Напоминание

Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья


Авторы: Маслюкова Анастасия Михайловна, Рахманова Шабнам Габиль Кызы
Должность: учитель-логопед, педагог-психолог
Учебное заведение: муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №460
Населённый пункт: г. Екатеринбург
Наименование материала: статья
Тема: Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Раздел: дошкольное образование





Назад




Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога при работе с

детьми с ограниченными возможностями здоровья

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)- дети, состояние здоровья

которых препятствует освоению образовательных программ общего образования вне

специальных условий обучения и воспитания, т.е. дети, имеющие временные или

постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии.

Основная причина неуспеваемости детей с ОВЗ -несоответствие уровня развития

интеллектуальных способностей ребенка к обучению в школе. В настоящее время

общеизвестно, что дети, не получившие специальной психолого-педагогической помощи

в дошкольном детстве, в школе становятся неуспевающими учениками уже с первого

класса.

Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога в последнее время

становится более актуальной темой. Речевые трудности проявляются снижением

познавательной активности ребенка, бедностью содержания коммуникативной, игровой и

творческой деятельности. У детей, имеющих логопедические проблемы, при сохранном

интеллекте,

часто

наблюдается

снижение

познавательной

деятельности,

объёма

запоминания и воспроизведения материала, внимание характеризуется неустойчивостью,

психические процессы истощаемы, уровень общения и осмысления действительности

снижается. В связи с этим наблюдаются сложности со связной речью. Со стороны волевой

и

эмоциональной

сферы

часто

отмечается

общая

заторможенность

или

раздражительность, частая смена настроения, обидчивость, повышенная возбудимость,

замкнутость,

плаксивость.

Такие дети

нуждаются в особых

психологических

и

коррекционно-педагогических

условиях

развития

и

обучения.

Коррекционно-

развивающий

процесс

подразумевает

преодоление

недостатков

умственного

и

физического развития, совершенствование психических и физических функций.

Для успешного решения задач обучения, воспитания и развития воспитанников

важно обеспечить единство в работе педагогического коллектива: учителя-логопеда,

педагога-психолога

и

воспитателя.

Эти

специалисты

осуществляют

всестороннее

воспитание детей с особыми образовательными потребностями в тесном взаимодействии

практически определяют эффект коррекционного воздействия.

Задачами взаимодействия педагога-психолога и учителя-логопеда в дошкольном

учреждении являются:

1)

Определение

трудностей

в

освоении

образовательных

программ,психологических

и

логопедических

причин

нарушения

личностного

и

социального развития;

2)

Содействие личностному развитию воспитанника;

3)

Разъяснение специальных психологических и логопедических знаний среди

участников образовательного процесса (родителей, педагогов).

4)

Своевременное предупреждение и преодоление нарушений развития;

При первой диагностике ребенка с ограниченными возможностями здоровья

начинается совместная работа учителя-логопеда, педагога-психолога и воспитателя.

Целью первичного обследования является изучение особенностей речевого, физического

и моторного развития детей, уровня когнитивных процессов, сформированности разных

видов детской деятельности, особенностей личностного развития. Учитель-логопед

координирует деятельность педагога-психолога и воспитателя, обсуждает с ними формы и

методы проведения различных разделов психолого-педагогического изучения ребенка.

Принципы взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога:

1.

Системность т.е. комплексное и всестороннее развитие ребенка.

2.

Ориентированность. Коррекционная работа проводится с учётом возрастных и

личностных особенностей ребенка.

3.

Взаимодополняемость, т.е. тесное сотрудничество во всех направлениях

работы,

необходимое

условие

обеспечения

результативной

работы

по

полноценному развитию личности ребенка, сохранению и укреплению его

физического, психического и нравственного здоровья.

4.

Адекватность

требований

и

нагрузок,

соответствие

возрастным

индивидуальным возможностям.

Специалисты в дошкольном учреждении применяют следующие формы работы:

Проведение и обсуждение результатов диагностики: учитель-логопед

определяет уровень речевого развития воспитанников, педагог-психолог

выявляет

уровень

психических

процессов

и

навыков

общения,

исследует

познавательную

деятельность детей;

Коррекционно-развивающая деятельность: на логопедических занятиях

применяются методы по коррекции речевых недостатков, а педагог-психолог на

коррекционных занятиях совершенствует высшие психические функции (внимание,

восприятие,

память,

мышление)

и

проводит

профилактическую

работу

по

эмоциональному и волевому развитию;

Непосредственно образовательная деятельность с воспитанниками.

Речевое общение создает базу социально-коммуникативной компетентности ребенка.

Оно является одним

из

основных

условий

социализации

ребенка,

как

фактор

формирования его личности и ведущий вид деятельности, направленный на познание и

оценку самого себя через взаимодействие с другими людьми.

Одним из условий успешной социализации детей с ограниченными возможностями

здоровья является подготовка их к самостоятельной жизни, где основным из факторов

является развитие речи, умение общаться с другими людьми и выражать свои мысли.

Специалисты и воспитатель вместе создают оптимальные условия для развития и

обучения

детей,

принимают

согласованные

решения.

Воспитатель

закрепляет

приобретенные знания и включает их в повседневную деятельность детей (игровую,

познавательную, а также в режимные моменты).

Одним из условий повышения эффективности коррекционно-педагогической

работы является создание адекватной возможностям ребенка предметно-развивающей

среды, то есть системы условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов

детской

деятельности,

коррекцию

отклонений

высших

психических

функций

и

становление личности ребенка. Организация воспитания и обучения дошкольников с ОВЗ

предполагает внесение изменений в формы коррекционно-развивающей работы.

В деятельности используются методы и приёмы, которые направлены на

формирование активной позиции у самого воспитанника. Взаимодействие с ним, а не

воздействие на него становится основным принципом его развития. При работе с детьми

обеспечивается постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение

интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру.

Создание оптимальных условий для воспитанников с ОВЗ возможно только с

участием важных участников образовательного процесса - родителей.Сопровождая

ребёнка и сотрудничая со специалистами, родители являются главными координаторами в

оказании помощи воспитаннику. Важным аспектом во взаимодействии родителей и

специалистов

становится

выполнение

общих

задач

при

взаимной

поддержке

и

сосредоточение внимания на общих целях. Сотрудничество с семьёй, а не только с

ребёнком, является важным условием успешной работы команды педагогов и родителей.

Главная цель специалистов при организации работы с родителями – помочь им стать

активными,

заинтересованными

и

действенными

участниками

коррекционно-

образовательного процесса.

Совместная работа учителя-логопеда и педагога-психолога важна в работе с детьми

с нарушениями в развитии, так как эти специалисты совместно осуществляют психолого-

педагогическое сопровождение воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

и грамотно координируют работу педагогов дошкольного учреждения, родителей и детей.

Следовательно,

согласованность

действий

учителя-логопеда

и

педагога-психолога

позволяет успешно скорректировать имеющиеся нарушения в развитии. Сотрудничество

психолога и логопеда способствует эффективным изменениям в речевом и личностном

развитии

детей,

профессиональной

подготовке

педагогов,

росту

компетентности

родителей.

Список литературы

1.

Гаркуша

Ю.Ф.

«Коррекционно-педагогическая

работа

в

дошкольных

учреждениях

для

детей

с

нарушениями

речи»

Москва.

Институт

общегуманитарных исследований, 2002.

2.

Комплексная

психолого-логопедическая

работа

по

предупреждению

и

коррекции школьной дезадаптации: Пособие для практических работников

дошкольных образовательных учреждений / Под ред. Д.м.н. Е.М. Мастюковой.-

М.: АРКТИ,2002.

3.

Поваляева М.А. Коррекционная педагогика.Взаимодействие специалистов.

Коллективная монография /

М.А. Поваляевой.- Ростов-на-Дону: «Феникс»,

2002.

4.

Степанова

О.А.

Организация

логопедической

работы

в

дошкольном

образовательном учреждении. – М.: «ТЦ Сфера», 2003.

5.

Шипицына Л.М., Хилько А.А., ГаллямоваЮ.С.,Демьянчук Р.В., Яковлева Н.Н.

Комплексное

сопровождение

детей

дошкольного

возраста

/Под

науч.ред.проф.Л.М. Шипицыной.- СПб.: «Речь», 2003.



В раздел образования