Автор: Федотова Яна Васильевна
Должность: преподаватель учебных дисциплин
Учебное заведение: ОГА ПОУ "Боровичский педагогический колледж"
Населённый пункт: г. Боровичи, Новгородская область
Наименование материала: научная статья
Тема: "Развитие творческих способностей обучающихся на уроках литературы с использованием информационно коммуникационных технологий"
Раздел: среднее образование
Статья
Развитие творческих способностей обучающихся на уроках литературы
на основе использования информационно-
коммуникационных технологий
Развитие творческих способностей является одним из самых важных
жизненных вопросов современной педагогики и определяет в системе
образования
существенную
задачу
–
воспитание
у
подрастающего
поколения
творческой
интерпретации
окружающего
мира,
самостоятельности и активности в познании, что в будущем будут
способствовать достижению значимых перемен в обществе и жизни в целом.
Актуальность
проблемы
развития
творческих
способностей
обосновывается
возросшей
потребностью
общества
в
личности,
актуализирующей в максимальной степени свои способности и активно
участвующей
в
решении
социально-экономических
проблем
страны.
Развитие творческих способностей учащихся является важной составной
частью образовательного процесса, эффективность которого зависит от ряда
факторов и условий их реализации.
Теоретический анализ ключевых положений анализируемой проблемы
показывает, что для развития творческих способностей обучающихся
необходимо выполнение ряда специфических педагогических условий. В
научных
исследованиях
педагогические
условия
рассматриваются
как
совокупность факторов, обстоятельств, внешних и внутренних требований и
параметров,
обеспечивающих
достижение
результата
педагогической
деятельности (В.И. Андреев, Ю.К. Бабанский, Т.А. Ильина, В.В. Краевский,
И.Я. Лернер, Ю.А. Конаржевский).
В педагогических условиях также подчеркивается необходимость
учета внешних требований и внутренних психологических установок,
удовлетворение которых обеспечивает достижение желаемого результата.
Развитие творческих способностей полностью основано на эффективной
организации обучения, обеспечивающей достижение ими творческого
уровня в познавательной деятельности.
Обоснование предложенных систем работы по развитию творческих
способностей
представлены
в
научных
трудах
И.Я.
Лернера,
В.А.
Сухомлинского, А.Н. Окунева. И.Я. Лернер выделил следующие элементы
творческих способностей:
видение новой проблемы в знакомой ситуации;
перенос знаний и умений в нестандартную ситуацию;
видение новых (скрытых) функций известных объектов;
видение всех взаимосвязей структуры объекта;
видение альтернативных и вариативных способов решения задачи;
комбинирование известных способов действий и создание на этой
основе нового способа;
построение принципиально нового способа решения, отличающегося
от известных [4, с.49].
У учащихся при создании учителем специальных педагогических
условий появляется возможность развивать свои творческие способности на
основе использования средств
различных предметов, в том числе и
литературы.
Сегодня информационно-коммуникативные технологии активно входят
во все сферы нашей жизни, в том числе и в образовательный процесс.
Компьютерные
технологии
широко
используются:
ни одно
школьное
мероприятие не обходится без мультимедийных презентаций, а урок – без
использования
инновационных
образовательных
ресурсов.
Цели использования информационных технологий в школе достаточно
разнообразны, однако главная из них
– реализация перехода на новый
уровень
качества
преподавания,
которого
требует
современность.
Использование
информационных
технологий
может
способствовать
развитию творческих способностей учащихся.
Учитель литературы может разрабатывать и применять различные
виды
заданий,
способствующие
развитию
творческих
способностей
учащихся. Рассмотрим некоторые виды заданий для выявления специфики
их разработки и применения.
Во-первых,
это
самостоятельная
поисковая
работа
учащихся,
предполагающая использование мультимедиа библиотеки образовательной
организации, Интернет-ресурсов, конечным итогом которой может стать
написание творческой работы, подготовка сообщения, презентации или
фотогалереи. Учитель в данном случае, разбив учащихся на группы, может
дать ориентировочные вопросы, направляющие и организующие
их
информационный поиск. Так, при изучении литературных произведений ,он
может предложить учащимся для групповой поисковой работы следующие
темы: «Жизнь купечества в пореформенной России», «Домострой в русской
семье XIX века», «История создания пьесы», «Сценическая история
"Грозы"», «Образы Катерины и Кабанихи на сценах российских театров» и
др.
Во-вторых,
к
творческим
заданиям
на
основе
использования
информационно-коммуникационных технологий, относится и работа над
сценарием фильма или спектакля по какой-либо изучаемой пьесе. Еще в 20-е
годы ХХ века учителя пробовали на уроках составлять киносценарий по
литературному тексту. В последнее время этот прием снова привлек
внимание, так как создание киносценария – это своеобразное изучение
текста, в ходе которого появляется возможность более глубоко вникать в
содержание литературного произведения, вырабатывая навыки вдумчивого
чтения. После написания сценария, начинается процесс видеосъемки.
Действующие лица оживают, произведение увлекает учащихся, а также их
родителей (законных представителей), идет коллективное сотворчество, все
учатся решению возникающих проблем сообща. В процессе работы создается
ситуация успеха: учащиеся стараются показать все, что знают, умеют и
могут. Безусловно, что в работе над таким творческим заданием необходим
целый
комплекс
мультимедийных
средств,
которыми
и
располагает
современное обучение.
Другой разновидностью задания, выполнение которого предполагает
использование
информационных
компьютерных
технологий,
является
создание рекламных проектов по прочитанному. Создание рекламного
ролика на прочитанное произведение – это полифункциональный вид
работы, способствующий формированию таких читательских качеств, как
творческое воображение, внимательное отношение к художественной детали
литературного произведения, ассоциативность и логичность мышления. Этот
вид творческого задания требует предварительной подготовки учащихся.
Они получают домашнее задание разбиться на микрогруппы и коллективно
создать рекламный ролик по произведению того или иного автора. Им
необходимо четко продумать цель, адресата, вид ролика. Целесообразно
обратить внимание учащихся на форму презентации рекламных проектов.
Это может быть:
инсценизация;
словесное описание рекламы произведения на телевидении;
реклама произведения, звучащая на радио;
реклама произведения в печатном издании;
телереклама;
комбинированный вид рекламного проекта произведения.
Следует подчеркнуть, что во время презентации рекламных проектов
выясняются и важные недостатки читательской рецепции учащихся. Поэтому
при изучении литературы необходимо активно использовать те формы
презентации, которые подсказываются реалиями современной жизни.
Среди других индивидуальных творческих заданий, которые можно
предложить учащимся с целью контроля приобретенных знаний, умений и
навыков
на основе применения компьютерных технологий,
выделим
следующие:
составление интерактивных литературных викторин, кроссвордов,
ребусов и головоломок по художественному произведению;
разработка макета иллюстраций к тексту, обложки к книге;
создание фотогалереи.
При создании фотогалереи необходимо изначально учитывать, что
каждый художественный образ, представленный писателем или поэтом,
включает в себя портретную характеристику героя.
В ней автор, как
правило, акцентирует внимание на основных чертах характера своего героя.
На уроках литературы часто составляется словесный портрет персонажа,
следующий шаг – фотопортрет. Работа выполняется учащимися на основе
активного взаимодействия в группе (по 5-6 человек). Они находят цитаты,
содержащие информацию о герое, выявляют важнейшие стороны его
личности, сопоставляют их с иллюстрациями известных художников к
произведению,
размещенных
на
Интернет-сайтах.
Так,
работая
над
созданием фотогалереи героев «Вишневого сада» А. П. Чехова, учащиеся
могут
сосредоточить
свое
внимание
на
художественных
деталях,
характеризующих персонажей пьесы. Заключительный урок – защита
творческих работ, включающая элементы рефлексии: Что удалось? Над чем
стоит еще поработать? Что новое удалось увидеть в характере героев?
Таким
образом,
активное
использование
информационно-
коммуникационных технологий на уроке литературы позволяет усиливать
творческую и познавательную активность учащихся, что достигается через
систему разнообразных заданий продуктивного характера, нацеленных на
обобщение
и
систематизацию
изученного,
совершенствование
литературоведческих компетенций учащихся, развитие у них аналитического
и критического мышления как основы проявления творческих способностей.
Список использованных источников
1. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой
личности: Основы педагогики творчества. – Казань: Изд-во КГУ, 2017. – 238
с. 2.
2. Кедров Б.М. Социальное и биологическое в научном творчестве //
Биологическое и социальное в развитии человека. – М., 2019. – 228 с. 3.
3. Комарова, Т.С. Дети в мире творчества / Т.С.Комарова. - М.: Мнемозина,
2018. - С.14.
4. Лернер, И.Я. Проблемное обучение / И.Я.Лернер. - М.: Знание, 2016. -
С.49.