие карточки ведущий перемешивает, берет одну

и спрашивает: «Что это?» Отвечает игрок, у которого на большой карте

изображение того же предмета, что и у ведущего. Если ребенок правильно

называет цвет предмета и корригируемый звук, то он получает карточку и

закрывает рисунок на своей большой карте. Выигрывает тот, кто раньше всех

заполнил свою большую карту (оранжевая рубашка, красная пирамида)

«Лабиринт»

Цель: автоматизация и дифференциация разных групп звуков.

Игровой материал: Рабочее поле с указанием маршрута в виде стрелок,

цветные картинки.

Ход игры: Дети проходят маршрут из цветных картинок, называя

слова. В конце получают «приз»-картинка торт, конфета и т.д.

Использование игровых упражнений по автоматизации и

дифференциации звуков с применением цвета, позволяет разнообразить

занятия, дольше сохранять работоспособность детей, повысить интерес к

занятиям, расширить и углубить восприятие цветовой гаммы.

Литература:

1.Нищева Н.В. Разноцветные сказки. – Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-

ПРЕСС», 2004.

2.Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов-н-Дону: «Феникс», 2003.

3.Погосова Н.М. Цветовой игротренинг. – СПб.: Речь, 2005.

4.Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения по развитию речи.-М.:Айрис-

Пресс, 2006.



В раздел образования