Напоминание

"Развитие творческих способностей обучающихся на уроках литературы с использованием информационно коммуникационных технологий"


Автор: Федотова Яна Васильевна
Должность: преподаватель учебных дисциплин
Учебное заведение: ОГА ПОУ "Боровичский педагогический колледж"
Населённый пункт: г. Боровичи, Новгородская область
Наименование материала: научная статья
Тема: "Развитие творческих способностей обучающихся на уроках литературы с использованием информационно коммуникационных технологий"
Раздел: среднее образование





Назад




Статья

Развитие творческих способностей обучающихся на уроках литературы

на основе использования информационно-

коммуникационных технологий

Развитие творческих способностей является одним из самых важных

жизненных вопросов современной педагогики и определяет в системе

образования

существенную

задачу

воспитание

у

подрастающего

поколения

творческой

интерпретации

окружающего

мира,

самостоятельности и активности в познании, что в будущем будут

способствовать достижению значимых перемен в обществе и жизни в целом.

Актуальность

проблемы

развития

творческих

способностей

обосновывается

возросшей

потребностью

общества

в

личности,

актуализирующей в максимальной степени свои способности и активно

участвующей

в

решении

социально-экономических

проблем

страны.

Развитие творческих способностей учащихся является важной составной

частью образовательного процесса, эффективность которого зависит от ряда

факторов и условий их реализации.

Теоретический анализ ключевых положений анализируемой проблемы

показывает, что для развития творческих способностей обучающихся

необходимо выполнение ряда специфических педагогических условий. В

научных

исследованиях

педагогические

условия

рассматриваются

как

совокупность факторов, обстоятельств, внешних и внутренних требований и

параметров,

обеспечивающих

достижение

результата

педагогической

деятельности (В.И. Андреев, Ю.К. Бабанский, Т.А. Ильина, В.В. Краевский,

И.Я. Лернер, Ю.А. Конаржевский).

В педагогических условиях также подчеркивается необходимость

учета внешних требований и внутренних психологических установок,

удовлетворение которых обеспечивает достижение желаемого результата.

Развитие творческих способностей полностью основано на эффективной

организации обучения, обеспечивающей достижение ими творческого

уровня в познавательной деятельности.

Обоснование предложенных систем работы по развитию творческих

способностей

представлены

в

научных

трудах

И.Я.

Лернера,

В.А.

Сухомлинского, А.Н. Окунева. И.Я. Лернер выделил следующие элементы

творческих способностей:

видение новой проблемы в знакомой ситуации;

перенос знаний и умений в нестандартную ситуацию;

видение новых (скрытых) функций известных объектов;

видение всех взаимосвязей структуры объекта;

видение альтернативных и вариативных способов решения задачи;

комбинирование известных способов действий и создание на этой

основе нового способа;

построение принципиально нового способа решения, отличающегося

от известных [4, с.49].

У учащихся при создании учителем специальных педагогических

условий появляется возможность развивать свои творческие способности на

основе использования средств

различных предметов, в том числе и

литературы.

Сегодня информационно-коммуникативные технологии активно входят

во все сферы нашей жизни, в том числе и в образовательный процесс.

Компьютерные

технологии

широко

используются:

ни одно

школьное

мероприятие не обходится без мультимедийных презентаций, а урок – без

использования

инновационных

образовательных

ресурсов.

Цели использования информационных технологий в школе достаточно

разнообразны, однако главная из них

– реализация перехода на новый

уровень

качества

преподавания,

которого

требует

современность.

Использование

информационных

технологий

может

способствовать

развитию творческих способностей учащихся.

Учитель литературы может разрабатывать и применять различные

виды

заданий,

способствующие

развитию

творческих

способностей

учащихся. Рассмотрим некоторые виды заданий для выявления специфики

их разработки и применения.

Во-первых,

это

самостоятельная

поисковая

работа

учащихся,

предполагающая использование мультимедиа библиотеки образовательной

организации, Интернет-ресурсов, конечным итогом которой может стать

написание творческой работы, подготовка сообщения, презентации или

фотогалереи. Учитель в данном случае, разбив учащихся на группы, может

дать ориентировочные вопросы, направляющие и организующие

их

информационный поиск. Так, при изучении литературных произведений ,он

может предложить учащимся для групповой поисковой работы следующие

темы: «Жизнь купечества в пореформенной России», «Домострой в русской

семье XIX века», «История создания пьесы», «Сценическая история

"Грозы"», «Образы Катерины и Кабанихи на сценах российских театров» и

др.

Во-вторых,

к

творческим

заданиям

на

основе

использования

информационно-коммуникационных технологий, относится и работа над

сценарием фильма или спектакля по какой-либо изучаемой пьесе. Еще в 20-е

годы ХХ века учителя пробовали на уроках составлять киносценарий по

литературному тексту. В последнее время этот прием снова привлек

внимание, так как создание киносценария – это своеобразное изучение

текста, в ходе которого появляется возможность более глубоко вникать в

содержание литературного произведения, вырабатывая навыки вдумчивого

чтения. После написания сценария, начинается процесс видеосъемки.

Действующие лица оживают, произведение увлекает учащихся, а также их

родителей (законных представителей), идет коллективное сотворчество, все

учатся решению возникающих проблем сообща. В процессе работы создается

ситуация успеха: учащиеся стараются показать все, что знают, умеют и

могут. Безусловно, что в работе над таким творческим заданием необходим

целый

комплекс

мультимедийных

средств,

которыми

и

располагает

современное обучение.

Другой разновидностью задания, выполнение которого предполагает

использование

информационных

компьютерных

технологий,

является

создание рекламных проектов по прочитанному. Создание рекламного

ролика на прочитанное произведение – это полифункциональный вид

работы, способствующий формированию таких читательских качеств, как

творческое воображение, внимательное отношение к художественной детали

литературного произведения, ассоциативность и логичность мышления. Этот

вид творческого задания требует предварительной подготовки учащихся.

Они получают домашнее задание разбиться на микрогруппы и коллективно

создать рекламный ролик по произведению того или иного автора. Им

необходимо четко продумать цель, адресата, вид ролика. Целесообразно

обратить внимание учащихся на форму презентации рекламных проектов.

Это может быть:

инсценизация;

словесное описание рекламы произведения на телевидении;

реклама произведения, звучащая на радио;

реклама произведения в печатном издании;

телереклама;

комбинированный вид рекламного проекта произведения.

Следует подчеркнуть, что во время презентации рекламных проектов

выясняются и важные недостатки читательской рецепции учащихся. Поэтому

при изучении литературы необходимо активно использовать те формы

презентации, которые подсказываются реалиями современной жизни.

Среди других индивидуальных творческих заданий, которые можно

предложить учащимся с целью контроля приобретенных знаний, умений и

навыков

на основе применения компьютерных технологий,

выделим

следующие:

составление интерактивных литературных викторин, кроссвордов,

ребусов и головоломок по художественному произведению;

разработка макета иллюстраций к тексту, обложки к книге;

создание фотогалереи.

При создании фотогалереи необходимо изначально учитывать, что

каждый художественный образ, представленный писателем или поэтом,

включает в себя портретную характеристику героя.

В ней автор, как

правило, акцентирует внимание на основных чертах характера своего героя.

На уроках литературы часто составляется словесный портрет персонажа,

следующий шаг – фотопортрет. Работа выполняется учащимися на основе

активного взаимодействия в группе (по 5-6 человек). Они находят цитаты,

содержащие информацию о герое, выявляют важнейшие стороны его

личности, сопоставляют их с иллюстрациями известных художников к

произведению,

размещенных

на

Интернет-сайтах.

Так,

работая

над

созданием фотогалереи героев «Вишневого сада» А. П. Чехова, учащиеся

могут

сосредоточить

свое

внимание

на

художественных

деталях,

характеризующих персонажей пьесы. Заключительный урок – защита

творческих работ, включающая элементы рефлексии: Что удалось? Над чем

стоит еще поработать? Что новое удалось увидеть в характере героев?

Таким

образом,

активное

использование

информационно-

коммуникационных технологий на уроке литературы позволяет усиливать

творческую и познавательную активность учащихся, что достигается через

систему разнообразных заданий продуктивного характера, нацеленных на

обобщение

и

систематизацию

изученного,

совершенствование

литературоведческих компетенций учащихся, развитие у них аналитического

и критического мышления как основы проявления творческих способностей.

Список использованных источников

1. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой

личности: Основы педагогики творчества. – Казань: Изд-во КГУ, 2017. – 238

с. 2.

2. Кедров Б.М. Социальное и биологическое в научном творчестве //

Биологическое и социальное в развитии человека. – М., 2019. – 228 с. 3.

3. Комарова, Т.С. Дети в мире творчества / Т.С.Комарова. - М.: Мнемозина,

2018. - С.14.

4. Лернер, И.Я. Проблемное обучение / И.Я.Лернер. - М.: Знание, 2016. -

С.49.



В раздел образования