Напоминание

ЛИЧНОСТНАЯ ВОВЛЕЧЕННОСТЬ КАК ВАЖНЫЙ КОМПОНЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ


Автор: Шрамко Анастасия Сергеевна
Должность: учитель младших классов
Учебное заведение: МОУ "Школа № 102 г. Донецк"
Населённый пункт: Донецк
Наименование материала: статья
Тема: ЛИЧНОСТНАЯ ВОВЛЕЧЕННОСТЬ КАК ВАЖНЫЙ КОМПОНЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Раздел: начальное образование





Назад




ЛИЧНОСТНАЯ ВОВЛЕЧЕННОСТЬ КАК ВАЖНЫЙ КОМПОНЕНТ

ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ

ШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Шрамко Анастасия Сергеевна

ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет»

Аннотация. В статье рассматривается создание личностных ситуаций как

важного

приема

в

гуманизации

образования

для

вовлеченности

в

образовательный процесс учащихся. Именно на основе личной вовлеченности

возможно формирование экологической культуры учащихся, которая будет

основываться на осознании личности важности собственной деятельности для

окружающего мира.

Ключевые слова: экологическое мышление,

экологическая культура,

личностная вовлеченность, личностная ситуация, образование.

Человечество

стоит

перед

проблемой

повышения

экологического

культурного уровня каждого индивидума входящего в социум. Академик

Н. Н.

Моисеев отмечает, что «спасти окружающую среду человечество сможет

при условии осознания каждым ответственности за судьбу нашего общего дома

- матери планеты Земля» [4, с.30]. На данный момент вопрос стоит уже не

просто

о

загрязнении

окружающей

среды

и

неэффективном

природопользовании, а об опасности самоуничтожения человечества из-за

неправильного взаимодействия с окружающей средой. Именно поэтому важно

формировать экологическую культуру с раннего детства, и общество ставит

перед педагогической наукой проблему поиска путей формирования личности,

способной изменить отношение к природе.

Задачи по формированию экологической культуры в младшей школе

требуют новых подходов и изменения содержания экологического образования,

следует также качественно пересмотреть такое понятие как экологическая

культура личности.

Экологическая культура - это многокомпонентное понятие, которое

затрагивает уровни технического, экономического и духовного пластов

развития общества, также включает интересы, склонности и способности

взаимодействия людей между собой, а также с окружающей средой [6, с. 59].

В

последнее

время

экологическая

культура

рассматривается

с

культурологических

позиций,

являясь

частью

общей

культуры,

где

взаимодействуют два процесса - это образование человека и его формирование

как социокультурного индивида. Такой переход определяет перелом в сознании

человечества, когда от сосредоточенности на самом себе и индивидуальных

частных проблемах человек переходит к вниманию связи с целым миром и тех

аспектов его действий, которые влияют на мир в целом.

Экологическую культуру можно рассматривать в качестве культуры,

способствующей единению человека с природой, а также адекватного

сочетания потребностей людей с качественным развитием самой природы.

Нельзя свести экологическую культуру только к передаче определённых

экологических знаний и норм, нужно воспитать в человеке нравственную

ответственность за состояние окружающей среды, всё больше внимания

уделяется нравственному аспекту в понимании сущности экологической

культуры, которая является частью общей культуры личности.

Следует отметить, что в основу положено ценностное отношение

человека к окружающему миру. Фактически экологическая культура - это

новый уровень сознания личности, которая ориентирована на мышление и

деятельность человека с абсолютным принятием ценности любой жизни.

На данный момент существует несколько точек зрения по поводу

формирования экологической культуры. В образовательном процессе следует

выделить

аксиологический,

деятельностный,

лично

творческий

аспекты ,которые отражены в работах современных учёных: Н. М. Верзилина,

Н. Ф. Виноградовой, Э. В. Гирусова, С. И. Глазачева, Н. С. Дежниковой,

А. Н. Захлебного, И. Д. Зверева, Б. Т. Лихачева и др.

В аксиологическом аспекте экологическая культура рассматривается как

часть

общей

культуры

и

представляет

совокупность

определённых

материальных и духовных ценностей, которые выступают как неотделимое

качество предмета и как регулятор человеческой деятельности, проявляющиеся

в оценке личности. Фактически вся значимость для человека знаний предметов

и деловых целей представляет собой меру нравственной эстетической

мировоззренческой готовности не только изучать, но изменять мир.

Выделяют ценности-цели, где абсолютная ценность передается жизни и

всему, что окружает человека. Ценности-средства - знания и навыки, которые

способствуют

созидательным

взаимоотношениям

между

человеком

и

компонентами среды, реализующимися через ценности-качества: доброту,

ответственность, самоограничение [7, с. 69].

Экологическая

культура

изучается

как

специфический

способ

жизнедеятельности

в

сфере

решения

разнообразных

проблем

по

взаимодействию с окружающей средой, реализуется в деятельностном аспекте.

Фактически здесь изучаются способы практической деятельности человека, где

он выступает субъектом культуры и закрепляет определённые её образцы.

Культура

представляет

ведущие

виды

деятельности

и

способы

её

осуществления, которые не способны нанести ущерб окружающей среде и

обладают преобразующим характером в интересах устойчивого развития

природы

и

общества,

а

также

затрагивают

охрану

и

рациональное

природопользование.

Личностно творческий аспект изучает деятельность человека в сфере

творческой самореализации в мире социума и природы, в данном аспекте

культура изучается на личностном уровне.

Следует отметить, что на данном этапе усвоения культуры человек

проходит

через

процесс

личностного

саморазвития,

сопереживания

и

сотворчества. Именно здесь человек реализует свои сущностные силы, и он

превращает определённые формы культуры в индивидуальное богатство и

реализуют свой творческий потенциал через всеобщие формы культуры. Таким

образом происходит развитие индивидуальности в реализации неповторимых

возможностей.

А. Маслоу, К. Роджерс считают, что потребность в самореализации - это

ведущая потребность личности, которая проявляется в активности человека,

ориентированной

на

творческое

преобразование

окружающей

среды,

самореализацию, которые следует рассматривать не как единичные акты

деятельности,

а

постоянный

процесс

по

преодолению

внутренних

противоречий,

способствующих

раскрытию

творческих

способностей

личности.

Степень

этого

раскрытия

напрямую

зависит

от

способа

жизнедеятельности человека и тех условий социальной, культурной и

природной среды, в которых он проживает.

Самореализация личности возможна только на основе сознания себя

взаимозависимой

и

взаимообусловленной

частью

окружающей

среды,

субъектом культуры и своей нравственной, социальной и индивидуальной

экологической ответственности за те события, которые происходят в природе.

Чтобы

сформировать

экологическую

культуру

личности,

следует

отходить от знаниевого подхода в образовательном процессе. В школе

сформированность

культуры

должна

включать

стремление

совершать

определенные поступки в соответствии с некими социальными нормами и

внутренними потребностями. Человек должен не только знать экологические

правила и нормы и осознавать негативные последствия своей деятельности, но

и воспринимать их как собственную ответственность, где каждый его поступок

способен влиять на состояние окружающей среды и необратимо отразится на

жизни каждого человека и его потомков.

Сложный

вопрос

заключается

в

противоречии

знаниево-

ориентированного образования и гуманистического подхода, где ценности-цели

превращаются

в

ценности-средства

как

важный

фактор

достижения

абсолютных ценностей, где природа является неким абсолютом, благодаря

которому человек может существовать. Природа - это ценность, цель которой

ценна сама по себе, человек стремится её сохранить ради неё самой.

В свете гуманизации процесса формирования экологической культуры

следует рассматривать определенную сумму знаний в мире природы и нормах

деятельности, необходимо формировать новый тип мышления.

Экологическая культура личности - это такое свойство личности как

субъекта культуры, которое проявляется в его духовной жизни и поступках как

неотъемлемый способ самореализации, основанный на осознании себя как

части природной среды во взаимозависимых связях с ней и на внутренней

потребности в сохранении окружающей среды. Поэтому в содержание

экологического образования нужно внести личностный компонент, который

будет реализовывать главную задачу аксиологического и деятельностного

подхода, поскольку экологическая культура прежде всего действует на

личностном уровне. Личностные компоненты экологической культуры будут

проявляться через определённое качество и свойства личности.

Так ребёнок будет осознавать экологические знания как личностно

значимые,

необходимые

ему

для

реализации

практических

задач

его

жизнедеятельности и ориентированные на сохранение природной среды.

Учащийся будет оценивать мир с точки зрения его ценности как значимой не

только для себя, но и для других, он не будет подходить к ней с точки зрения

утилитарно практического смысла, и его поведение будет обусловлено

абсолютной ценностью природы и внутренними регуляторами деятельности.

Также ребёнок будет применять не только определённые нормы жизни в

окружающей

среде,

но

и

сформулирует

собственную

позицию

по

взаимодействию с окружающей средой, что возможно только через осмысление

и субъективации уже имеющихся норм общества, ему нужно будет найти

самостоятельно

пути

решения

по

регламентированному

собственному

поведенческому пути. Ребёнок будет осознавать способ жизнедеятельности не

только через социальный опыт, но и личностный, и самоутверждаться, и

самореализоваться в социальной, природной и культурной среде.

Какого

рода

личностный

компонент

содержания

экологического

образования следует назвать личностной вовлеченностью? Термин «личностная

вовлеченность» в научный обиход ввел К. Роджерс. Он говорит о двух типах

учения: бессмысленном и осмысленном, где первое является принудительным и

оцениваемым внешними факторами, а второе - свободное и самостоятельное,

которое влияет на личность и имеет возможность рефлексии по поводу

собственной деятельности, поэтому является личностью вовлеченным [Цит. по

7, с. 54].

При изменении содержания и процесса образования в личностно-

ориентированном плане следует отметить, что личностная вовлеченность,

самоактуализация, мотивация к саморазвитию и самообразованию - это

основополагающие смыслы всего образования, потому что именно они

нивелирует отстраненное учение, а реагируют только на внутренние механизмы

саморазвития.

Такой характер образования возможен через актуализацию субъектности

учащихся, то есть они должны осмысливать себя авторами собственной жизни

и

иметь

возможность

реализовать

себя

через

творчество

на

основе

нравственных ценностей. Также в процессе личностной включенности ребёнка

следует отметить эмоциональное погружение в учебный материал, где

учащиеся переживают и реагируют на явления действительности. Однако

личностный

компонент

не

должен

отторгать

традиционные

способы

преподавания:

научно-познавательное,

ценностное,

нормативное,

деятельностное, преподаватель должен осознанно использовать в процессе

обучения личностные ситуации. Личностная ситуация - это механизм, который

способствует реализации формирования экологической культуры школьников и

обладает большим образовательным и развивающим потенциалом.

Педагогические условия формирования экологической культуры - это

объективные

возможности

педагогического

процесса,

которые

учитель

использует целенаправленно на школьниках в его аксиологической и личностно

творческой деятельности, включая и обстоятельства, которые способствуют

формированию знаниевого и деятельностного компонентов.

Комплексом необходимых условий являются организационные системное

обеспечение, научно-организованная деятельность и личностно значимая

направленность. Педагог должен не только добиться наличия у ребёнка

определённых

знаний

и

умений,

которые

соответствуют

нормам

образовательного стандарта, но и того, чтобы знание личностно переживали

учащиеся, чтобы дети испытывали внутреннюю потребность действовать в

соответствии с определёнными нормами и переживали за свой вклад в решение

актуальных экологических задач.

Таким образом, преподаватель должен уметь целенаправленно создавать

личностные ситуации, которые требуют включения в образовательный процесс

личностных

структур

учащихся

для

решения

задач,

которые

будут

эмоционально и нравственно окрашивать в социально значимые проблемы в

экологической сфере.

Личностная ситуация - это не только учебный материал, это прежде всего

переживание учеников, которые ищут смысл и проигрывают проблемы так,

чтобы они зазвучали эмоционально, выходя за рамки изучаемого предмета и

стали неотъемлемой частью, значимой для каждого из них, а для этого

содержание урока должно соответствовать интересам школьников, где они

будут преодолевать поставленные проблемы, вырабатывать новые формы своей

жизнедеятельности.

В. В. Серикова обозначила следующую триаду для личностной ситуации:

задача - игра – диалог [7, с. 63]. Это триада фактически отражает формальную

сторону личностной ситуации. Однако для того, чтобы данный приём стал

эффективным,

следует

включить

в

неё

и

другие

процессуальные

характеристики: заинтересованность, проблемность, личностное вовлечение.

Педагог

должен

заинтересовать

ученика

изучаемым

вопросом

и

обнаружить ценностно-смысловые ориентиры, которые будут способствовать

формированию экологического сознания. Для этого используются различные

педагогические приёмы, которые способны актуализировать и привлечь

внимание школьников - это коммуникативная атака, парадоксы, риторические

вопросы, сталкивание точек зрения.

Проблемность

следует

искать

там,

где

определённые

жизненные

ситуации станут близкими интересам и опыту детей, однако для их решения

необходимо

преодолеть

определённые

трудности,

которые

способны

актуализировать субъектность ребенка.

И последняя процессуальная ступенька - это личностное вовлечение,

которое

предполагает

активность

учащегося

в

самоутверждении

и

самореализации, где все внутренние силы ученика его интеллектуально-

нравственной, эмоциональной и деятельностной активности ориентированы не

только на усвоение содержания, но и на личностное развитие ребёнка.

Таким образом, нормы и ценности окружающего мира становятся для

ученика не только какими-то внешними объектами, которые исходят от учителя

и от общества, а теми факторами, которые он выбирает сам. Наибольшая

степень личностной вовлеченности учащихся в образовательный процесс будет

достигнута, если личностная ситуация обеспечит переход от актуализации

знаний до нормирования собственной и о щественной деятельности в природе и

обществе.

Педагогу

для

формирования

экологической

культуры

школьников

следует овладеть навыками по созданию личностной ситуации. В процессе

экологического образования он должен понимать, что личность - это субъект

культуры и имеет определённые ориентиры нравственной деятельности,

поэтому нужно выступать в образовательном процессе тоже как субъект

культуры и быть носителем общечеловеческих и экологических ценностей.

Учитель

должен

выявлять

и

использовать

экологический,

личностно-

развивающий потенциал всех образовательных программ и содержания

предметных курсов, всех видов учебной и внеучебной деятельности.

Учитель,

используя

личностную

ситуацию,

с

одной

стороны,

способствует включению и реализации личностного компонента экологической

культуры в образовательном процессе, с другой – обеспечивает личностное

развитие и самореализацию учащихся на уроке, включенность их в процесс

образования, связь экологических знаний и норм с жизнью школьника, его

непосредственными интересами и потребностями

Исходя

из

вышеизложенного,

можно

отметить

что

формировать

экологическую культуру школьников следует на основе использования

личностных ситуаций, поскольку именно они являются важным компонентом

образовательного

процесса,

где

личность

школьников

выступает

самостоятельным субъектом, овладевающим не только знаниями, умениями и

навыками, но и регенерирующим ценностные основания и нормы, поскольку

осознаются

им

как

жизненно

необходимые.

Именно

так

формируется

ценностное отношение к окружающему миру, где школьники переживают свою

индивидуальную ответственность за деятельность в природе и обществе,

которая осознается как социально значимая.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Асмолов А. Г. Личность как предмет психологического исследования.

М., 1984. 158 с.

2. Глазачев С. Н. Экологическая культура учителя. М., 1998. 205 с.

3. Лещинский В.И. Педагогическая технология личностной ориентации.

Воронеж, 2001. 198 с.

4. Моисеев Н. Н. Экологическое образование и экологизация образования

// Биология в школе. 1996. № 3. С. 29-32.

5. Орлов А. Б. Психология личности и сущности человека: Парадигмы,

проекции, практики. М., 2002. 258 с.

6. Реймерс Н. Ф. Начала экологических знаний. М., 1993. 247 с.

7. Сериков В. В. Личностный подход в образовании: концепции и

технологии. Волгоград, 1994. 187 с.



В раздел образования