Напоминание

"Влияние театральных постановок на нравственное развитие обучающихся средней школы"


Авторы: Ситникова Аделя Ринатовна, Соколова Алла Сергеевна
Должность: учителя русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №3" Вахитовского района
Населённый пункт: г. Казани
Наименование материала: статья-исследование
Тема: "Влияние театральных постановок на нравственное развитие обучающихся средней школы"
Раздел: среднее образование





Назад




ВЛИЯНИЕ ТЕАТРАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ НА УРОВЕНЬ

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

СРЕДНЕГО ЗВЕНА

В

условиях

развития

процессов

демократизации

общественного

сознания, динамики социально-экономических изменений и технического

прогресса портрет современного выпускника по ФГОС СОО должен состоять

из девяти базовых личностных характеристик. Современный выпускник

должен быть прежде всего гражданином своей страны, личностью знающей,

здоровой

физически

и

умственно,

патриотичной,

умеющей

делать

профессиональный выбор, саморазвивающейся, коммуникативной, знающей

традиционные ценности и творческой. Именно в школе происходит

становление

личности

ребенка,

его

самосознания,

формируются

коммуникативные навыки, воспитываются чувство меры и вкус, а также

происходит овладение собственным телом, мимикой, голосом, движениями и

т.п. Включение элементов театрализации в учебный и внеурочный процесс –

одно из эффективных средств развития необходимых личностных качеств

учащихся.

Театральная педагогика – это система образования, основой которой

является совместное коллективное творчество педагогов и учеников,

способствующая постижению явлений окружающего мира посредством

погружения проживание в образах, что дает целостное представление о

человеке, о его отношениях с окружающим миром, его деятельности, мысли

и чувствах, нравственных идеалах. Существует два понимания театральной

педагогики, являющейся частью педагогики искусства: узкое и широкое. В

узком смысле – это педагогика, организованная на уроках искусства (музыки,

изобразительного искусства и т.п.); в широком – педагогика, опирающаяся на

целостное, образное мышление и «практики проживания содержания

образования в любых предметных областях».

В

России

театральная

педагогика

существует

с

XVII

века:

ее

использовали в Славяно-греко-латинской академии, в Смольном институте,

Кадетском корпусе и других крупных учебных заведениях. Уже в XVIII веке

театральная педагогика становится популярной, начинается педагогическая

работа над драматическими произведениями. В частности, речь идет о

выдающемся русском педагоге эпохи Просвещения, - А.Т. Болотове, который

впервые обратил пристальное внимание на воспитывающую роль детского

театра. Одним из первых произведений, написанных для постановки детьми

на сцене, была пьеса «Честохвал», сочиненная в 1779 году, на примере

которой мы провели экспериментальное исследование по повышению уровня

духовно-нравственного развития учащихся во внеурочной деятельности по

литературе, о чем подробнее – ниже. Сам Андрей Болотов писал о

воспитывающей роли «Честохвала» следующее: «И как главною целью оной

было, с одной стороны, осмеяние лгунов и хвастунов, невежд и молодых

волокит, а с другой, чтоб представить для образца добронравных и

прилежных детей и добродетельные деяния, то и назвал было я ее сперва

"Залыгалою", но при переписке набело придал название "Честохвала"».

В связи с демократическим подъемом конца 1850-х – начала 1860-х

годов

общественно-педагогическое

движение

за

демократизацию

образования в стране обострило общественное внимание на проблемы

воспитания, требуя более строгого отношения к критериям, характеру и

содержанию воспитательного процесса. В этой среде развертывается

полемика среди ученых и педагогов по поводу позитивного и негативного

воздействия

театральных

постановок

на

духовно-нравственный

облик

воспитанников, а началом этих дискуссий стала статья Н.И. Пирогова «Быть

или казаться» (1858). В данной статье он негативно относится к театральным

постановкам, где актерами выступают дети. По его мнению, в определенной

обстановке со зрителями дети, примеряя на себя роль, могут остаться в ней

или же использовать искусство быть актером в реальной жизни, а сам театр

он называет «школой тщеславия и притворства». Н.И. Пирогов задает вопрос

педагогам: «…Дозволяет ли здравая нравственная педагогика выставлять

детей и юношей перед публикой в более или менее искаженном и,

следовательно, не в настоящем виде? Оправдывает ли цель в этом случае

средство?». Его статья в целом вызвала одобрение в педагогических кругах.

В числе сторонников позиции Пирогова был и К.Д. Ушинский, считавший,

что произношение не своих слов и подражание кому-либо учит детей лжи.

Появившееся в педагогике XX

века новое понятие «драматический

инстинкт» вновь внушило педагогам доверие к детскому театру. Как писал

американский ученый Стенли Холл: «Драматический инстинкт, который

обнаруживается, судя по многочисленным статистическим исследованиям, в

необыкновенной любви детей к театру, кинематографу и их страсти к

самостоятельному разыгрыванию всевозможных ролей, является для нас,

педагогов, прямо открытием новой силы в человеческой природе: та польза,

которую можно ожидать от этой силы в педагогическом деле, если мы

научимся пользоваться ею как следует, может быть сравнима разве только с

теми благами, какими сопровождается в жизни людей вновь открытая сила

природы».

Позже в Советском Союзе была принята резолюция, затрагивавшая

проблемы школьных и дошкольных театров. Передовые учителя высоко

оценивали возможности театральной педагогики как одного из средств

воспитания,

а

также

активно

использовали

разнообразные

средства

театрального искусства для учебно-воспитательной работы.

Школьная

театральная

педагогика

предполагает

использование

различных методов и форм обучения в рамках урочной и внеурочной

деятельности. Таковыми являются театральные методики, используемые на

классных часах, занятиях искусством, на внеурочных занятиях. Нередко

классные руководители устраивают походы с классом в театр на интересные,

по их мнению, для детей постановки, учителя литературы и родного языка

также

устраивают

подобные

выходы

в

театр

на

постановки

по

художественным произведениям отечественной или зарубежной литературы,

которую предстоит изучить или уже обсудили в классе. Для того, чтобы

сделать урок литературы современным, заинтересовать читателей и оставить

в их памяти отрывки из произведений художественной литературы, педагоги

используют метод инсценировки отдельных частей текста, устраивают

конкурсы чтецов, в которых основным критерием оценивания выступает

артистизм и выразительность интонации.

Так,

например,

совсем

недавно,

4

февраля,

педагогический

и

ученический коллективы МБОУ «Гимназия №3» Вахитовского района

города Казани, в которой я работаю, провели мероприятие, посвященное

значимому событию для нашей страны – победе в Сталинградской битве.

Под совместным руководством с коллегой Сараевой М.Е. было поставлено

театрализованное

представление

«Письма

с

фронта»,

где

были

задействованы ученики 7А и 7Б класса. Данное выступление включало в себя

и декламацию писем с фронта, и пение военных песен, и танецs, и чтение

стихотворений. Современным школьникам, увлекающимся смартфонами,

играми и социальными сетями, необходимы новые способы изучения

событий Великой Отечественной Войны. «Письма с фронта» - постановка,

которая замотивировала и заинтересовала абсолютно каждого участника

действия.

Дети

изучили

Сталинградскую

битву,

биографии

авторов

прочитанных ими писем, биографии авторов, написавших стихотворения и

тексты песен, используемых в сценарии. Данное мероприятие дало мощный

толчок в развитии знаний детей о значимых для каждого из нас событиях.

Мы привели этот пример, не связанный напрямую с объектом нашего

исследования, не случайно. Имея опыт постановки школьного театра, я имею

представление о его значимости в духовно-нравственном воспитании

обучающихся

и

могу

с

уверенностью

утверждать,

что

планируемая

постановка спектакля по пьесе А.Т. Болотова «Честохвал» выполнит задачи,

обозначенные в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания

личности

гражданина

России»:

понимание

и

поддержание

таких

нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к

родителям, забота о младших и старших, уважение другого человека;

готовность солидарно противостоять внешним и внутренним вызовам;

духовную, культурную и социальную преемственность поколений и др.

Целью нашего исследования является выявление влияния театральной

педагогики на уровень духовно-нравственного развития обучающихся

среднего звена.

Объектом

исследования

является

внеурочная

деятельность

по

литературе.

Предмет

исследования: влияние театральной педагогики на уровень

духовно-нравственного развития обучающихся среднего звена.

В связи с вышесказанным возникает следующая гипотеза: театральная

педагогика является одним из основных методов увеличения уровня

духовно-нравственного развития обучающихся среднего звена.

В соответствии с целью были выполнены следующие задачи:

- определение уровня духовно-нравственного развития при помощи

разных методик на констатирующем этапе педагогического эксперимента;

- постановка спектакля по пьесе А.Т. Болотова «Честохвал» на

формирующем этапе педагогического эксперимента;

-

определение

уровня

духовно-нравственного

развития

разными

методиками на контрольном этапе эксперимента и сопоставление их

результатов с результатами на констатирующем этапе.

В педагогике не существует таких методик, с помощью которых можно

было бы до конца однозначно и точно определить уровень духовно-

нравственного развития школьников. Это связано и с тем, что представление

о духовно-нравственной развитости человека создается при непрерывном

живом общении с ним на протяжении немалого времени, и с тем, что

духовно-нравственное

становление

личности

непрерывный

процесс,

происходящий на протяжении всей жизни. Соответственно, исследователям

не под силу судить о конечном результате и зафиксировать его.

Однако существуют методики, определяющие некоторые отдельные

качества личности, жизненные ценности и тому подобное, что помогает

выявить примерный уровень духовно-нравственной воспитанности человека

в отдельно взятый промежуток времени. Данные результаты необходимы

педагогам и

исследователям для определения эффективности метода

духовно-нравственного воспитания.

Одними из самых распространенных методик, диагностики уровня

нравственности, описанных в сборнике Т.А. Фалькович и др. «Подростки

XVIII века», являются:

1.

Методика №1: диагностика нравственной самооценки;

2.

Методика №2: диагностика этики поведения

3.

Методика №3: диагностика отношения к жизненным

ценностям;

4.

Методика №4: диагностика нравственной мотивации.

Исследование

происходило

на

базе

МБОУ

«Гимназия

№3»

Вахитовского района г. Казани. Участие приняли ученики 6А и 6Б классов в

составе которых насчитывалось по 20 и 30 человек соответственно.

Исследование показало - на констатирующем этапе педагогического

эксперимента высокий и средний уровень духовно-нравственного развития

имеют 75% обучающихся 6А класса и 70% обучающихся 6Б класса, что

говорит о сформированности представления духовности и нравственности у

большинства обучающихся средней школы. Однако не все обучающиеся

понимают, что такое сострадание и сочувствие. Исследование также

показало,

не

у

всех

обучающихся

сформировано

чувство

долга

и

ответственности. Комплексное применение методик помогло более точно

выявить

уровень

духовно-нравственного

развития

учеников,

а

также

полученные результаты констатирующей части эксперимента показали

проблемы, которые присутствуют детей при отсутствии целенаправленной

методики нравственного воспитания.

Для

формирующего

этапа

педагогического

эксперимента

было

утверждено расписание кружка «Литературный дворик». На занятиях кружка

экспериментальной группой были изучены биография А.Т. Болотова, его

творчество, а также пьеса «Частохвал», по которой детьми был составлен

сценарий и поставлен спектакль.

При постановке на сцене произведений художественной литературы, в

частности драматических, являющимися самыми сложными для восприятия

детей среди других родов литературы, формируются все необходимые

навыки для личностного развития учащихся. Драма – наиболее сложный род

литературы, потому что в ней не дана на прямую авторская позиция,

описание внешности и внутреннего мира героев – ребенок сам по монологам

и диалогам персонажей, по авторским ремаркам должен составить внешний и

психологический портрет героя, воссоздать последовательность событий,

место действия и время, обстановку, в которой происходят события. Играя

персонажа на сцене, ребенок глубже понимает значимость осознанного

чтения и анализа произведения, старается максимально понять чувства

своего героя, оценивает его поступки – входит в роль другого человека,

переживает его жизнь или момент жизни, на некоторое мгновение становится

персонажем произведения. Это накладывает отпечаток на становление

личности ребенка, он, как губка, впитывает в себя все усвоенное в момент

репетиций и самого спектакля: что такое добро, что такое зло, долг,

сострадание, любовь и др.

На

контрольном

этапе

опытно-экспериментальной

работы,

после

проведения формирующего этапа, мы снова провели диагностику уровня

сформированности духовности и нравственности учащихся контрольной и

экспериментальной групп. В результате диагностики было выявлено, что

результаты контрольной группы на контрольном этапе по сравнению с

результатами на констатирующем этапе не поменялись. Дети почти

одинаково ответили на все вопросы разных методик, и по-прежнему не все

понимают, что такое чувство долга, ответственности, сострадание и т.п. В

экспериментальной группе результаты диагностики стали лучше, чем на

констатирующем этапе.

Если в начале эксперимента 10 участников

экспериментальной группы не могли объяснить значение слова «мудрость», а

13 человек имели не до конца сформировавшиеся чувства долга и

ответственности, то к концу эти понятия стали для них понятными. Так, уже

2 ученика столкнулись с трудностями при определении значения слова

«мудрость» и 1 ученик с определением значения слова «долг».

Если по итогам констатирующего этапа педагогического эксперимента

3% учащихся экспериментальной группы имели низкий уровень духовно-

нравственного развития, 27% - средний уровень, а высокий уровень и

уровень выше среднего – 70%, то по итогам контрольного мы имеем нулевые

показатели по низкому уровню, 13% учащихся находятся на среднем уровне

духовно-нравственного развития, а 87% обучающихся находятся на уровне

выше среднего и высоком уровне.

Таким образом, путем постановки спектакля на школьной сцене, мы

выяснили, что театральная педагогика наряду с изучением литературы на

уроках и комплексным анализом текста играет важную роль в нравственном

развитии учеников средней школы. Чтение произведений художественной

литературы является показателем духовного потенциала личности. В.А.

Сухомлинский писал, что «чтение, как источник духовного обогащения, не

сводится к умению читать; этим умением оно только начинается». Чтение, по

мнению педагога, - это окошко, через которое дети видят и познают мир и

самих себя. Театральная педагогика подразумевает под собой не только

чтение и анализ произведений, но и развитие творческих способностей,

эмоциональной сферы, чувств, веры в себя и т.д. Благодаря театру ребенок

переживает чувства и эмоции своего героя. На сцене маленький актер

становится героем произведения, на примере действий которого ребенок

может свершить самоанализ и понять, что такое «хорошо», а что такое

«плохо», как можно поступать, а как поступать все-таки не следует.

Использование театральной педагогики в школе вносит значительный вклад

в нравственное воспитание обучающихся среднего звена, что нам и удалось

доказать нашим исследованием.



В раздел образования