Авторы: Маслюкова Анастасия Михайловна, Рахманова Шабнам Габиль Кызы
Должность: учитель-логопед, педагог-психолог
Учебное заведение: муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №460
Населённый пункт: г. Екатеринбург
Наименование материала: статья
Тема: Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Раздел: дошкольное образование
Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога при работе с
детьми с ограниченными возможностями здоровья
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)- дети, состояние здоровья
которых препятствует освоению образовательных программ общего образования вне
специальных условий обучения и воспитания, т.е. дети, имеющие временные или
постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии.
Основная причина неуспеваемости детей с ОВЗ -несоответствие уровня развития
интеллектуальных способностей ребенка к обучению в школе. В настоящее время
общеизвестно, что дети, не получившие специальной психолого-педагогической помощи
в дошкольном детстве, в школе становятся неуспевающими учениками уже с первого
класса.
Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога в последнее время
становится более актуальной темой. Речевые трудности проявляются снижением
познавательной активности ребенка, бедностью содержания коммуникативной, игровой и
творческой деятельности. У детей, имеющих логопедические проблемы, при сохранном
интеллекте,
часто
наблюдается
снижение
познавательной
деятельности,
объёма
запоминания и воспроизведения материала, внимание характеризуется неустойчивостью,
психические процессы истощаемы, уровень общения и осмысления действительности
снижается. В связи с этим наблюдаются сложности со связной речью. Со стороны волевой
и
эмоциональной
сферы
часто
отмечается
общая
заторможенность
или
раздражительность, частая смена настроения, обидчивость, повышенная возбудимость,
замкнутость,
плаксивость.
Такие дети
нуждаются в особых
психологических
и
коррекционно-педагогических
условиях
развития
и
обучения.
Коррекционно-
развивающий
процесс
подразумевает
преодоление
недостатков
умственного
и
физического развития, совершенствование психических и физических функций.
Для успешного решения задач обучения, воспитания и развития воспитанников
важно обеспечить единство в работе педагогического коллектива: учителя-логопеда,
педагога-психолога
и
воспитателя.
Эти
специалисты
осуществляют
всестороннее
воспитание детей с особыми образовательными потребностями в тесном взаимодействии
практически определяют эффект коррекционного воздействия.
Задачами взаимодействия педагога-психолога и учителя-логопеда в дошкольном
учреждении являются:
1)
Определение
трудностей
в
освоении
образовательных
программ,психологических
и
логопедических
причин
нарушения
личностного
и
социального развития;
2)
Содействие личностному развитию воспитанника;
3)
Разъяснение специальных психологических и логопедических знаний среди
участников образовательного процесса (родителей, педагогов).
4)
Своевременное предупреждение и преодоление нарушений развития;
При первой диагностике ребенка с ограниченными возможностями здоровья
начинается совместная работа учителя-логопеда, педагога-психолога и воспитателя.
Целью первичного обследования является изучение особенностей речевого, физического
и моторного развития детей, уровня когнитивных процессов, сформированности разных
видов детской деятельности, особенностей личностного развития. Учитель-логопед
координирует деятельность педагога-психолога и воспитателя, обсуждает с ними формы и
методы проведения различных разделов психолого-педагогического изучения ребенка.
Принципы взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога:
1.
Системность т.е. комплексное и всестороннее развитие ребенка.
2.
Ориентированность. Коррекционная работа проводится с учётом возрастных и
личностных особенностей ребенка.
3.
Взаимодополняемость, т.е. тесное сотрудничество во всех направлениях
работы,
необходимое
условие
обеспечения
результативной
работы
по
полноценному развитию личности ребенка, сохранению и укреплению его
физического, психического и нравственного здоровья.
4.
Адекватность
требований
и
нагрузок,
соответствие
возрастным
индивидуальным возможностям.
Специалисты в дошкольном учреждении применяют следующие формы работы:
Проведение и обсуждение результатов диагностики: учитель-логопед
определяет уровень речевого развития воспитанников, педагог-психолог
выявляет
уровень
психических
процессов
и
навыков
общения,
исследует
познавательную
деятельность детей;
Коррекционно-развивающая деятельность: на логопедических занятиях
применяются методы по коррекции речевых недостатков, а педагог-психолог на
коррекционных занятиях совершенствует высшие психические функции (внимание,
восприятие,
память,
мышление)
и
проводит
профилактическую
работу
по
эмоциональному и волевому развитию;
Непосредственно образовательная деятельность с воспитанниками.
Речевое общение создает базу социально-коммуникативной компетентности ребенка.
Оно является одним
из
основных
условий
социализации
ребенка,
как
фактор
формирования его личности и ведущий вид деятельности, направленный на познание и
оценку самого себя через взаимодействие с другими людьми.
Одним из условий успешной социализации детей с ограниченными возможностями
здоровья является подготовка их к самостоятельной жизни, где основным из факторов
является развитие речи, умение общаться с другими людьми и выражать свои мысли.
Специалисты и воспитатель вместе создают оптимальные условия для развития и
обучения
детей,
принимают
согласованные
решения.
Воспитатель
закрепляет
приобретенные знания и включает их в повседневную деятельность детей (игровую,
познавательную, а также в режимные моменты).
Одним из условий повышения эффективности коррекционно-педагогической
работы является создание адекватной возможностям ребенка предметно-развивающей
среды, то есть системы условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов
детской
деятельности,
коррекцию
отклонений
высших
психических
функций
и
становление личности ребенка. Организация воспитания и обучения дошкольников с ОВЗ
предполагает внесение изменений в формы коррекционно-развивающей работы.
В деятельности используются методы и приёмы, которые направлены на
формирование активной позиции у самого воспитанника. Взаимодействие с ним, а не
воздействие на него становится основным принципом его развития. При работе с детьми
обеспечивается постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение
интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру.
Создание оптимальных условий для воспитанников с ОВЗ возможно только с
участием важных участников образовательного процесса - родителей.Сопровождая
ребёнка и сотрудничая со специалистами, родители являются главными координаторами в
оказании помощи воспитаннику. Важным аспектом во взаимодействии родителей и
специалистов
становится
выполнение
общих
задач
при
взаимной
поддержке
и
сосредоточение внимания на общих целях. Сотрудничество с семьёй, а не только с
ребёнком, является важным условием успешной работы команды педагогов и родителей.
Главная цель специалистов при организации работы с родителями – помочь им стать
активными,
заинтересованными
и
действенными
участниками
коррекционно-
образовательного процесса.
Совместная работа учителя-логопеда и педагога-психолога важна в работе с детьми
с нарушениями в развитии, так как эти специалисты совместно осуществляют психолого-
педагогическое сопровождение воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
и грамотно координируют работу педагогов дошкольного учреждения, родителей и детей.
Следовательно,
согласованность
действий
учителя-логопеда
и
педагога-психолога
позволяет успешно скорректировать имеющиеся нарушения в развитии. Сотрудничество
психолога и логопеда способствует эффективным изменениям в речевом и личностном
развитии
детей,
профессиональной
подготовке
педагогов,
росту
компетентности
родителей.
Список литературы
1.
Гаркуша
Ю.Ф.
«Коррекционно-педагогическая
работа
в
дошкольных
учреждениях
для
детей
с
нарушениями
речи»
Москва.
Институт
общегуманитарных исследований, 2002.
2.
Комплексная
психолого-логопедическая
работа
по
предупреждению
и
коррекции школьной дезадаптации: Пособие для практических работников
дошкольных образовательных учреждений / Под ред. Д.м.н. Е.М. Мастюковой.-
М.: АРКТИ,2002.
3.
Поваляева М.А. Коррекционная педагогика.Взаимодействие специалистов.
Коллективная монография /
М.А. Поваляевой.- Ростов-на-Дону: «Феникс»,
2002.
4.
Степанова
О.А.
Организация
логопедической
работы
в
дошкольном
образовательном учреждении. – М.: «ТЦ Сфера», 2003.
5.
Шипицына Л.М., Хилько А.А., ГаллямоваЮ.С.,Демьянчук Р.В., Яковлева Н.Н.
Комплексное
сопровождение
детей
дошкольного
возраста
/Под
науч.ред.проф.Л.М. Шипицыной.- СПб.: «Речь», 2003.