Автор: Шлыкова Людмила Евгеньевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Золушка" Населённый пункт: Тамбов, Тамбовская область Наименование материала: конспект ООД для детей 6-7 лет Тема: "Нос - полезнейшая штука" Раздел: дошкольное образование
«Нос – полезнейшая штука».
конспект организованной образовательной деятельности
для детей от 6 до 7 лет
Цель: Формирование культуры здоровья у детей дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательная:
1.
Познакомить
детей
с
анатомическим
строением
носа
человека,
его
функциями, назначением и взаимосвязи с другими органами;
2. Познакомить детей с индивидуальными средствами защиты дыхательных
органов.
Оздоровительная:
1.Научить детей точечному массажу.
2.Учить сохранять и укреплять свое здоровье.
Развивающая:
1. Развивать и обогащать словарный запас детей.
2. Продолжать развивать умение детей рассуждать, анализировать,
делать выводы.
3. Развивать мышление, воображение.
4. Формировать навыки учебной деятельности.
Воспитательная:
1.
Воспитывать
доброжелательное
отношение
к
высказываниям
друг
друга.
2.
Воспитывать бережное и заботливое отношение к своему организму.
Предварительная работа: Рассматривание с детьми книг «Человеческий
организм», «Я и мое тело»,
чтение и обсуждение пословиц о здоровье,
стихов,
составление
сказки
об
организме,
рисование
плаката
«Береги
здоровье смолоду».
Словарная
работа: Обоняние, орган, парфюмер, аромат, респиратор,
противогаз, ядохимикаты, отоларинголог (лор).
Материал: картинка с изображением человеческого носа. Еловые ветки.
Стаканчики, закрытые крышками с наполнителями: чеснок, растворимый
кофе, цедра апельсина, тертый огурец, резаный
лук, ватки с ароматами
духов.
Гигиенические
палочки,
противогаз,
респиратор,
медицинская
повязка, игрушечные животные.
До начала организованной деятельности воспитатель вносит в группу
еловые ветки. Дети рассматривают их, нюхают.
Организационный момент:
Собрались все дети в круг.
Я - твой друг и ты - мой друг.
Вместе за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся
.
Появляется Красная Шапочка.
Здравствуйте, ребята. Я несла пирожки бабушке, но повернула по тропинке к
вам. Как вы думаете, почему? Правильно, меня привлек запах. Чем у вас
пахнет? Какой орган помог мне уловить запах?
«Вот гора, а у горы две глубокие норы,
В этих норах воздух бродит, то заходит, то выходит
»
(нос
)
Кто знает, чем пахнет в моем лесу? Ответы детей.
Кто из вас может рассказать, как устроен нос? Затрудняетесь?
Рассматривание картины «Строение носа»
Давайте превратимся в маленькие пылинки и отправимся в путешествие
в
Носландию!
Раз!
И
мы
оказались
на
двух
просторных
улицах
-
лабиринтах. Это - ноздри. Вход в страну охраняют ворсинки – стражники.
Мы с осторожностью проходим по улицам, стенки которых покрыты липкой
жидкостью – слизью. К ней прилипают все микробы, которые стремятся
проникнуть в наш организм. Проходя по улицам, воздух и мы вместе с ним
согревается и попадает в глотку и легкие уже теплым и очищеным. Когда
слизи скапливается много, человек чихает. И таким образом нос очищается.
Апчхи! И мы вернулись из путешествия.
Частицы различных запахов и ароматов, которые находятся в воздухе,
попадают
нам
в
нос
и
проходят
по
верхним
проходам
и
оседают
на
обонятельные рецепторы – это клеточки с волосками. Они улавливают эти
запахи, и передают их в мозг. Таким образом, можно определить наличие
запаха. Это называется - обоняние. Обоняние – это способность различать
запахи. А нос – это орган обоняния.
Лучше всех обоняние развито у животных. Для многих оно даже важнее,
чем зрение. С помощью обоняния животные находят пищу, обнаруживают
врагов, узнают друзей, свой дом. Например, собака помогает охотнику найти
добычу, а вместе с пограничниками охраняет границы нашей Родины, ищет
преступников и даже пропавших людей по следу, по вещам, предметам. Но
есть люди, у которых обоняние лучше развито, чем у других. Они могут
работать парфюмерами.
Парфюмер – это профессия, а нос для них – орудие труда. Парфюмер
определяет и создает ароматы для разной продукции: духов, кремов, зубной
пасты. Так же создает ароматы для продуктов питания: мороженое со вкусом
банана или конфеты со вкусом клубники и др. продукты.
Игра – эксперимент «Парфюмер».
- Уважаемые парфюмеры, наденьте белые халаты, шапочки, бахилы на ноги.
Не забудьте помыть руки (дети имитируют все движения).
- Готовы? Прошу вас пройти в «лабораторию». Предлагаю вам изучить новые
ароматы.
Дети окунают в стаканчик ватную палочку и определяют аромат (чеснока,
лука,
апельсина,
ванили).
Называют
его.
Объясняют,
где
можно
его
использовать, полезен ли он человеческому организму и т.д. Красная шапочка
с детьми обсуждает запахи их применение и назначение.
Правильно справились с заданием. Вы настоящие парфюмеры и обоняние у
вас хорошо развито. Вам все эти запахи нравятся? (Дети обсуждают.)
- В мире существует много различных запахов. Одни нам знакомы,
другие нет; одни нам приятны, а другие не очень; некоторые из них полезны,
а есть такие, которые опасные для нашего здоровья. Как вы думаете, какие
это запахи? Это запахи различных газов, химикатов, красок, бензина, дыма.
При работе с такими
запахами рекомендуется носить защитные маски и
стараться, как можно меньше находиться в помещении с этими веществами.
- Что же могут вызвать у человека эти опасные запахи? (удушье, аллергию,
воспаление слизистой носа и т.д.)
Недавно в лесу был сильный дым. Я не могла дойти до дома. Мне
помогли лесники. Как они это сделали? Чему они меня научили?
Ответы
детей.
Знакомство с индивидуальными средствами защиты.
Красная
шапочка
показывает
различные
виды
защитных
масок:
медицинская повязка, респиратор, противогаз.
Кто из вас знает, что это ? (дети уточняют)
1. Это медицинская повязка – она защищает человеческий организм не только
от микробов и вирусов, находящихся в воздухе, но и от неприятных запахов:
гнили, химикатов, чистящих средств.
2. Это респиратор – им пользуются маляры, строители при работе с красками,
растворителями, бензином и др. веществами.
3. Это противогаз – при загрязнении воздуха ядовитыми газами, а также во
время пожара от едкого дыма, им пользуются пожарники. Зараженный воздух
проходит через фильтр, очищается от ядовитых частиц, пыли и
чистым
проходит через трубку в легкие.
Игровое упражнение «Сквозь дым»
Красная шапочка просит спасти животных в лесу. Они оказались под
завесой дыма от костра, который не погасили туристы. Дети делятся на две
команды. Надевают маски и переносят животных.
Ребята, скажите у всех ли одинаковые носы? Какой формы бывают носы?
Длинные, большие, курносые, короткие, острые, маленькие, задорные, нос
картошкой.
Красная Шапочка: Нос не только служит нам для обоняния, но и для
четкого произношения звуков, слов.
Эксперимент.
Если нос заложен, не дышит, то человек плохо говорит. Зажмите свой
н о с
р у ко й
и
п р о и з н е с и т е
ф р а зу
« М а м а
м ы л а
р а м у » .
Ч т о
получилось? (обсуждение
проведенного
эксперимента).
Красная
шапочка
помогает детям сделать вывод, по итогам эксперимента, что не только с
помощью губ, рта, язычка, зубов, но и с помощью носа мы так четко и
правильно говорим.
Красная Шапочка: Однажды, я гуляла в холодное время года без шапки
и простудилась. У меня появился насморк, першение в голе. Кто помог мне
решить проблему со здоровьем? Врач – отоларинголог (лор). Это врач, к
которому обращаются при болях в носоглотке. Не пугайся докторов – будешь
весел и здоров! Одевайся по погоде, шарф и шапка снова в моде!
Игровое упражнение «Повтори, что назову» (проверка слуха). В роли
врача выступает ребенок.
Не циркач я и артист – сам себе я массажист! Красная Шапочка
обучает детей точечному массажу:
Крылья носа разотри – раз, два, три
И под носом себе утри – раз, два, три
Брови нужно расчесать – раз, два, три, четыре, пять
Вытри пот теперь со лба – раз, два
Серьги на уши повесь, если есть.
Заколкой волосы скрепи – раз, два, три
Сзади пуговку найди и застегни
Бусы надо примерять, примеряй и надевай.
А сюда повесим брошку, разноцветную матрёшку.
А сюда браслетики, красивые манжетики.
Девочки и мальчики, приготовьте пальчики.
Вот как славно потрудились и красиво нарядились
Осталось ноги растереть и не будем мы боле
ть
Красная
шапочка
напоминает
детям
правила
обращения
со
своим
организмом. Как заботиться о своем здоровье.
Красная Шапочка: Вот такой у нас с вами удивительный, любопытный и
нужный орган – нос.
Любите себя, свой организм, прислушивайтесь к нему, следите за своим
здоровьем. Я надеюсь, что мой лес всегда будет радовать, веселить и лечить.
Жду Вас в гости. До свидания.
Воспитатель:
Сегодня
вы
сделали
самую
важную
детскую
работу
–
научились
новому.
Что
нового
вы
узнали
сегодня?
Когда
вы
можете
применить эти знания? С кем можете поделиться?
А сейчас, ребята, давайте нарисуем лес, цветочные поляны, где можно
отдыхать, дышать свежим воздухом, оздоравливаться.
Список использованной литературы:
1.Здоровый
образ
жизни
«Я
и
мое
здоровье»
(программа
занятий,
упражнений и дидактических игр), автор Т.А.Тарасова, Л.С.Власова; Москва
2008г.
2.
Система
оздоровления
дошкольников
«Здоровячок»,
авторы
Т.С.Никонорова, Е.М. Сергиенко, Воронеж 2007г.
3. Занимательная физкультура в детском саду. К. К. Утробина,
издательство
Гном-Пресс 2007г.
4.
Энциклопедия
Все
обо
всем
«Мое
тело»
(издательство:
«АСТ»,
Москва 2005г.)