Автор: Медведева Юлия Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ " Детский сад № 223"
Населённый пункт: Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: творческая разработка
Тема: "Педагогическое сопровождение театрализованных игр старших дошкольников в практике работы воспитателя ДОУ"
Раздел: дошкольное образование
«Педагогическое сопровождение театрализованных игр старших дошкольников
в практике работы воспитателя ДОУ»
Медведева Юлия Викторовна, воспитатель
МБ ДОУ «Детский сад № 223»
г. Новокузнецк, Кемеровская область
Театрализованная деятельность – это деятельность, направленная на развитие
творческих способностей человека, посредством перевоплощения. Театрализованная
деятельность, как синтезированный вид искусства вмещает в себя компоненты буквально
всех видов искусств:
– музыка (музыкальное оформление спектакля, вокальные элементы);
– хореография, искусство танца (сценическое движение, актёрская пластика);
– живопись (оформление декорации, сценография, грим);
– декоративно-прикладное искусство (изготовление декораций, реквизита);
– дизайн (изготовление костюма).
В основе театрализованной деятельности лежит феномен подражания. Подражание
определяется и как одна из самых ранних второстепенных потребностей в онтогенезе
человека, и как инстинкт. Но и в том и в другом случае подражание оценивается как
условие развития ребенка.
Способностью к подражанию и перевоплощению наделены все дети. Особенно ярко
эти способности проявляются в игре, которая является основным и важнейшим видом
деятельности дошкольника. Другими словами, в естественной, органичной форме
существования ребенка – в игре – уже заключен элемент театра, основа актерской игры –
подражание. Не менее важно, что деятельность, связанная с подражанием, приносит детям
удовольствие. Театр, в свою очередь, учит общению, которое возникает в процессе
создания единого, общего продукта – спектакля. Более того, в случае создания
качественного продукта в общем переживании объединяются все участники театрального
действа: и актеры, и зрители. Театрализованная деятельность, по мнению М. Д.
Маханевой, позволяет детям «накапливать опыт таких ситуаций, какие в реальной жизни
им не встречались, опыт чувств и эмоций, опыт со-переживания и со-чувствия, и со-
творчества».
Театрализованная деятельность – неисчерпаемый источник развития чувств,
переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В
результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу;
познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.
Театрализация – это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков.
Данный вид деятельности является мощным средством речевого развития дошкольников.
Именно здесь наиболее эффективно решается целый ряд речевых задач: расширяется
словарь признаков, дети учатся согласовывать слова с движениями и действиями,
отрабатывается просодическая сторона речи (высота, сила, громкость, интонационная
выразительность, дети активно упражняются в диалогическом взаимодействии.
Система развития творческого воображения дошкольников согласно системы ФГОС
в театрализованных играх решает первостепенной задачу по развитию творческого
воображения детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
поддерживать у детей живой интерес к театрализованной игре, желание
участвовать в действии и использовать для этого все окружающее пространство;
стимулировать эмоциональное восприятие детьми театрализованных игр;
развивать фантазию, творческие способности, ассоциативное мышление, внимание;
воспитывать коммуникативные качества, партнерские отношения; побуждать детей
к активному общению;
развивать умение отождествлять себя с театральным персонажем;
развивать мимическую выразительность и мелкую моторику пальцев рук.
Все обучение проводится поэтапно: от знакомства с литературным произведением
через работу над ролью (техникой речи, интонацией, позой, жестом) до показа стендового
театра и постановки произведения. Кроме этого, важнейшим в детском творческом театре
является процесс репетиции, поскольку именно в процессе работы над образом, ролью, во
взаимодействии с другими артистами происходит развитие и творческое становление
личности ребенка, усвоение им социальных норм поведения, формируются высшие
произвольные психические функции. Кроме того, предусмотрена работа по изготовлению
атрибутов, декораций, элементов костюмов. В каждой группе созданы условия по
театрально-игровой деятельности. Руками воспитателей и родителей изготовлены
необходимые куклы и декорации к спектаклям.
Особая роль в перспективном планировании отводится играм-драматизациям, ведь
именно в них особенно ярко проявляется детское творчество. В этом виде деятельности
оно направлено на создание игровой ситуации, на более точное и эмоциональное
воплощение взятой на себя роли, на умение ставить себя на место героев произведения,
проникаться их чувствами и переживаниями.
Прежде, чем драматизировать сказку, дети учатся рассказывать ее по ролям, находя
нужные интонации. Для формирования интонационной выразительности речи педагоги
используют специально подобранные этюды и упражнения, развивающие отчетливое
произношение слов и звуков. Это, прежде всего заучивание скороговорок и чистоговорок.
Сначала от детей требуется медленное и четкое произношение слов, затем – четкое и
быстрое. Для освоения выразительной речи педагоги вводят упражнения, развивающие
умение определять смысл логических ударений в тексте, и специальные творческие
задания на развитие образности речи. Речь идет об упражнениях на подбор синонимов и
антонимов, придумывание сравнений и эпитетов к заданным словам.
В структуру этих занятий включены этюды и упражнения на формирование у детей
интонационной выразительности речи, развитие эмоций, движений, жестов, мимики.
Проводится пальчиковая гимнастика, которая является подготовительным этапом в
подготовке руки ребенка к управлению верховыми куклами.
Театрализованные игры в дошкольном возрасте, согласно системе ФГОС,
основаны на разыгрывании сказок - способом познания мира ребенком. Русская народная
сказка радует детей своим оптимизмом, добротой, любовью ко всему живому, мудрой
ясностью в понимании жизни, сочувствием слабому, лукавством и юмором при этом
формируется опыт социальных навыков поведения, а любимые герои становятся
2
образцами для подражания. Ребенок получает роль одного из ее героев, приобщается к
культуре своего народа, непроизвольно впитывает то отношение к миру, которое дает
силу и стойкость в будущей жизни.
Методика объяснения ребенку задания «Запишем сказку» дана в книге «Чего на
свете не бывает?».
Приведем
примеры
педагогических
ситуаций,
разрешаемых
с
помощью
театральной деятельности.
«Погружение в сказку» при помощи «волшебных вещей» из сказки
Создание воображаемой ситуации. Например, посмотреть на вещи, стоящие в
группе, используя «волшебный ритуал» (зажмурить глазки, вдохнуть, с выдохом открыть
глазки и осмотреться) или «волшебные очки». Затем привлечь внимание детей к какой-
либо вещи: скамейка (Не с нее ли упало яичко?), миска (Может в этой миске испекли
Колобок?) и т.д. Затем детей спрашивают, узнали ли они из какой сказки эти вещи.
Чтение и совместный анализ сказок
Например, проводится беседа, направленная на знакомство с эмоциями и
чувствами, затем – выделение героев с различными чертами характера, и идентификация
себя с одним из персонажей. Для этого во время драматизации дети могут смотреться в
«специальное»
зеркало,
которое
позволяет
видеть
себя
в
различные
моменты
театрализованной игры и с успехом используется при проигрывании перед ним различных
эмоциональных состояний.
Проигрывание отрывков из сказки
передающих различные черты характера, с параллельным объяснением или
разъяснением воспитателем и детьми нравственных качеств и мотивов действий
персонажей.
Режиссерская игра (со строительным и дидактическим материалом).
Рисование
раскрашивание наиболее ярких и эмоциональных для детей событий из сказок с
речевым комментированием и объяснением личностного смысла изображаемых событий.
Словесные, настольно-печатные и подвижные игры
направленные на усвоение нравственных правил и постановку нравственных задач
в свободной деятельности детей после занятия.
Если необходимо ввести проблемные игровые ситуации, то театрализованные игры
могут проводиться в двух вариантах: с изменением сюжета,
сохранив образы
произведения или с заменой героев, сохранив содержание сказки.
В процессе работы над ролью рекомендуется:
- составление словесного портрета героя;
- фантазирование по поводу его дома, взаимоотношений с родителями, друзьями,
придумывание его любимых блюд, занятий, игр;
-
сочинение
различных
случаев
из
жизни
героя,
не
предусмотренных
инсценировкой;
- анализ придуманных поступков;
- работа над сценической выразительностью: определение целесообразных
действий, движений, жестов персонажа, места на сценической площадке, мимики,
интонации;
- подготовка театрального костюма;
3
- использование грима для создания образа.
Правила драматизации (по Р. Калининой)
Правило индивидуальности
Драматизация – это не просто пересказ сказки, в ней нет строго очерченных ролей
с заранее выученным текстом.
Дети переживают за своего героя, действуют от его имени, привнося в персонаж
свою личность. Именно поэтому герой, сыгранный одним ребенком, будет совсем не
похож на героя, сыгранного другим ребенком. Да и один и тот же ребенок, играя во
второй раз, может быть совсем другим.
Проигрывание психогимнастических упражнений
на изображение эмоций, черт характера, обсуждение и ответы на вопросы
взрослого являются необходимой подготовкой к драматизации, к «проживанию» за
другого, но по-своему.
Правило всеобщего участия
В драматизации участвуют все дети.
Если не хватает ролей для изображения людей, зверей, то активными участниками
спектакля могут стать деревья, кусты, ветер, избушка и т.д., которые могут помогать
героям сказки, могут мешать, а могут передавать и усиливать настроение главных героев.
Правило свободы выбора
Каждая сказка проигрывается неоднократно. Она повторяется (но это будет
каждый раз другая сказка – см. правило индивидуальности) до тех пор, пока каждый
ребенок не проиграет все роли, которые он хочет.
Правило помогающих вопросов
Для облегчения проигрывания той или иной роли после знакомства со сказкой и
перед ее проигрыванием необходимо обсудить, «проговорить» каждую роль. В этом вам
помогут вопросы: что ты хочешь делать? Что тебе мешает в этом? Что поможет сделать
это? Что чувствует твой персонаж? Какой он? О чем мечтает? Что он хочет сказать?
Правило обратной связи
После проигрывания сказки проходит ее обсуждение: Какие чувства ты испытывал
во время спектакля? Чье поведение, чьи поступки тебе понравились? Почему? Кто тебе
больше всего помог в игре? Кого ты хочешь теперь сыграть? Почему?
Атрибутика к драматизация
Атрибутика (элементы костюмов, маски, декорации) помогает детям погрузиться в
сказочный мир, лучше почувствовать своих героев, передать их характер. Она создает
определенное настроение, подготавливает маленьких артистов к восприятию и передаче
изменений, происходящих по ходу сюжета. Атрибутика не должна быть сложной, дети
изготавливают ее сами. Каждый персонаж имеет несколько масок, ведь в процессе
развертывания сюжета эмоциональное состояние героев неоднократно меняется (страх,
веселье, удивление, злость и т.д.) При создании маски важным оказывается не портретное
сходство ее с персонажем (насколько точно, например, нарисован пятачок), а передача
настроения героя и нашего отношения к нему.
Правило мудрого руководителя
Соблюдение
и
сопровождение
педагогом
всех
перечисленных
правил
драматизации, индивидуальный подход к каждому ребенку. Развитие театрализованных
4
игр зависит от содержания и методики художественного воспитания детей в целом и от
уровня образовательной работы в группе.
В основе руководства театрализованными играми в системе ФГОС лежит работа
над текстом литературного произведения. Р.И. Жуковская советует преподносить текст
произведения выразительно, художественно, а при повторном чтении вовлекать их в
несложный анализ содержания, подводить к осознанию мотивов поступков персонажей.
Обогащению детей художественными средствами передачи образа способствуют этюды
из прочитанного произведения или выбор любого события из сказки и его розыгрыш
(зрители угадывают). Интересны этюды, в которых дети двигаются под фрагменты
музыкальных произведений.
Старшие дети активно обсуждают, во что лучше играть, согласовывать свои
замыслы и желания. Игра повторяется несколько раз и у каждого есть возможность
попробовать себя в понравившейся роли. В старших группах договариваются о двух-трех
составах «артистов». С целью усвоения последовательности событий, уточнения образов
персонажей
организуется
художественно-творческая
деятельность:
рисование,
аппликация, лепка по теме произведения. Старшие дошкольники могут работать
подгруппами, получают задание, например, вылепить фигурки персонажей, чтобы
разыграть сказку. При этом отпадает необходимость в специальном запоминании текста.
Основная цель педагогического руководства
– будить воображение ребенка,
создавать условия для изобретательности, творчества детей. Творчество детей в
театрально-игровой деятельности проявляется в трех направлениях - как творчество
продуктивное (сочинение собственных сюжетов или творческая интерпретация заданного
сюжета), исполнительское (речевое, двигательное) и оформительское (декорации,
костюмы и т.д.), которые могут объединяться.
Условия
для
проявления
самостоятельности
и
творческого
воображения
дошкольников в театрализованных играх следующие (по О. Солнцевой):
- содержание игр должно соответствовать интересам и возможностям детей; -
- педагогическое сопровождение строить с учетом постепенного нарастания
самостоятельности и творчества ребенка;
- театрально-игровая среда должна быть динамично изменяющейся, а в ее создании
принимают участие дети.
Старший дошкольный возраст – период расцвета режиссерской игры, которая
становится
полноценной
совместной
деятельностью.
Содержанием
игр
являются
фантастические
сюжеты,
в
которых
реальность
переплетается
с
событиями
из
мультфильмов, книг. Предметно-игровая среда для режиссерских игр конструируется на
основе полифункционального игрового материала (карта-макет игрового пространства).
Его использование помогает ребенку придумывать и разыгрывать события, составляющие
сюжетную канву, представить сюжетную ситуацию еще до ее разыгрывания, а затем
конкретизировать в процессе режиссерской игры, наполнив ее игровыми событиями.
Близость структуры игрового и сказочного сюжета дает возможность использовать
литературную сказку как основу для развития сюжетосложения.
На начальном этапе освоения сюжетосложения необходимо, чтобы игровой
материал помогал ребенку домыслить, вообразить, опираясь на предложенную взрослым
предметную ситуацию, выступал в роли «пускового механизма», способствующего
разворачиванию воображения и детского творчества. Педагог выступает как создатель
5
проблемно-игровых ситуаций, направляющих замыслы режиссерской игры. Опора
делается на опыт детей, который активизируется при помощи содержания и структуры
материала, а также постановки «сказочной» игровой проблемы, требующей разрешения.
Педагог, не принимая непосредственного участия в игре, лишь направляет замыслы детей
вопросами: «Что было дальше? Кого они встретили? Что с ними случилось? «. Его
позицию можно определить, как помощник в реализации детьми игровых замыслов.
Развитие воображения позволяет дошкольнику занять особую внутреннюю
позицию, предоставляющую ему возможность самостоятельно задать предметные
отношения, создать собственный сюжет и реализовать его. Дети создают игровые образы,
используя речевые обороты, интонации, типичные для героя, действуя в соответствии с
характером персонажа.
Организации игр предшествует общий замысел. Каждый
придумывает кусочек сюжета к выбранной теме.
Задача педагога
– научить детей
согласовывать замыслы. Это требует от него установления связей между событиями,
придуманными разными детьми. Он обращает внимание на то, что сочинять интересно,
когда каждый продолжает часть истории, придуманную другими. Педагог выступает, как
носитель умения проигрывать часть сюжета на основе приема «как будто».
Готовность к театрализованной деятельности ребенка определяется как система
знаний и умений, обеспечивающих возможность совместной деятельности по созданию
спектакля и комфортность ребенка на всех ее этапах. Эта система включает: знания об
искусстве
театра
и
эмоционально-положительное
отношение
к
нему;
умения,
позволяющие дошкольнику создать образ в соответствии со сценической задачей; умение
строить сценический образ действующих лиц; практические умения по осуществлению
собственной сценической деятельности.
Педагогическое сопровождение театрализованных игр направлено на сохранение
самостоятельности игры и пробуждение игрового творчества, желания совместно
придумывать сюжеты, ролевые диалоги и элементы предметно - игровой среды. Педагог
стремиться пробудить у ребенка способность к импровизации, насыщению сюжетов
оригинальными событиями, сочетающими реальные и фантастические элементы.
Литература
1. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005. -№4. – с.
29-35.
2.Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду. - М.: Академия,
2003. - 268 с.
3.Артемова
Л.В.
Театрализованные
игры
дошкольников.
/
Дошкольное
воспитание. - 2005. - № 9. - С. 61-67.
4.Баряева Л. Вечканова И. Загребаева Е. Зарин А. Театрализованные игры-
занятия. - М.: Союз, 2006. – 368 с.
5. Белобрыкина О. А. Значение театрализованных игр в формировании
самооценки дошкольника / В сб.: Развитие личности в современном образовательном
пространстве. Сборник научных трудов. - Новосибирск: НГПУ, 2007. - С. 26-28.
6. Соломоник И.Н. Куклы выходят на сцену: Кн. для учителя - М.: Издательская
6
корпорация Логос, 2004 – 349с.
7. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр: Программа “Театр-творчество-
дети”:
Пособие
для
воспитателей,
педагогов
дополнительного
образования
и
музыкальных руководителей детских садов. - М.: АРКТИ, 2004 – 432с.
7