Автор: Бридня Ольга Константиновна
Должность: учитель географии и биологии
Учебное заведение: КГКОУ ШИ 5 г. Хабаровск
Населённый пункт: г. Хабаровск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Формирование познавательной активности у детей с отклонениями интеллекта на уроках географии
Раздел: среднее профессиональное
Тема. Формирование познавательной активности у детей с отклонениями
интеллекта на уроках географии.
Цель. Определение основных направлений коррекционной работы на
уроках географии и внедрение их в практику.
Задачи.
1 .Изучить теоретические работы и обобщить передовой педагогический
опыт по проблеме активизации познавательной деятельности на уроках
географии в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
2.Использовать
компоненты
системы
КРУ
(коррекционно
-
развивающих упражнений)
на уроках географии, как фактор успешной
мотивации к учению.
3.Разработать рекомендации по коррекции и развитию познавательных
процессов через систему КРУ (коррекционно - развивающих упражнений)
на уроках.
География изучает земное пространство и имеет особое значение в
развитии механизмов пространственной ориентации человека. Одним из
основных положений теории познания служит открытое ещё Кантом
существование доопытных форм чувственности - пространства и времени.
Человек смотрит на мир через особые, пространственные очки. В этом
смысле школьной географии принадлежит важнейшая роль в развитии
познавательной способности обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными
нарушениями).
География расширяет кругозор детей, развивает их любознательность и
познавательную
активность,
способствует
формированию
у
детей
психических
познавательных
процессов
и
механизмов
социальной
адаптации.
Анализ работ отечественных специалистов Апатовой Л. В., Маховой И.
П., Нечепуренко Г.Я. о дифференцированных заданиях на уроке; изучение
проблем развивающего обучения Давыдова В В.; изучение методик
преподавания
географии
различных
авторов:
О.
А.
Xлебосоловой,
Т.М.Лифановой, Т, И. Пороцкой, показывает, что учебные нагрузки
посильные для здоровых детей, для детей с особыми образовательными
потребностями связаны с перенапряжением умственных и физических сил.
Это в свою очередь ведёт к непониманию школьного предмета в специальной
коррекционной школе.
Выяснение
причин
непонимания
школьной
географии
отдельными
учащимися, одной из которых являются инертность, вялость, рассеянность,
отвлекаемость,
интеллектуальная
пассивность,
отсутствие
интереса
к
мыслительной
деятельности
привело
к
созданию
системы
КРУ
(коррекционно - развивающих упражнений), в качестве компонентов которой
рассматриваются:
познавательный,
мотивационный,
коррекционный
и
результативный, которые тесно связаны с целями более высокого уровня
(стандартами общего среднего и географического образования).
Компоненты
системы
использования
коррекционно
-
развивающих
упражнений.
1.Познавательный – отражает содержание географической науки:
-исследование естественных (природных) и общественных (социальных,
экономических) объектов и явлений в их связях и взаимообусловленности.
-
изучение пространственно - временных аспектов развития природы и
общества
-использование географической карты, как способа выражения знаний об
окружающем мире.
Познавательный компонент связан с содержанием географической науки и
отражают особенности её объекта, предмета и методов исследования. В них
конкретизированы основные черты земного пространства - его реальность,
четырёхмерность, динамичность, неоднородность. Всё это подчёркивает
особую значимость этой учебной дисциплины в развитии пространственной
ориентации школьников, выражает эмоционально - ценностное отношение к
объектам и явлениям окружающего мира.
2.Мотивационный – отражает специфические мотивы познания мира:
-
стремление путешествовать в реальном земном пространстве или по карге
-
изучение земного пространства,
как места реализации своих планов,
желаний, способностей, применение географической карты, как средства
общения
между
людьми.
Мотивационный
компонент
указывает
на
существование специфических мотивов изучения земного пространства. Их
использование на уроках географии позволяет сформировать эмоционально -
ценностное отношение к изучаемым географическим объектам и явлениям -
природным, социальным, экономическим.
Развитие познавательных и мотивационных компонентов в практике
обучения географии ведёт к формированию у учащихся особого взгляда на
мир - географического мышления.
Оно характеризуется способностью
мыслить целостно, пространственно, с опорой на географическую карту:
-
школьники учатся целостно представлять окружающий мир
-
пространственно мыслить
-
запечатлевать свои мысли на карте
- рассматривать земное пространство с разных позиций: « я - житель», «я -
исследователь», « я - работник», «я- путешественник».
3.Коррекционно - развивающий блок направлен на внедрение в содержание
курса коррекционных разделов, состоящих из упражнений познавательной
деятельности и развитию логических операций:
-
комплекс коррекционно - развивающих упражнений , направленный на
развитие мышления,
-
комплекс
коррекционно - развивающих упражнений, обеспечивающий
произвольность психических процессов,
-
комплекс
коррекционно - развивающих упражнений, обеспечивающий
коррекцию деятельности анализаторов.
4.Результативный
компонент
отражает
уровни
усвоения
знаний,
сформированных умений, оценки личных достижений каждого ученика.
Желание перемещаться в пространстве, общаться с другими людьми,
определять своё «место» в мире помогает активизации учебной деятельности
школьников.
Своеобразие работы с обучающимися с интеллектуальными нарушениями
обусловлено коррекционной направленностью обучения, его ориентацией на
исправление общих и индивидуальных нарушений. Поэтому важно знать,
каким образом можно использовать развивающий потенциал географии в
работе
с
умственно
отсталыми
детьми
и
наметить
направления
коррекционной работы учителя.
Для этого была составлена система коррекционно - развивающих
упражнений, как вида дифференцированных заданий. Ученики могут решать
упражнения разной степени сложности, осваивать разные ценностные
отношения.
Коррекционно - развивающие упражнения - это система педагогически
обоснованных совокупных заданий, адресованных тем или иным учащимся с
учётом их способностей и уровня подготовки, направленных на коррекцию
недостатков предшествующего развития личности.
Результативный
компонент
отражает
уровни
усвоения
знаний,
сформированности умений, оценку личных достижений каждого ученика
Преимущество системы заключается в том, что коррекция высших
психических функций осуществляется непосредственно во время учебного
процесса, на любом уроке в любой его момент, а не на специально
организованных занятиях.
Рекомендации по коррекции и развитию познавательных процессов через
систему коррекционно - развивающих упражнений на уроках заключаются в
том, что они способствуют активизации познавательной деятельности
учащихся, развивают интерес к учению, учат думать и соотносить
инструкцию, задание учителя. Все упражнения создают хорошую
основу для формирования учебных умений. Учитель может взять любой
приём, адаптировать и изменять его, исходя из конкретных целей урока и
уровня подготовки учеников.